АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-1225/2018
23 мая 2018 года
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Довгалюка Д.Н., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело
по заявлению
Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к
Детско-молодежной общественной организации – Камчатский региональный горнолыжный клуб «Красная сопка» (ИНН<***>, ОГРН <***>)
о взыскании финансовых санкций в размере 500 рублей
установил:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края (далее – заявитель, Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о взыскании с Детско-молодежной общественной организации – Камчатский региональный горнолыжный клуб «Красная сопка» (далее – страхователь, Организация, ДМООКРГК «Красная сопка») 500 рублей штрафа за несвоевременное представление сведений в отношении застрахованных лиц по форме СЗВ-М за январь 2017 года.
При рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству суд установил, что дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с пунктом 5части 1 статьи 227 АПК РФ и пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 62.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу. В установленный определением суда срок страхователь направил отзыв на заявление, согласно которому просил в удовлетворении заявленных требований Пенсионному фонду отказать, поскольку, согласно разъяснениям Пенсионного фонда Российской Федерации, отсутствие оформленных трудовых или гражданско-правовых отношений не влечет обязанности предоставления отчетности по форме СЗВ-М.
При таких обстоятельствах суд признал возможным в соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ рассмотреть дело в порядке упрощенного производства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, ДМООКРГК «Красная сопка» зарегистрирована в качестве плательщика страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, регистрационный № 051-001-067400.
В результате проверки представленных 05.03.2017 сведений о застрахованных лицах за январь 2017 года по форме СЗВ-М Управлением выявлено нарушение Организацией требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, что зафиксировано в акте от 06.06.2017 № 206S18170005055.
По результатам рассмотрения вышеуказанного акта 19.07.2017 вынесено решение № 206S19170005671, которым ДМООКРГК «Красная сопка» привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 рублей (1 застрахованное лицо х 500 рублей).
Пенсионным фондом в адрес Организации направлено требование от 23.08.2017 № 206S01170302428 об уплате вышеуказанной задолженности в добровольном порядке в срок до 12.09.2017.
Неисполнение ответчиком вышеуказанного требования в полном объеме явилось основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
На основании статей 11 и 12 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) обязанностью страхователя является предоставление отчетности в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации на основании документов бухгалтерского учета, документов по учету кадров (приказов, распоряжений работодателя о приеме на работу, увольнении и т.д.). Данная обязанность распространяется на всех работодателей, производящих выплаты физическим лицам.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закон № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статьи 5 Федерального закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон № 82-ФЗ) под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Общественная организация является одной из организационно-правовых форм общественных объединений (статья 7 Закона № 82-ФЗ).
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (часть 8 Закона № 82-ФЗ).
Статьей 17 Закона № 82-ФЗ предусмотрено, что на работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании.
Признаки трудовых отношений закреплены в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), согласно которой трудовые отношения это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем, в частности, о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору, в том числе в отношении руководителей организации, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
В тоже время, поскольку статьей 17 Закона № 82-ФЗ установлено, что законодательство о труде и социальном страховании распространяется на работников аппаратов общественных объединений в зависимости от наличия заключенных между общественными объединениями и их работниками трудовых или гражданско-правовых договоров, суд приходит к выводу, что при отсутствии такого оформления предоставление отчетности по форме СЗВ-М за таких лиц общественными объединениями не осуществляется.
Данные выводы суда соответствуют разъяснениям, изложенным в письмах Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.07.2016 № ЛЧ-08-26/9856 и от 27.07.2016 № ЛЧ-08-19/10581, а также в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.07.2016 № 21-3/10/В-4587, согласно которым предоставление отчетности по форме СЗВ-М общественными объединениями зависит от факта наличия или отсутствия трудовых или гражданско-правовых отношений между общественными объединениями и их участниками, основанных на трудовых или гражданско-правовых договорах на выплаты, по которым начисляются и уплачиваются в ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Как установлено судом, ДМООКРГК «Красная сопка» были представлены сведения по форме СЗВ-М за январь 2017 года в отношении председателя правления данной общественной организации ФИО1.
При этом сведения о наличии трудовых или гражданско-правовых отношений между общественной организацией и ФИО1, основанных на трудовых или гражданско-правовых договорах, в материалах дела отсутствуют, доказательств обратного суду не представлено.
Из имеющегося в материалах дела письма ДМООКРГК «Красная сопка» от 18.04.2017 № 37, направленного в адрес Пенсионного фонда, следует, что должность председателя правления является выборной и не подразумевает получения денежного вознаграждения, работники в штате общественной организации отсутствуют, застрахованные лица отсутствуют.
Данные доводы страхователя Пенсионным фондом не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, в виду отсутствия у ДМООКРГК «Красная сопка» оформленных трудовых и гражданско-правовых отношений с председателем правления, учитывая положения Закона № 27-ФЗ, Закона № 82-ФЗ, а также вышеуказанные разъяснения Пенсионного фонда Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии у страхователя обязанности по представлению отчетности по форме СЗВ-М за январь 2017 года.
Соответственно, несвоевременное представление ДМООКРГК «Красная сопка» такой отчетности не может служить основанием для привлечения общественной организации к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, и взыскании с ответчика финансовой санкции, в связи с чем заявленные требования Пенсионного фонда не подлежат удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не разрешался ввиду того, что решение суда принято в пользу ответчика, а заявитель освобожден от ее уплаты на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 110, 167–170, 226–229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявления Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края о взыскании с Детско-молодежной общественной организации – Камчатский региональный горнолыжный клуб «Красная сопка» 500 рублей штрафа за несвоевременное представление сведений в отношении застрахованных лиц по форме СЗВ-М за январь 2017 года отказать.
Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья Д.Н. Довгалюк