ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-1677/2021 от 16.06.2021 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                        Дело № А24-1677/2021

23 июня 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2021 года.

Полный текст решения изготовлен июня 2021 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рязановым С.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску общества с ограниченной ответственностью «Прометей+» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 221 047,91 руб.,

при участии:

от истца:

не явились;

от ответчика:

ФИО1 – представитель по доверенности от 08.01.2021 № 340/21 (сроком до 31.03.2024),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Прометей+» (далее – истец, адрес: 677007, <...>) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району» (далее – ответчик, адрес: 683032, г. Петропавловск-Камчатский,
пр-кт Карла Маркса, д. 1, корп. 1) о взыскании 221 047,91 руб., в том числе: 212 494,49 руб. долга по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.06.2019 по 06.10.2020; 8553,24 руб. пеней за период с 11.09.2019 по 05.04.2020, с 01.01.2021 по 17.03.2021.

Исковые требования нормативно обоснованы положениями статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статей 36, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по внесению платы за содержание жилого помещения – кв. 12, <...> в г. Якутск (далее – спорное жилое помещение), которое находится в оперативном управлении ответчика.

Определением Арбитражного суда Камчатского края от 31.05.2021 истцу отказано в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.

Истец, получивший копию первого судебного акта 16.04.2021, извещен о месте и времени судебного заседания посредством размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определения Арбитражного суда Камчатского края от 17.05.2021 о назначении судебного заседания, известил арбитражный суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал по изложенным в отзыве на исковое заявление основаниям и доводам, считая себя ненадлежащим ответчиком, ссылается на те обстоятельства, что в спорном жилом помещении с 09.11.2015 по 29.01.2020 на основании договора найма служебного жилого помещения от 09.11.2015 № 5-15 проживал военнослужащий и члены его семьи, которые апелляционным определением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29.01.2020 признаны утратившими право пользования спорным жилым помещением, однако фактически выселены из спорного жилого помещения 06.10.2020. В период с 29.01.2020 по 06.10.2020 названный военнослужащий проживал в спорном жилом помещении незаконно. Ответчик принимал меры к выселению военнослужащего и членов его семьи, которые, по мнению ответчика, и должны вносить истцу плату за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.06.2019 по 06.10.2020. Арифметический расчет суммы долга в размере 221 047,91 руб. не оспаривал.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к следующему выводу.

Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, истец с 12.03.2008 является управляющей организацией многоквартирным жилым домом № 27/2 ул. Курашова в г. Якутске.

Тот факт, что истец является управляющей организацией названным домом, подтверждается также общедоступными сведениями сайта ГИС ЖКХ.

Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости в названном многоквартирном доме ответчику с 29.09.2017 на праве оперативного управления принадлежит жилое помещение – кв. 12, расположенное на третьем этаже, площадью 86,7 кв. м., кадастровый номер 14:36:105034:401.

Ссылаясь на то, что в названном многоквартирном доме находится спорное незаселенное в установленном порядке жилое помещение, которое принадлежит на праве оперативного управления ответчику, истец, полагая, что ответчик за период с 01.06.2019 по 06.10.2020 должен возместить ему расходы на его содержание и понесенные расходы по оплате коммунальных услуг, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В силу положений статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.

В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранении.

Согласно пункту 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (пункт 1 статьи 299 ГК РФ).

В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

Право оперативного управления как вещное право не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества, в том числе предусмотренные нормами жилищного законодательства.

Согласно статье 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в доме.

В издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники недвижимого имущества, так и законные владельцы жилых помещений.

Согласно исковому заявлению и расчету истца сумма долга ответчика по внесению платы за спорное служебное жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.06.2019 по 06.10.2020 в многоквартирном доме № 27/2 по ул. Курашова в г. Якутск составила 221 047,91 руб.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

При этом частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 9.2 ЖК РФ).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Постановление от 26.12.2016 № 1498) с 01.01.2017 вступили в силу изменения, согласно которым понятие «норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды» было изменено на «норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» – определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Судом установлено, что в указанный расчет за спорный период истцом дополнительно включена стоимость расходов по оплате за общедомовые нужды, что также соответствует требования действующего законодательства.

Поскольку арифметический расчет истца ответчиком в порядке статьи 65 АПК РФ документально не опровергнут, а методика расчета истца является правильной, арбитражный суд признает расчет истца нормативно обоснованным и документально подтвержденным.

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные по делу доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании задолженности по внесению платы за содержание жилого помещения и коммунальные услугу в размере 212 494,49 руб. подлежат удовлетворению на основании статей 154, 210, 216, 309, 314 ГК РФ.

Довод ответчика о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, отклоняется арбитражным судом по следующим основаниям.

Согласно статье 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Пунктом 2 части 3 статьи 19 ЖК РФ определено понятие специализированного жилищного фонда, под которым понимается совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV указанного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Частью 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены, в том числе, служебные жилые помещения (пункт 1).

Согласно статье 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу положений части 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.

Таким образом, договоры социального найма жилых помещений государственного и муниципального фондов и договор найма специализированного жилищного фонда различны по своей правовой природе, основаниям возникновения и основаниям прекращения. Так, если в первом случае договор заключается с гражданином, нуждающимся в жилом помещении, то во втором случае на период трудовых отношений, прохождения службы, либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации либо выборной должности.

При этом, если для первого случая изменение оснований и условий, дающих право на получение социального найма по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма социального найма (часть 3 статьи 60 ЖК РФ), то для второго, прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации либо выборной должности, а также увольнение со службы является основанием для прекращения договора найма специализированного жилищного фонда (часть 3 статьи 104 ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 ГК РФ и частью 2 указанной статьи.

Учитывая вышеизложенные положения статей 60, 92, 93, 103, 104 ЖК РФ, арбитражный суд приходит к выводу о том, что прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В силу положений пункта 56 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24.10.2011 № 590, предусмотрено, что при переводе к новому месту военной службы, а также при истечении срока действия договора найма служебного жилого помещения военнослужащие и члены их семей обязаны освободить и сдать в 3-месячный срок служебные жилые помещения балансодержателям в надлежащем состоянии по акту приема-передачи и технического состояния служебного жилого помещения с предоставлением документов, свидетельствующих об отсутствии задолженности по коммунальным платежам.

Из представленного ответчиком в материалы дела апелляционного определения Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29.01.2020 следует, что наниматель спорного служебного жилого помещения уволен с военной службы в запас Вооруженных сил Российской Федерации с 20.11.2018, а с 31.12.2018 исключен из списков личного состава воинской части и снят со всех видов довольствия.

Таким образом, фактический допуск ответчиком в период с 01.06.2019 по 06.10.2020 или фактическое временное нахождение каких-либо лиц в принадлежащем ответчику на праве оперативного управления служебном жилом помещении при отсутствии к тому законных оснований, без вселения в данное служебное жилое помещение на каком-либо из предусмотренных нормативными актами праве, не может служить самостоятельным и достаточным основанием для возникновения у находящихся без законных оснований в служебном жилом помещении лиц совокупности жилищных прав и непосредственно связанных с ними обязанностей, в том числе по внесению платы за содержание жилого помещения и коммунальных услуг.

Фактическое временное нахождение каких-либо лиц в принадлежащем ответчику на праве оперативного управления служебном жилом помещении при отсутствии к тому законных оснований, без вселения в данное служебное жилое помещение на каком-либо из предусмотренных нормативными актами праве, является основанием для возникновения именно у ответчика совокупности жилищных прав и непосредственно связанных с ними обязанностей, в том числе по внесению платы за содержание жилого помещения и коммунальных услуг.

В силу положений части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Поскольку ответчик не представил в материалы дела наличие в период с 01.06.2019 по 06.10.2020 договора найма спорного служебного жилое помещения либо иные законные основания вселения лиц в данное служебное жилое помещение, то обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и коммунальных услуг в силу закона лежит на лице, у которого спорное служебное жилое помещение находится в оперативном управлении, которым является ответчик.

Доводы ответчика о том, что он принимал меры к выселению военнослужащего и членов его семьи, которые были фактически выселены 07.10.2020, о чем свидетельствует акт выселения, не имеют правового значения, поскольку не свидетельствуют о законных основаниях нахождения в данном служебном жилом помещении в период с 01.06.2019 по 06.10.2020 лиц и возникновении обязанностей по внесению платы за содержание служебного жилого помещения и коммунальных услуг на основании положений Жилищного кодекса РФ.

Доказательств в подтверждение того, что ответчик лишен возможности воспользоваться своими правами, в том числе предусмотренными положениями главы 60 ГК РФ, материалы дела не содержат, в судебное заседание не представлено.

Поскольку ответчик своевременно не исполнил обязательства по внесению платы за содержание жилого помещения и коммунальных услуг за спорный период, истцом заявлено требование о взыскании пеней в размере 8553,42 руб., начисленных за период с 11.09.2019 по 05.04.2020, с 01.01.2021 по 17.03.2021.

В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ одним из способов обеспечения исполнения обязательств является неустойка.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 ГК РФ).

Материалами дела подтверждается факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по внесению платы за содержание жилых помещений и коммунальных услуг за спорный период.

Частью 14 статьи 155 ЖК РФ установлена мера ответственности и порядок уплаты пеней в случае несвоевременного и (или) неполного внесения лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

При взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения (абзац 4 пункта 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016).

Поскольку нарушение ответчиком обязательства по своевременному внесению платы за содержание жилого помещения и коммунальных услуг судом установлено, требование истца о взыскании пеней заявлено правомерно.

Проверив произведенный истцом расчет пеней, арбитражный суд приходит к выводу о том, что с учетом положений постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» пени подлежали начислению не с 01.01.2021, а со 02.01.2021. При этом ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации подлежала применению на момент принятия судебного акта 5,5 %, а не 4,25 %, как указал истец.

По расчету суда сумма пеней больше, чем указана в расчете истца.

В силу положений части 1 статьи 4, частей 1, 5 статьи 49 АПК РФ при рассмотрении дела суд рассматривает исковые требования в заявленных пределах.

Проверив арифметический расчет пеней в размере 8553,42 руб., начисленных за период с 11.09.2019 по 05.04.2020, с 01.01.2021 по 17.03.2021, арбитражный суд приходит к выводу о том, что начисление истцом пеней начиная с 01.01.2021 прав ответчика не нарушает, поскольку расчет пеней за названный период произведен истцом с учетом ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 4,25 %, при действующей на момент принятия судебного акта ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 5,5 %.

Поскольку арбитражный суд не вправе выходить за пределы исковых требований, арбитражный суд признает подлежащей взысканию с ответчика сумму пеней в размере 8553,42 руб., начисленных за период с 11.09.2019 по 05.04.2020, с 01.01.2021 по 17.03.2021, на основании статьи 330 ГК РФ и части 14 статьи 155 ЖК РФ.

По настоящему делу арбитражный суд не находит оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ и уменьшения размера неустойки, поскольку соответствующее заявление со стороны ответчика не поступило и несоразмерность размера неустойки последствиям нарушения обязательства документально не представлена.

В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 7421 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь статьями 167–171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

иск удовлетворить.

Взыскать с федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Прометей+» 212 494,49 руб. долга, 8553,42 руб. пеней, 7421 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, а всего взыскать 228 468,91 руб.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                                                    И.Ю. Жалудь