АРБИТРАЖНЫЙСУДКАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-1036/2010
05 мая 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 05 мая 2010 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мещанкиной Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Камчатского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
к обществу с ограниченной ответственностью «Елизовский водоканал»
о взыскании задолженности в размере 17797699,12 руб.
при участии:
от заявителя
ФИО1 – представитель по доверенности от 19.04.2010 (сроком на один год)
ФИО2 – представитель по доверенности от 19.04.2010 (сроком на один год)
от ответчика
ФИО3 – представитель по доверенности № 880 от 23.12.2009 (сроком по 31.12.2010)
ФИО4 – представитель по доверенности № 822 от 08.12.2009 (сроком по 08.12.2010)
ФИО5 – представитель по доверенности № 823 от 08.12.2009 (сроком по 08.12.2010)
установил:
Камчатское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – заявитель, Камчатское управление Ростехнадзора) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Елизовский водоканал» (далее – ответчик, Общество, ООО «Елизовский водоканал») задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 17803396,47 руб., из них: за 1 квартал 2008 года 4308392,23 руб., за 2 квартал 2008 года 4102736,69 руб., за 3 квартал 2008 года в размере 4257698,50 руб., за 4 квартал 2008 года 5134570,05 руб., указывая на то, что 15.04.2008, 21.07.2008, 06.04.2009 от ООО «Елизовский водоканал» в адрес Камчатского управления Ростехнадзора поступили расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - ПНВ) за 2008 год соответственно на общую сумму 1682803,00 руб., из них: 187101,00 руб. - за 1 квартал 2008 года, 179262,00 руб. - за 2 квартал 2008 года, 755511,00 руб. - за 3 квартал 2008 года, 560929,00 руб. - за 4 квартал 2008 года. 23.03.2009 Управление в адрес ООО «Елизовский водоканал» направило откорректированные расчеты ПНВ за 2008 год, согласно которым задолженность ООО «Елизовский водоканал» по ПНВ перед бюджетами Российской Федерации различных уровней составляет за 2008 год 19486199,47 руб., из них: 4495493,23 руб. за 1 квартал 2008 года, 4281998,69 руб. за 2 квартал 2008 года, 5013209,50 руб. за 3 квартал 2008 года, 5695498,05 руб. за 4 квартал 2008 года, а также требования об их согласовании и направлении в Камчатское управление Ростехнадзора. ООО «Елизовский водоканал» платежными поручениями № 202 от 14.04.2008, № 474 от 21.07.2008, № 366 от 24.04.2009, № 774 от 23.10.2008, № 764 от 21.10.2008, № 365 от 24.04.2009, № 41 от 41.01.2009, № 52 от 23.01.2009 перечислило в счет уплаты задолженности по ПНВ 1682803,00 руб., из них: 187101,00 руб. за 1 квартал 2008 года, 179262,00 руб. за 2 квартал 2008 года, 755511,00 руб. за 3 квартал 2008 года, 560929,00 руб. за 4 квартал 2008 года.
Камчатское управление Ростехнадзора в обоснование своих требований ссылается на статьи 1, 2, 3, 14, 16, 19, 22, 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее – Порядок); постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (далее – постановление № 344); приказы Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполненияи представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду». Заявитель полагает, что в соответствии с пунктом 6 Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Представитель заявителя в судебном заседании уменьшил размер заявленных требований до 17797699,12 руб., указывая на то, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 «О внесении изменений в приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344», а также в связи с тем, что ООО «Елизовский водоканал» осуществляет вид деятельности код 90.00.2 «Удаление и обработка сточных вод», который состоит в разделе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, введенного в действие с 01.01.2003 постановлением Госстандарта от 06.11.2001 № 454-ст, как предоставление «прочих коммунальных услуг, социальных и персональных услуг», к предприятию применен норматив платы 15 руб. за 1 куб. метр неправомерно, в связи с чем подлежит применению тариф 8 рублей за 1 куб. метр для размещения отходов Vкласса опасности. В остальном требование поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив в 2007-2008 годах Камчатским управлением Ростехнадзора выдавались разрешения на сброс другим предприятиям и организациям, однако ответчик за выдачей разрешения в Камчатское управление Ростехнадзора не обращался. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным платежом, а не санкцией. В силу пунктов 5, 6 Порядка, в связи с отсутствием у ответчика разрешений на сброс, вся масса загрязняющих веществ учтена как сверхлимитная.
Представители ООО «Елизовский водоканал» требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему, указывая на те обстоятельства, что в спорный период «Разрешение на сброс сточных вод» у ООО «Елизовский водоканал» отсутствовал в связи с тем, что Правительство РФ во исполнение ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, постановления Правительства от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ в водные объекты для водопользователей» совместно с Министерством природных ресурсов РФ в установленные сроки не утвердили Методику разработки нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (Методика-08). Ранее существовавшая Методика расчетов допустимых сбросов от 1990 года (Методика 1990) с 1997 года не имела статуса нормативного акта, и могла использоваться только в качестве методического пособия. По сути, ООО «Елизовский водоканал» должно было в оспариваемый период получить разрешение на сброс и начать расчеты НДС по Методике 1990 г. Но, если принимать во внимание, что новая Методика-08 была подписана Министром МПР РФ уже 17.12.2007 (т.е. в самом начале хозяйственной деятельности ООО «Елизовский водоканал») и могла вступить в законную силу в любой момент, то работа, выполняемая по Методике 1990 сразу стала бы недействительной, а затраченные на нее немалые средства - нецелевым использованием. Учитывая, что нормативы сбросов (п. 14 Методики-08) разрабатываются на 5 лет, то любые результаты работы по Методике 1990 года с 13.06.2008, т.е. с момента введения Методики-08 стали бы не действительны. В связи с чем, более рационально и коммерчески оправдано было принять решение дождаться выхода Методики-08 и приступить к расчетам НДС на основе правовой базы. Методика, утвержденная приказом от 17.12.2007 № 333, вступила в законную силу только с 13.06.2008. Письмом Федеральной службы Ростехнадзора № 14.08/109 от 16.01.2008 рекомендуется своим территориальным Управлениям на период отсутствия Методики - 08 (до 13.06.2008) не применять повышающих коэффициентов платы за сбросы без разрешения для водопользователей. Аналогичная позиция содержится в письме Федеральной службы Ростехнадзора № 14-08/314 от 23.01.2008. Кроме этого, получение разрешения на сброс сточных вод, является длительным процессом, занимающий в лучшем случае от 6-ти до 12-ти месяцев.
По мнению ответчика, применение пятикратного повышающего коэффициента при корректировке расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду является незаконным, учитывая факт отсутствия до 13.06.2008 разработанной и действующей в установленном законом порядке Методики разработки нормативов допустимых сбросов в водные объекты, без которых не представляется возможным получение разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Ранее существовавшая Методика расчетов предельно-допустимых сбросов в водные объекты со сточными водами от 1990 г. не имеет никакого правового статуса, поэтому ее использование для нормирования сбросов неправомерно.
В связи с отсутствием нормативно-правовой базы для расчета величин нормативов предельно допустимого сброса ООО «Елизовский водоканал» оплачивает всю массу сбрасываемых в водные объекты загрязнений как предельно-допустимую в соответствии с тарифными ставками, установленными Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344.
Не оспаривая установленную федеральным законодательством платность природопользования, ответчик считает предъявленную сумму не соответствующей требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, нормирования сбросов и принципа расчета платы и ее предельных размеров.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.02.1992 № 632 предприятие регулярно оплачивает экологические сборы за сбросы стоков в водные объекты как в пределах установленных нормативов, следовательно, ответчиком положения Федерального закона № 7-ФЗ не нарушаются, а деятельность осуществляется в рамках действия природоохранного законодательства.
Выслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что требования заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» определено, что нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие осуществляет Ростехнадзор.
Данным органом были изданы приказы от 24.08.2005 № 604, от 26.01.2006 №47 «О возложении функций администраторов», приказ от 29.03.2006 № 251 «О распределении полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду», в силу которых функции по контролю за полнотой и своевременностью уплаты платежей за негативное воздействие, оформлению актов сверок с плательщиками, выставлению требований об уплате и принудительному взысканию неуплаченных платежей, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм возложены на территориальные управления Ростехнадзора.
Органом государственного контроля в области охраны окружающей среды и администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Камчатского края является Камчатское управление Ростехнадзора (Положение о Камчатском межрегиональном управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.11.2004 № 254).
Как установлено арбитражным судом, 15.04.2008, 21.07.2008, 06.04.2009 ответчиком как организацией, осуществляющей хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую природную среду, в адрес Камчатского управления Ростехнадзора поступили ПНВ за 2008 год, из них: 187101,00 руб. за 1 квартал 2008 года, 179262,00 руб. за 2 квартал 2008 года, 755511,00 руб. за 3 квартал 2008 года, 560929,00 руб. за 4 квартал 2008 года.
Данные расчеты в соответствии с пунктом 3 приказа Ростехнадзора от 06.04.2007 № 207 были переданы Управлением в Центр лабораторного анализа и технических измерений по Камчатской области и Корякскому автономному округу Ростехнадзора (далее – ЦЛАТИ) для проверки и анализа правильности начисления платы.
23.03.2009 Камчатское управление Ростехнадзора в адрес ООО «Елизовский водоканал» направило откорректированные расчеты ПНВ за 2008 год, согласно которым задолженность ООО «Елизовский водоканал» по ПНВ за 2008 год составляет:
за 1 квартал 2008 года 4495493,23 руб.,
за 2 квартал 2008 года 4281998,69 руб.,
за 3 квартал 2008 года 5013209,50 руб.,
за 4 квартал 2008 года 5695498,05 руб.
ООО «Елизовский водоканал» платежными поручениями № 202 от 14.04.2008, № 474 от 21.07.2008, № 366 от 24.04.2009, № 774 от 23.10.2008, № 764 от 21.10.2008, № 365 от 24.04.2009, № 41 от 21.01.2009, № 52 от 23.01.2009, перечислило в счет уплаты задолженности по ПНВ за 2008 год,
за 1 квартал 2008 года - 187101,00 руб.,
за 2 квартал 2008 года - 179262,00 руб.,
за 3 квартал 2008 года - 755511,00 руб.,
за 4 квартал 2008 года - 560929,00 руб.
Требование ООО «Елизовский водоканал» было получено 25.03.2009.
Ответчику предложено в срок до 06.04.2009 представить в Камчатское управление Ростехнадзора откорректированные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2008 года. В противном случае, по истечении указанного срока, Управление обратится в арбитражный суд как администратор доходов федерального бюджета.
В связи с тем, что ответчик не выполнил данные требования, Камчатское управление Ростехнадзора в порядке статьи 213 АПК РФ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Управлением к откорректированным расчетам в расчеты ответчика внесены следующие изменения:
- в разделе 3 расчета «Сбросы вредных веществ в водные объекты» плата за сброс загрязняющих веществ рассчитана с применением пятикратного повышающего коэффициента к нормативам платы за сброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов сброса по причине отсутствия оформленного в установленном порядке «Разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты)»;
- в разделе 4 расчета «Размещение отходов производства и потребления» плата за размещение отходов 5 класса опасности (практически неопасные) определена по нормативу платы за размещение 1 единицы измерения отходов перерабатывающей промышленности в пределах установленных лимитов размещения отходов 15 руб. за тонну; для отходов размещение которых производится на общегородской свалке, принадлежащей МУП «Спецтранс», применен коэффициент места расположения объекта размещения отходов 1 (вместо коэффициента 0,3, который указан в расчете).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду согласно пункту 3 статьи 16 названного Закона устанавливается законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который в соответствии с пунктом 1 распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-О Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 признано не противоречащим Конституции РФ и подлежащим применению.
Ответчик, осуществляющий хозяйственную деятельность, связанную с загрязнением окружающей среды, обязан соблюдать установленный порядок внесения соответствующих платежей.
Пунктами 2, 5, 6 названного Порядка установлены правила определения платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов (лимитов); за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды; за загрязнение природной среды при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов.
Наличие у природопользователя разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) является требованием природоохранного законодательства.
Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона № 7-ФЗ разрешения на выбросы и сбросы химических веществ в пределах установленных нормативов допустимых выбросов выдаются органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Приказом Ростехнадзора от 10.07.2006 № 675 в целях реализации Федерального закона № 7-ФЗ утверждена Инструкция об организации выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) (зарегистрировано в Минюсте РФ 10.11.2006 № 8461).
Пунктом 3 данной Инструкции установлено, что для принятия решения о выдаче разрешения на сброс территориальные органы Ростехнадзора рассматривают представляемые заявителем документы и материалы, в том числе утвержденные в установленном порядке нормативы ПДС и/или лимиты на сбросы для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод (подпункт «г»).
Порядок утверждения нормативов ПДС, необходимых для получения разрешения на сброс, также урегулирован соответствующими нормативными актами.
В силу положения абзаца 2 пункта 3 статьи 19 Федерального закона № 7-ФЗ, нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством РФ 23.07.2007 издано постановление № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», пунктом 1 которого установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. №881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 4, ст. 514).
Пунктом 2 данного постановления предписано Министерству природных ресурсов Российской Федерации утвердить в 3-месячный срок по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.
Приказом МПР РФ от 17 декабря 2007 г. № 333 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (далее – Методика). Данный приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 21.02.2008 за № 11198 и опубликован 02.06.2008 в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
Согласно Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26 января 1993 года по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации, порядок нормирования выбросов (сбросов) устанавливается в соответствии с «Инструкцией по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты», утвержденной в 1989 году; «Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий», изданными в 1989 году, и «Методикой расчета предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ в водные объекты со сточными водами», рекомендованной в 1991 году.
В письмах Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.10.2007 № 12-44/9836 «О нормативах допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты» и Федерального агентства водных ресурсов от 11.10.2007 № РХ-02-28/3938 «О нормативах допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты» рекомендовано до утверждения в установленном порядке методики по разработке нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей при решении указанного вопроса использовать методические подходы, изложенные в «Методике расчета предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ в водные объекты со сточными водами», разработанной Всесоюзным научно-исследовательским институтом по охране вод (ВНИИВО) и утвержденной Госкомприроды СССР 31.10.1990.
В спорный период являлась единственным нормативным актом по вопросу расчета предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты со сточными водами, была рекомендована к применению уполномоченными министерствами и ведомствами, входящими в структуру Правительства Российской Федерации указанная выше Методика ВНИИВО.
Пунктом 2 Порядка устанавливаются два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Пунктом 6 Порядка определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
Судом установлено и из пояснений к расчету заявленных требований следует, что в данном случае плата за загрязнение окружающей среды определена Камчатским управлением Ростехнадзора путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину фактической массы сбросов загрязняющих веществ и умножения их на пятикратный повышающий коэффициент.
Фактическая масса сбросов взята из расчетов платы, представленных ответчиком.
Ответчиком не представлено суду каких-либо убедительных доводов и доказательств, позволяющих освободить его в спорный период от исполнения пунктов 5, 6 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632.
Таким образом, законодатель установил повышающий пятикратный коэффициент к ставке платы за сам факт отсутствия разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ без разрешения, не установив норм, позволяющих учитывать отсутствие вины и другие обстоятельства, как это установлено, например, при возмещении вреда, причиненного окружающей среде нарушениями природоохранного законодательства.
Учитывая, что разрешение на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты у ответчика отсутствует, проверив откорректированные заявителем расчеты и пояснение к нему (л.д. 165-170 т. 1) в части платы за загрязнение окружающей среды с учётом их уменьшения до суммы 17797699,12 руб. за 1-4 кварталы 2008 года, арбитражный суд признаёт их правильными и соответствующими пунктам 5, 6 Порядка и Постановлению № 344.
При этом арбитражный суд считает, что Камчатское управление Ростехнадзора не обязано доказывать факт сверхлимитного загрязнения ответчиком окружающей среды, поскольку в силу пункта 6 Порядка в случае отсутствия у природопользователя соответствующего разрешения вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
В части платы за выбросы от стационарного и передвижного объектов (разделы 1,2 расчетов) расчеты также соответствуют законодательству, возражений ответчиком в данной части не представлено.
Судом также установлено, что в разделе 4 расчетов «Размещение отходов производства и потребления» плата за размещение отходов 5 класса опасности (практически неопасные) определена Управлением по нормативу платы за размещение 1 единицы измерения отходов перерабатывающей промышленности в пределах установленных лимитов размещения отходов 8 руб. за тонну.
Плата за размещение твердых бытовых отходов определяется по базовым нормативам платы нетоксичных отходов перерабатывающей промышленности, согласно Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды РФ 26.01.1993 и зарегистрированных в Минюсте 24.03.1993 за № 190.
Как следует из пункта 1.2, названные инструктивно-методические указания конкретизируют применение базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и коэффициентов индексации платы в связи с изменением уровня цен, на основе Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 28 августа 1992 года № 632 и введенного в действие с 1 января 1993 года.
Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления согласно приложению № 1.
Данным Постановлением до 01.07.2005 для отходов V класса опасности (практически неопасные) были установлены следующие нормативы платы: для добывающей промышленности 0,4 руб. за тонну, для перерабатывающей промышленности 15 руб. за куб. метр.
Из материалов дела следует, что ответчику присвоен код экономической деятельности 90.00.1 «Удаление и обработка сточных вод», который состоит в разделе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, введенного в действие с 01.01.2003 постановлением Госстандарта от 06.11.2001 №454-ст как «предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг».
Таким образом, ООО «Елизовский водоканал» не может быть отнесено к предприятиям перерабатывающей промышленности, в связи с чем заявителем правомерно уменьшен размер требований, исходя из применения норматива платы за размещение отходов производства и потребления в размере 8 руб. за 1 куб. метр.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что требования Камчатского управления Ростехнадзора в части взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2008 года подлежат удовлетворению в объеме заявленных требований.
Довод представителей заявителя о том, что письмом Федеральной службы Ростехнадзора № 14.08/109 от 16.01.2008 рекомендовано не применять повышающих коэффициентов платы за сбросы без разрешения для водопользователей, а также о том, что получение разрешения на сброс сточных вод, является длительным процессом, занимающим в от 6-ти до 12-ти месяцев, не может быть принят арбитражным судом во внимание, поскольку, как пояснили представители заявителя и не оспаривали в судебном заседании представители ответчика, ООО «Елизовский водоканал» в 2008 году не обращалось в Камчатское управление Ростехнадзора за получением разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов или с вопросом о возможности урегулирования данного вопроса.
Возможность применения Методики расчетов допустимых сбросов 1990 года, не отрицалось самим ответчиком, что нашло своё отражение в отзыве на заявление.
Кроме того, как пояснили представители заявителя в судебном заседании, разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в 2008 году были получены многими предприятиями Камчатского края, обратившимися за такими разрешениями.
В соответствии с ч. 3 ст. 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку заявитель при подаче заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, учитывая положения ст. 333.21 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 111988,49 руб.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 110, 167-170, 176, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
требование Камчатского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Елизовский водоканал», имеющего основной государственный регистрационный номер 1074141001890, находящегося в г. Елизово Камчатского края по ул. Ленина 46,
- задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 17797699,12 руб.
- в доход федерального бюджета 111988,49 руб. государственной пошлины.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья И.Ю. Жалудь