ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-1239/10 от 14.05.2010 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-1239/2010

17 мая 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 17 мая 2010 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Довгалюка Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белоусовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Управления внутренних дел по городу Петропавловску-Камчатскому

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Пирамида» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ

при участии:

от заявителя

ФИО1 – представитель по доверенности
 № 8/26-576 от 27.01.2010 года (сроком действия один год),

от прокурора

ФИО2 – представитель по доверенности № 25/2010 от 15.02.2010 года (сроком действия по 31.12.2010),

от лица, привлекаемого

к административной ответственности

ФИО3 - директор

установил:

Управление внутренних дел по городу Петропавловску-Камчатскому (далее – заявитель, УВД по г. Петропавловску-Камчатскому) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Пирамида» к административной ответственности (далее – общество) по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ссылаясь на те обстоятельства, что ООО «Пирамида» на территории Камчатского края осуществлялась предпринимательская деятельность по организации и проведению азартной игры с использованием игрового оборудования в виде игровых автоматов в игорном заведе­нии без специального разрешения (лицензии).

Определением Арбитражного суда Камчатского края от 11.05.2010 года к участию в деле привлечена прокуратура г. Петропавловска-Камчатского.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Представил для приобщения к материалам дела постановление по делу об административном правонарушении в отношении оператора лотерейного клуба «Техас» ФИО4, который самовольно сорвал печати с изъятого лотерейного оборудования.

Представитель общества в судебном заседании с требованием о привлечении общества к административной ответственности не согласился, представил для приобщения к материалам дела письменные возражения на заявление.

Дополнительно представленные документы приобщены судом к материалам дела.

Старший помощник прокурора требования заявителя поддержал в полном объеме, полагает, что в действиях ООО «Пирамида» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 19.03.2010 года сотрудниками УВД по г. Петропавловску-Камчатскому проведена проверка по факту организации и проведении азартных игр ООО «Пирамида» в помещении лотерейного клуба «Техас», расположен­ном по ул. Ленинградской, 82 в г. Петропавловске-Камчатском.

В ходе проверки установлено, что в наруше­ние требований Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государ­ственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в лотерейном клубе «Техас», расположенном в <...>, осуществлялось проведение азартных игр вне игорной зоны и без специального разрешения в завуалированной форме под видом сочетания Всероссийской негосударственной лотереи «Играй по правилам» и стимулирующей лотереи «Сладкая удача» с денежным выигрышем с ис­пользованием лотерейного оборудования в количестве 25 лотерейных ав­томатов.

По результатам проведенной проверки 25.03.2010 года должностным лицом УВД по г. Петропавловску-Камчатскому в отношении ООО «Пирамида» составлен протокол об административном правонарушении, который в соответствии с положениями главы 25 АПК РФ вместе с заявлением направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации № 244-ФЗ от 29.12.2009 «О государственном регулировании деятельности по организации и про­ведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.

Согласно статье 4 названного закона под деятельностью по организации и проведению азартных игр понимается деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. Игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр. Организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4, частью 9 статьи 16 Федерального закона № 244-ФЗ игорная зона — часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоя­щим Федеральным законом. Разрешением на осуществление деятельно­сти по организации и проведению азартных игр в игорной зоне является выдаваемый в соответствии с названным Федеральным законом документ, предоставляющий организа­тору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заве­дений. Деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного федеральным законодательством разрешения на осу­ществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям названного Федерального закона.

Таким образом, для осуществления деятельности по организации и проведению азартных после 1 июля 2009 года требуется соответствующее разрешение. Кроме того, осуществление такой деятельности возможно только в игорных зонах, но на территории Камчатского края с 01.07.2009 такое разрешение не может быть выдано, поскольку Камчатский край не является игорной зоной, а деятельность игорных заведений на территории Камчатского края с 01.07.2009 прекращена.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что осуществление юридическим лицом деятельности по организации и проведению азартной игры с использованием игрового оборудования в виде игровых автоматов в игорном заведении в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования в виде игровых автоматов, а также в случае осуществления юридиче­ским лицом деятельности по организации и проведению азартной игры с использова­нием игрового оборудования в виде игровых автоматов в игорном заведении с 01.07.2009 на территории Камчатского края, когда такая лицен­зия в силу закона не может быть выдана (а равно осуществление такой деятельно­сти на территории Камчатского края после 01.07.2009), образует состав администра­тивного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Суд считает, что материалами дела доказан факт осуществления обществом деятельности по организации и проведению азартных игр в нарушение законодательства без выданного в установленном порядке специального разрешения.

Довод представителя общества о том, что общество проводило стимулирующую лотерею в соответствии с требованиями Федерального закона от 11.11.2003 № 138-Ф3 «О лотереях», судом отклоняется по следующим основаниям.

Согласно пунктам 1 и 8 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях» (далее - Закон N 138-ФЗ) лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 3 названного закона стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.

Таким образом, стимулирующая лотерея должна оформляться выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Согласно имеющемуся в материалах дела объяснению гражданина ФИО5, 19.03.2010 года он зашёл в клуб «Техас» чтобы поиграть на игровых автоматах. Он подошёл к оператору, заплатил ему 100 рублей (каких-либо чеков или квитанций ему не выдавалось), после чего он выбрал игровой автомат, на котором оператор при помощи ключа установила начальные баллы равные сумме заплаченных денег. После чего он начал играть на автомате. Если выигрывает какую-либо сумму и хочет закончить игру, он зовёт оператора, который обнуляет кредит в автомате и выдает ему наличными сумму, которую он выиграл.

Из объяснения гражданина ФИО6 следует, что он приходит в клуб, чтобы поиграть. Для игры он дает оператору деньги, который в игровой автомат при помощи ключа вносит очки, эквивалентные сумме, уплаченных им денег. Лотерейные билеты администратор предлагает, но он их не покупает. В клуб он приходит, чтобы поиграть на автоматах с целью выигрыша денежных средств.

Из объяснения гражданина ФИО7 от 19.03.2010 года следует, что он пришёл в клуб с целью поиграть на игровых автоматах. Зайдя в клуб, он дал администратору 100 рублей, при этом попросив, чтобы она выставила игровой автомат на 100 процентов.

Как следует из объяснения гражданина ФИО8, придя в клуб, он заплатил в кассу 100 рублей, ни чеки, ни квитанции не выдавались. Оператор начислила на выбранный им автомат 100 процентов, на котором он стал играть и проиграл все деньги. В клуб он приходит не первый раз, обычно выигрывает 500-600 рублей.

Из объяснений законного представителя общества следует, что ООО «Пирамида» арендует помещение под лотерейный клуб «Техас». В лотерейном клубе «Техас» реализуются лотерейные билеты Всероссийской негосударственной лотереи «Играй по правилам», организатором указанной лотереи является ООО «Эксперсс». При покупке лотерейного билета «Играй по правилам», посетителю клуба, в случае проигрыша, предоставляется право принять участие в стимулирующей лотереи «Сладкая удача». Организатором стимулирующей лотереи «Сладкая удача» является ООО «Кровтэкс». ООО «Пирамида» на основании договора является распространителем лотерейных билетов «Сладкая удача». Посетитель клуба предъявляет оператору лотерейный билет «Играй по правилам» без выигрыша. Оператор вводит в лотерейное оборудование баллы, эквивалентные денежной сумме, за которую был куплен лотерейный билет «Играй по правилам» на любом лотерейном оборудовании, которое выберет посетитель клуба. Если посетитель клуба набирает на лотерейном оборудовании баллы более тех, которые установил оператор, он имеет право обналичить выигранные баллы в кассе клуба. Для производства выплат выигрышей по стимулирующей лотереи «Сладкая удача», организатором ООО «Кровтэкс» установлен призовой фонд в размере 1000000 рублей. Об установлении размере призового фонда издан соответствующий приказ ООО «Кровтэкс». Лотерейное оборудование установленное и используемое в клубе в общую сеть подключены не были и использовались как самостоятельное устройство. Количество бонусных баллов, вводимых оператором клуба в лотерейное оборудование, эквивалентно сумме денежных средств, на которую были приобретены лотерейные билеты. Максимальное количество бонусных баллов введенных единовременно в один лотерейный аппарат не может превышать 10000 баллов. Количество начислений либо обнулений бонусных баллов в лотерейном оборудовании неограниченно. Лотерейные билеты продавались по фиксированной цене согласно договору с ООО «Кровтэкс». На выплату призового фонда на основании договора с ООО «Кровтэкс», денежные средства выделяются из суммы полученной от реализации лотерейных билетов.

Исходя из условий лотереи, а также комплекса действий ее участников и общества, суд приходит к выводу, что осуществляемая обществом деятельность является не стимулирующей лотереей для повышения спроса на товар ООО «Кровтэкс», а является деятельностью по проведению азартных игр без соответствующего разрешения.

Указанный факт также подтвержден протоколом осмотра, протоколом об административном правонарушении, материалами дела, объяснениями граждан, посетивших игровое заведение.

В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество, вступая в правоотношения в области лицензирования, должно было не только знать, но и обязано было обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в судебном заседании установлен факт осуществления обществом деятельности по организации и проведению азартных игр в нарушение законодательства без выданного в установленном порядке специального разрешения, наличие полномочий административного органа и оснований для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, заявление УВД по городу Петропавловску-Камчатскому о привлечении общества к административной ответственности подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания, определяя его размер, арбитражный суд учитывает характер совершённого правонарушения, отсутствие обстоятельств, как смягчающих, так и отягчающих административную ответственность, а также цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим обществом, так и другими лицами, и приходит к выводу о возможности определить юридическому лицу наказание в в виде административного штрафа в размере 40000 рублей без конфискации.

Согласно частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Пирамида», имеющее основной государственный регистрационный номер 1064101071319, место нахождения: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Изъятое оборудование в количестве 25-и штук, а именно: оборудование с лотерейными программами ОЛП-010 серийный номер № 00214210-075, оборудование с лотерейными программами ОЛП-010 серийный номер № 00014210-075, оборудование с лотерейными программами ОЛП-010 серийный номер № 00314210-075, оборудование с лотерейными программами ОЛП-010 серийный номер № 00414210-075, оборудование с лотерейными программами ОЛП-010 серийный номер № 00514210-075, оборудование с лотерейными программами ОЛП-010 серийный номер № 00003210-121, оборудование с лотерейными программами ОЛП-010 серийный номер № 00002210-121, оборудование с лотерейными программами ОЛП-010 серийный номер № 00001210-121, оборудование с лотерейными программами ОЛП-010 серийный номер № 00114210-075, оборудование с лотерейными программами ОЛП-014 серийный номер № 00013214-137, оборудование с лотерейными программами ОЛП-014 серийный номер № 00012214-137, оборудование с лотерейными программами ОЛП-014 серийный номер № 00014214-137, оборудование с лотерейными программами ОЛП-014 серийный номер № 00015214-137, оборудование с лотерейными программами ОЛП-014 серийный номер № 00016214-137, оборудование с лотерейными программами ОЛП-15 серийный номер № 00009215-55, оборудование с лотерейными программами ОЛП-15 серийный номер № 00008215-55, оборудование с лотерейными программами ОЛП-15 серийный номер № 00007215-55, оборудование с лотерейными программами ОЛП-02 серийный номер № 00018202-175, оборудование с лотерейными программами ОЛП-02 серийный номер № 00017202-175, оборудование с лотерейными программами ОЛП-02 серийный номер № 00016202-175, оборудование с лотерейными программами ОЛП-02 серийный номер № 00015202-175, оборудование с лотерейными программами ОЛП-02 серийный номер № 00014202-175, оборудование с лотерейными программами ОЛП-02 серийный номер № 00013202-175, оборудование с лотерейными программами ОЛП-02 серийный номер № 00012202-175, оборудование с лотерейными программами ОЛП-02 серийный номер № 00011202-175 вернуть обществу с ограниченной ответственностью «Пирамида».

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:

Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю (УВД по городу Петропавловску-Камчатскому)

Счет 40101810100000010001

ИНН <***>

ОКАТО 30401000000

БИК 043002001

КБК 18811690040040000140

ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю.

Документ, свидетельствующий об оплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.

Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется исполнительный лист на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, а также в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Довгалюк Д.Н.