АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-1018/2013
21 мая 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 21 мая 2013 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Березиной Я.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению открытого акционерного общества «Елизовский карьер» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным отказа администрации Елизовского муниципального района (ИНН <***>, ОГРН <***>) в выкупе арендуемых нежилых помещений, оформленного письмом № 152 от 18.01.2013, обязании выполнить действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ
при участии:
от заявителя:
ФИО1 – представитель по доверенности от 27.02.2013 (сроком до 31.12.2013);
от ответчика:
ФИО2 – представитель по доверенности от 09.01.2013 (сроком по 31.12.2013),
ФИО3 – представитель по доверенности от 11.01.2013 (сроком по 31.12.2013),
установил:
открытое акционерное общество «Елизовский карьер» (далее – заявитель, Общество, ОАО «Елизовский карьер») обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании незаконным отказа администрации Елизовского муниципального района (далее - Администрация) в выкупе арендуемых нежилых помещений, оформленного письмом № 152 от 18.01.2013, обязании выполнить действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ, в том числе обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета об оценке; направить в ОАО «Елизовский карьер» проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества, ссылаясь на те обстоятельства, что Общество является субъектом малого предпринимательства и на основании договора аренды № 10 от 31.12.2009 непрерывно арендует нежилые помещения №№ 23-27, 27а, 28 первого этажа общей площадью 51,7 кв.м. в жилом доме, расположенном в г. Елизово Камчатского края по ул. Беринга, д. 6 (далее – арендуемые помещения). 18.12.2012 Общество обратилось с заявлением о выкупе арендуемого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ. Письмом № 152 от 18.01.2013 Администрация отказала Обществу в выкупе арендуемых нежилых помещений со ссылкой на то, что Общество осуществляет добычу и переработку полезных ископаемых, а также по тем основаниям, что арендуемое имущество включено постановлением главы Елизовского муниципального района № 1408 от 30.12.2008 в Перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Полагает, что оспариваемый отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества, поскольку заявитель осуществляет добычу песчано-гравийной смеси, базальтов и строительного камня. Распоряжением Минприроды РФ и Правительства Камчатского края от 09.11.2009 № 67-р/452-РП «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Камчатскому краю» указанные полезные ископаемые отнесены к общераспространенным полезным ископаемым. Поскольку перечень был утвержден и, следовательно, арендуемое заявителем имущество в него включено 30.12.2008, то есть после опубликования Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, было создано препятствие для выкупа арендуемого помещения и для реализации Обществом своих прав, предоставленных Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ.
В судебном заседании представитель Общества заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснив, что ОАО «Елизовский карьер» осуществляет добычу общераспространённых полезных ископаемых, в том числе строительного камня и базальта. Их добыча не может являться препятствием для выкупа арендуемого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ.
Представители Администрации в судебном заседании требования заявителя не признали по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительно пояснив, что согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края № 26.02/1206 от 13.05.2013 ОАО «Елизовский карьер» обладает правом пользования участками недр, содержащими общераспространённые полезные ископаемые, в том числе по лицензии ПТР № 00424 ТЭ на разведку и добычу строительного камня месторождения кварцевых диоритов «Каменистое» и по лицензии ПТР № 00416 ТЭ на разведку и добычу базальтов на Приморском месторождении. Названное письмо не являлось причиной отказа в выкупе спорных помещений.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о нижеследующем.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, 16.03.1999 между Обществом и Комитетом по управлению имуществом Елизовского районного муниципального образования заключен договор аренды № 122 помещения общей площадью 43,6 кв.м., расположенного в г. Елизово Камчатского края по ул. Беринга, 6, сроком по 31.12.1999 (л.д. 84-88).
31.12.2009 между Обществом и Управлением финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района – муниципальным учреждением заключен договор аренды № 10 нежилых помещений №№ 23-27, 27а, 28 первого этажа общей площадью 51,7 кв.м. в жилом доме, расположенном в г. Елизово Камчатского края по ул. Беринга, 6, сроком действия с 01.01.2010 по 31.12.2014 (л.д. 89-95).
18.12.2012 ОАО «Елизовский карьер» обратилось к главе администрации Елизовского муниципального района с заявлением о выкупе спорного арендуемого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ (л.д. 38-39).
Рассмотрев заявление Общества, администрацией Елизовского муниципального района принято решение, оформленное письмом № 152 от 18.01.2013, об отказе в выкупе арендуемых нежилых помещений, указывая на то, что арендуемое помещение включено в Перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного главой Елизовского муниципального района 30.12.2008 № 1408, а также на то, что согласно уставу ОАО «Елизовский карьер» основными видами деятельности общества являются добыча и переработка нерудных и рудных полезных ископаемых, в.т.ч. драгметаллов. При данных обстоятельствах, учитывая виды хозяйственной деятельности ОАО «Елизовский карьер», отчуждение имущества в собственность Общества путем предоставление преимущественного права на выкуп в порядке Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ не допускается.
ОАО «Елизовский карьер», считая названный отказ администрации Елизовского муниципального района незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства регулируются Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона № 209-ФЗ, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу этого Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 данного Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 Закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона № 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Право на включение арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства помещений в упомянутый перечень было предоставлено федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления частью 4 статьи 18 Федерального закона № 209-ФЗ.
В силу положений части 2 статьи 9 и части 2 статьи 10 Федерального закона № 159-ФЗ с 01.01.2009 субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 этого Закона требованиям, получил возможность по своей инициативе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Данный Федеральный закон опубликован 25.07.2008.
С учетом того, что имущество, включенное в указанный Перечень, может быть использовано только в целях предоставления его субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства во владение и (или) в пользование, включение его уполномоченными органами власти в соответствующий перечень после опубликования Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ является препятствием для выкупа названными субъектами арендуемого ими имущества, то есть означает лишение таких субъектов прав, предоставленных Законом.
Из материалов дела следует, что решением Думы Елизовского муниципального района Елизовского муниципального района от 26.12.2008 № 776 утверждено Положение о порядке оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Елизовском муниципальном районе, согласно которому порядок формирования перечня муниципального имущества определяется администрацией Елизовского муниципального района.
Постановлением администрации Елизовского муниципального района от 26.12.2008 № 1376 утвержден Порядок формирования Перечня муниципального имущества Елизовского муниципального района, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением администрации Елизовского муниципального района от 30.12.2008 № 1408 утвержден Перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В указанный перечень включены спорные помещения, арендуемые ОАО «Елизовский карьер».
Арендуемые Обществом помещение включено администрацией Елизовского муниципального района в Перечень 26.12.2008, то есть после опубликования Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ (25.07.2008). Такие действия администрации Елизовского муниципального района нарушают права и законные интересы общества, создают ему препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и направлены на воспрепятствование реализации им преимущественного права выкупа этого имущества, предоставленного названным Федеральным законом.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2011 № 9646/11 по делу № А40-97868/10-21-538.
Из оспариваемого отказа также следует, что основанием к отказу в выкупе арендуемого помещения явились те обстоятельства, что основными видами деятельности ОАО «Елизовский карьер», по мнению Администрации, являются добыча и переработка нерудных и рудных полезных ископаемых, в.т.ч. драгметаллов.
При этом доказательств добычи и переработки Обществом нерудных и рудных полезных ископаемых, в.т.ч. драгметаллов на день принятия оспариваемого решения – 18.01.2013, материалы дела не содержат, Администрацией в судебное заседание не представлено.
Указание в Уставе ОАО «Елизовский карьер» на вид деятельности в части добычи и переработки нерудных и рудных полезных ископаемых, в.т.ч. драгметаллов, не свидетельствует о фактической добыче и переработке Обществом названных ископаемых и драгметаллов.
Само по себе указание в Уставе на вид деятельности свидетельствует лишь о праве осуществлять такую деятельность, но не подтверждает фактическую добычу и переработку полезных ископаемых.
Из объяснений представителя ОАО «Елизовский карьер» следует, что Общество осуществляет добычу общераспространенных полезных ископаемых.
При этом оспариваемый отказ не содержит какого либо анализа в части подтверждения либо опровержения доводов о добыче Обществом общераспространенных полезных ископаемых.
Вышеизложенное позволяет арбитражному суду прийти к выводу о том, что отказ администрации Елизовского муниципального района в выкупе арендуемых нежилых помещений, оформленный письмом № 152 от 18.01.2013, по основаниям, в нём изложенным, а именно то, что спорное арендуемое помещение включено в Перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также по тому основанию, что согласно уставу ОАО «Елизовский карьер» основными видами деятельности общества являются добыча и переработка нерудных и рудных полезных ископаемых, в.т.ч. драгметаллов, противоречит Федеральному закону № 159-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что влечёт за собой признание оспариваемого решения незаконным.
Довод представителей ответчика о том, что согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края № 26.02/1206 от 13.05.2013 ОАО «Елизовский карьер» обладает правом пользования участками недр, содержащими общераспространённые полезные ископаемые, в том числе по лицензии ПТР № 00424 ТЭ на разведку и добычу строительного камня месторождения кварцевых диоритов «Каменистое» и по лицензии ПТР № 00416 ТЭ на разведку и добычу базальтов на Приморском месторождении, не может быть принят арбитражным судом во внимание по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что предметом обращения Общества в арбитражный суд явилось несогласие с отказом администрации Елизовского муниципального района в выкупе арендуемых нежилых помещений по основаниям, изложенным письмом № 152 от 18.01.2013.
Между тем, указанные доводы о письме Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края № 26.02/1206 от 13.05.2013 не являлись основанием для отказа в выкупе арендуемых нежилых помещений, изложенного в письме № 152 от 18.01.2013, и не являются предметом спора по настоящему делу.
В силу статьи 49 АПК РФ суд не вправе выходить за пределы заявленных требований.
Рассмотрение вопроса о правомерности отказа в выкупе арендуемых нежилых помещений по иным основаниям, чем те которые указаны в письме № 152 от 18.01.2013, фактически сводится к предрешению существа решения, которое должно быть принято в случае отказа в выкупе арендуемых нежилых помещений по иным основаниям.
Данный вывод соответствует правовой позиции Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенной в постановлении от 10.10.2011 № Ф03-4639/2011 по делу № А51-2276/2011.
При этом арбитражный суд учитывает, что Федеральный закон № 159-ФЗ предусматривает, что и субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие добычу и переработку общераспространенных полезных ископаемых, имеют право на приобретение имущества.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В материалах настоящего дела отсутствуют документы, подтверждающие соответствие ОАО «Елизовский карьер» требованиям пунктом 1-3 статьи 3 Федерального закона № 159-ФЗ, а именно документы, подтверждающие то, что спорное арендуемое имущество находится в пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу названного Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; сведения об отсутствии задолженности по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 данного Федерального закона; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.
Из оспариваемого отказа в выкупе арендуемых нежилых помещений, оформленного письмом № 152 от 18.01.2013, отсутствуют также сведения о том, что Администрация проверяла на соответствие ОАО «Елизовский карьер» требованиям пунктом 1-3 статьи 3 Федерального закона № 159-ФЗ.
При таких обстоятельствах согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд полагает необходимым обязать ответчика повторно рассмотреть заявление Общества от 18.12.2012 в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ, в связи с чем требования Общества об обязании администрации Елизовского муниципального района заключить договор купли-продажи арендуемого нежилого помещения в названной части удовлетворению не подлежит.
Статья 101 АПК РФ закрепила положение, согласно которому судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу положений части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина юридическими лицами уплачивается в размере 2000,00 рублей.
Поскольку главой 24 АПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.
При таких обстоятельствах, учитывая, что требования заявителя удовлетворены, понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000,00 руб. подлежат возмещению с ответчика.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
требование открытого акционерного общества «Елизовский карьер» удовлетворить частично.
Отказ администрации Елизовского муниципального района в выкупе арендуемых нежилых помещений, оформленный письмом № 152 от 18.01.2013, признать незаконным, как не соответствующий Федеральному закону от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Обязать администрацию Елизовского муниципального района в течение 30 дней со дня принятия решения суда повторно рассмотреть вопрос о приобретении арендуемого имущества в собственность в соответствии с заявлением открытого акционерного общества «Елизовский карьер» № 219 от 18.12.2012.
Взыскать с администрации Елизовского муниципального района в пользу открытого акционерного общества «Елизовский карьер» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000,00 руб.
В удовлетворении остальной части требований открытого акционерного общества «Елизовский карьер» отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья И.Ю. Жалудь