АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-1630/2012
06 июня 2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена 01 июня 2012 года. Полный текст решения изготовлен 06 июня 2012 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Иванушкиной К.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Камчатскому краю
о привлечении федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии:
от заявителя | ФИО1 – по доверенности от 24.01.2012, до 31.12.2012; |
от ФГУП «Почта России» | не явились |
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Камчатскому краю (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее – предприятие, ФГУП «Почта России») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Управления заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
ФГУП «Почта России» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв на заявление не направило, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
При таких обстоятельствах суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, на основании части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав доводы представителя административного органа, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 16.01.2012 по 26.03.2012 на основании приказа руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Камчатскому краю от 11.01.2012 № 001/ОД, проведено плановое систематическое наблюдение за деятельностью в области связи, осуществляемой ФГУП «Почта России».
Так, в рамках мероприятия Управлением разослано 150 контрольных писем в обособленные структурные подразделения УФПС Камчатского края и работникам Управления Роскомнадзора по Камчатскому краю через почтовые ящики, установленные на территории г. Петропавловска-Камчатского, из них замедлено при пересылке от 1 до 15 дней 28 писем, не возвратилось 16 писем и не доставлено сотрудникам Управления 3 письма, без исходящего оттисков календарного штемпеля (далее - ОКШ) доставлено 1 письмо.
Без учета не вернувшихся и поступивших с отсутствующими ОКШ обработано 133 отправлений, в контрольные сроки поступило 105 писем (78,95%), что не соответствует норме (90%) согласно пункту 11.10 Методики по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи, утвержденной Мининформсвязи РФ от 14.06.2006 № 75 (далее - Методика).
Также было обработано 384 входящих в Управление Роскомнадзора по Камчатскому краю письма. Из них замедлено при пересылке от 1 до 8 дней 55 писем, без исходящих ОКШ доставлено 2 письма. В контрольные сроки поступило 329 (85,68 %), что не соответствует норме (90%), согласно пункту 11.10 Методики.
Административным органом установлено нарушение контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации, установленных пунктом 6-в Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160.
_____ Таким образом, ФГУП «Почта России» не соблюдены требования подпункта «а» пункта 47 Правил оказания услуг почтовой связи от 15.04.2005 № 221, утвержденных Правительством Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (пункт 4 лицензионных условий лицензии № 25577).
Результаты контрольного мероприятия зафиксированы в акте систематического наблюдения от 26.03.2012 № А-41-033 и приложениях к нему (л.д. 24-73).
04.04.2012 государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ФИО2 в отношении ФГУП «Почта России» в присутствии представителя юридического лица ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении № 116-АП, действия предприятия квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 8-10).
Объяснения представителя ФГУП «Почта России» приобщены к протоколу об административном правонарушении в соответствии с требованиями части 2 статьи 26.3 КоАП РФ (л.д. 20-21).
Материалы направлены Управлением в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении предприятия к административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность юридического лица за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с пунктами 2, 7 статьи 3 Федерального закона 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензионными требованиями является совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон № 126-ФЗ) установлено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 утвержден, в том числе, перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи.
Из материалов дела следует, что ФГУП «Почта России» имеет лицензию А 025271 № 25577 на предоставление услуг почтовой связи и осуществляет лицензируемую деятельность на территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 4, 7, 14 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 25577 при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральными законами «О связи» и «О почтовой связи», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также нести ответственность за ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств.
Пунктом 4 названных Условий также установлено, что порядок оказания услуг почтовой связи регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи и Контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.
Подпунктом «а» пункта 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221, установлено, что операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160 утверждены Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (далее – Нормативы).
В соответствии с пунктом 6 «в» данных Нормативов контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации составляют 2 дня.
Согласно пункту 11.10 Методики по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи, утвержденной Приказом Мининформсвязи РФ от 14.06.2006 № 75, соблюдение контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции оценивается за каждый квартал.
Если процент письменной корреспонденции, прошедшей в установленные контрольные сроки, составляет 90% и выше, то государственным инспектором Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией принимается решение о соблюдении контрольных сроков пересылки. Если процент письменной корреспонденции, прошедшей в установленные контрольные сроки, составляет менее 90%, то государственным инспектором Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией принимается решение о нарушении контрольных сроков пересылки.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что факт несоблюдения ФГУП «Почта России» контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции между административным центром субъекта Российской Федерации (г. Петропавловск-Камчатский) и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации (Камчатского края) подтверждается материалами дела (протоколом об административном правонарушении от 04.04.2012 № 116-АП, письменными объяснениями директора УФПС Камчатского края – филиала ФГУП «Почта России» ФИО3 от 04.04.2012, актом систематического наблюдения от 26.03.2012 № А-41-033 и приложениями к нему).
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях предприятия события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Исходя из требований части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указал, что выяснение виновности юридического лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Так, возражения лица, привлекаемого к административной ответственности, изложенные в письменных объяснениях представителя ФИО3 от 04.04.2012 о том, что основной причиной нарушения контрольных сроков пересылки корреспонденции, не зависящей от оператора почтовой связи, является недостаточная частота выполнения авиарейсов ФГУПКАП, перенос авиарейсов по погодным условиям и отсутствие на балансе у ФГУП «Почта России» авиатранспорта, судом оценены и отклонены в силу следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола возлагается на административный орган, что не исключает общего порядка распределения бремени доказывания тех обстоятельств, на которые каждое лицо, участвующее в деле ссылается как на основания своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Вышеизложенные доводы ФГУП «Почта России» не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, соответствующие доказательства в суд представлены не были.
На основании изложенного суд полагает, что у ФГУП «Почта России» имелась возможность обеспечить надлежащее выполнение требований действующего законодательства при предоставлении услуг почтовой связи, в связи с чем ФГУП «Почта России» подлежит привлечению к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что административным органом соблюдены все процессуальные нормы, установленные КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, которые бы не позволили суду всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая, что ФГУП «Почта России» ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений (решения Арбитражного суда Камчатского края от 16.11.2011 по делу № А24-3954/2011, от 01.03.2012 по делу № А24-5545/2011), что является обстоятельством, отягчающим ответственность, суд назначает административное наказание в виде штрафа в размере 32000 руб.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
привлечь федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 32000 рублей.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:
УФК по Камчатскому краю (Управление Роскомнадзора по Камчатскому краю)
Счет 40101810100000010001
ИНН <***>
ОКАТО 30401000000
БИК 043002001
КБК 09611690040046000140
ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский.
Документ, свидетельствующий об оплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.
Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется копия настоящего решения на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства (нахождения) лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и принудительное исполнение производится непосредственно на основании такого решения.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья К.Ю. Иванушкина