ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-1451/10 от 06.05.2010 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-1451/2010

07 мая 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 мая 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 07 мая 2010 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Довгалюка Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белоусовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии:

от заявителя

ФИО2 – представитель по доверенности от 24.10.2008 года (сроком на три года),

от лица, привлекаемого

к административной ответственности

не явились

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю (далее – Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - предприниматель) на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при осуществлении предпринимательской деятельности.

Представитель Управления в судебном заседании заявление о привлечении предпринимателя к административной ответственности поддержала в полном объеме.

Предприниматель в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела предприниматель извещен надлежащим образом. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ.

Выслушав объяснения представителя административного органа, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление о привлечении предпринимателя к административной ответственности подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (основной государственный регистрационный номер 309410107900043), и оказывает услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензия № АСС 41 101316 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, выдана предпринимателю 26.04.2005 года. Срок действия лицензии по 25.04.2010 года.

В период с 09.03.2010 по 31.03.2010 государственным инспектором Управления автодорожного надзора по Камчатскому краю ФИО3 на основании приказа Управления государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю № 65 от 24.02.2010 года проведена плановая проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО1 условий лицензирования и требований транспортного законодательства при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров в городском сообщении.

По результатам проведенной проверки составлен акт № 71 от 26.03.2010 года, в котором нашли свое отражение следующие нарушения:

- техническое обслуживание и ремонт транспортных средств проводится с нарушением требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ ст.18 п.4, а именно: отсутствует график проведения ТО-1, ТО-2 в соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 года № 15 п.п. 2.5.2;

- отсутствует расписание движения на регулярных перевозках пассажиров по установленному маршруту на основании требований приказов Минтранса РФ № 2 от 08.01.1997 года п.п. 5.2.2, 5.2.3, № 27 от 09.09.1995 года п. 5.7.3, Постановления Правительства РФ № 112 от 14.02.2009 года р.II;

- отсутствуют в наличии руководящие нормативно-правовые документы, действующие в сфере автомобильного транспорта и необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ № 27 от 09.03.1995 года п. 2.2;

- ведение и учет путевой документации не соответствует требованию приказа Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008 года;

- отсутствует должностная инструкция ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения в соответствии с требованием приказа Минтранса России № 15 от 30.03.1994 года п. 2.2;

- не проводиться стажировка водителя при приеме на работу, что не соответствует требованию приказа Минтранса РФ № 27 от 09.03.1995 года п. 3.1.3, 3.2

- не проводится ежегодное обучение водителя по повышению профессионального мастерства по 20-ти часовой программе, согласно требований приказа Минтранса России от 08.01.1997 № 2 п. 2.2, от 09.03.1995 № 27 п. 3.4.2.

По факту выявленных нарушений государственным инспектором Управления автодорожного надзора по Камчатскому краю ФИО3 в отношении предпринимателя и в его присутствии составлен протокол № 44 от 26.03.2010 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Предприниматель с протоколом согласился, о чем имеется соответствующая запись.

Полномочия государственного инспектора территориального органа Ространснадзора на составление протоколов об административных правонарушениях определены приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.10.2007 № ГК-938ФС.

В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №128-ФЗ) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.

В силу ст. 2 Закона №128-ФЗ лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензионные требования и условия осуществления перевозок пассажиров определены Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 № 637.

В соответствии с подпунктами «б», «в» пункта 4  Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя),  утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 № 637 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств установлены ст. 18 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно части 4 названной статьи транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.

Приказом Минтранса от 09.03.1995 № 27 утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, устанавливающее основные задачи и требования к организации по обеспечению безопасности дорожного движения, профессиональной надежности водительского состава, эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечении безопасных условий перевозок пассажиров и грузов при организации перевозочного процесса.

Пунктом 4.2 названного Положения определено, что организации и водители-предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами. Организации, выполняющие техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, должны иметь сертификат на услуги по техническому обслуживанию и ремонту, подлежащие обязательной сертификации, при наличии в регионе органа по сертификации этих услуг, аккредитованного в установленном порядке.

Согласно пункту 2.5 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 23.07.1984, (далее – Положение о техническом обслуживании и ремонте) техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

- ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

- первое техническое обслуживание (ТО-1);

- второе техническое обслуживание (ТО-2);

- сезонное техническое обслуживание (СО).

В соответствии с пунктом 2.6 названного Положения ТО-1 и ТО-2 включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду.

Таблицей 2.1 приведенного Положения установлена периодичность технического обслуживания автобусов, а именно ТО-1 – через 3500 километров, ТО-2 – через 14000 километров.

Условия и требования осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом также регламентированы в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 № 637 (с изменениями, далее - Положение).

В материалах дела отсутствует график проведения ТО-1, ТО-2, а также отсутствуют документы, свидетельствующие о прохождении ТО-1 и ТО-2. Таким образом, доказательств соблюдения предпринимателем установленной периодичности технического обслуживания эксплуатируемого автобуса материалы дела не содержат.

В силу пунктов 5.2.2 и 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, владельцы автобусов обязаны: разрабатывать графики (расписания) движения, что является неотъемлемой частью организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок пассажиров, а также обеспечивать каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег.

Пунктами 3, 4, 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 установлено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.

Приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200 утверждены Правила организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом, пунктом 55 которых установлено, что расписания движения автобусов для городских и пригородных маршрутов ежегодно утверждаются по согласованию с местными Советами народных депутатов, транспортными управлениями.

В данном случае, доказательства, подтверждающие наличие у предпринимателя в момент проведения проверки надлежащим образом оформленного расписания движения, отсутствуют.

Пунктом 2.2 Положения, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, обеспечение необходимыми нормативно-правовыми документами, методическими и информационными материалами, наглядной агитацией для проведения мероприятий по безопасности движения является одним из основных требований к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов.

Как следует из материалов дела - акта № 71 от 26.03.2010 года, протокола № 44 от 26.03.2010 года необходимые нормативно-правовые документы у предпринимателя отсутствуют.

Пунктами 17 и 18 раздела III Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152, предусмотрено, что собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов. Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.

Согласно пункту 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152, путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.

В соответствии с пунктом 2.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий разрабатывают для всех работников, деятельность которых влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, должностные инструкции, устанавливающие их обязанности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, и осуществляют контроль за их исполнением.

Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, а также Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным приказом Минтранса России от 09.03.1995 № 27 установлено, что к одним из основных требований по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится:

- стажировка водителей;

- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей.

В соответствии с пунктами 3.1.3, 3.2.2, 3.2.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки. Проведение стажировки обеспечивается собственными силами организации или путем заключения договоров на проведение стажировки. Стажировка должна производиться под руководством водителя-наставника, назначаемого приказом по организации, или иного лица, с которым заключен договор на проведение стажировки, имеющего свидетельство (лицензию) на право стажировки водителей.

После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя (п. 3.2.4 вышеуказанного Положения).

Как установлено административным органом, стажировка водителей при приеме на работу не проводиться.

Кроме того, пунктом 3.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения предусмотрено, что повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя. Организация имеет право не допускать водителя, не сдавшего зачет, к самостоятельной работе на линии.

Из имеющихся в материалах дела доказательств, акта проверки и протокола об административном правонарушении следует, что ежегодное обучение по повышению профессионального мастерства водителей, необходимого для обеспечения безопасности дорожного движения, согласно 20-ти часовой программе обучения, в соответствии с требованиями приказа Минтранса России № 27 от 09.03.1995 не поводилось.

Таким образом, как следует из установленных судом обстоятельств и подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении, вышеперечисленные требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и нормативных правовых актов Минтранса России и Правительства РФ предпринимателем не были соблюдены, деятельность по перевозке пассажиров осуществлялась с нарушением предпринимателем условий лицензирования. Акт проверки № 71 от 26.03.2010 года подписан предпринимателем без замечаний.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если законом не установлено иное.

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление (решение) по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).

При указанных обстоятельствах и учитывая, что в судебном заседании установлен факт нарушения предпринимателем условий лицензирования, на день рассмотрения заявления в суде двухмесячный срок привлечения предпринимателя к административной ответственности не истёк, заявление о привлечении предпринимателя к административной ответственности подлежит удовлетворению.

При назначении административного наказания судом принимается во внимание, что предприниматель ранее к административной ответственности не привлекался, отсутствуют отягчающие его вину обстоятельства, в связи с чем полагает, что административное наказание может быть назначено предпринимателю в пределах минимальной санкции, установленной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а именно в размере 3000 рублей.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, имеющего основной государственный регистрационный номер 309410107900043, проживающего по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:

УФК по Камчатскому краю (Управление госавтодорнадзора по Камчатскому краю)
  Счет 40101810100000010001
  ИНН <***>
  ОКАТО 30401000000
  БИК 043002001
  КБК 10611690040040000140
  ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский.


Документ, свидетельствующий об оплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.

Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется исполнительный лист на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья Д.Н. Довгалюк