ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-1047/2022 от 01.06.2022 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                        Дело № А24-1047/2022

08 июня 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 июня 2022 года.

Полный текст решения изготовлен июня 2022 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Лебедевой Е.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Канахиным Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РСО «Силуэт» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) и временно исполняющему обязанности руководителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края ФИО1

о признании незаконными действий врио руководителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края ФИО1, выразившихся в не предоставлении  возможности ознакомиться с материалами, и обязании устранить допущенные нарушения и предоставить возможность ознакомиться с материалами в течение 10 дней с даты вынесения решения суда;

об обязании Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края  опубликовать на своем сайте в сети Интернет протокол заседания Правления Службы от 28.12.2021 по вопросу рассмотрения соответствующего дела установления/корректировки цен (тарифов) и (или) предельных уровней на услугу по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» на 2022 год, оформленный на простом бланке ответчика и прошитые в четыре прокола и все материалы к заседанию Правления службы 28.12.2021 по данному вопросу, включая Экспертное заключение ответчика по результатам проверки обоснованности расчетов для корректировки тарифа на услугу по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» на 2020–2022 годы (корректировка тарифа на 2022 год), письмо Ассоциации «НП Совет Рынка» от 28.12.2019, приказ руководителя Службы № 90.01-03/123 от 06.05.2021,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «РСО «Силуэт»: ФИО2 – генеральный директор;

от Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края: ФИО1 – лично, врио руководителя; ФИО3 – представитель по доверенности от 10.01.2022 № 2 (сроком до 31.12.2022), диплом;

ФИО1: ФИО1 – лично

установил:

общество с ограниченной ответственностью «РСО «Силуэт» (далее – заявитель, ООО «РСО «Силуэт», общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением (исковым заявлением), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), принятого протокольным определением суда от 16.05.2022, о признании незаконными действий врио руководителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края ФИО1 (далее – врио руководителя ФИО1), выразившихся в не предоставлении  возможности ознакомиться с материалами, и обязании устранить допущенные нарушения и предоставить возможность ознакомиться с материалами в течение 10 дней с даты вынесения решения суда; об обязании Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края  (далее – Региональная служба, РСТ Камчатского края) опубликовать на своем сайте в сети Интернет протокол заседания Правления Службы от 28.12.2021 по вопросу рассмотрения соответствующего дела установления/корректировки цен (тарифов) и (или) предельных уровней на услугу по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» на 2022 год, оформленный на простом бланке ответчика и прошитые в четыре прокола и все материалы к заседанию Правления службы 28.12.2021 по данному вопросу, включая Экспертное заключение ответчика по результатам проверки обоснованности расчетов для корректировки тарифа на услугу по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» на 2020–2022 годы (корректировка тарифа на 2022 год), письмо Ассоциации «НП Совет Рынка» от 28.12.2019, приказ руководителя Службы № 90.01-03/123 от 06.05.2021.

Обращаясь с заявленными требованиями общество ссылается на нарушение его прав руководителем Региональной службы в связи с неознакомлением с материалами в нарушение пункта 25 Правил государственного регулирования 1178. Протокол заседания Правления, материалы к заседанию Правления, в том числе экспертное заключение не опубликованы. 20.12.2021 истец обратился к ответчику с заявлением об ознакомлении с материалами тарифного дела (вх. 90/3818). Вместе с тем, ответчик проигнорировал заявление истца и не предоставил возможность ознакомиться с материалами тарифного дела, в том числе с экспертным заключением за день до заседания Правления Службы. Все сопутствующие тарифному делу материалы должны быть опубликованы Региональной службой на своем сайте в соответствии с пунктом 30 Правил государственного регулирования № 1178. Руководитель Региональной службы своими действиями нарушил права истца в части контроля за своевременным ознакомлением с материалами и не предоставил возможность объективно сформировать разногласия по устному Экспертному заключению, что нарушило права истца на своевременную и объективную подачу разногласий по установленному тарифу. Также заявитель указывает, что оценка финансового состояния истца произведена с нарушением действующего законодательства, так как не указан финансовый результат от деятельности по передачи электрической энергии за 2019 и 2020 годы с разделением по видам деятельности в рамках раздельного бухгалтерского учета. Также Правлением Региональной службы сделан вывод о недостаточности эффективности реализации программы энергоснабжения. Заявитель указывает, что также не был ознакомлен с письмом Ассоциации «НП Совет России» от 28.12.2019. Вопросы, отраженные в Протоколе заседания Правления при генеральном директоре общества не рассматривались. Разногласия, указанные в письме истца от 23.12.2021, также не рассматривались.

В отзыве на заявление врио руководителя Региональной службы требования общества полагал необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Нарушения действующего законодательства Региональной службой не допущено.

В письменных уточнениях исковых требований от 05.05.2022 заявитель выразил непонимание в отношении предложения суда уточнить реквизиты документов, подлежащих размещению на сайте, поскольку документы Региональной службы, заверенные руководителем Службы, обязаны соответствовать Типовой инструкцией по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Камчатского края, утвержденной распоряжением Правительства Камчатского края от 12.11.2018 № 460-РП. При этом не истец должен доказывать, что выписка из Протокола № 76 соответствует утверждённой номенклатуре дел, а ответчик. Истец полагает, что порядок ознакомления истца с материалами дела является специальным и не требует заявление истца на их ознакомление, а обязывает ответчика это сделать за 1 день до заседания Правления Службы автоматически (пункт 25 Правил государственного регулирования № 1178). Как это должно происходить определяет руководитель. Руководитель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу полномочий и функций. С заявлением об ознакомлении с материалами тарифного дела истец обратился к руководителю Региональной службы в рамках ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (письмо от 20.12.2021 № 347/2). Ответ по данному вопросу ответчик предоставил истцу 20.01.2022 за № 90.01-07/79. Понятие «тарифное дело» существует в номенклатуре дел Службы. По мнению истца, он должен быть ознакомлен со всеми материалами и эти же материалы должны быть опубликованы. Кроме того, заявитель просит провести суд морфологический разбор и дать правовую оценку на предмет относится ли экспертное заключение Службы к материалам дела для рассмотрения коллегиальным органом Службы вопроса об установлении цен (тарифов) или нет. Доводы ответчика, что срок публикации протоколов и материалов дела в сети Интернет не установлен Правилами государственного регулирования № 1178, не уместны, поскольку при отсутствии конкретных сроков публикации применяется практика разумного срока публикации. По мнению заявителя, должны быть представлены для ознакомления все материалы, которые имеются в деле, и на основании которых коллегиальный орган рассматривает соответствующее дело об установлении цен (тарифов) – пункты 8, 25, 26 Правил государственного регулирования № 1178. По доводам заявителя в Правлении Службы не было документов, оформленных в соответствии с вышеуказанной Инструкции № 460-РП. Заявитель просит дать правовую оценку письму от 20.01.2022 № 90.01-07/79. Также заявитель указывает, что согласно пункту 30 Правил государственного регулирования публикации подлежит протокол, а не выписка из протокола.   

До начала судебного заседания от заявителя поступили возражения на отзыв с приложенными дополнительными документами, в которых заявитель указывает о существовании понятия «тарифное дело». Также ссылается, что в представленном экспертном заключении нет 4-х страниц с расчетами эксперта НВВ для истца. Довод ответчика, что протокол Правления Службы № 76 от 28.12.2021 был размещен на сайте 10.01.2022 не соответствует действительности, поскольку файл был создан только 21.04.2022. Скриншот экрана компьютера от 19.04.2022 не является доказательством опубликования. В связи с чем, заявитель просит исследовать данное доказательство в соответствии со статьями 68, 162 АПК РФ.   

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал,
с учетом принятых судом уточнений заявленных требований, в полном объеме
по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что в отношении врио руководителя Региональной службы Прокуратурой Камчатского края вынесено представление от 08.02.2022 в отношении допущенных нарушений пунктов 23, 25 Правил, выразившихся в несоблюдении сроков уведомления, неознакомлении ООО «РСО «Силуэт» с материалами тарифного дела, неразмещении на официальном сайте в сети Интернет протокола заседания Правления Региональной службы. Дал пояснения относительно своей правовой позиции. Ответил на вопросы суда.

Врио руководителя Региональной службы и представитель Региональной службы требования заявителя не признали по доводам, изложенным в отзыве на заявление. Дали пояснения относительно своей правовой позиции. Указали, что аналогичные по своему содержанию доводы заявителя заявлены обществом по делу № А40-76662/2022, находящему в производстве Арбитражного суда города Москвы. Представили для приобщения к материалам дела распечатку электронного журнала входящей корреспонденции за февраль 2022 года в подтверждение довода о том, что представление из прокуратуры об устранении нарушений по оспариваемым действиям не поступало в Региональную службу.

Представленные документы судом приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 АПК РФ.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО «РСО «Силуэт» является регулируемой организацией. Постановлением РСТ Камчатского края от 11.12.2019 № 293 ООО «РСТ «Силуэт» были установлены долгосрочные программы регулирования на 2020–2022 годы, а также тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» на 2020–2022 годы, которые в соответствии с Основами ценообразования подлежат ежегодной корректировке до окончания очередного календарного года на основании представленных организацией обосновывающих документов.   

ООО «РСО «Силуэт» в РСТ Камчатского края представлены заявления                             об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год от 25.04.2019 № 102/04 с приложением обосновывающих материалов, на 2021 год от 29.04.2020 № 106/04 с приложением обосновывающих материалов, на 2022 год от 22.04.2021 № 125/04 с приложением обосновывающих материалов (л.д. 74-80).

На основании поданного ООО «РСО «Силуэт» в РСТ Камчатского края заявления от 22.04.2021 № 125/04 (вх. № 90/1350) с приложением обосновывающих материалов приказом врио руководителя Региональной службы от 06.05.2021 № 90.01.03/123 открыто дело об установлении (корректировке) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020–2022 годы.

По результатам проведенного анализа экспертами РСТ Камчатского края подготовлено экспертное заключение по результатам проверки обоснованности расчетов для корректировки тарифа на услугу по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» на 2020–2022 (корректировка тарифов 2022 года) (л.д. 121–149)

Письмом Региональной службы от 13.12.2021 № 90.01-07/3062 генеральный директор ООО «РСО «Силуэт» извещался о заседании Правления Службы, назначенном на 22.12.2021 в 10 часов 00 минут (л.д. 36).

20.12.2021 генеральный директор ООО «РСО «Силуэт» обратился к врио руководителя Региональной службы с заявлением от 20.12.2021 № 347/12 (вх. № 90/3818) о предоставлении возможности ознакомиться (снять копии) с тарифным делом ООО «РСО «Силуэт» на услугу по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» методом индексации долгосрочных тарифов (2020–2022) с 2020 года (л.д. 34).  

Письмом Региональной службы от 21.12.2021 № 90.01-07/3207 заседание Правления Службы перенесено на 27.12.2021 в 10 часов 00 минут (л.д. 38).

23.12.2021 в Региональную службу от ООО РСО «Силуэт» поступили возражения на экспертное заключение по установлению тарифа на услугу по транспортировке электрической энергии по сетям ООО РСО «Силуэт» (л.д. 84).

Письмом Региональной службы от 24.12.2021 № 90.01-07/3267 заседание Правления службы перенесено на 28.12.2021 в 10 часов 00 минут (л.д. 39).

28.12.2021 состоялось заседание Правления РСТ Камчатского края, в том числе по вопросу внесения изменений в приложения 2, 3 к постановлению Региональной службы от 11.12.2019 № 293 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» на 2020–2022 годы» (пункт 22 протокола) (л.д. 42–56).

 Письмом Региональной службы от 17.01.2022 № 90.01-07/69 в адрес генерального директора ООО «РСО «Силуэт» направлена выписка из протокола заседания Правления РСТ Камчатского края от 28.12.2021 № 76 (л.д. 37).

Письмом Региональной службы от 20.01.2022 № 90.01-07/79 на вх. от 20.12.2021 № 347/12 генеральному директору ООО «РСО «Силуэт» доведена информация относительно ознакомления с материалами об установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, а также общество приглашено на ознакомление с экспертизой по тарифам на услуги по передаче электрической энергии на 2022 года 26 января 2022 года с 16-00 до 17-00 (л.д. 89).

Полагая, что врио руководителя Региональной службы незаконно действовал и не предоставил  возможность ознакомиться обществу с материалами, а также указывая, что Региональная служба не  опубликовала на своем сайте в сети Интернет соответствующие материалы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с названным Федеральным законом.

В силу абзаца 6 пункта 4 статьи 23.1 Закона № 35-ФЗ государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

Согласно пункту 5 статьи 23.1 Закона № 35-ФЗ указанные в пунктах 2 - 4 данной статьи перечни цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию, являются исчерпывающими.

Пунктом 3 статьи 24 Закона № 35-ФЗ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 названного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 424-П (далее - Положение о Региональной службе), Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), а также осуществляющим региональный контроль (надзор) за их применением на территории Камчатского края, нормативное правовое регулирование, иные правоприменительные функции в соответствующих сферах деятельности, в том числе: электроэнергетики (в части отдельных полномочий); теплоснабжения (в части отдельных полномочий).

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона № 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178).

Согласно пункту 63 Основ ценообразования № 1178 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Пунктом 12 Правил № 1178 установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Пунктом 22 Правил № 1178 установлено, что регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не позднее чем до 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования.

Согласно пункту 25 Правил № 1178 решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.

Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания коллегиального органа регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения.

Как следует из пункта 26 Правил № 1178 заседание коллегиального органа регулирующего органа по рассмотрению вопросов об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней является открытым и считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов коллегиального органа.

В случае отсутствия на заседании официальных представителей организации, осуществляющей регулируемую деятельность, рассмотрение может быть отложено на срок, определяемый коллегиальным органом. В случае повторного отсутствия указанных представителей рассмотрение дела проводится без их участия.

Протокол заседания утверждается председательствующим.

В протоколе указываются основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования (объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования).

Как установлено судом, 20.12.2021 генеральный директор ООО «РСО «Силуэт» обратился к врио руководителя Региональной службы с заявлением от 20.12.2021 № 347/12 (вх. № 90/3818) о предоставлении возможности ознакомиться (снять копии) с тарифным делом ООО «РСО «Силуэт» на услугу по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» методом индексации долгосрочных тарифов (2020–2022) с 2020 года (л.д. 34).   

В ответ на указанное заявление общества письмом Региональной службы от 20.01.2022 № 90.01-07/79 генеральному директору ООО «РСО «Силуэт» доведена информация относительно ознакомления с материалами об установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, а также общество приглашено на ознакомление с экспертизой по тарифам на услуги по передаче электрической энергии на 2022 года 26 января 2022 года с 16-00 до 17-00. В письме заявителю разъяснялось, что к материалам тарифного дела относятся документы, предоставленные обществом в рамках тарифного регулирования на соответствующий период, находящиеся в распоряжении общества. Материалы тарифного дела являются основанием для формирования экспертного заключения. Также отмечено, что Правилами регулирования ознакомление регулируемой организации с тарифным делом, которое находится на хранении в РСТ Камчатского края, не предусмотрено (л.д. 89).

Проанализировав положения Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, суд также не установил возложенную на Службу по тарифам обязанность по ознакомлению организации, осуществляющей регулируемую деятельность, с материалами дела об установлении тарифа.

Ссылка заявителя на возможность применения положений Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, в которых предусмотрен порядок ознакомления представителей регулируемой организации, в отношении которой устанавливаются цены (тарифы), с материалами дела об установлении цен (тарифов) и снятия копий с документов в течение всего срока его открытия, а также в течение года со дня принятия решения об установлении цен (тарифов), судом признается несостоятельной.

Рассматриваемые правоотношение являются регулируемыми Правилами государственного регулирования (пересмотра, изменения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

В связи с чем доводы заявителя о возможности применения к спорным правоотношениям аналогии закона судом во внимание не принимаются как основанные на неверном понимании положений законодательства. К спорным правоотношениям аналогия права не применима ввиду их урегулирования положениями законодательства.

В целях проверки соблюдения Региональной службой пункта 25 Правил № 1178, предусматривающего требование о том, что организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания коллегиального органа регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения, судом установлено следующее.

Заседание Правления Региональной службы состоялось 28.12.2021, что подтверждается выпиской из протокола № 76 (л.д. 42-56).

На заседании Правления Региональной службы присутствовал генеральный директор ООО «РСО «Силуэт», что также подтверждается указанной выпиской из протокола и заявителем не оспаривается.

О дате, времени и месте заседания коллегиального органа регулирующего органа, а также об изменении даты и времени проведения заседания общество извещалось письмами Региональной службы от 13.12.2021 № 90.01-07/3062, от 21.12.2021 № 90.01-07/3207, от 24.12.2021 № 90.01-07/3267, копии которых представлены в материалы дела заявителем (л.д. 36, 38-39).

Также из текста перечисленных писем следует, что заявителю разъяснено право на ознакомление с проектом постановления «О внесении изменений в приложения № 2, 3 к постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 11.12.2019 № 293 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» на 2020–2022 годы» на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе «Проекты документов» с предложением при наличии особого мнения по Проекту представить свои предложения на указанный адрес электронной почты.

В материалах дела не имеется и заявителем не представлено доказательств направления обществом в Региональную службу особого мнения по указанному проекту.

На официальном сайте РСТ Камчатского края в сети Интернет опубликована повестка заседания Правления от 28.12.2021, где в пункте 17 указано о рассмотрении проекта постановления «О внесении изменений в приложения № 2, 3 к постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 11.12.2019 № 293 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» на 2020–2022 годы», что подтверждается скрин-шотом страницы официального сайта Региональной службы от 28.12.2021 (т.д. 93).   

Материалы к заседанию Правления, включая проекты постановлений, расчетные таблицы, направлены ООО «РСО «Силуэт» письмом от 27.12.2021 № 90.01-07/3309 с приложениями на 43 л. (л.д. 85).

Также в электронном виде направлялись расчеты эксперта РСТ Камчатского края, что подтверждается перепиской между специалистом Региональной службы и специалистом ООО РСО «Силуэт» от 21.10.2021, 22.10.21, 25.10.2021, 26.10.2021, 22.11.2021, 01.12.2017, 27.12.2021 (л.д. 82–83).

Более того, генеральный директор ООО «РСО «Силуэт» в письме от 23.12.2021 № 349/12, то есть до заседания коллегиального органа регулирующего органа, выразил возражения на экспертное заключение по установлению тарифа на услугу по транспортировке электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» на 2022 год                (л.д. 84).

Таким образом, по мнению суда, заявитель до начала заседания Правления Региональной службы, состоявшегося 28.12.2021, в соответствии с пунктом 25 Правил № 1178 располагал материалами, подлежащими рассмотрению на заседании Правления Региональной службы для рассмотрения вопроса о принятии постановления РСТ Камчатского края от 28.12.2021 № 412 «О внесении изменений в приложения № 2, 3 к постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 11.12.2019 № 293 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» на 2020–2022 годы».

Доводы заявителя о не ознакомлении его, в частности с письмом Ассоциации «НП Совет Рынка», ссылка на которое имеется на странице 27 выписки из протокола заседания Правления Региональной службы от 28.12.2021, судом рассмотрены. Вместе с тем, отсутствие в материалах дела доказательств ознакомления заявителя с указанным письмом не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя, поскольку не приведено доказательств того, каким образом данное письмо повлияло или могло повлиять на принятие решения о внесении изменений в приложения № 2, 3 к постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 11.12.2019 № 293 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» на 2020–2022 годы».

Кроме того, как отмечено в отзыве Региональной службы, содержание письма Ассоциации «НП «Совет рынка» было доведено до сведения присутствующих на заседании Правления, что отражено в протоколе заседания Правления Региональной службы от 28.12.2021.

Согласно представленной в материалы дела расписке Региональная служба предоставила также генеральному директору ООО «РСО «Силуэт» материалы экспертного заключения для ознакомления, что подтверждается его распиской от 26.01.2022 (л.д. 91).

Также представители РСТ Камчатского края обращают внимание суда на то, что ни приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18 «Об утверждении регламента деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров», ни  Положением о Региональной службе не предусмотрена обязанность Региональной службы предоставлять материалы для ознакомления организации, осуществляющей регулируемую деятельность.

Следует отметить, что в ходе судебного разбирательства заявитель уточнил требования и уточненные требования приняты судом (протокольное определение от 16.05.2022) в части указания на ознакомление заявителя с материалами, а не с материалами «тарифного дела», официальное понятие которого нормативно не закреплено.

С учетом изложенного, доводы заявителя о необходимости суду дать морфологический разбор приведенного понятия «тарифное дело» судом признаются выходящими за пределы заявленных требований.

Доводы заявителя о том, что его не ознакомили со всеми материалами, судом подлежат отклонению, поскольку заявитель не обосновал с какими документами или материалами он должен был еще ознакомлен со ссылкой на нормы права.

В соответствии с пунктом 54 Положения о Региональной службе руководитель Службы: осуществляет руководство Службой и организует его деятельность на основе единоначалия (подпункт 54.1); несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу полномочий и функций (подпункт 54.2); распределяет обязанности между своими заместителями путем издания приказа (подпункт 54.3); утверждает положения о структурных подразделениях Службы (подпункт 54.4).

В рассматриваемом случае с учетом конкретных обстоятельств дела судом не установлена незаконность действий врио руководителя Региональной службы ФИО1, выразившихся в не предоставлении возможности ознакомиться заявителю с материалами, нарушений требований действующего законодательства в действиях руководителя Региональной службы судом не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статей 65, 66, 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что требования заявителя в указанной части удовлетворению не подлежат.

При таких обстоятельствах заявленное в качестве восстановления нарушенного права заявителя требование об обязании устранить допущенные нарушения и предоставить возможность ознакомиться с материалами в течение 10 дней с даты вынесения решения суда судом также не подлежит удовлетворению, в связи с признанием требований необоснованными.

Кроме того, общество просит суд обязать Региональную службу опубликовать на своем сайте в сети Интернет протокол заседания Правления Службы от 28.12.2021 по вопросу рассмотрения соответствующего дела установления/корректировки цен (тарифов) и (или) предельных уровней на услугу по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» на 2022 год, оформленный на простом бланке ответчика и прошитые в четыре прокола и все материалы к заседанию Правления службы 28.12.2021 по данному вопросу, включая Экспертное заключение ответчика по результатам проверки обоснованности расчетов для корректировки тарифа на услугу по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» на 2020–2022 годы (корректировка тарифа на 2022 год), письмо Ассоциации «НП Совет Рынка» от 28.12.2019, приказ руководителя Службы № 90.01-03/123 от 06.05.2021.

Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном АПК РФ.

Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в соответствии с положениями которой защита гражданских прав осуществляется, в том числе, иными способами, предусмотренными законами.

Пунктом 30 Правил № 1178 установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов доводит указанное решение, а также протокол до организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и представляет в Федеральную антимонопольную службу заверенную копию этого решения, а также информацию о составе тарифов, показателях, использованных при расчете тарифов, о территориальных сетевых организациях, в отношении которых установлены (пересмотрены) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования, территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем периоде регулирования, в отношении которых не установлены (не пересмотрены) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, с указанием полного и сокращенного (при наличии) наименования и организационно-правовой формы организации, идентификационного номера налогоплательщика (кода причины постановки на учет), адреса официального сайта организации в сети Интернет и выделенного организацией абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению, по формам (в том числе в электронном виде), направленным Федеральной антимонопольной службой в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Регулирующий орган публикует на своем сайте в сети Интернет решения, в том числе об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, протоколы и материалы к заседанию правления (коллегиального органа), а также следующую информацию:

величина средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках, учтенная при установлении этих тарифов, - при установлении одноставочных тарифов;

величина средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии и единицы мощности на оптовом и розничном рынках, учтенная соответственно при установлении ставки за 1 кВт·ч электрической энергии и ставки (ставок) за 1 кВт мощности.

В случае если тариф дифференцирован по зонам (часам) суток, средневзвешенная стоимость приобретения единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках публикуется для каждой зоны суток.

Регулирующие органы в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения, отражающего величину расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в плату за технологическое присоединение, направляют в Федеральную антимонопольную службу копию указанного решения.

Как установлено судом выше, заседание Правления Региональной службы состоялось 28.12.2021, что подтверждается выпиской из протокола № 76 (л.д. 42-56).

На основании решения Правления РСТ Камчатского края принято постановление от 28.12.2021 № 412 «О внесении изменений в приложения № 2, 3 к постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 11.12.2019 № 293 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» на 2020–2022 годы», опубликованное на официальном сайте правовой информации www.kamgov.ru, и на официальном сайте РСТ Камчатского края 28.12.2021, что подтверждается скрин-шотом страницы сайта (л.д. 92).

Протокол заседания Правления Региональной службы от 28.12.2021 № 76 размещен на официальном сайте РСТ Камчатского края в сети Интернет, согласно позиции Региональной службы 10.01.2022, что подтверждается скрин-шотом страницы сайта (л.д. 94).

Возражая против доводов Региональной службы о дате размещения указанного документа на сайте 10.01.2022, заявитель указывает, что документ – файл № 126141 в формате PDFбыл создан только 21.04.2022, исходя из свойств файла. В связи с чем заявитель просит суд исследовать указанный документ в соответствии со статьями 68, 162 АПК РФ на сайте РСТ Камчатского края в электронном виде.

Вместе с тем, приведенные доводы заявителя основаны на предположениях, документально подтверждённые доказательства того, что протокол заседания Правления Региональной службы от 28.12.2021 № 76 не был размещен на официальном сайте РСТ Камчатского края по состоянию на 10.01.2022 в материалах дела не имеются и заявителем в нарушение требований части 1 статьи 66 АПК РФ не представлено.

К таким доказательствам как характеристики свойств выгруженного файла суд относится скептически.

Доводы заявителя в обоснование заявленных требований о направлении ему с сопроводительным письмом от 17.01.2022 № 90.01-07/69 только выписки из протокола от 28.12.2021 № 76, а не протокола заседания Правления Региональной службы в полном объеме судом рассмотрены.

Как установлено судом, протокол заседания Правления Региональной службы от 28.12.2021 № 76 размещен в полном объеме на официальном сайте РСТ Камчатского края на 202 страницах.

Направленная в адрес заявителя выписка из протокола от 28.12.2021 № 76 в части, касающейся деятельности ООО «РСО «Силуэт», носит информационный характер и заявитель не лишен права ознакомится с соответствующим протоколом на официальном сайте Региональной службы.

При таких обстоятельствах, направление в адрес заявителя выписки из протокола заседания Правления Региональной службы, а не копии протокола заседания Правления Региональной службы в полном объеме не является нарушением действующего законодательства, соответственно, не влечет нарушение прав и законных интересов заявителя. 

Поскольку факт размещения протокола заседания Правления Региональной службы от 28.12.2021 № 76 на дату рассмотрения дела судом установлен и лицами, участвующими в деле, не опровергается требования заявителя об опубликовании сайте Региональной службы в сети Интернет протокола заседания Правления Службы от 28.12.2021 по вопросу рассмотрения соответствующего дела установления/корректировки цен (тарифов) и (или) предельных уровней на услугу по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» на 2022 год, оформленный на простом бланке ответчика и прошитые в четыре прокола, суд признает не подлежащим удовлетворению.

В отношении требования о размещении на сайте Региональной службы остальных документов, в том числе всех материалов к заседанию Правления службы 28.12.2021 по данному вопросу, включая Экспертное заключение ответчика по результатам проверки обоснованности расчетов для корректировки тарифа на услугу по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» на 2020–2022 годы (корректировка тарифа на 2022 год), письмо Ассоциации «НП Совет Рынка» от 28.12.2019, приказ руководителя Службы № 90.01-03/123 от 06.05.2021, суд полагает необходимыми указать следующее.

Как установлено судом выше, с материалами, подлежащими рассмотрению на заседании Правления Региональной службы 28.12.2021, и которые относятся к рассмотрению вопроса о внесении изменений в приложения 2, 3 к постановлению Региональной службы от 11.12.2019 № 293 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО РСО «Силуэт» на 2020–2022 годы», заявитель был ознакомлен до начала заседания Правления, а также заявитель не был лишен права на представление своих возражений. Заявитель присутствовал на заседании Правления Региональной службы, на котором также были оглашены подлежащие рассмотрению материалы.

Таким образом, при наличии в материалах дела доказательств своевременного ознакомления заявителя с материалами, относящимися к деятельности общества и подлежащими рассмотрению на заседании Правления, не размещение (доказательств обратного в материалах дела не имеется) материалов (перечисленных заявителем)                           к заседанию Правления, состоявшегося 28.12.2021, на официальном сайте Региональной службы для неограниченного круга лиц в рассматриваемом случае не повлекло нарушение прав и законных интересов непосредственно общества.

При таких обстоятельствах, суд в рассматриваемой части также не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части возложения на РСТ Камчатского края обязанности опубликовать на своем сайте в сети Интернет соответствующие документы.

Доводы о предоставлении неполного заключения экспертов РСТ Камчатского края, несогласие с выводами экспертов, изложенных в экспертном заключении, не рассмотрение разногласий, указанных заявителем в письме от 23.12.2021, судом не рассматриваются, поскольку приведённые доводы выходят за предмет заявленных требований.

Остальные доводы общества также судом рассмотрены и подлежат отклонению как не влияющие на существо заявленных требований.

Как следует из содержания части 1 статьи 4 АПК РФ обращение лица в суд должно преследовать цель защиты его нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

При обращении в суд с иском лицо обязано представить доказательства наличия нарушенного субъективного права на получение информации, размещение сведений, заключающееся в непредставлении Службой истцу конкретных документов, которые были запрошены у заинтересованного лица в установленном законодательстве порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 ГК РФ арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Согласно подпункту 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Вместе с тем, каких-либо нарушений действующего законодательства, которые привели или могли бы привести к нарушению прав юридического лица ООО «РСО «Силуэт», ответчиками не допущено.

Также при подаче рассматриваемого заявления (искового заявления) общество не обосновало, в чем состоит его нарушенное и защищаемое право и каким образом оно будет восстановлено в случае удовлетворения заявленных требований.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание выводы суда о соответствии оспариваемых действий врио руководителя Региональной службы, суд отказывает обществу в удовлетворении заявленных требований в указанной части.

Также суд не находит правовых оснований для возложения на Региональную службу обязанности по опубликованию на своем сайте в сети Интернет указанных обществом документов, в связи с чем требования общества в данной части также удовлетворению не подлежат.

В связи с чем, в удовлетворении заявленных обществом требований суд отказывает в полном объеме.

Как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при подаче организациями заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 3000 рублей.

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, уплачивается государственная пошлина в размере 6000 рублей.

В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединено несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ уплачивается государственная пошлина за каждое самостоятельное требование.

В связи с этим, учитывая, что в рассматриваемом случае общество обратилось в суд с требованиями как об оспаривании действий (бездействия) должностного лица, так и возложении на другого ответчика обязанности по исполнению обязанности в натуре,  государственная пошлина по заявленным требованиям составляет 9 000 рублей и в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ относится на заявителя (истца).

Руководствуясь статьями 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в  Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                                                    Е.Ю. Лебедева