ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-1163/12 от 06.06.2012 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-1163/2012

14 июня 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 14 июня 2012 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Павловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению открытого акционерного общества «Северно-Курильская база сейнерного флота» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными действий должностных лиц федерального государственного казённого учреждения «Северо-Восточное пограничное управление береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в части наложения ареста на судно СТР «Чапаево», доставления его в порт Петропавловск-Камчатский, вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.03.2012, вынесения протокола об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 03.03.2012, сбора доказательств вне рамок дела об административном правонарушении

при участии:

от заявителя:

ФИО1 – представитель по доверенности от 08.02.2011 (сроком на три года),

ФИО2 – представитель по доверенности от 18.11.2011 (сроком на 3 года)

от ответчика:

ФИО3 – представитель по доверенности № 38/12 от 05.06.2012 (сроком до 31.07.2013)

установил:

открытое акционерное общество «Северно-Курильская база сейнерного флота» (далее – заявитель, общество, ОАО «Северно-Курильская база сейнерного флота») обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании незаконными действий старшего государственного инспектора по контролю в сфере охраны морских биоресурсов федерального государственного казённого учреждения «Северо-Восточное пограничное управление береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (далее – СВПУ БО ФСБ РФ) в части наложения ареста на судно СТР «Чапаево», доставления его в порт Петропавловск-Камчатский, вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.03.2012, вынесении протокола об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 03.03.2012.

Определением Арбитражного суда Камчатского края от 10.05.2012 требование по делу А24-1801/2012 по заявлению ОАО «Северо-Курильская база сейнерного флота» о признании незаконными действия старшего государственного инспектора Российской Федерации по контролю в сфере охраны морских биоресурсов СВПУ БО ФСБ РФ ФИО4 в части сбора доказательств вне рамок дела об административном правонарушении объединено в одно производство с настоящим делом.

В заявлениях ОАО «Северно-Курильская база сейнерного флота» ссылается на то, что 01.02.2012 в Охотском море старшим госинспектором РФ по контролю в сфере охраны морских биоресурсов ГМИ СВПУ БО ФСБ РФ ФИО4 произведена проверка промысловой деятельности СТР «Чапаево», принадлежащего на праве собственности ОАО «Северо-Курильская база сейнерного флота». В ходе данной проверки нарушений выявлено не было. Однако 03.03.2012 старший госинспектор выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором, ссылаясь на проверку проведенную 01.02.2012, усматривает наличие события административного правонарушения ответственность, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ. Согласно указанному определению предметом административного правонарушения является незаконно добытый минтай-сырец в количестве 150 тонн. Данное обоснование наличия события административного правонарушения инспектор выносит на основании теоретических расчетов и письма № 11/22-376 от 15.02.2012, выданного ФГУП «КамчатНИРО». В рамках указанного определения 03.03.2012 старший госинспектор вынес протокол об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей, согласно которому наложил арест на судно СТР «Чалаево» со всем судовым, механическим, навигационным, рефрижераторным, радиоэлектронным оснащением и оборудованием. Судно было доставлено в порт Петропавловск-Камчатский до разрешения дела по административному производству. Должностным лицом пропущены процессуальные сроки на возбуждение дела об административном производстве, поскольку проверка была проведена 01.02.2012. Доказательства, явившиеся основанием для возбуждения административного производства, были получены инспектором вне рамок административного производства, а в ходе проведения проверки. По состоянию на 01.02.2012 и 03.03.2012 у ОАО «Северо-Курильская база сейнерного флота» имелись лимиты минтая, превышающие 150 тонн во всех районах промысла, в связи чем отсутствует ущерб, а, следовательно, и состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.17 КоАП РФ. Несмотря на отсутствие выявленных нарушений, вне процессуальных рамок дела об административном правонарушении, в течение месяца должностными лицами СВПУ БО ФСБ РФ производились незаконные процессуальные действия в виде запросов данных спутникового позиционирования, сведений из ТПП Камчатского края, запросов о проведении исследования в ФГУП «КамчатНИРО» в отношении орудия промысла СТР «Чапаево» и иных действий, результаты которых незаконно получены и приобщены к материалам административных дел, возбужденных только 03.03.2012, т.е. через месяц. Письмо № 11/22-376 от 15.02.2012 ФГУП «КамчатНИРО» составлено специалистами, не обладающими достаточными данными и познаниями в области производства снюрреводов и добычи минтая. ОАО «Северо-Курильская база сейнерного флота» полагает, что действия старшего госинспектора незаконными, нарушающими права и законные интересы и право на осуществление предпринимательской деятельности.

Представители общества в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснив, что представлением военного прокурора 310 военной прокуратуры гарнизона № 314 от 28.03.2012, а также представление его заместителя № 310 от 28.03.2012 подтверждается незаконность действий должностных лиц СВПУ БО ФСБ РФ.

В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему, указывая на те обстоятельства, что действия, которые заявитель просит признать незаконными, в том числе по аресту судна СТР «Чапаево», доставления его в порт Петропавловск-Камчатский, вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.03.2012, вынесения протокола об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 03.03.2012 приняты как обеспечительные меры по делу об административном правонарушении в отношении капитана СТР «Чапаево» ФИО5 в соответствии с главой 27 КоАП РФ.

Доставление судна в порт, так же как и другие процессуальные действия, осуществлялось уполномоченными лицами пограничной службы в целях проведения административного расследования и составления протокола. 03.04.2012 после вступления в силу определения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23.03.2012 об удовлетворении ходатайства ОАО «Северо-Курильская база сейнерного флота» о применении залога за арестованное судно, СТР «Чапаево» предоставлена свободная практика. По административному делу в отношении ОАО «Северо-Курильская база сейнерного флота» 25.04.2012 составлен протокол об административном правонарушении, и материалы дела переданы в Петропавловск-Камчатский городской суд на рассмотрение по существу.

03.03.2012 в рамках полномочий, предоставленных законодательством и ведомственными приказами после повторной проверки судна и получения объяснений определением было возбуждено дело об административном правонарушении и принято решение о проведении административного расследования. В соответствии с КоАП РФ были приняты меры обеспечения производства по делу изъяты судовые промысловые документы, на судно со всем промысловым, механическим и радионавигационным оборудованием наложен арест, судно доставлено в порт для проведения административного расследования, в рамках которого необходимо проведение процессуальных действий, экспертиз и т.д. Арест, изъятие вещей и документов, как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применена в рамках закона, уполномоченным лицом – старшим государственным инспектором морской охраны ФИО4 в присутствии двух понятых. Протоколы ареста и изъятия от 03.03.2012 вручены капитану судна о чем имеется его подпись. Доказательств нарушения порядка принятия обеспечительных мер заявителем не представлено.

Выслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд приходит к следующему выводу.

Как установлено арбитражным судом, 01.02.2012 в 16.30 (камчатское время) в Охотском море Камчато-Курильской подзоны Исключительной экономической зоны РФ старшим государственным инспектором РФ по контролю в сфере охраны морских биоресурсов ГМИ СВПУ БО ФСБ РФ произведена проверка промысловой деятельности СТР «Чапаево».

03.03.2012 в отношении ОАО «Северо-Курильская база сейнерного флота» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 2 статьи 8.17 КоАП РФ.

03.03.2012 старшим государственным инспектором РФ по контролю в сфере охраны морских биоресурсов ГМИ СВПУ БО ФСБ РФ составлен протокол об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей, согласно которому на судно СТР «Чапаево» со всем судовым, промысловым, механическим, навигационным, рефрижераторным, радиоэлектронным оснащением и оборудованием наложен арест.

Протоколом должностного лица СВПУ БО ФСБ РФ от 03.03.2012 судно СТР «Чапаево» задержано и доставлено в порт Российской Федерации – Петропавловск-Камчатский.

Общество, не согласившись с действиями должностного лица СВПУ БО ФСБ РФ в части наложения ареста на судно СТР «Чапаево», доставления его в порт Петропавловск-Камчатский, вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.03.2012, вынесения протокола об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 03.03.2012, сбора доказательств вне рамок дела об административном правонарушении, оспорило их в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9, 65 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).

Согласно подпунктам 1, 2, 3 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей имеют право останавливать и осматривать российские и иностранные суда, осматривать искусственные острова, установки и сооружения, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, перегрузку в исключительной экономической зоне уловов водных биоресурсов на другие суда; разведку и разработку неживых ресурсов. Проверять на судах документы на право осуществления деятельности, указанной в подпункте 1 пункта 1 названной статьи, а также орудия добычи (вылова) водных биоресурсов, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, используемые при осуществлении такой деятельности. В случаях, предусмотренных названным Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации, задерживать нарушителей указанного Федерального закона и международных договоров Российской Федерации и изымать у них орудия добычи (вылова) водных биоресурсов, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, а также документы и все незаконно добытое в качестве временной меры до вынесения окончательного решения суда в целях пресечения нарушения и обеспечения доказательств факта такого нарушения, а также в целях обеспечения исполнения решения суда. Задерживать суда, нарушающие названный Федеральный закон и международные договоры Российской Федерации при осуществлении деятельности, указанной в подпункте 1 пункта 1 указанной статьи, и доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов). Составлять протоколы о нарушениях вышеназванного Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, приостановке или прекращении деятельности, указанной в подпункте 1 пункта 1 названной статьи, о задержании нарушителей и судов-нарушителей, о временном, вплоть до вынесения окончательного решения суда, изъятии орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, оборудования, инструментов, установок и других предметов, а также документов и всего незаконно добытого.

Приказом ФСБ РФ от 11.01.2009 № 1 утверждён Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и осуществлению государственного контроля в этой сфере (далее – Административный регламент).

В силу пункта 13 Административного регламента основанием для исполнения государственной функции является осуществление физическими и юридическими лицами (далее - пользователи водных биологических ресурсов):

- добычи (вылова) водных биологических ресурсов в промышленных, научно-исследовательских, контрольных, учебных, культурно-просветительских, рыбоводных, любительских и спортивных целях и транспортировки уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки;

- погрузки, выгрузки, перегрузки водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, и продуктов их переработки на другие российские и иностранные суда или иные плавучие средства <*>;

- выгрузки в российских и иностранных портах водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, и продуктов их переработки;

- вывоза добытых (выловленных) водных биологических ресурсов и продуктов их переработки за пределы исключительной экономической зоны Российской Федерации;

- иной деятельности, осуществляемой пользователями водных биологических ресурсов в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 15 названного Административного регламента при исполнении государственной функции должностные лица органов государственного контроля в пределах предоставленных им полномочий имеют право:

- останавливать и осматривать суда, используемые для осуществления деятельности, указанной в пункте 13 Административного регламента;

- проверять на судах, искусственных островах, установках и сооружениях документы, удостоверяющие личность членов экипажа судна, документы на право осуществления деятельности, указанной в пункте 13 Административного регламента, судовые и промысловые документы, а также средства добычи (вылова) водных биологических ресурсов, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, используемые при осуществлении такой деятельности, уловы водных биологических ресурсов и продукты их переработки;

- проверять соблюдение пользователями водных биологических ресурсов правил промысла водных биологических ресурсов, требований и условий, содержащихся в разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, других документов, на основании которых возникает право пользования водными биологическими ресурсами;

- задерживать нарушителей законодательства и международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и изымать у них средства добычи (вылова) водных биологических ресурсов, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, а также документы и все незаконно добытое (выловленное) в качестве временной меры до вынесения окончательного решения суда в целях пресечения нарушения и обеспечения доказательств факта такого нарушения, а также в целях обеспечения исполнения решения суда;

- задерживать и доставлять суда, нарушающие законодательство и международные договоры Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);

- принимать решения и составлять в пределах компетенции протоколы о нарушениях законодательства и международных договоров Российской Федерации о приостановке добычи (вылова) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях, о задержании нарушителей и судов-нарушителей, о временном, вплоть до вынесения окончательного решения суда, изъятии средств добычи (вылова) водных биологических ресурсов, оборудования, инструментов, установок и других предметов, а также документов и всех незаконно добытых (выловленных) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки.

В силу части 2 статьи 1.6 КоАП РФ применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

Согласно пунктам 3, 7, 8 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации, арест товаров, транспортных средств и иных вещей.

В силу части 1 статьи 27.14 КоАП РФ арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, применяется в случае, если эти предметы изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Арест товаров, транспортных средств и иных веществ осуществляется должностными лицами, в том числе и пограничных органов.

Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол (часть 4 статьи 27.14 КоАП РФ).

Согласно части 1 и 3 статьи 27.14.1 КоАП РФ арест судна, доставленного в порт Российской Федерации должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 10.1 части 1 статьи 27.2 названного Кодекса, осуществляется в соответствии со статьей 27.14 КоАП РФ с учетом положений указанной статьи. Судно, явившееся орудием совершения административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 8.17, статьями 8.18 - 8.20 названного Кодекса, подлежит незамедлительному освобождению после внесения залога в порядке, предусмотренном статьей 27.18 КоАП РФ.

Порядок возбуждения дела об административном правонарушении регламентируется главой 28 КоАП РФ. Мотивы к возбуждению дела перечислены в статье 28.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 названного Кодекса.

Арбитражным судом при рассмотрении дела установлено, что 03.03.2012 должностным лицом ГМИ СВПУ БО ФСБ РФ в отношении ОАО «Северно-Курильская база сейнерного флота» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Как указано в названном определении, поводом к его возбуждению явилось обнаружение должностным лицом СВПУ БО ФСБ РФ достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ (т. 2 л.д. 29-34).

Протоколом должностного лица СВПУ БО ФСБ РФ от 03.03.2012 судно СТР «Чапаево» за нарушение законодательства об исключительной экономической зоне Российской Федерации подлежало задержанию и доставлению в ближайший порт Российской Федерации – Петропавловск-Камчатский (т. 2 л.д. 43-44).

Протоколом об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 03.03.2012 на судно СТР «Чапаево» со всем судовым, промысловым, механическим, навигационным, рефрижераторным, радиоэлектронным оснащением и оборудованием должностного лица СВПУ БО ФСБ РФ наложен арест (т. 2 л.д. 68-74).

Определением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23.03.2012 ходатайство ОАО «Северо-Курильская база сейнерного флота» о применении залога за арестованное судно СТР «Чапаево» удовлетворено, мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении изменена в виде залога. Определено после вступления его в законную силу и поступления суммы залога на депозитный счёт снять арест с судна со всем судовым, промысловым, механическим, навигационным, рефрижераторным, радиоэлектронным оснащением и оборудованием (т. 2 л.д. 101-106).

Определением должностного лица СВПУ БО ФСБ РФ от 02.04.2012 срок административного расследования по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 8.17 КоАП РФ продлён до 03.05.2012 (т. 2 л.д. 79).

28.04.2012 в отношении ОАО «Северно-Курильская база сейнерного флота» составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 8.17 КоАП РФ (т. 2 л.д. 108-138).

Протокол об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 03.03.2012 составлен в присутствии двух понятых, с участием представителя юридического лица.

Материалами дела подтверждается, что должностным лицом СВПУ БО ФСБ РФ дело об административном правонарушении возбуждено при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

В этой связи арбитражный приходит к выводу о том, что поскольку такое процессуальное действие, как вынесение определения по правилам статьи 28.7 КоАП РФ не влечет каких-либо материально-правовых последствий для лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оснований для признания действий должностного лица СВПУ БО ФСБ РФ не соответствующими закону не имеется.

Заявитель не учитывает, что по смыслу действующего административного законодательства процессуальные действия (решения) органов государственной власти подлежат обжалованию в случаях прямого указания закона либо в случаях, когда они исключают дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, процессуальными нормами административного права законодательства, закрепленными в разделе 4 КоАП РФ, определяющими порядок производства по делам об административных правонарушениях, не предусмотрено право обжаловать отдельно действия (решения) по возбуждению производства по делу об административном правонарушении и проведению административного расследования. Вместе с тем названными нормами не исключается право обжаловать определенные процедурные нарушения, допущенные должностными лицами в ходе производства по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при обращении с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении.

Доказательства того, что наложение ареста на судно СТР «Чапаево», доставление его в порт Петропавловск-Камчатский, арест транспортных средств и иных вещей проведено должностными лицами СВПУ БО ФСБ РФ с нарушением преследуемых названными арестом и доставлением целей, без учёта принципа соразмерности или иных заслуживающих внимание обстоятельств, сопровождалось злоупотреблением со стороны СВПУ БО ФСБ РФ, в материалах дела отсутствуют.

С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии существенных нарушений требований статей 27.14 и 28.1 КоАП РФ при аресте транспортных средств и иных вещей, а также при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 2 статьи 8.17 КоАП РФ. Поскольку оспариваемые действия административного органа не повлекли нарушение прав и законных интересов Общества, то основания для удовлетворения заявленных Обществом требований отсутствуют.

Доводы ОАО «Северо-Курильская база сейнерного флота» относительно составления протокола об аресте товаров от 03.03.2012 и определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 03.03.2012, не могут быть приняты арбитражным судом во внимание и подлежат оценке при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, так как указанные процессуальные документы по своей сути являются доказательствами по делу об административном правонарушении.

Оспариваемые ОАО «Северо-Курильская база сейнерного флота» действия должностных лиц СВПУ БО ФСБ РФ в части сбора доказательств вне рамок дела об административном правонарушении, не могут быть также приняты арбитражным судом во внимание, поскольку в соответствии с пунктом 15 вышеназванного Административного регламента при исполнении государственной функции должностные лица органов государственного контроля в пределах предоставленных им полномочий имеют право запрашивать и получать на безвозмездной основе от органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения задач по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и осуществлению государственного контроля в этой сфере, в том числе отчетные материалы о районах, сроках промысла водных биологических ресурсов, их видах и объемах добычи (вылова), произведенной из них продукции, а также о видах и количестве продукции, выгруженной на другие суда (погруженной с других судов) и выгруженной в российских и иностранных портах, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации установлен запрет на передачу такой информации пограничным органам. Реализовывать иные права, предоставленные законодательством и международными договорами Российской Федерации.

Собранные по делу доказательства должны оцениваться при рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ). Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Представление военного прокурора 310 военной прокуратуры гарнизона № 314 от 28.03.2012, а также представление его заместителя № 310 от 28.03.2012, на которые ссылались представители ОАО «Северо-Курильская база сейнерного флота» в судебном заседании, не принимаются арбитражным судом во внимание, поскольку данные представления не имеют правового значения при рассмотрении в порядке главы 24 АПК РФ настоящего дела. Кроме того, как следует из материалов настоящего дела, названные прокурор и его заместитель не являются по делу об административном правонарушении, возбуждённого в отношении ОАО «Северо-Курильская база сейнерного флота», участниками производства по делу об административном правонарушении, предусмотренными главой 25 КоАП РФ, и не являются органом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать в отношении ОАО «Северо-Курильская база сейнерного флота» дело об административном правонарушении по части 2 статьи 8.17 КоАП РФ.

Доставление судна в порт Петропавловск-Камчатский, который, по мнению заявителя не является ближайшим портом к месту совершения административного правонаушения, не свидетельствует о незаконности оспариваемых действий должностных лиц СВПУ БО ФСБ РФ, поскольку вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, а также прокурором (часть 2 статьи 28.7 КоАП РФ).

Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

Из материалов дела следует, что административное расследование проводилось в г. Петропавловске-Камчатском по месту нахождения СВПУ БО ФСБ РФ. При этом согласно представленным материалам Обществу была обеспечена возможность участия в деле об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ.

Ссылка Общества на то, что по состоянию на 01.02.2012 и 03.03.2012 у ОАО «Северо-Курильская база сейнерного флота» имелись лимиты минтая, превышающие 150 тонн во всех районах промысла, в связи чем отсутствует ущерб и состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.17 КоАП РФ, а также на то, что письмо № 11/22-376 от 15.02.2012 ФГУП «КамчатНИРО» составлено специалистами, не обладающими достаточными данными и познаниями в области производства снюрреводов и добычи минтая, не принимается арбитражным судом, поскольку данные доводы направлены на оспаривание состава и события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, проверка которых должна осуществляться при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия произведены должностными лицами СВПУ БО ФСБ РФ в рамках возбужденного дела об административном правонарушении с целью обеспечения производства по нему и в пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приказом ФСБ РФ от 11.01.2009 № 1, и не нарушают права и охраняемые законом интересы юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, в связи с чем требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

отказать в удовлетворении требований открытого акционерного общества «Северно-Курильская база сейнерного флота» о признании незаконными действий должностных лиц федерального государственного казённого учреждения «Северо-Восточное пограничное управление береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации» в части наложения ареста на судно СТР «Чапаево», доставления его в порт Петропавловск-Камчатский, вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.03.2012, вынесения протокола об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 03.03.2012, сбора доказательств вне рамок дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья И.Ю. Жалудь