ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-1468/20 от 07.07.2020 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-1468/2020

10 июля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2020 года.

Полный текст решения изготовлен июля 2020 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи М.В. Карпачева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.А.Васильевой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Территориальной-соседской общины коренных малочисленных народов севера «Тин-Тин» (Лёд) (ИНН 8709907756, ОГРН 1188709000061)

о признании незаконным отказа Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 27.12.2019 №070113/10653 в предоставлении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на 2020 год,

при участии:

от заявителя:

 Казанцева И.А. представитель по доверенности от 12.06.2020 (сроком на 3 года), диплом ВСА 0335377 №1855/6 от 20.06.2005, копия свидетельства о заключении брака I-MЛ №529401;

от Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству:

 Казанцева И.А. представитель по доверенности от 12.06.2020 (сроком на 3 года), диплом ВСА 0335377 №1855/6 от 20.06.2005, копия свидетельства о заключении брака I-MЛ №529401;

специалист:

 Сошин А.В., паспорт, удостоверение ЛС №41-0146 от 01.02.2020 (сроком по 01.02.2025),

установил:

Территориальная-соседская община коренных малочисленных народов севера «Тин-Тин» (Лёд) (далее – заявитель, Община, ТСО КМНС «Тин-Тин» (Лед)) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании незаконным отказа Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее – административный орган, Управление) от 27.12.2019 № 070113/10653 в предоставлении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на 2020 год.

Заявленные требования мотивированы тем, что Общиной подана заявка по установленной форме, предоставлены в полном объеме сведения, предусмотренные подпунктом г пункта 20 Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, утвержденного приказом Минсельхоза России от 24.12.2015 № 659. Кроме того в заявке было указано на осуществление рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. В тексту заявления также содержит указание на то что ловушки крабовые не являются запрещенным орудием лова.

Из текста отзыва следует, что Управление законно отказало в предоставлении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов (краба стригуна-опилио на 2020 год).  Отмечено, что отказ вызван предоставлением в заявке недостоверной информации – орудия добычи (вылова) водных биоресурсов (ловушки крабовые) не относятся к разрешенным орудиям лова  при осуществлении традиционного рыболовства.

В судебном представитель заявителя требования, изложенные в заявлении, поддержал, дал суду дополнительные устные пояснения.

В судебном представитель заинтересованного лица требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему, приобщенном судом к материалам дела. Заявил ходатайство о привлечении специалиста А.В.Сошина– старшего специалиста лаборатории промышленного рыболовства Камчатского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («КамчатНИРО»).

Суд, рассмотрев ходатайство заинтересованного лица, в порядке статьи 55.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек в качестве специалиста Сошина А.В. – старшего специалиста лаборатории промышленного рыболовства Камчатского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («КамчатНИРО»).

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Община в адрес Управления были направлены заявки на предоставление водных биологических ресурсов в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации от 24.07.2019 вх. № 12-37/2635, от 01.08.2019 вх. № 12-11/3158, от 22.08.2019 вх. № 12-37/4464, от 23.08.2019 вх. № 12-37/4585.

Во всех заявках указан, в том числе вид биоресурса: краб стригун-опиллио в объеме добычи (вылова) – 40 тн., орудия добычи (вылова), способы добычи (вылова) водных биоресурсов указаны ловушки крабовые, способ ловушечный.

Письмо от 27.12.2019 № 070113/10653 Управление отказало Общине в предоставлении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на 2020 год.

Не согласившись с вынесенным отказом, Община обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон № 166-ФЗ), постановлением Правительства РФ от 15.10.2008 № 765 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование», приказом Минсельхоза России от 23.05.2019 № 267 «Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна» и иными нормативно-правовыми актами.

В соответствии со статьей 2 Закона № 166 ФЗ законодательство о рыболовстве должно учитывать интересы населения, для которых рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Вышеуказанным лицам должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам, отнесенным к объектам рыболовства, для обеспечения жизнедеятельности этого населения.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Закона № 166 ФЗ установлено, что граждане и юридические лица могут осуществлять рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Пунктами 1 и 3 статьи 25 Закона № 166-ФЗ предусмотрено, что рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыболовного участка или без его предоставления.

 Порядок рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Приказом Госкомрыболовства РФ от 11.04.2008 № 315 утвержден порядок осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, который регулирует осуществление деятельности по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - традиционное рыболовство).

При осуществлении традиционного рыболовства лица, относящиеся к малочисленным народам, и их общины имеют право применять традиционные методы добычи (вылова) водных биоресурсов, если такие методы прямо или косвенно не ведут к снижению биологического разнообразия, не сокращают численность, устойчивое воспроизводство объектов животного мира, не нарушают среду их обитания и не представляют опасности для человека (пункт 3 Приказ № 315).

Традиционное рыболовство осуществляется в соответствии с правилами рыболовства отдельных рыбохозяйственных бассейнов в пределах квот добычи (вылова) водных биоресурсов, выделенных субъектам Российской Федерации для обеспечения традиционного рыболовства малочисленных народов и распределяются между пользователями органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4 Приказа № 315).

Статьей 33.2 Закона № 166-ФЗ предусмотрено, что Решение о предоставлении водных биоресурсов в пользование принимается для осуществления, в том числе, рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Пунктом 13 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.10.2008 № 765 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование» (далее - Правила), установлено, что заявители обращаются с заявкой на предоставление водных биоресурсов в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни в территориальные органы Федерального агентства по рыболовству.

Согласно пункту 14 Правил форма и порядок заполнения заявок, предусмотренных пунктом 13, срок и порядок их рассмотрения утверждаются соответственно Федеральным агентством по рыболовству и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (далее - Правила рыболовства), утвержденные Приказом Минсельхоза России от 23.05.2019 № 267 регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, за исключением водных объектов или их частей, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в пределах которых рыболовство запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - пользователи).

Пунктом 3 Правил рыболовства установлено, что они регламентируют добычу (вылов) водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) в целях осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Подпунктом и пункта 91 Правил рыболовства предусмотрено, что при осуществлении традиционного рыболовства запрещается применение всех орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов, за исключением:  закидного невода; сетей плавных и ставных с перекрытием не более 2/3 ширины русла водного объекта, причем наиболее глубокая часть русла должна оставаться свободной; вентерей и наважьих ловушек с расстоянием между ловушками (вентерями) менее 100 м, с перекрытием не более 2/3 ширины русла водного объекта, причем наиболее глубокая часть русла должна оставаться свободной;) ловушек для добычи тюленей; огнестрельного оружия для добычи морских млекопитающих; удебных орудий добычи (вылова); сачков; каравок (для добычи (вылова) корюшки азиатской зубастой и корюшек малоротых в Ульчском и Николаевском районах Хабаровского края); традиционных методов добычи (вылова) водных биоресурсов, если такие методы прямо или косвенно не ведут к снижению биологического разнообразия, не сокращают численность и устойчивое воспроизводство объектов животного мира, не нарушают среду их обитания и не представляют опасности для человека.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 26 Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование основанием для отказа в предоставлении государственной услуги для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации является представление в заявке, поданной по форме согласно приложению № 5 к Регламенту, и документе, предусмотренном подпунктом г пункта 20 Регламента, недостоверной информации.

Как следует из материалов дела, Община в адрес Управления направила заявки на предоставление водных биологических ресурсов в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации от 24.07.2019 вх. № 12-37/2635, от 01.08.2019 вх. № 12-11/3158, от 22.08.2019 вх. № 12-37/4464, от 23.08.2019 вх. № 12-37/4585.

При этом во всех заявках указан вид биоресурса: краб стригун-опиллио в объеме добычи (вылова) – 40 тн., орудия добычи (вылова), способы добычи (вылова) водных биоресурсов указаны ловушки крабовые, способ ловушечный.

Проанализировав представленные в материалы документы, а также нормативно-правовые акты относительно настоящего спора, суд пришел к выводу о том, что перечень традиционных методов добычи (вылова) водных биоресурсов законодательно не закреплен.

 Вместе с тем, разрабатывая Правила рыболовства, законодатель разделил понятия, а также требования к осуществлению и, в особенности, разрешенные методы добычи (вылова) водных биоресурсов между промышленным рыболовством и рыболовством в целях обеспечения традиционного образа жизни.

Из оспариваемого отказа следует, что Управление в его обоснование ссылается на предоставление недостоверной информации, а именно: орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов (ловушки крабовые) не относятся к разрешенным орудиям лова, установленным Правилами рыболовства.

Как следует из письма Камчатского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («КамчатНИРО») от 11.06.2020 № 12-02/1624, а также пояснений специалиста А.В.Сошина (старший специалист лаборатории промышленного рыболовства Камчатского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («КамчатНИРО»)), данных в ходе рассмотрения настоящего спора, ловушечный метод промысла и соответственно,
орудие добычи (вылова) - ловушки для лова краба в отечественном
рыболовстве появились только на рубеже 60-70 годов
XX столетия. При этом опыт
промысла краба ловушками был заимствован у японских рыбопромышленников,
которые, в свою очередь, стали использовать их на добыче глубоководных
крабов-стригунов с 50-годов XX века в Японском море. До этого времени
промысел крабов осуществлялся исключительно донными ставными сетями, а с
развитием судового промысла — донными тралами и снюрреводами.

С 1980 года Правилами рыболовства был введен запрет на промысел краба всеми орудиями добычи (вылова), кроме ловушек, поскольку только последние исключали
гибель молоди и самок краба при их промысле, а в случае их прилова позволяли
выпускать в море  живыми, тем самым способствовали более рациональному
использованию запасов крабов.

Из пояснений специалиста также следует, что коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации традиционно использовали различные виды крабов, попадавшие в приливо-отливную зону прибрежья и в штормовые выбросы, в пищу. Их собирали после отлива и окончания шторма на берегу.  Вместе с тем, краб стригун-опилио обитает на глубинах от 100 м. до 400 м. Кроме того, краб стригун-опилио не относится к прибрежным видам крабов, в штормовых выбросах не встречается.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что понятие «ловушки крабовые, способ ловушечный», указанное Общиной в заявлениях, нельзя отнести к разрешенным видам орудий и способам добычи (вылова) водных биоресурсов, в том числе к традиционным методам добычи (вылова) водных биоресурсов.

Из материалов дела, а также из пояснений представителя заявителя также не следует однозначный вывод о том, что именно краб стригун-опилио являлся традиционной, обычной едой народов Севера, а также о том, что ловушечный способ является традиционным способом добычи краба стригун-опилио народами Севера.

Исследовав представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных Общиной требований.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании вышеизложенного, оспариваемый отказ, изложенный в письме от 27.12.2019 №070113/10653, является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Государственная пошлина по заявленным требованиям составляет 3000 рублей  и в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ относится на заявителя.

Учитывая, что заявитель при обращении в арбитражный суд уплатил государственную пошлину по платежному поручению от 23.03.2020  № 255927 в сумме 6 000 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.   

Руководствуясь статьями 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить Территориальной-соседской общине коренных малочисленных народов севера «Тин-Тин» (Лёд)  из федерального бюджета 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 23.03.2020 № 255927.

Решение может быть обжаловано в  Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                               М.В. Карпачев