АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
248000, г. Калуга, ул.Ленина, д.90; тел: (4842) 505-902, факс: (4842) 599-457;
http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А23-8784/2020
23 декабря 2020 годаг.Калуга
Резолютивная часть решения объявлена 23.12.2020
Полный текст решения изготовлен 25.12.2020
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Харчикова Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ушаковой К.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Министерства образования и науки Калужской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 248016, <...>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, 249000, <...>),
третье лицо - индивидуальный предприниматель ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, 249000, Калужская обл., г. Обнинск),
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
индивидуального предпринимателя ФИО1, выписка из ЕГРИП, паспорт;
индивидуального предпринимателя ФИО2, выписка из ЕГРИП, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Министерство образования и науки Калужской области (далее - министерство, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о привлечении ИП ФИО1 (далее - предприниматель, заинтересованное лицо) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Министерство просит привлечь предпринимателя к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Предприниматель представила отзыв, в судебном заседании возражала против удовлетворения требования, пояснила, что отсутствует событие правонарушения, она не осуществляла образовательную деятельность, а оказывала консультационные услуги по подготовке детей и родителей к школе, как психолог, осуществляемая деятельность является фактически репетиторством, "По дороге к азбуке" - название кружка, а не разработанная образовательная программа.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл основное судебное заседание в арбитражном суде первой инстанции.
На основании положений статей 9, 65, 70 (часть 31), 123, 156, 205 АПК РФ дело рассмотрено при указанной явке по представленным доказательствам с учётом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, установленного распределения бремени доказывания, доводов заявления, отсутствия возражений.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, о чем 29.05.2018 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>.
На основании жалоб ФИО3 (вх. № В-МО/856-20 от 06.10.2020) и ФИО4 (вх. № ЗМО/866-20 от 08.10.2020) министерством проведена проверка деятельности ИП ФИО1 в здании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №3" города Обнинска, расположенного по адресу: 249031, <...>.
Проверкой установлено, что 29.09.2020 в 20 час. 00 мин. в здании организации по адресу: 249031, <...>, осуществляла деятельность индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП <***>). Деятельность велась в кабинете №25 (площадью 48,3 кв.м.), который был предоставлен ИП ФИО1 в соответствии с договором почасовой аренды недвижимого имущества от 08.09.2020 №10-2020/А, с графиком предоставления - вторник, четверг с 18-00 до 19-30.
По результатам проверки министерством 30.10.2020 составлен акт, в котором отражено, что деятельность предпринимателя выражалась в виде групповых занятий для детей дошкольного возраста по курсу "По дороге к азбуке", количество обучающихся в группе составляло 28 человек. Занятия по образовательной программе "По дороге к азбуке" относятся к деятельности предпринимателя и не относятся к образовательной деятельности школы, к проведению занятий с детьми по образовательной программе "По дороге к азбуке" предпринимателем привлечена ФИО2, которая проводила занятия и является учителем начальных классов школы, выполняемая трудовая функция не относилась к трудовой деятельности по основному месту работы. Основанием привлечения к работе с детьми ФИО2 является договор простого товарищества от 01.09.2020, заключённый на неопределённый срок между предпринимателем и ИП ФИО2 На основании сведений из Реестра санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, отсутствует информация о получении предпринимателем и ИП ФИО2 соответствующих заключений на осуществление образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам дополнительного образования по адресу: 249031, <...>.
В сводном реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки отсутствуют сведения о предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***> ИНН <***>) лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Начальником отдела управления 30.10.2020 в отношении предпринимателя, в присутствии предпринимателя, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, согласно которому отделом государственного контроля рассмотрены обращения граждан ФИО4 (вх. № ЗМО/866-20 от 08.10.2020), являющейся законным представителем несовершеннолетнего Шумило Марка Вячеславовича ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО3 (вх. № В-МО/856-20 от 06.10.2020) по вопросам нарушения безопасных условий обучения и воспитания обучающихся, отсутствии присмотра и ухода за обучающимся, имевшим место 29.09.2020 в 20-00 в здании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №3" города Обнинска (далее - Школа, Организация).
Из текста обращений следует, что 29.09.2020 в 20-00 несовершеннолетний ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р. (6 лет), после посещения занятий по подготовке к школе, при отсутствии контроля со стороны педагога и охраны школы, без сопровождения законных представителей несовершеннолетнего обучающегося, самостоятельно покинул здание Организации, расположенное по адресу: 249031, <...> пропал.
Исчезновение ребёнка был обнаружено по факту обращения родственницы ФИО5 М, которая пришла его забрать после занятия. Поиск ребёнка осуществлялся родителями и родственниками обучающегося. В связи с самостоятельным возвращением ребёнка домой по месту жительства около 21-00 поиски были прекращены.
Лица, ответственные за обеспечение безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетнего обучающегося, необходимых мер по факту исчезновения малолетнего обучающегося не принимали. Также в обращении указано, что договоров на обучение с родителями (законными представителями) ФИО5 не заключалось. Кем и на каких условиях оказывались услуги по подготовке детей к школе заявителю ФИО3 не известно. Данный заявитель просит провести проверку по данному факту и привлечь виновных лиц к ответственности, вторым заявителем, ФИО4, указанные требования поддержаны. По данным обращениям направлены запросы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" о предоставлении дополнительной информации: 08.10.2020 запрошена информация от Управлении образования города Обнинска (представителя учредителя Школы) (исх. №В-МО/856-11-20), и от Школы (исх. № №В-МО/856-11-20) по вопросам нарушения безопасных условий обучения и воспитания обучающихся, отсутствии присмотра и ухода за обучающимся, имевшим место 29.09.2020 в 20-00 в здании Школы; 12.10.2020 запрошена информация у индивидуального предпринимателя ФИО1 (исх. №В-МО/856-11-20/ №3-МО/866-11-20).
На основании поступивших от заявителя и собранных материалов выявлено: 29.09.2020 в 20 час. 00 мин. в здании Организации по адресу: 249031, <...>, осуществлял деятельность индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП <***>) (далее - ИП ФИО1). Деятельность велась в кабинете №25 (площадью 48,3 м2), по адресу: 249031, <...>, который был предоставлен ИП ФИО1 в соответствии с договором почасовой аренды недвижимого имущества от 08.09.2020 №10-2020/А. График предоставления помещения - вторник, четверг с 18-00 до 19-30. Помещение предоставлено для занятий по учебному курсу "По дороге к азбуке". В соответствии с пунктом 4.1 договора арендованное помещение не может передаваться в субаренду, в безвозмездное пользование, в качестве залога, вклада в уставной капитал хозяйственных товариществ, в качестве паевого взноса в производственный кооператив и без передачи прав и обязанностей по договору аренды иному лицу. Договор согласован с управлением общего образования администрации города Обнинска - представителем учредителя Организации. Согласно договору почасовой аренды недвижимого имущества деятельность ИП ФИО1 выражалась в виде групповых занятий для детей дошкольного возраста по курсу "По дороге к азбуке". Количество обучающихся в группе составляло 28 человек. По факту занятия велись ФИО2, которая является учителем начальных классов Школы. Выполняемая трудовая функция не относилась к трудовой деятельности по основному месту работы.
О факте бесконтрольного ухода ФИО5 из здания школы, руководителю Организации стало известно 30.09.2020 после устного обращения ФИО3 Руководителем Организации истребованы объяснения от охранника Школы и учителя начальных классов ФИО2, которая в этот день, 29.09.2020 с 18-00 до 19-30, вела занятия "По дороге к азбуке" в кабинете №25. Занятия по образовательной программе "По дороге к азбуке" относятся к деятельности ИП ФИО1 и не относятся к образовательной деятельности Школы. ИП ФИО1 подтверждён факт заключения договора от 08.09.2020 №10-2020/А почасовой аренды недвижимого имущества в виде кабинета №25 (площадью 48,3 м2), поадресу: 249031, <...>, который был заключён между ИП ФИО1 и муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа №3" города Обнинска в лице руководителя Организации.
Также ИП ФИО1 подтверждён факт привлечения к проведению занятий с детьми по образовательной программе "По дороге к азбуке" ФИО2. Основанием привлечения к работе с детьми ФИО2 является договор простого товарищества от 01.09.2020, заключённого на неопределённый срок (далее - Договор от 01.09.2020), между индивидуальным предпринимателем ФИО1 (ОГРНИП <***> ИНН <***>) и индивидуальным предпринимателем ФИО2 (ОГРНИП <***> ИНН <***>). Договор носит смешанный характер, содержит порядок организации деятельности по оказанию образовательных услуг, права и обязанности сторон, определяет объем и характер организационно - распорядительных функций сторон, объем трудовых функций.
В соответствии с пунктом 2.1-2.2.2. Договора от 01.09.2020 ИП ФИО1 (в нарушение пункта 4.1. договора почасовой аренды недвижимого имущества от 08.09.2020 №10-2020/А) с целью извлечения прибыли от деятельности товарищества внесла в качества вклада в совместную деятельность арендные права на пользование муниципальным недвижимым имуществом, закреплённым за Школой на праве оперативного управления, и предоставила его ФИО2 для организации услуг дошкольного обучения, оказания образовательных услуг (репетиторства) по отдельным учебным предметам, дисциплинам в группе и индивидуальном порядке.
Также пунктом 4.6 Договора от 01.09.2020 на ФИО2 возложена обязанность заключения в установленном порядке сделок регулирующих процесс обучения. Права и обязанности по сделкам, заключённым ФИО2, признаются правами и обязанностями ИП ФИО1
Деятельность ФИО2 носила возмездный характер. В соответствии с пунктом 5.3 Договора от 01.09.2020 размер материального вознаграждения ФИО2 за организацию в помещении, арендованном ИП ФИО1, услуг дошкольного обучения, оказания образовательных услуг по отдельным учебным предметам, дисциплинам, определён в объёме 50% от дохода извлекаемого ИП ФИО1 за оказание платных образовательных услуг.
Пунктами 1.3. и 2.2.2 Договора от 01.09.2020 определён объем трудовой функции ФИО2, который выражен в виде обязанности осуществлять оказание услуг дошкольного обучения, оказания образовательных услуг (репетиторства) по отдельным учебным предметам, дисциплинам в группе и индивидуальном порядке по учебным программам и является вкладом ФИО2 по договору простого товарищества.
В соответствии с пунктами 4.2. и 4.4. Договора от 01.09.2020 общие вопросы по организации платных образовательных услуг и учёт финансовых результатов от данной деятельности относится к компетенции ИП ФИО1
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании в РФ) на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций. В соответствии с требованиями части 6 статьи 28 Закона об образовании в РФ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: 1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; 2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; 3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с частью 4 статьи 41 Закона об образовании в РФ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 3 августа 2018 г. № 52-ФЗ "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ). В силу статьи 11 данного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ).
На основании пункта 40 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково") подлежит обязательному лицензированию.
Пунктом 3 части 4 статьи 1 закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности: образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о лицензировании лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Исходя из положений части 2 статьи 9 Закона о лицензировании, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
В соответствии с пунктом 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (далее - Положения № 966) порядок лицензирования образовательной деятельности, распространяется на образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность).
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 6 Положение № 966 образовательная деятельность образовательными организациями и индивидуальными предпринимателями осуществляется на основании санитарно-эпидемиологического заключения, выданного в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и подтверждающим соответствие санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности.
В соответствии с частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
На основании пункта 9 Положения № 966 отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности, относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий осуществления образовательной деятельности.
На основании части 7 статьи 28 Закона об образовании в РФ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определены следующие основания административной ответственности должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением законной предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства. Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, являются индивидуальные предприниматели, юридические лица, должностные лица.
Таким образом, в период с 08.09.2020 по 29.09.2020 по адресу: 249031, <...> д.З. каб. № 25, индивидуальным предпринимателем ФИО1 осуществлялась образовательная деятельность по реализации образовательной программы "По дороге к азбуке" при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения, выданного в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", т.е. в условиях, не обеспечивающих безопасные условия обучения воспитания, что является нарушением требований пункта 9 части 1 статьи 34, части 4 статьи 41 Закона об образовании в РФ, подпунктам "ж" пункта 6 Положения №966.
В соответствии с частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании, пункта 9 Положения № 966 данное нарушение относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий осуществления образовательной деятельности. Данный факт является событием административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ. Лицом, подлежащими привлечению к административной ответственности являются индивидуальный предприниматель ФИО1.
Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", определено, что согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
На основании пункта 90 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, являются должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в сфере образования. На территории Калужской области к данной категории лиц относятся должностные лица министерства образования и науки Калужской области.
Время совершения административного правонарушения в период с 08.09.2020 по 29.09.2020. Время обнаружения правонарушение - 29.09.2020.
Названный протокол, материалы административного дела и заявление о привлечении предпринимателя к административной ответственности направлены в Арбитражный суд Калужской области.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 ч. 4 КоАП РФ образует осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно пунктам 3 и 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно пункту 40 статьи 12 Закона № 99 перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включает образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково").
Согласно пунктам 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон №273-ФЗ) образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ (пункт 17 статьи 2 Закона №273-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона №273-ФЗ образовательная программа - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Согласно пункту 14 статьи 2 Закона №273-ФЗ дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 10 Закона №273-ФЗ предусмотрено, что система образования включает в себя, в том числе: федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности; организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Исходя из пункта 6 статьи 10 Закона №273-ФЗ, дополнительное образование включает в себя такие виды как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
В соответствии с частью 7 статьи 10 Закона №273-ФЗ система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
В силу части 1 статьи 12 Закона №273-ФЗ образовательные программы определяют содержание образования.
К основным образовательным программам относятся, в том числе основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (пункт 1 части 3 статьи 12 Закона №273-ФЗ).
К дополнительным образовательным программам относятся, в том числе дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы (пункт 1 части 4 статьи 12 Закона №273-ФЗ).
Согласно пунктам 2, 4, 5 статьи 75 Закона №273-ФЗ дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с частями 3 - 7 статьи 83 и частями 4 - 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 №196, содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Дополнительные общеразвивающие программы формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона об образовании.
Министерством предпринимателю вменено осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Судом установлено, материалами дела подтверждается, предпринимателем не оспаривается, что лицензия на осуществление образовательной деятельности у предпринимателя отсутствует, что и послужило основанием для обращения министерства в Арбитражный суд Калужской области для привлечения предпринимателя по делу № А23-8783/2020 к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.1 ч. 2 КоАП РФ.
Как следует из совокупности приведенных выше норм, в предмет доказывания по делу о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, объективная сторона которого выражается в осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), входит установление факта наличия лицензии на осуществление в рассматриваемом случае образовательной деятельности и грубые нарушения требований и условий, предусмотренных данной лицензией.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ является лицензиат, осуществляющий предпринимательскую деятельность на основании выданной лицензии.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2). Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4).
Между тем, представленные министерством в качестве доказательств документы, не позволяют ни отнести осуществляемую предпринимателем деятельность к образовательной деятельности, ни признать осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в отсутствие последней.
В нарушение требований статей 65, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерством не собрано доказательств реализации предпринимателем в ходе своей деятельности конкретных образовательных программ, по форме, виду и содержанию соответствующих термину "образовательная программа", установленному пунктом 9 статьи 2 Закона №273-ФЗ.
Из пояснений предпринимателя следует, что периодичность и количество занятий ею не определялись и фактически зависят от запросов родителей детей; занятия могут носить разовый характер; после окончания занятий, каких-либо документов, подтверждающих получение дополнительного образования, предпринимателем не выдается.
Заключение предпринимателем договора простого товарищества от 01.09.2020 с педагогом ФИО2 так же не подтверждает факт осуществления предпринимателем образовательной деятельности.
Как следует из раздела 2 указанного договора ФИО1 занимается поиском нежилого помещения для проведения индивидуальных и групповых занятий, проведением психологических тренингов и консультации родителей, а ФИО2 занимается подбором учебных программ по подготовке детей к школе, проведением группового и индивидуального репетиторства по учебным программам дошкольного образования.
Таким образом, указанные лица оказывают консультационные услуги и репетиторство, а не образовательную деятельность, и предприниматель, при отсутствии лицензии на образовательную деятельность не является субъектом административного правонарушения предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, и не подлежит привлечению к административной ответственности по данной статье.
Доказательств обратного министерством не представлено в материалы дела, как и не подтверждена разработка программ обучения, либо их фактическое осуществление, либо наличие лицензии.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
отказать полностью в удовлетворении заявления Министерства образования и науки Калужской области о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя 29.05.2018 ИФНС России по Ленинскому округу г. Калуги за ОГРН <***>, ИНН <***> по адресу: <...> к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.
Судья Д.В. Харчиков