ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-1438/11 от 20.07.2011 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-1438/2011

27 июля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 27 июля 2011 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению администрации Корякского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края о признании недействительным предписания Инспекции государственного экологического и водного контроля Камчатского края № 02/02-11 от 06.04.2011 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды

при участии:

от заявителя

ФИО1 – представитель по доверенности от 31.01.2011 (сроком до 31.12.2011)

от ответчика

ФИО2 – представитель по доверенности от 18.05.2011 (сроком до 31.12.2011),

ФИО3 – представитель по доверенности от 05.07.2011 (сроком до 02.09.2011)

установил:

администрация Корякского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края (далее – заявитель, администрация Корякского сельского поселения) обратилась в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного экологического и водного контроля Камчатского края № 02/02-11 от 06.04.2011 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, ссылаясь на нарушения ответчиком положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также на те обстоятельства, что администрация Корякского сельского поселения надлежащим образом организовала сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в соответствии с понятием, определенным законодателем. Ликвидация несанкционированных свалок не относится к этому понятию. Администрация Корякского сельского поселения в соответствии с законодательством не занимается деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления. В границах и на смежных землях Корякского сельского поселения разграничение государственной собственности на землю не осуществлено, в связи с этим администрация Корякского сельского поселения не имеет права собственности на земли находящиеся на территории поселения, как и не имеет права распоряжаться и пользоваться такими землями. По данным администрации Корякского сельского поселения земельный участок не зарегистрирован за юридическими и физическими лицами. Свалка, расположенная непосредственно на кромке автодороги, не находится в ведении и собственности заявителя. Согласно письму дирекции «Камчатоблавтодора» № 04/372 от 17.04.2007 дорога, вдоль которой располагается свалка к ДОЛ «Альбатрос», находится в собственности администрации Камчатской области. Ответчиком не предоставлены доказательства того, что земельный участок, на котором расположены свалки, находится в собственности, пользовании либо распоряжении администрации Корякского сельского поселения.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебном заседании представители ответчика заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд приходит к следующему выводу.

Как установлено арбитражным судом, 28.03.2011 Инспекцией государственного экологического и водного контроля Камчатского края на основании распоряжения № 07-Р от 23.03.2011 проведен рейд по натурному обследованию территории Корякского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края с целью выявления и пресечения нарушений законодательства РФ об охране окружающей среды.

В ходе проведенного рейда установлено, что на территории Корякского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края рядом с дорогой, ведущей в с. Северные Коряки, не доезжая моста через р. Корякская, обнаружена несанкционированная свалка кузовов от разобранных автомашин, по дороге, в районе ул. Геологов, ведущей в ДОЛ «Альбатрос», обнаружена несанкционированная свалка ТБО.

Названные обстоятельства зафиксированы в акте обследования территории № 02/02-11 от 28.03.2011 (л.д. 39).

По результатам проверки Инспекцией государственного экологического и водного контроля Камчатского края вынесено оспариваемое предписание № 02/02-11 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которым администрации Корякского сельского поселения в срок до 25.04.2011 предписано устранить несанкционированную свалку ТБО, расположенную на левой стороне дороги, ведущей в сторону ДОЛ «Альбатрос», а также несанкционированную свалку кузовов от разобранных автомашин, расположенную рядом с дорогой, ведущей в с. Северные Коряки, не доезжая моста через р. Корякская (л.д. 9).

Не согласившись с предписанием, администрация Корякского сельского поселения обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ). Аналогичное положение закреплено пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 18 статьи 8 Устава Корякского сельского поселения к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д. 59).

Границы Корякского сельского поселения установлены в границах территории согласно приложениям № 6 и № 6(1) к Закону Камчатской области от 29.12.2004 № 255 (в редакции Закона Камчатского края от 07.06.2010 № 448) «Об установлении границ муниципальных образований, расположенных на территории Елизовского района Камчатской области, и о наделении их статусом муниципального района, городского, сельского поселения» (л.д. 93, 94, 97).

Их материалов дела, в том числе из акта обследования от 28.03.2011, из фотографий усматривается, что на территории Корякского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края на момент проверки имелись несанкционированная свалка кузовов от разобранных автомашин, а также несанкционированная свалка ТБО (л.д. 183-187).

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд приходит к выводу о том, что администрация Корякского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края, являясь органом управления, не надлежащим образом осуществила организацию деятельности в области сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в результате чего на территории Корякского сельского поселения образовались вышеуказанные свалки.

В соответствии со статьей 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, полномочия которых определены статьями 5,6 данного Закона, и в порядке, установленном Правительством РФ.

Статья 66 названного Федерального закона, пункт 2.1 Положения об инспекции государственного экологического и водного контроля Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 440-П устанавливают, что при осуществлении государственного экологического контроля должностные лица Инспекции (государственные инспектора) имеют право предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушений законодательства в области охраны природы, окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля.

Ссылка заявителя на нарушения ответчиком положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не может быть принята арбитражным судом во внимание, поскольку, исходя из толкования указанных выше правовых норм, следует, что органы местного самоуправления, с одной стороны, как юридические лица могут выступать субъектами деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны – органами управления, осуществляющие организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Администрации Корякского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края по настоящему делу выступает не как субъект деятельности по обращению с отходами, а как орган управления, осуществляющий организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования, в связи с чем Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ к данным правоотношениям не применим.

Не имеют правового значения и не могут являться основанием к признанию оспариваемого предписания недействительным доводы заявителя о том, что земельный участок, на котором находятся свалки, не зарегистрирован за юридическими и физическими лицами, свалка, расположенная непосредственно на кромке автодороги, не находится в ведении и собственности заявителя, а дорога, вдоль которой располагается свалка к ДОЛ «Альбатрос», находится в собственности администрации Камчатской области, поскольку, как указано выше, на органе местного самоуправления – администрации Корякского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края федеральным законодательством возложена обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Ссылка представителя заявителя на решение Елизовского районного суда Камчатского края, которым установлен срок для ликвидации несанкционированной свалки – до 01.09.2011, не может служить основанием для признания оспариваемого предписания недействительным, поскольку названное решение принято 07.04.2011, при том как оспариваемое предписание вынесено 06.04.2011. Кроме того, заявитель оспаривает не срок, в течение которого необходимо ликвидировать свалку, а сам факт возложения на администрацию Корякского сельского поселения несанкционированной свалки, а, следовательно, установленный срок в данном случае не имеет правового значения.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания предписания Инспекции государственного экологического и водного контроля Камчатского края № 02/02-11 от 06.04.2011 необходимо установление в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

Поскольку арбитражным судом установлено соответствие оспариваемого предписание Инспекции государственного экологического и водного контроля Камчатского края действующему законодательству, и отсутствие нарушений прав и законных интересов заявителя, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Частью 5 статьи 96 АПК РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требования отказать.

Обеспечительные меры, принятые по настоящему делу определением Арбитражного суда Камчатского края от 18.05.2011, по вступлению решения суда в законную силу отменить.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья И.Ю. Жалудь