ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-1594/09 от 21.07.2009 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-1594/2009

28 июля 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 28 июля 2009 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Ж.А. Стриж, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску

общества с ограниченной ответственностью "ТихВе"

к ответчику

Северо-Восточному территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора

Федеральное государственное учреждение "Севвострыбвод"

о понуждению к заключению договора

при участии:

от истца

ФИО1, представитель по доверенности от 23.04.2009 г. (сроком на 1 год)

от ответчика

ФИО2, представитель по доверенности № 05-07/240 от 28.01.2009 г. (сроком по 3.12.2009 г.)

от третьего лица

ФИО3 – представитель по доверенности №19-1-14/1314 от 14.07.2009 г. (сроком до 31.12.2009 г.)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ТихВе» (далее – ООО «ТихВе») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с требованием об обязании Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее – СВТУ) заключить с истцом договор «О предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства» сроком на 20 лет на участки №№ 977, 978, 979, 959, 960, 971, 981, 983, 984, 980, 976, 972, 969, 966, 975, 973, 970, 962, 963, 529 (соответствуют паспортам участков к договорам от 10.12.1996 г.).

Исковые требования мотивированы п.1 ст.421, п.4 ст.445 ГК РФ, ст.33.3 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», п.1.2.1 приказа Федерального агентства по рыболовству от 08.05.2007 г. № 197 «Об организации деятельности территориальных органов Росрыболовства по переоформлению и заключению договоров пользования рыбопромысловыми участками и согласованию перечней рыбопромысловых участков».

Представитель истца в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика заявленный иск считает необоснованным, указала на то, что на сегодняшний день заключение договора о предоставлении в пользование рыбопромысловых участков осуществляется только по результатам конкурса на право заключения такого договора.

Третье лицо представило мнение на иск, в котором также полагало требования не подлежащими удовлетворению, указало на то, что в настоящее время ООО «ТихВе» утратило право на использование рыбопромысловых участков, предоставленных ранее по договору «Об условиях использования рыбопромыслового участка, ведения лова рыбы и добычи других водных животных и растений».

Выслушав доводы представителей сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из текста искового заявления и материалов дела, 10 декабря 1996 года между Корякской окружной инспекцией рыбоохраны (орган рыбоохраны) и обществом с ограниченной ответственностью «ТихВе» (пользователь участка – истец) был заключен договор об условиях использования и ведения лова рыбы и добычи других водных животных и растений.

В соответствии с п.1 договора орган рыбоохраны сдал, а пользователь участка принял в бесплатное и бессрочное пользование промысловых водоемов, участок р.Апуха, р.Иматра, р.Катимоваям, р. Мочевна, р.Кустувка, р.Укэлаят, р.Итчайваям, р.Кайгыткынваям, р.ФИО4, р.Ильпи, р.Большой Тигиль, р.Таманваям, р.Ананапыльген, р.Аниваям, лиман Северный, лиман Аловна, лиман Амаян, бухта Северная Глубокая, бухта Мочевна, размеры и границы которого указаны в прилагаемом к договору паспорте.

Согласно п.8 договор заключен бессрочно.

Во исполнение указанного договора органом рыбоохраны истцу были выданы паспорта на речные промысловые участки № 977, 978, 979, 959, 960, 971, 981, 983, 984, 980, 976, 972, 969, 966, 975, 973, 970, 962, 963, 529.

Согласно сообщению СВТУ от 22.04.2009 г. № 07-07/2295, ООО «ТихВе» в 2002 – 2008 годах осуществляло промысел на предоставленных в пользование промысловых участках.

16.04.2007 г. истец направил в адрес СВТУ письмо с просьбой о переоформлении бессрочного договора от 10.12.1996 г. об условиях использования и ведения лова рыбы и добычи других водных животных и растений на основании п.3 ст.39 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и приказа Министерства сельского хозяйства от 10.11.2005 г. № 403.

Письмом за №05-12/1932 от 13.04.2009 г. ответчик отказал в переоформлении договора, поскольку договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.

Отказ в переоформлении договора явился причиной обращения истца в суд с настоящим иском.

Приказом Росрыболовства от 08.05.2007 г. № 197 «Об организации деятельности территориальных органов Росрыболовства по переоформлению и заключению договоров пользования рыбопромысловыми участками и согласованию перечней рыбопромысловых участков», действовавшим до 03.03.2008 г., переоформление и заключение договоров пользования рыбопромысловыми участками было возложено на Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.

В соответствии с ч.1 и 2 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Согласно ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

С 03.01.2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Федеральный закон о рыболовстве).

В соответствии с п.3 ст.39 указанного закона (в редакции действовавшей до 01.01.2008 г.) договор, на основании которого гражданину или юридическому лицу были предоставлены рыбопромысловые участки до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежали переоформлению без проведения конкурсов на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком.

Федеральным законом от 06.12.2007 N 333-ФЗ Федеральный закон о рыболовстве дополнен статьей 33.3, пункт 3 которой определяет, что договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.

Этим же Федеральным законом от 06.12.2007 г. № 333-ФЗ статья 39 Закона о рыболовстве исключена с 01.01.2008 г.

Таким образом, в период с 01.01.2005 г. по 01.01.2008 г. рыбопереработывающим предприятиям предоставлялась возможность перезаключения ранее действующих договоров с органами государственной власти без проведения аукционов.

При этом, с 01.01.2008 г. в связи с внесением изменений в действующее законодательство, утратилось право на владение промысловыми участками на условиях безвозмездности и бессрочности.

В силу статьи 33.3 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.

Порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с данной статьей Правительством Российской Федерации принято постановление №264 от 14.04.2008 г., которым утверждены Правила организации и проведения конкурса, устанавливающие порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромысловых участков.

Распоряжением Губернатора Камчатского края № 144-р от 21.02.2008 г. утвержден Перечень рыбопромысловых участков на территории Камчатского края.

Согласно ст. 4 Конституции РФ принятые федеральные законы обязательны для исполнения на территории Российской Федерации всеми лицами.

В связи с чем, с 01.01.2008 г. заключение договора об условиях пользования рыбопромысловыми участками без проведения конкурсных процедур не предусмотрена ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Законом о рыболовстве, ни постановлением Правительства от 14.04.2008 г. №264.

Таким образом, поскольку на момент обращения с иском в суд и на момент рассмотрения дела в суде, изменилось действующее законодательство в части предоставления рыбопромысловых участков, и истец утратил право пользования этими участками на условиях безвозмездности и бессрочности, у ответчика отсутствует обязанность заключения (изменения) такого договора с истцом без проведения конкурсных процедур.

В соответствии со статьей 57 Закона о рыболовстве (в редакции, действующей с 09.12.08 г.) у лиц, осуществлявших рыболовство до 31 декабря 2008 года, право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящей статьей.

Доказательств того, что в отношении истца могут быть установлены иные условия, чем указанные в пункте 1 статьи 57 Закона о рыболовстве, истец в порядке статьи 65 АПК РФ не представил.

Согласно пункту 1 статьи 57 Закона о рыболовстве истец имеет право на заключение договора о предоставлении рыбопромыслового участка в пользование в порядке, установленном статьей 33.3 названного закона, то есть по результатам конкурса на право заключения договора.

При этом статьей 14.1. Закона о рыболовстве установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также осуществляющим функции указанных органов организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания более выгодных условий деятельности одним физическим лицам, юридическим лицам по сравнению с другими физическими лицами, юридическими лицами.

При таких обстоятельствах, основываясь вышеизложенным, учитывая вышеуказанные изменения в действующем законодательстве в отношении предоставления рыбопромысловых участков в пользование, утраты истцом права на владение таких участков на условиях безвозмездности и бессрочности, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Расходы по уплате государственной пошлины составляют 2 000 руб., относятся на истца, но взысканию не подлежат, поскольку уплачены при подаче иска в суд.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-28, 101-103, 110, 167-171, 176  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья Ж.А. Стриж