АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-138/2010
05 февраля 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 февраля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 05 февраля 2010 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Довгалюка Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белоусовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению
открытого акционерного общества "Камчатпромбанк"
о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю № 21-05/59-2009 АДР от 11.01.2010 года по делу об административном правонарушении
при участии:
от заявителя
ФИО1 – представитель по доверенности
№ 07-358 от 26.02.2009 года (сроком на один год),
от административного органа
ФИО2 – представитель по доверенности
№ 23/01 от 13.01.2010 года (сроком до 31.12.2010),
установил:
открытое акционерное общество "Камчатпромбанк" (далее – заявитель, ОАО «Камчатпромбанк», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – административный орган, Камчатский УФАС России) № 21-05/59-2009 АДР от 11.01.2010 года по делу об административном правонарушении, ссылаясь на те обстоятельства, что признание рекламы вклада «Пенсионная книжка» ненадлежащей является необоснованным, так как в данной рекламе искажение информации не допущено. В рекламе содержатся все условия по указанному виду вклада, которые доступны для прочтения всеми заинтересовавшимся лицами. Размещенная реклама предназначалась для пешеходов.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что реклама размещена на плакате (лайтпостере) размера 1,20 м. х 1,80 м., расположена в 1 метре от дороги, рассчитана на пешеходов, а не на проезжающих по проезжей части водителей. Закон «О рекламе» не содержит требований о том, в каком месте и в каком виде должна размещаться необходимая информация. Вся информация была размещена, в связи с чем требования Закона «О рекламе» выполнены.
Представитель административного органа заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительно пояснив, что информация размещена, однако выполнена мелким шрифтом, не может быть признана надлежащей поскольку нечитаема. Кроме того, плакат был размещен под стеклом, в связи с чем информация была нечитаемая. Расположен плакат был вблизи проезжай части, водители не могли видеть всю размещенную на нем информацию.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела об административном правонарушении, оценив имеющиеся в деле доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса (далее – АПК РФ), суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на рекламной поверхности (Л-36А), расположенной по адресу: <...> рядом с домом № 61 (гостиница «Авача»), размещена информация следующего содержания: ««Камчатпромбанк», все вклады в нашем Банке гарантированно застрахованы на сумму до 700000 рублей, вклад «Пенсионная сберкнижка» только для пенсионеров! Мы заботимся о Вас и о Вашем доходе. 15,95%*, Ваш банк, www.kambank.ru , 42-15-15».
Указанная реклама размещена на основании договора аренды рекламных поверхностей от 17.09.2009 года № 119, заключенного между ОАО «Камчатпромбанк» и ООО «ПИТ», рекламодателем и рекламораспространителем которой является ОАО «Камчатпромбанк».
04.11.2009 года Камчатским УФАС России проведена проверка, а 30.11.2009 года вынесено определение о возбуждении дела № 21-05/60-2009Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ОАО «Камчатпромбанк».
28.12.2009 года Камчатским УФАС России в отношении ОАО «Камчатпромбанк» составлен протокол об административном правонарушении № 56.
11.01.2010 года заместителем руководителя Камчатского УФАС России ФИО3 вынесено постановление № 21-05/59-2009АДР, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке, обратившись в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела и текста оспариваемого постановления вмененное обществу нарушение законодательства о рекламе, а именно нарушение требований частей 1 и 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) выразилось в отсутствии в рекламе вклада «Пенсионная книжка» наименования общества, содержащего указание на его организационно-правовую форму, а также в отсутствии в рекламе данного вклада информации о сроке вклада, процентной ставке, возможности и условиях дополнительного взноса, валюте вклада, периодичности выплаты процентов и иных условиях, влияющих на окончательную сумму доходов вкладчика.
Согласно с пунктами 1, 4 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, не допускается.
Частью 1, пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество) и не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Как установлено судом, следует из материалов дела, подтверждается представленным на обозрение суда оригиналом рекламного плаката (лайтпостера) вклада «Пенсионная книжка», размещенная обществом реклама вклада «Пенсионная книжка» содержит информацию следующего содержания: «Камчатпромбанк», все вклады в нашем Банке гарантированно застрахованы на сумму до 700000 рублей, вклад «Пенсионная сберкнижка» только для пенсионеров! Мы заботимся о Вас и о Вашем доходе. 15,95%*, Ваш банк, www.kambank.ru , 42-15-15».
В нижней части данного рекламного плаката значительно меньшим шрифтом расположена следующая информация: «вклад открывается по предъявлению пенсионного удостоверения, или документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение пенсии или пожизненного содержания; минимальная сумма вклада - не ограничена; возможно пополнение, минимальная сумма пополнения не ограничена; вклад пролонгируемый; возможна ежемесячная выплата процентов на открытый в ОАО «Камчатпромбанк» карточный счет; допускается выплата причисленных; допускается выплата причисленных процентов ежемесячно; выгодные условия досрочного отзыва: за полные периоды капитализации начисляются по ставке вклада «Пенсионная сберкнижка» (за неполные - по ставке вклада «До востребования»); валюта - рубли, доллары США Евро.» С правой стороны от данной информации в форме таблицы представлены сведения о процентных ставках в рублях с указанием срока вклада, процентной ставки годовых, процентной ставки с причислением.
Довод представителя заявителя о том, что законодательство о рекламе не содержит требований о том, в каком месте и в каком виде должна размещаться необходимая информация судом не принимается по следующим основаниям.
Как следует из положений статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной, не должна вводить в заблуждение потребителя. Формально присутствующая на рекламном плакате вклада «Пенсионная книжка» информация о наименовании банка и условиях данного вклада выполнена мелким шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, не может восприниматься как их наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительного того, что при пользовании обозначенной услугой возможно вложение любой суммы на любой срок под 15,95 % годовых.
Довод представителя заявителя о том, что размещенная на рекламной поверхности реклама предназначена только для пешеходов, а не для водителей, проезжающих по расположенной вблизи проезжей части, судом также не принимается, поскольку реклама, в силу положений Закона о рекламе, адресована неопределённому кругу лиц, является публичной, а, следовательно, должна являться общедоступной для всех потребителей.
При таких обстоятельствах, суд считает, что общество законно и обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ. Вина общества в совершении указанного правонарушения нашла свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и подтверждается доказательствами по делу. Существенных нарушений процессуальных требований при производстве и при рассмотрении дела об административном правонарушении, которые не позволили всесторонне, полно и объективно административному органу рассмотреть дело, судом не установлено.
Судом также установлено, что протокол и постановление по делу об административном правонарушении вынесены уполномоченными на то должностными лицами административного органа. Определенный законом порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюден в полном объеме; привлечение заявителя к ответственности произведено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Размер административного штрафа определен административным органом в минимальном размере 40 000 руб., в пределах санкции, установленной статьей 14.3 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в судебном заседании проверена законность и обоснованность оспариваемого решения, наличие полномочий административного органа, установлен факт законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, проверив соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности и сроков давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении требования открытого акционерного общества «Камчатпромбанк» о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю № 21-05/59-2009 АДР от 11.01.2010 года по делу об административном правонарушении отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья Д.Н. Довгалюк