ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-1287/12 от 24.05.2012 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-1287/2012

31 мая 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 31 мая 2012 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными действий губернатора Камчатского края и об обязании губернатора Камчатского края рассмотреть заявление от 19.01.2012 по существу

при участии:

от заявителя:

ФИО1 – лично

от ответчика:

ФИО2 – представитель по доверенности от 11.04.2012 № 30 (сроком до 31.12.2012)

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании незаконными действий губернатора Камчатского края, выразившихся в направлении его заявления от 19.01.2012 в Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, необеспечении объективного, всестороннего рассмотрения заявления и непринятии мер, направленных на защиту его нарушенных прав, об обязании губернатора Камчатского края рассмотреть заявление от 19.01.2012 по существу, полагая, что оспариваемые действия не соответствуют части 6 статьи 8, пунктам 1 и 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 05.02.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В судебном заседании предприниматель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании требования заявителя не признала по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Приказом аппарата губернатора и Правительства Камчатского края от 03.11.2011 № 600-П утверждён административный регламент предоставления государственной услуги по организации рассмотрения индивидуальных и коллективных обращений граждан, поступивших губернатору Камчатского края, первому вице-губернатору – первому заместителю председателя Правительства Камчатского края, заместителям председателя Правительства Камчатского края. Согласно данным нормам, а также, с учётом распоряжений губернатора Камчатского края от 12.01.2012 № 17-р, 27.01.2012 № 78-р об убытии губернатора Камчатского края с 14-19.01.2012 в командировку, от 10.05.2011 № 425-р о распределении основных обязанностей между губернатором Камчатского края и членами Правительства Камчатского края, заявление предпринимателя от 19.01.2012 было передано первым вице-губернатором – первым заместителем председателя Правительства Камчатского края заместителю председателя Правительства Камчатского края ФИО3 Согласно пункту 3 части 3.1 раздела 3 постановления губернатора Камчатского края от 03.02.2009 № 24 «Об утверждении Положения о главном контрольном управлении губернатора и Правительства Камчатского края» Контрольное управление осуществляет функции по организация работы с обращениями граждан к губернатору Камчатского края, первому вице-губернатору – первому заместителю председателя Правительства Камчатского края, заместителям председателя Правительства Камчатского края. По результатам рассмотрения обращения предпринимателя ему 16.02.2012 дан ответ за подписью заместителя председателя Правительства Камчатского края. Обращение заявителя рассмотрено по существу надлежащим должностным лицом, в установленный законом срок, что не противоречит требованиям Федерального закона № 59-ФЗ. Указание в конце текста ответа «исп. ФИО4 ...» является технической ошибкой, допущенной в связи с тем, что за основу был взят ответ заявителю, ранее подготовленный Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края. Данное обстоятельство не подтверждает довод о переадресации обращения для рассмотрения по существу в орган (должностному лицу), действия которого обжалуются, и не свидетельствует о ненадлежащем рассмотрении обращения.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ письменные доказательства по делу в совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о нижеследующем.

Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, 19.01.2012 предприниматель обратился к губернатору Камчатского края с заявлением об истребовании из Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа документов, а также о проверке правомерности отказа Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края по заявлению предпринимателя о выборе земельного участка, расположенного в <...> 3а-9.

Письмом заместителя председателя Правительства Камчатского края ФИО3 № В-101 от 16.02.2012 предпринимателю дан ответ, что законность отказа Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края будет установлена в судебном порядке, поскольку предпринимателем обжалован указанный отказ Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края в Арбитражный суд Камчатского края.

Не согласившись с действиями губернатора Камчатского края, выразившихся в пересылке его заявления от 19.01.2012 на рассмотрение должностному лицу, решение которого обжалуется, поскольку ответ подготовлен ФИО4, предприниматель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Положения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ), регулирующие правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливающие порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, подлежат применению к рассматриваемому спору.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Согласно статье 4 Федерального закона № 59-ФЗ под обращением гражданина понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (пункт 1). Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц (пункт 3); жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (пункт 4); должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления (пункт 5).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо среди прочего обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (пункт 1); принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (пункт 3); дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (пункт 4).

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (часть 3).

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 437 утверждено Положение об аппарате губернатора и Правительства Камчатского края (далее - Аппарат), согласно которому Контрольное управление является структурным подразделением Аппарата.

Согласно пункту 15 части 3.1 раздела 3 постановления губернатора Камчатского края от 03.02.2009 № 24 «Об утверждении Положения о Главном контрольном управлении губернатора и Правительства Камчатского края» (далее - Контрольное управление) контрольное управление осуществляет функции по организации работы с обращениями граждан к губернатору Камчатского края, первому вице-губернатору – первому заместителю председателя Правительства Камчатского края, заместителям председателя Правительства Камчатского края.

Из материалов дела следует, что губернатор Камчатского края в период с 14.01.2012 по 19.01.2012 находился в командировке в г. Москве. Исполнение обязанностей губернатора Камчатского края возложено на первого вице-губернатора – первого заместителя председателя Правительства Камчатского края ФИО5 (л.д. 66, 67).

Распоряжением губернатора Камчатского края от 10.05.2011 № 425-р распределены основные обязанности между губернатором Камчатского края и членами Правительства Камчатского края (л.д. 68-74).

Как видно из регистрационно-контрольной карточки № 31490 от 19.01.2012, заявление предпринимателя № В-101 первым вице-губернатором – первым заместителем председателя Правительства Камчатского края ФИО5 передано на исполнение заместителю председателя правительства Камчатского края ФИО3 со сроком направления ответа до 17.02.2012 (л.д. 35).

В своём заявлении от 19.01.2012 предприниматель просил принять меры к истребованию из Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа документов, а также просил проверить правомерность отказа Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края по заявлению предпринимателя о выборе земельного участка, расположенного в <...> 3а-9.

Из содержания ответа заместителя председателя правительства Камчатского края № В-101 от 19.01.2012 следует, что предпринимателю были даны ответы на поступившие вопросы.

Несогласие предпринимателя с содержанием указанного ответа заместителя председателя правительства Камчатского края, в том числе в части аргументации, приведенного обоснования, неполноты данных ответов, в рассматриваемом споре не имеет правового значения, поскольку предметом данного спора являются оспаривание действий губернатора Камчатского края по ответу на поступившее 19.01.2012 заявление, а, следовательно, в предмет доказывания входят обстоятельства соответствия действий губернатора Камчатского края требованиям Федерального закона № 59-ФЗ.

Довод предпринимателя о том, что его заявление от 19.01.2012 направлено на рассмотрение должностному лицу, чьё решение оспаривается, является несостоятельным, поскольку, как следует из ответа № В-101 от 16.02.2012, по результатам рассмотрения обращения предпринимателя ему дан ответ за подписью заместителя председателя Правительства Камчатского края ФИО3

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия губернатора Камчатского края соответствуют требованиям Федерального закона № 59-ФЗ, заявление предпринимателя рассмотрено надлежащим лицом, и не нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, в связи с чем требование удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требования отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья И.Ю. Жалудь