ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-1018/20 от 06.05.2020 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-1018/2020

06 мая 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 мая 2020 года.

Полный текст решения изготовлен мая 2020 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи М.В. Карпачева, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Д. Задорожной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

прокуратуры Тигильского района

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.       

при участии:

от заявителя:

 не явились,

от лица, привлекаемого к административной ответственности:

 не явились,

установил:

прокуратура Тигильского района (далее – заявитель, прокуратура, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - лицо, привлекаемое к административной ответственности, предприниматель, предприниматель ФИО1) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

Стороны о месте и времени проведения предварительного судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

От сторон поступили ходатайства о рассмотрении настоящего дела в их отсутствие.

До начала предварительного судебного заседания дополнительных документов от лиц, участвующих в деле не поступало.

Арбитражный суд на основании части 4 статьи 137 АПК РФ определил: признать дело подготовленным к рассмотрению по существу, завершить предварительное судебное заседание, открыть судебное заседание в первой инстанции.

Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования прокуратуры о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 05.03.2012 ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером <***>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию  на 13.04.2018 дополнительными видами деятельности предпринимателя ФИО1 являются осуществление деятельности по  сбору, обработке и утилизации отходов.

Прокуратурой Тигильского района Камчатского края проведена проверка в отношении предпринимателя ФИО1 на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о лицензировании при осуществлении на территории муниципального образования сельского поселения «село Тигиль» Тигильского муниципального района деятельности по сбору и транспортированию отходов I - IV классов опасности.

В ходе проведения проверки установлено, что предприниматель с 05.03.2012 осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору и транспортировке отходов IV класса опасности на территории сельского поселения «село Тигиль».

Между администрацией муниципального образования сельского поселения «село Тигиль» и предпринимателем ФИО1 заключен договор аренды транспортных средств, с целью предоставления услуг по сбору и вывозу жидких и твердых бытовых отходов  населению и прочим потребителям сельского поселения «село Тигиль» от  04.02.2013  № 01/2013.

Согласно условиям договора предприниматель во временное владение и  пользование   переданы транспортные средства, а именно:  вакуумный автомобиль КАМАЗ, мусоровоз, колесный трактор, для оказания предпринимателем услуг по откачке и вывозу жидких бытовых отходов, сбору, вывозу и размещению твердых бытовых отходов населению и прочим потребителям сельского поселения «село Тигиль».                

Сбор и вывоз твердых бытовых отходов осуществляется предпринимателем примерно 2-3 раза в неделю, мусоровозом на полигон, прием платежей потребителей за предоставленные им коммунальные услуги осуществляется по установленным тарифам и нормативам.

Вместе с тем, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов, относящихся к 4 классу опасности, у предпринимателя ФИО1 отсутствует.

По факту выявленных нарушений 17.02.2020 прокурором Тигильского района в отношении предпринимателя ФИО1 в его присутствии вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с положениями главы 25 АПК РФ,  заявление о привлечении к административной ответственности, постановление прокуратуры  о возбуждении дела об административном правонарушении направлено в Арбитражный суд Камчатского края для решения вопроса о привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи  14.1 КоАП  РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность в отсутствие лицензии.

Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ                  «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон   № 99-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части                1 указанной статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 99-ФЗ лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с указанным Законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 указанного Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона № 99-ФЗ.

В силу положений статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ                   «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ обязательного наличия лицензии требует деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Согласно статье 4.1 Закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс – чрезвычайно опасные отходы; II класс – высокоопасные отходы; III класс – умеренно опасные отходы; IV класс – малоопасные отходы; V класс – практически неопасные отходы.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014            № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Факт осуществления предпринимателем ФИО1 предпринимательской деятельности по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности  на территории сельского поселения «село Тигиль»  в отсутствие специального разрешения (лицензии) подтверждается материалами дела и не оспаривается предпринимателем.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ  лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ  административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что предпринимателем приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм и по недопущению совершения указанного нарушения.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в судебном заседании установлено наличие события административного правонарушения и вина предпринимателя ФИО1 в его совершении, суд приходит к выводу о наличии оснований для привлечения предпринимателя  к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Кроме того, из объяснений предпринимателя, данных при вынесении постановления о возбуждении дела об административно правонарушении следует, что он правонарушения не оспаривал.

Существенных нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, административным органом при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

Санкция части 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает наказание для должностных лиц, в виде административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность предпринимателя, судом не установлено. 

В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Согласно пункту 56 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018, при решении вопроса о том, считается ли лицо подвергнутым административному наказанию в соответствии с положениями статьи 4.6 КоАП РФ, подлежит установлению момент окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в полном объеме.

 Вместе с тем судом установлено, что предприниматель ранее привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей (А24-1730/2019). При этом постановление судебного пристава-исполнителя  об окончании исполнительного производства вынесено 24.07.2019 в связи исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание вид и характер совершенного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность предпринимателя, и факт привлечения ранее предпринимателя административной ответственности за аналогичное правонарушение, суд считает возможным назначить предпринимателю ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в размере, установленном санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, то есть в размере 4 100 рублей.

Руководствуясь статьями 167–170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>, место жительства: <...>, дата рождения – 01.01.1970, место рождения – с. Нигирь, Николаевский район, Хабаровский край) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 4 100  (четыре тысячи сто) рублей.

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:

Управление федерального казначейства по Камчатскому краю (прокуратура Камчатского края);

ИНН <***>;

КПП 410101001;

р/с <***>;

ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю;

БИК 043002001;

КБК 41511690050056000140;

ОКТМО 30832405.

Документ, свидетельствующий об оплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.

Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется копия настоящего решения на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства (нахождения) лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и принудительное исполнение производится непосредственно на основании такого решения.

Решение может быть обжаловано в  Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                               М.В. Карпачев