АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-КамчатскийДело № А24-1492/05-17
Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2006 года. Полный текст решения изготовлен 23 июня 2006 года.
Арбитражный суд Камчатской области в составе судьи Луговой Ю.Б.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело
по иску ОАО «Камчатжилкоммунпроект»
к ответчику: Комитету по управлению государственным имуществом Камчатской
области
3-и лица: Камчатская область, Администрация Камчатской области, Совет Народных Депутатов Камчатской области
об организации специализированного аукциона по продаже акций
при участии в заседании:
от истца: ФИО1 - директор, ФИО2 представитель по доверенности
от ответчика: ФИО3 - представитель по доверенности
от третьих лиц: Камчатская область и Администрация Камчатской области:
ФИО4 - представитель по доверенностям;
Совет Народных Депутатов: ФИО5 - представитель по
доверенности
Установил: ОАО «Камчатжилкоммунпроект» обратилось в суд с иском об обязании
ответчика организовать специализированный денежный аукцион по продаже 64,67%
обыкновенных акций ОАО «Камчатжилкоммунпроект», находящихся в собственности
государства, а также с требованием вывести Комитет по управлению государственным
имуществом Камчатской области из состава учредителей ОАО
«Камчатжилкоммунпроект».
Исковые требования мотивированы тем, что согласно плану приватизации государственного предприятия «Институт «Камчатжилкоммунпроект» срок продажи 64,67% акций на специализированном аукционе установлен в течение двух месяцев после 01.10.2000 г., то есть не позднее 01.12.2000 г.
В связи с тем, что ответчик не исполнил установленную законом обязанность продажи акций в установленный срок, истец полагает ответчика обязанным организовать специализированный аукцион на основании п. 3 ст. 13 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ, ст. ст. 1, 10 ФЗ «Об акционерных обществах», п. 10 Указа Президента РФ от 18.08.1996 г. №1210, ст. ст. 96-104 ГК РФ.
В ходе рассмотрения дела истец заявил письменный отказ от искового требования о выведении ответчика из состава учредителей ОАО «Камчатжилкоммунпроект». Частичный отказ от иска принят судом в порядке ст. 49 АПК РФ и производство по делу в указанной части иска прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Определением суда от 11.07.2005 г. к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, по инициативе суда привлечены - Камчатская область, Администрация Камчатской области и Совет Народных депутатов Камчатской области.
Решением суда от 18.08.2005 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением кассационной инстанции ФАС ДВО от 24.01.2006 г. решение суда отменено, дело передано на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении, разбирательство по делу, откладывалось по ходатайству сторон для урегулирования спора путем заключения мирового соглашения.
Несмотря на принимаемые судом меры для примирения сторон, истец и ответчик не достигли соглашения по возникшему спору.
В судебном заседании представители ОАО «Камчатжилкоммунпроект» настаивал на исковых требованиях по основаниям, изложенным в иске. Просил суд обязать ответчика организовать специализированный аукцион по продаже 64,67% акций ОАО «Камчатжилкоммунпроект».
Комитет по управлению государственным имуществом Камчатской области представил отзыв на иск, в котором выразил несогласие с доводами истца.
Как указал ответчик, выпущенные акции ОАО «Камчатжилкоммунпроект» согласно плану приватизации с учетом внесенных в него в 1997 году изменений подлежали размещению в четыре этапа. При этом продажа 64,67 % акций предполагалась на последнем этапе размещения, после того, как будут реализованы первые три этапа размещения акций. Поскольку в соответствии с п.2 «Положения о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.08.92 г. № 547, этап открытой продажи 64,67% акций ОАО «Камчатжилкоммунпроект» не мог осуществляться ранее этапов размещения акций среди членов трудового коллектива и должностных лиц администрации, а истец первые три этапа размещения акций не выполнил, то у Комитета отсутствовали основания для проведения специализированного аукциона.
В судебном заседании представитель ответчика высказала позицию, содержащуюся в ранее представленном отзыве на иск. Дополнительно суду пояснив, что в настоящее время все 100% акций ОАО «Камчатжилкоммунпроект» находятся в собственности Камчатской области, и понуждение собственника реализовать принадлежащие ему акции противоречит положениям Гражданского Кодекса РФ.
В заседании суда 09 июня 2006 г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 14 июня 2006 г.
После перерыва стороны настаивали на своих позициях.
Представители третьих лиц полагали, что исковые требования ОАО «Камчатжилкоммунпроект» заявлены неправомерно и подлежат отклонению.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы искового заявления и отзывов на него, исследовав материалы дела и оценив представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ОАО «Камчатжилкоммунпроект» создано в процессе приватизации государственного предприятия Институт «Камчатжилкоммунпроект» (ГП институт КЖКП) и зарегистрировано решением органа местного самоуправления г. П.-Камчатского от 18.10.1995 г. № 104.
Преобразование государственного предприятия в акционерное общество
осуществлялось в соответствии с действовавшими в тот период Указами Президента РФ
от 24 декабря 1993г. № 2284 «О государственной программе приватизации государственных
и муниципальных предприятий в РФ», от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об основных
положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных
предприятий в РФ после 1 июля 1994 года», от 18 августа 1996 г. № 1210 «О мерах по
защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и
акционера».
План приватизации ГП институт КЖКП, утвержденный Комитетом по управлению
государственным имуществом Камчатской области, предусматривал размещение 31 432
акций в следующие сроки:
- размещение привилегированных акций типа А (25%), обыкновенных акций по
закрытой подписке среди членов трудового коллектива (10%) и обыкновенных акций
предназначенных для должностных лиц администрации (0,33%) - в течение месяца
после регистрации проспекта эмиссии;
- продажа 64,67% акций на специализированном денежном аукционе с
ограниченным составом участников.
Финансовым управлением администрации Камчатской области, которое являлось
согласно п. 1 Положения о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ
открытого типа, учрежденных в процессе приватизации, утвержденного
Постановлением Правительства РФ от 04.08.1992 г. № 574, органом, осуществляющим
государственную регистрацию выпусков ценных бумаг, 09.12.1995 г. зарегистрирован
проспект эмиссии акций первого выпуска ОАО «Камчатжилкоммунпроект» на сумму
выпуска 31 432 000 неденоминированных рублей, состоящий из 31 432 акций
номинальной стоимостью 1 000 руб.
В сентябре 1997 года Комитетом по управлению государственным имуществом Камчатской области в план приватизации института «Камчатжилкоммунпроект» были внесены изменения по срокам размещения и продажи акций:
- размещение привилегированных акций типа А, обыкновенных акций по
закрытой подписке среди членов трудового коллектива, обыкновенных акций
среди должностных лиц администрации в течение месяца после 01.10.2000 г.;
- продажа акций на специализированном денежном аукционе с ограничением состава участников - в течение двух месяцев после 01.10.2000 г.
Как следует из материалов дела, Решением Регистрационной палаты г. Петропавловска - Камчатского № 510 от 30.05.2002 г. зарегистрирован Устав АООТ «Камчатжилкоммупроект» в новой редакции. В п. 4.2. Устава указано, что Обществом размещены обыкновенные именные бездокументарные акции одинаковой номинальной стоимостью 1 рубль каждая в размере: 7 858 штук привилегированных акций типа «А» и 23 547 штук обыкновенных акций.
ОАО «Камчажилкоммунпроект» обращаясь в суд с требование к Комитету по управлению государственным имуществом ссылается на п. 3 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в соответствии с которым, одним из способов приватизации государственного имущества является продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе.
Однако как усматривается из представленных суду доказательств, приватизация ОАО «Камчатжилкоммунпроект» окончена, а следовательно, положения законодательства, регулирующего отношения, возникающие при приватизации, к истцу не применимы. Прийти к такому выводу суду позволяет следующее.
Согласно части 2 пункта 5 статьи 1 Федерального закона "Об акционерных обществах" особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 процентов принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 4 и
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 02.04.97 "О
некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах"
установлено, что при определении срока окончания приватизации конкретных
акционерных обществ необходимо руководствоваться пунктом 10 Указа Президента
Российской Федерации от 18.08.96 N 1210, согласно которому сроком следует считать
последнюю из дат, фиксирующих срок окончания продажи акций (проведения
завершающего конкурса или аукциона).
При этом из приведенных положений законодательства и судебной практики следует, что приватизация Общества завершается в срок, установленный в плане для продажи акций и не ставится в зависимость от срока фактической продажи акций, закрепленных в государственной собственности.
Как было отмечено ранее, первоначальный План приватизации ГП Института
«Камчатжилкоммунпроект» в части сроков реализации акций был изменен.
Окончательный срок продажи акций, принадлежащих, государству, на
специализированном денежном аукционе установлен в течение двух месяцев после
01.10.2000г.
Таким образом, согласно п. 10 Указа Президента РФ от 18.08.96 N 1210 приватизация ОАО «Камчатжилкоммунпроект» считается оконченной 01.12.2000 г.
По окончанию срока приватизации деятельность акционерного общества, созданного на базе приватизированного государственного или муниципального предприятия, полностью переходит в сферу регулирования закона «Об акционерных обществах».
Следовательно, на момент рассмотрения настоящего иска, ОАО «Камчатжилкоммунпроект» полностью выбыло из режима приватизации и перешло в сферу регулирования Федерального закона "Об акционерных обществах".
Поскольку ФЗ «Об акционерных обществах» не содержит положений, предписывающих Комитету по управлению государственным имуществом реализовать акции, находящиеся в государственной собственности на специализированном аукционе, исковые требования ОАО «Камчатжилкоммунпроект» заявлены необоснованно и подлежа отклонению.
Судебные расходы по иску, в порядке ст. 110 АПК РФ, относятся на истца, но взысканию не подлежат, так как при подаче иска госпошлина уплачена в полном объеме.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27- 28, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении мерянного срока, со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции
Камчатской области в течение месяца после его принятия или в суд кассационной
инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в
законную силу.
Судья Ю.Б.Луговая