ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-1495/20 от 30.06.2020 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-1495/2020

03 июля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2020 года.

Полный текст решения изготовлен июля 2020 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи М.В. Карпачева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении акционерного общества «Почта России» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,

потерпевший: ФИО1,

при участии:

от заявителя:

от АО «Почта России»:

от потерпевшего:

не явились,

ФИО2 представитель по доверенности от 02.10.2019 №41АА0660991,

диплом №960 от 09.07.2002,

не явились,

установил:

Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Камчатскому краю (далее -  заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к акционерному обществу «Почта России» (далее – ответчик, АО «Почта России») о привлечении акционерного к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Определением суда от 13.04.2019 заявление принято и возбуждено производство по делу. Рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства.

Определением от 26.05.2020 суд перешел к рассмотрению спора из упрощенного порядка по общим правилам искового производства.

Заявитель и потерпевший о месте и времени проведения предварительного судебного заседания уведомлены надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.

В предварительном судебном заседание представитель общества возражал относительно привлечения АО «Почта России» к административной ответственности. Указал на пропуск срока привлечения общества к административной ответственности.

Суд признал дело подготовленным к рассмотрению по существу и в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, перешел к рассмотрению дела по существу в судебном заседании в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ.

В судебном заседании представитель общества поддержала ранее изложенную правовую позицию.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 21.02.2020 № 01-07-151/41 в адрес Управления Роскомнадзора по Камчатскому краю поступило заявление гражда­нина ФИО1 (далее – ФИО1, потерпевший) по факту нарушения сроков доставки заказного письма № 80085044130643, а также выдачи указанного возвращенного письма по не надлежащему адресу.

Согласно данным с официального сайта АО «Почта России» (https://www.pochta.ru) общероссийской автоматизированной системы учета и контроля за прохождением регистрируемых почтовых отправлений (далее - ОАСУ РПО) а так же из со­общения, поступившего от заместителя директора по операционному управлению УФПС Камчатского края АО «Почта России» ФИО3 установле­но, что заказное письмо № 80085044130643 принято 23.01.2020 в отделение почтовой связи (ОПС) Петропавловск-Камчатский.

По истечению срока хранения заказное письмо № 80085044130643 возвращено обратно отправителю в ОПС 683024 и выдано 28.02.2020.

По данному факту 20.03.2020 ведущим специалистом-экспертом Управления Роскомнадзора по Камчатскому краю в отношении АО « Почта России», при участии представителя общества по доверенности Вахрушева А.А., составлен протокол об административном правонарушении № АП-41/2/106.

Действия АО « Почта России» квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с положениями главы 25 АПК РФ данный протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении АО « Почта России» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованности оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный срок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Указанное деяние является нарушением статьи 27 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей), пункта «а» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденного Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» (далее – Правила).

В соответствии со статьей 27 Закона о защите прав потребителей Исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг).

Подпунктом «а» пункта 46 Правил установлено, что операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.

В силу статьи 16 Закона «О почтовой связи» услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.

В данном случае, отправителем, то есть заказчиком услуги являлся гражданин, а АО «Почта России» исполнителем.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность юридического лица за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объектом рассматриваемых административных правонарушений являются общественные отношения в области защиты прав потребителей и интересов государства в области предпринимательской деятельности, связанной с торговлей, оказанием различного рода услуг и выполнением определенного вида работ, а также в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Предметом административных правонарушений выступают установленные обязательные требования к товарам, работам и услугам, а также организации продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении лицом правонарушения, выразившегося в оказании населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.

Субъектом правонарушения является лицо, оказавшее потребителю соответствующую услугу.

В соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.

В соответствии со статьей 3 Закона о лицензировании, лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Лицензионные требования это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Порядок оказания услуг почтовой связи на территории Российской Федерации регулируется Федеральными законами и Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Закон «О почтовой связи») операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом «О связи».

Согласно статье 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон «О связи») деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

В настоящее время действует Перечень лицензионных условий, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87, согласно пункту 5 раздела XX которого к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, АО «Почта Россия» имеет лицензию на осуществление услуг почтовой связи от 11.04.2018 № 162571 сроком до 11.04.2023.

Согласно пункту 4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 162571 лицензиат в соответствии с данной лицензией обязан обеспечить предоставление пользователю: приема почтовых отправлений,                     обработки почтовых отправлений, перевозки почтовых отправлений,                       доставки (вручения) почтовых отправлений, почтового перевода денежных средств.

Согласно пункту 5 лицензионных требований  лицензиат обязан оказывать услуги в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 4 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве работы, услуги, исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых работа, услуга такого рода обычно используется. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, услуге, исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, соответствующую этим требованиям.

Пунктом 1 статьи 27 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг).

Согласно статье 20 и статье 37 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи», операторы почтовой связи обязаны обеспечить сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений и денежных средств. При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Письменные ответы на претензии по всем почтовым отправлениям, кроме пересылаемых в пределах одного населенного пункта - должны быть даны в течение двух месяцев. Претензии по розыску международных почтовых отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу, что в деянии АО «Почты России» доказано событие вмененного административного правонарушения.

При таких обстоятельствах действия общества, образуют событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Факт совершения АО «Почта России» административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных административным органом доказательств.

Вместе с тем заявление административного органа удовлетворению                          не подлежит в связи с истечением срока давности привлечения АО «Почта России» к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 20.03.2020 №Ап-41/2-106 время и дата совершения административного правонарушения: 25.01.2020 – следующая за крайней датой контрольного срока доставки заказного письма № 80085044130643 от 23.01.2020; 28.02.2020- дата вручения заказного письме № 80085044130643 не по надлежащему адресу.

Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

С учетом даты вручения адресату заказного письма и установленных Приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 № 257 контрольных сроков пересылки почтового уведомления о вручении заказного письма, почтовое уведомление должно было быть доставлено не позднее 24.01.2019.

По истечении указанного срока обязанность оператора почтовой связи                               не может быть признана исполненной надлежащим образом, что также не позволяет отнести такое нарушение лицензионных требований к длящимся правонарушениям.

Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 № 305-АД18-14940.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае датой совершения административного правонарушения является 24.01.2019, а конечным сроком давности привлечения общества к административной ответственности за его совершение – 24.04.2020.

Заявление о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности поступило в арбитражный суд 26.03.2020 и принято к производству для рассмотрения в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 227 АПК РФ.

В силу части 2 статьи 226 АПК РФ срок рассмотрения настоящего дела составляет два месяца.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», учитывая, что данный срок привлечения к административной ответственности не подлежит восстановлению, суд в случае его пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).

Поскольку на день рассмотрения дела срок давности привлечения общества к административной ответственности истек, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении требований Управления о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, следует отказать.

Исходя из положений части 2 статьи 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается, поэтому в данном случае госпошлина в федеральный бюджет не взыскивается.

Руководствуясь статьями 167–170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

отказать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Камчатскому краю в привлечении акционерного общества «Почта России» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                               М.В. Карпачев