ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-1198/13 от 16.07.2013 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-1198/2013

23 июля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 23 июля 2013 года

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Павловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительными постановлений администрации Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинска Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 06.04.2010 № 456, от 08.04.2011 № 524,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, открытое акционерное общество «Камчатнефтепродукт».

при участии:

от заявителя:

Дю У.В. – представитель по доверенности от 21.08.2012 № 180 (сроком на один год);

от администрации:

ФИО1 – представитель по доверенности № 37 от 11.01.2013 (сроком до 31.12.2013);

от Министерства обороны РФ:

Дю У.В. – представитель по доверенности от 28.11.2012 № 207/910д (сроком на один год);

от ОАО «Камчатнефтепродукт»:

ФИО2 – представитель по доверенности от 20.05.2013 (сроком до 20.05.2014),

ФИО3 – представитель по доверенности от 15.05.2013 № 01-10/15 (сроком до 31.12.2013),

установил:

федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – заявитель, Учреждение, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений») обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением и дополнением к нему о признании недействительным постановления администрации Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинска Камчатского края (далее – Администрация) от 06.04.2010 № 456, которым предварительно согласовано место размещения объекта: капитальное сооружение – автозаправочная станция открытого акционерного общества «Камчатнефтепродукт» (далее – ОАО «Камчатнефтепродукт») в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане от 25.02.2010 № 15 (вариант № 1), а также утверждён акт о выборе земельного участка от 30.03.2010; о признании недействительным постановления Администрации от 08.04.2011 № 524, которым ОАО «Камчатнефтепродукт» из земель государственной собственности в пользование на ус­ловиях краткосрочной аренды сроком на 11 месяцев предоставлен земель­ный участок площадью 1500 квадратных метров с кадастровым номером 41:02:0010104:445 для строительства капитального сооружения - автозапра­вочной станции. В обоснование требований ссылалось на те обстоятельства, что переданный ОАО «Камчатнефтепродукт» в аренду земельный участок, внесенный в государственный кадастр недвижимости за номером 41:02:0010104:445, расположен в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 41:02:0000000:5, закрепленного Государственным актом на право пользования землей от 06.07.1987 A-I №395491 на праве постоянного (бессрочного) пользования за МИС г. Петропавловска-Камчатского (ГУ «Вилючинская КЭЧ района»). На основании приказа Министра обороны РФ от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений министерства обороны Российской Федерации» произошла реорганизация юридического лица ФГУ «Вилючинская КЭЧ района» МО РФ путем присоединения к ФБУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ. В Единый государственный реестр юридических лиц 03.10.2011 внесена запись о прекращении деятельности юридического лица федерального государственного учреждения «Вилючинская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ путем реорганизации в форме присоединения. В соответствии с пунктом 5 статьи 58 ГК РФ земельный участок передан ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» по передаточному акту от 01.04.2011 (приложение № 1). Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 24.10.2001 № 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам и юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 41:02:0000000:5 согласно Государственному акту на право пользования землей от 06.07.1987 A-I №395491 определяется Планом землепользования (масштаба 1:50000), который является неотъемлемой частью названного Государственного акта. Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 24.10.2012 № 41 АВ 144498 местонахождение объекта права: сооружение «Автозаправочная станция в г. Вилючинске», расположенное в г. Вилючинске Камчатского края по ул. Лесная, д. 26, свидетельствует о том, что указанное сооружение находится в границах земель Министерства обороны РФ. Постановлением Правительства Камчатского края от 03.08.2009 № 297-П установлены границы запретной зоны и запретного района восковой части 31268, расположенной на территории Вилючинского городского округа. Согласно письму командира войсковой части 62695 от 30.03.2011 № 147, а также командира войсковой части 31268 от 11.03.2011 № 229 земельный участок, на котором производилось строительство автозаправочной станции ОАО «Камчатнефтепродукт», расположен в границах запретных районов войсковых частей 26942 и 31268. Командирами вышеуказанных войсковых частей в согласовании размещения АЗС ОАО «Камчатнефтепродукт» письменно был дан отказ. Несмотря на данное обстоятельство, в нарушении законодательства Российской Федерации и создании потенциальной опасности для объектов войсковой части 31268, указанная АЗС в настоящий момент построена и функционирует на маршруте доставки специального вооружения автомобильными колоннами войсковой части 31268. В соответствии с письмом командира войсковой части 31268 от 29.03.2012 № 288 данный объект несёт потенциальную опасность для объектов войсковой части 31268 и населения г. Вилючинска при чрезвычайных ситуациях. В нарушении норм Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1, Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.02.2000 № 135, статьи 29 Земельного кодекса РФ с учетом Постановления № 1053, в комиссию по выбору земельного участка не были включены представители органов военного управления, в ведении которых находится запретная зона, которая установлена в целях обеспечения безопасности хранения вооружения военной техники и другого военного имущества, защиты населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Учреждение также считает, что оспариваемые постановления о предоставлении земельного участка, находящегося в пользовании заявителя, вынесены Администрацией с превышением полномочий на распоряжение спорным земельным участком.

Определением Арбитражного суда Камчатского края от 21.05.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее – МО РФ), а также ОАО «Камчатнефтепродукт».

В судебном заседании представитель ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.

Представитель Администрации в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на те обстоятельства, что согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) и статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городских округов. Выбор земельного участка для строительства капитального сооружения - автозаправочной станции ОАО «Камчатнефтепродукт» выполнен Администрацией на землях населенных пунктов коллегиально комиссией по выбору земельных участков для строительства в соответствии с положениями статей 31, 32 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ). Согласно положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о границах зон с особыми условиями использования, в том числе границах зон запретных районов войсковой части 31268, утвержденных постановлением Правительства Камчатского края от 03.08.2009 № 297-П, не внесены в государственный кадастр недвижимости в установленном законом порядке. Кроме того, согласно пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 № 135 «Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» на территории запретного района запрещается строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества. Предоставление земельного участка с кадастровым номером 41:02:0010104:445 осуществлялось посредством формирования участка в кадастровом квартале 41:02:0010104, который в свою очередь входит в состав категории земель - земли населенных пунктов, сведения о границе которой внесены в установленном законом порядке в государственный кадастр недвижимости. Такие сведения утверждены Законом Камчатской области от 17.12.2004 № 242 «О наделении Вилючинского городского муниципального образования статусом городского округа и об установлении границ Вилючинского город­ского округа» (совпадают с границами закрытого административно-территориального образования - города Вилючинска Камчатской области, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 02.07.1999 № 865), и генеральным планом Вилючинского городского округа, утвержден­ного решением Думы Вилючинского городского округа от 17.02.2010 № 331/46 по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых создано данное закрытое административно - территориальное образование (Министерством обороны Российской Федерации). В связи с чем, применение норм Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» является неправильным.

Представитель МО РФ в судебном заседании полагал требования ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» обоснованными, ссылаясь на те обстоятельства, что в соответствии с Государственным актом на право пользования землей от 06.07.1987 A-I № 395491, актом приёма-передачи от 01.04.2011 земельный участок с кадастровым номером 41:02:0000000:5 находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у заявителя. Согласование строительства АЗС на территории запретного района с органами военного управления произведено не было.

В судебном заседании представители ОАО «Камчатнефтепродукт» полагали требование Учреждения не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве, указывая, в том числе на те обстоятельства, что государственная собственность на земельные участки на территории ЗАТО города Вилючинска не разграничена, таким образом распоряжение данными земельными участками осуществляет Администрация. Земельный участок, чтобы возникнуть как объект любых правоотношений, должен быть сформирован и пройти государственный кадастровый учет. Земельный участок 41:02:0000000:5 является ранее учтенным, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 06.07.1987. По сведениям, предоставленным Федеральной кадастровой палатой в виде кадастровой выписки: граница земельного участка 41:02:0000000:5 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. На дату рассмотрения дела у заявителя отсутствуют доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 41:02:0010104:445 является частью земельного участка 41:02:0000000:5 и находится в границах запретного района. ОАО «Камчатнефтепродукт» не было известно о том, что земельный участок с кадастровым номером 41:02:0010104:445 находится в границах запретного района в соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 03.08.2009 № 297-П. В материалах дела имеется согласование Агентства по управлению государственным имуществом Камчатского края предоставление в аренду нашему предприятию земельного участка с кадастровым номером 41:02:0010104:445 для строительства капитального сооружения автозаправочная станция. Таким образом, Администрацией получено согласование органов исполнительной власти Камчатского края, тем самым был соблюден порядок предоставления земельного участка в аренду в запретном районе. Государственным актом на право пользование землей от 06.07.1987 А-1 № 395491 земельный участок с кадастровым номером 41:02:0000000:5 на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен за МИС г. Петропавловска-Камчатского. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства правопреемства между МИС г. Петропавловска-Камчатского и ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений», а так же документы, подтверждающие факт передачи данного земельного участка в ведение ГУ «Вилючинская КЭЧ района».

Выслушав объяснения представителей заявителя, ответчика и третьих лиц, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ письменные доказательства по делу в совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о нижеследующем.

Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, оспариваемым постановлением от 06.04.2010 № 456 Администрация приняла решение предварительно согласовать место размещения объекта: капитальное сооружение – автозаправочная станция открытого ОАО «Камчатнефтепродукт» в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане от 25.02.2010 (вариант № 1), а также утвердить акт о выборе земельного участка от 30.03.2010 № 15. Оспариваемым постановлением от 08.04.2011 № 524 Администрация приняла решение о предоставлении ОАО «Камчатнефтепродукт» из земель государственной собственности в пользование на ус­ловиях краткосрочной аренды сроком на 11 месяцев земель­ный участок с кадастровым номером 41:02:0010104:445 площадью 1500 квадратных метров для строительства капитального сооружения - автозапра­вочной станции.

Поскольку земель­ный участок с кадастровым номером 41:02:0010104:445 входит в границы земельного участка с кадастровым номером 41:02:0000000:5, находящегося на основании Государственного акта на право пользование землей от 06.07.1987 А-1 № 395491 и акта-приёма-передачи в постоянном (бессрочном) пользовании у ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений», а также находится в границах запретном для строительства районе, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

В силу статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (далее – Федеральный закон № 61-ФЗ) и пунктов 1, 2 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии со статьей 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, либо право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

Согласно абзацу 1 пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о МО РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» от 16.08.2004 № 1082, названное Министерство осуществляет в пределах своей компетенции, правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, федеральными законами.

При этом в силу пункта 7 указанной статьи Кодекса в целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 № 135 утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее – Положение об установлении запретных районов). Данное Положение определяет назначение и порядок установления запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также основные требования и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться.

В соответствии с пунктом 4 Положения об установлении запретных районов запретный район шириной не менее 3 километров от внешнего ограждения территории военного склада устанавливается только для военных складов ракет, боеприпасов, взрывчатых и химических веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

В силу императивного предписания пункта 8 Положения об установлении запретных районов на территории запретного района запрещается строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества. В случае особой необходимости строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения на территории запретного района может разрешаться в каждом конкретном случае органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся военные склады, по согласованию с органами военного управления, в ведении которых они находятся.

Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Государственным актом от 06.07.1987 A-I № 395491 МИС г. Петропавловска-Камчатского в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок кадастровый номер 41:02:0000000:5, о чем в книге записей государственных актов на право пользования землей внесена запись № 237 (т. 1, л.д. 107-110).

Из передаточного акта от 01.04.2011, согласованного руководителем Департамента имущественных отношений МО РФ и утвержденного Министром обороны РФ, видно, что земельный участок кадастровый номер 41:02:0000000:5 передан ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» (т. 1, л.д. 111-115).

Согласно кадастровой выписке от 28.06.2013 № 4100/206/13-28816 земельного участка кадастровый номер 41:02:0000000:5 названный земельный участок относится к землям обороны (т. 2, л.д. 85).

Из материалов дела следует, что предоставленный для строительства капитального сооружения - автозапра­вочной станции ОАО «Камчатнефтепродукт» на основании оспариваемых постановлений земель­ный участок площадью 1500 кв.м. кадастровый номер 41:02:0010104:445 входит в границы земельного участка с кадастровым номером 41:02:0000000:5 (т. 2, л.д. 42, 43,44).

В материалы дела также представлены сведения о том, что командование войсковой части 62695 уведомляет главу Вилючинского городского округа о том, что земельный участок, на котором планируется строительство автозапра­вочной станции ОАО «Камчатнефтепродукт», расположен в границах запретных районов войсковых частей 26942 и 31268. В согласовании размещения стационарной АЗС отказано (т. 1, л.д. 24).

Об этом же свидетельствует письмо командира войсковой части 31268 (л.д. 25).

При этом из письма Администрации в адрес Министерства специальных программ Камчатского края следует, что ответчик знал о том, что объект капитального строительства автозапра­вочная станция ОАО «Камчатнефтепродукт» в г. Вилючинске находится в границах 3-х километрового запретного района войсковой части 31268, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 № 135 (т. 1, л.д. 28).

Проводя анализ вышеизложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что для строительства на территории запретного района каких-либо объектов необходимо получение разрешения от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится военный склад, по согласованию с органом военного управления, в ведении которого он находится.

Вместе с тем, согласование с органом военного управления на строительство в запретном районе объекта: капитальное сооружение – автозаправочная станция ОАО «Камчатнефтепродукт» получено не было, в связи с чем Администрация не имела права оспариваемыми постановлениями согласовывать место размещения объекта, утверждать акт о выборе земельного участка, а также предоставлять ОАО «Камчатнефтепродукт» в аренду земельный участок для строительства.

Основаниями прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком являются отказ землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 названного Кодекса (пункт 1 статьи 45 ЗК РФ), а также решение суда о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных пунктом 2 указанный статьи (пункт 3 названной статьи).

При этом арбитражный суд учитывает, что Министерство обороны РФ, осуществляющее на основании подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, в пределах своей компетенции правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам, от прав на земельный участок кадастровый номер 41:02:0000000:5, предоставленный по Государственному акту от 06.07.1987 A-I № 395491 МИС г. Петропавловска-Камчатского и переданный ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений», не отказывалось, данное право также не прекращено принудительно по решению суда.

Несмотря на указанные обстоятельства, Администрацией приняты оспариваемые ненормативные правовые акты от 06.04.2010 № 456 «О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждения акта о выборе земельного участка от 28.01.2010», от 08.04.2011 № 524 «О предоставлении открытому акционерному обществу «Камчатнефтепродукт» в аренду земельного участка».

Таким образом, с учетом приведенных выше норм права и установленных обстоятельств дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемые постановления Администрации приняты с превышением предоставленных органу местного самоуправления полномочий в области земельных отношений, осуществляющим управление и распоряжение земельными участками, находящимися лишь в муниципальной собственности, но не в ведении Министерства обороны, как в рассматриваемом случае, и без согласования с органом военного управления на строительство в запретном районе объекта.

Ссылка Администрации о том, что на земельном участке кадастровый номер 41:02:0000000:5 построены также и другие объекты, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку не нарушает права и законные интересы Администрации.

Кроме того, пунктом 10 постановления Правительства РФ от 17.02.2000 № 135 предусмотрено, что вопросы о сносе (переносе) находящихся в запретной зоне или в запретном районе объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, угрожающих безопасности военного склада, а также о переселении граждан, сносе (переносе) принадлежащих им строений решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в каждом конкретном случае органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся военные склады, по представлению федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся военные склады, согласованному с органами местного самоуправления.

Довод Администрации о том, что сведения о границах запретных районов войсковой части 31268, утвержденных постановлением Правительства Камчатского края от 03.08.2009 № 297-П, не внесены в государственный кадастр недвижимости, не имеет правового значения, поскольку невнесение таких сведений не отменяет действие пункта 4 Положения об установлении запретных районов, согласно которому запретный район для военных складов ракет, боеприпасов, взрывчатых и химических веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей составляет ширину не менее 3 километров.

Довод ОАО «Камчатнефтепродукт» о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства правопреемства между МИС г. Петропавловска-Камчатского и ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений», а так же документы, подтверждающие факт передачи данного земельного участка в ведение ГУ «Вилючинская КЭЧ района», не имеет правового значения, поскольку право пользования заявителем земельным участком кадастровый номер 41:02:0000000:5 подтверждено передаточным актом от 01.04.2011 и никем в установленном порядке не оспорено.

Несостоятельным является довод ОАО «Камчатнефтепродукт» о том, что земельный участок, чтобы возникнуть как объект любых правоотношений, должен быть сформирован и пройти государственный кадастровый учет, поскольку, как указано выше в пункте 1 статьи 6 Федерального закона № 122-ФЗ, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Получение согласования Агентства по управлению государственным имуществом Камчатского края не является согласованием в том смысле, который придаёт ему пункт 8 Положения об установлении запретных районов, поскольку согласование с органом военного управления на строительство в запретном районе объекта: капитальное сооружение – автозаправочная станция ОАО «Камчатнефтепродукт» получено не было.

О том, что ОАО «Камчатнефтепродукт» не было известно о нахождении земельного участка с кадастровым номером 41:02:0010104:445 в границах запретного района в соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 03.08.2009 № 297-П, правового значения не имеет.

При этом, из материалов дела следует, что об этом было известно Администрации.

Кроме того, как пояснили представители заявителя и МО РФ, названное постановление Правительства Камчатского края от 03.08.2009 № 297-П об установлении границ запретных районов имеет ограниченный доступ на его распространение и доступ в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1.

Ссылка ОАО «Камчатнефтепродукт» о том, что в материалах дела отсутствуют доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 41:02:0010104:445 является частью земельного участка 41:02:0000000:5, несостоятельна, поскольку опровергается материалами дела, в том числе публичной кадастровой картой.

Из объяснений лиц, участвующих в деле, в том числе Администрации следует, что земельный участок с кадастровым номером 41:02:0010104:445 является частью кадастрового квартала 10104.

Об этом же свидетельствует и сам номер земельного участка.

О том, что предоставленный для строительства автозапра­вочной станции ОАО «Камчатнефтепродукт» на основании оспариваемых постановлений земель­ный участок площадью 1500 кв.м. кадастровый номер 41:02:0010104:445 входит в границы земельного участка с кадастровым номером 41:02:0000000:5, свидетельствует и публичная карта (т. 2, л.д. 42, 43,44).

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание наличие в материалах дела доказательств принятия Администрацией оспариваемых постановлений от 06.04.2010 № 456 «О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждения акта о выборе земельного участка от 28.01.2010», от 08.04.2011 № 524 «О предоставлении открытому акционерному обществу «Камчатнефтепродукт» в аренду земельного участка» в отношении земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений», в запретном для строительства районе при отсутствии согласования с органом военного управления, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемые постановления не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации, а также постановлению Правительства РФ от 17.02.2000 № 135 «Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов», нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежат признанию недействительными.

Поскольку ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» при подаче заявления была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, вопрос при вынесении судебного акта о государственной пошлине не разрешается.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

постановления администрации Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинска Камчатского края от 06.04.2010 № 456 «О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждения акта о выборе земельного участка от 28.01.2010», от 08.04.2011 № 524 «О предоставлении открытому акционерному обществу «Камчатнефтепродукт» в аренду земельного участка» признать недействительными, как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства РФ от 17.02.2000 № 135 «Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов».

Обязать администрацию Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинска Камчатского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья И.Ю. Жалудь