ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-1716 от 05.05.2005 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ

683032,г.Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-1716//04-12

Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2005 года Решение изготовлено в полном объеме 06 июня 2005 года

Арбитражный суд Камчатской области в составе: судьи Сотниковой О.В.

при ведении протокола судебного заседания: судьей Сотниковой О.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Камчатжилкоммунпроект»

к Губернатору Камчатской области ФИО1

Председателю комитета по управлению имуществом ФИО2 о признании недействительными Распоряжения Губернатора Камчатской области № 129-р от 10.02.2004, Распоряжения председателя комитета по управлению государственным имуществом № 16-р от 14.04.2004

При участии

от заявителя: ФИО3, ФИО4

от Губернатора: ФИО5

от председателя Комитета: ФИО6, ФИО7

Установил:

Заявитель обратился в суд с заявлением о признании недействительными Распоряжения Губернатора Камчатской области № 129-р от 10.02.2004, Распоряжения председателя комитета по управлению государственным имуществом № 16-р от 14.04.2004 по вопросам ликвидации ОАО «Камчатжилкоммунпроект».

По мнению заявителя в соответствие со статьей 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее закон № 208-ФЗ), подпунктом 3 пункта 10.3 Устава ОАО «Камчатжилкоммунпроект» (далее Общество) принятие решение о ликвидации Общества и назначении ликвидационной комиссии относится к компетенции общего собрания акционеров Общества.

Представители заявителя требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и в пояснение к заявлению.

Как пояснили представители заявителя, в соответствие с Планом приватизации ГП «Институт «Камчатжилкоммунпроект», утвержденным 30.08.1995 Комитетом по управлению государственным имуществом Камчатской области (далее Комитет), предприятием размещены 7 858 привилегированных акций типа А, что составляет 25% Уставного капитала. Указанные акции подлежали безвозмездной передаче работникам и лицам, имеющим праве на льготы при приобретении акций. После регистрации плана приватизации трудовым коллективом принято решение о распределении привилегированных акций, которое вместе с протоколом собрания трудового коллектива с поименным списком работников и передаваемых им акций представлены на утверждение в Комитет. Поскольку замечаний и письменных указаний от Комитета не поступило, то коллектив работников считал списки

утвержденными, и соответственно работники себя акционерами.

Кроме того, по мнению представителей заявителя, в соответствие с пунктом 5 статьи 1 закона № 208-ФЗ особенности создания и правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 % принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.

Представители заявителя считают, что Комитет своим распоряжением о дополнении и изменении к плану приватизации определил новые сроки продажи акций - до 01.12.2000. Установленный срок является окончанием срока приватизации.

Представители заявителя полагают, что согласно статье 44 закона № 208-ФЗ Общество является держателем реестра акционеров, в связи с чем, Обществом внесены записи в Реестр, где Комитет указан как правообладатель, но не собственник 64,67% обыкновенных акций.

В судебном заседании 05.05.2005 представитель заявителя дополнительно обосновала заявленные требования, пояснив, что указанное в оспариваемых распоряжениях основание ликвидации в связи с достижением цели, с которой было создано Общество, является незаконным, поскольку согласно пункту 23.4 Устава Общество создано без ограничения времени действия. Кроме того, полагает, что доказательством наличия в реестре акционеров Общества численности акционеров более 50 является создание в соответствие со статьей 103 Гражданского кодекса РФ Совета директоров. По мнению представителя заявителя, акционерное общество согласно статье 98 Гражданского кодекса РФ может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества, однако, сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы для всеобщего сведения. Комитет и Администрация Камчатской области, считая себя единственным акционером Общества, указанные действия не произвели.

Представители ответчиков требования заявителя не признали по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнении к отзыву.

Ответчики считают, что переход права собственности на ценные бумаги в процессе приватизации ГП «Институт «Камчатжилкоммунпроект» не состоялся, так как отсутствует распоряжение Комитета о передаче привилегированных акций. Поскольку члены трудового коллектива приватизируемого предприятия действий по распределению льготных акций не предприняли, то согласно позиции ответчиков, с момента создания Общества и по настоящее время акции Общества не распределялись и не реализовывались, а Комитет остался единственным акционером в силу закона. В связи с чем, Комитет, как единственный акционер Общества, подписал распоряжение о ликвидации Общества и создании ликвидационной комиссии. В соответствие с законом Камчатской области «О государственной собственности Камчатской области» и статьёй 45 Устава Камчатской области Губернатор Камчатской области имел право давать распоряжение комитету по управлению имуществом Камчатской области о ликвидации Общества.

Исследовав письменные доказательства, выслушав доводы представителей сторон, суд признал, что требования заявителя удовлетворению подлежат в полном объеме по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что 14.04.2004 председатель Комитета по управлению государственным имуществом ФИО2 распоряжением № 16-р ликвидировал ОАО «Камчатжилкоммунпроект» и распорядился о проведении ликвидационных мероприятий.

Указанное распоряжение издано должностным лицом в соответствие с распоряжением Губернатора Камчатской области от 10.02.2004 № 129-р, согласно которому Губернатор области поручил Комитету осуществить мероприятия по ликвидации ОАО «Камчатжилкоммунпроект» в связи с достижением цели, с которой, было создано открытое акционерное общество.

08.04.2004 по вопросу ликвидации Общества и назначения ликвидационной комиссии проведено заседание Совета директоров ОАО «Камчатжилкоммунпроект». Из протокола заседания следует, что все голосующие акции Общества принадлежат одному акционеру -Камчатской области, в связи с чем, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания Общества, принимаются этим акционером единолично.

На основании пункта 3 статьи 47 закона № 208-ФЗ решение о ликвидации Общества принято единственным акционером - Камчатской областью в лице Губернатора области.

Суд, рассмотрев доводы заявителя о том, что в соответствие со статьей 48 закона № 208-ФЗ, подпунктом 3 пункта 10.3 Устава Общества принятие решение о ликвидации Общества и назначении ликвидационной комиссии относится к компетенции общего собрания акционеров Общества, которыми являются и работники Общества, признал их обоснованными.

Ликвидируемое акционерное общество создано в ходе приватизации государственного

предприятия.

Как видно из Плана приватизации Государственного предприятия Института
 «Камчатжилкоммунпроект» в соответствие с Государственной программой приватизации на
 1994 год работники предприятия, присутствующие на общем собрании, приняли
 единогласное решение о выборе первого варианта льгот, в соответствие с которым
 работникам и лицам, имеющим право на льготы при приобретении акций, безвозмездно
 передано 25% от уставного капитала привилегированных акций типа «А», общая сумма
которых составляет 7 858 руб.

Акции, передаваемые Фонду имущества для продажи в соответствие с Планом приватизации и планом-графиком проведения денежного аукциона и находящиеся в его распоряжении до момента продажи, составили 64,67% от общего числа акций на общую

сумму - 20 326 руб.

При этом судом учтено, что в соответствие с частью 2 пункта 5 статьи 1 закона № 208-
 ФЗ особенности создания и правового положения акционерных обществ, созданных при
 приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента
  принятия решения о приватизации и до момента отчуждения государством или
 муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в таком акционерном
обществе, но не позднее окончания срока приватизации данного предприятия.

Пленум Верховного суда Российской Федерации и Пленум Высшего арбитражного
суда Российской Федерации в совместном постановлении № 4/8 от 02.04.1997 «О некоторых
 особенностях применения Федерального закона «Об акционерных обществах» (в редакции от
05.02.1998 № 5/3) разъяснили, что при определении- срока окончания приватизации
 конкретных акционерных обществ необходимо руководствоваться пунктом 10 Указа
 Президента Российской Федерации от 18.08.1996 № 1210, согласно которому таким сроком
 следует считать последнюю из дат, фиксирующих срок окончания, продажи акций
(проведения завершающего конкурса или аукциона).I

Первоначальный План приватизации предприятия решением Комитета от 15.05.1997 № 11-р отменен в связи с отсутствием спроса на акции ОАО Институт «Камчатжилкоммунпроект» и с истечением срока реализации акций. Однако, 29.09.1997 Комитетом утверждены дополнения и изменения к Плану приватизации предприятия, согласно которым срок окончания продажи акций, принадлежащих государству, наспециализированном денежном аукционе установлен в течение двух месяцев после

01.10.2000. Таким образом, на 01.12.2000 приватизация ОАО «Камчатжилкоммунпроект»

считается оконченной. В связи с чем, с данного момента деятельность указанного акционерного общества полностью регулируется законом об акционерных обществах.

Статьей 1 закона № 208-ФЗ определена сфера применения настоящего федерального закона - это определение в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации порядка создания, реорганизации, ликвидации, а также правового положения акционерных обществ, прав и обязанностей их акционеров и обеспечение защиты прав и интересов акционеров.

Статьей 44 закона № 208-ФЗ установлена обязанность общества по обеспечению ведения и хранения реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества.

Статьей 45 вышеназванного закона определен порядок внесения записи в реестр акционеров общества, согласно которому по требованию акционера или номинальное держателя акций общество обязано внести запись в реестр акционеров.

Как установлено материалами дела, работник Общества - ФИО8, воспользовавшись своим правом акционера, обратилась в арбитражный суд Камчатской области с заявлением об обязании ОАО «Камчатжилкоммунпроект» внести запись в реестр акционеров. Из решения суда от 31.01.2005 видно, что ответчик свои обязательства исполнил в добровольном порядке, в связи с чем, истец не поддержал исковые требования в части обязания ответчика внести запись в реестр акционеров.

В судебном заседании представители заявителя предъявили прошитый, пронумерованный, скрепленный печатью реестр ОАО «Камчатжилкоммунпроект», в котором указаны 1000 работников Общества - владельцев привилегированных акций типа «А».

Суд признал доводы ответчиков о связи нарушения Обществом порядка ведения
реестра акционеров с предметом рассматриваемого спора, обстоятельствами, не имеющими
значение для правильного рассмотрения дела, поскольку нарушенные права и интересы
акционеров Общества могут быть восстановлены в соответствие с законом об акционерных
обществах.

Заявителем в порядке главы 24 АПК РФ оспариваются решения должностных лиц о ликвидации ОАО «Камчатжилкоммунпроект». В связи с чем, суд в соответствие с частью 2 статьи 65 АПК РФ определил, что к нормам материального права, подлежащим применению в данном случае, относятся нормы Гражданского кодекса РФ, федерального закона «Об акционерных обществах» и Устава Общества, регламентирующие вопросы ликвидации акционерных обществ.

В соответствие со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суд в силу статьи 67 АПК РФ признал не имеющими отношение к рассматриваемому спору представленные сторонами доказательства в подтверждение факта направления заявителем для утверждения в Комитет протокола собрания трудового коллектива с поименным списком лиц, имеющим право на привилегированные акции типа «А», поскольку допущенные нарушения в процессе приватизации, как должностными лицами приватизируемого предприятия, так и Комитета,не могут повлиять на результаты приватизации по ее окончанию. В соответствие со статьей 2 закона № 208-ФЗ Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке

Согласно части 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по
 двум основаниям: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического
 лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе с истечением срока,
 на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, а
также по решению суда.

Поскольку в соответствие с пунктом 5 статьи 2 закона № 208-ФЗ, пунктом 1.5 Устава Общество создано без ограничения срока деятельности, а также в связи с тем, что учредительным документом не предусмотрена ликвидация Общества с достижением цели, ради которой оно создано (получение прибыли), то суд признает обоснованным довод заявителя о незаконности оспариваемых решений по указанным основаниям.

Статьей 48 закона № 208-ФЗ ликвидация общества, назначение ликвидационной
 комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов
отнесено к компетенции общего собрания акционеров.

В соответствие с пунктами 23.4 и. 23.5 Устава Общества ликвидация может быть проведена по решению суда или добровольно в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом «Об акционерных обществах» и настоящим Уставом. В случае добровольной ликвидации Общества совет директоров выносит на общее собрание акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

Тем не менее, оспариваемыми решениями ликвидация Общества произведена без учета мнения других акционеров, в том числе и работников Общества, которым согласно пункту 4.2.1 Устава принадлежит 7 858 штук привилегированных акций типа «А».

Доводы ответчиков о том, что Комитет является единственным акционером Общества в силу закона, судом не принимаются, так как доказательства указанного факта ответчиками не представлены.

В силу части 6 статьи 98 ГК РФ акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. При этом сведения об этом должны содержаться в Уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы для всеобщего сведения.

Устав ОАО «Камчатжилкоммунпроект», зарегистрированный решением Регистрационной палаты г. Петропавловск-Камчатский от 30.05.2002 № 510, такие сведения не содержит.

Более того, согласно статье 15 Устава Общества для руководства деятельностью Общества создан Совет директоров, который в соответствие с частью 2 статьи 103 ГК РФ создается в обществе с числом акционеров более 50 человек.

Анализ названных норм позволяет сделать вывод, что Комитет не является единственным акционером Общества.

Принимая во внимание изложенное, суд признал, что оспариваемые распоряжения Губернатора Камчатской области и председателя Комитета приняты с превышением полномочий и нарушением порядка ликвидации акционерного общества, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Принимая во внимание, что согласно статье 5 ФЗ «О государственной пошлине» государственные органы от уплаты государственной пошлины освобождены в случае обращения в защиту государственных и общественных интересов, госпошлина взыскивается с ответчиков в доход федерального бюджета по 1 000 руб. с каждого.

Руководствуясь статьями 1-3,17,27-28,110,167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Признать Распоряжение губернатора Камчатской области № 129-р от 10.02.2004 и Распоряжение председателя Комитета по управлению государственным имуществом № 16-р от 14.04.2004 недействительными, как несоответствующие требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах», Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 № 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера», и обязать должностные лица, чьи распоряжения обжалуются, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать в пользу заявителя ОАО «Камчатжилкоммунпроект» государственную пошлину с администрации Камчатской области, расположенной по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, площадь Ленина, 1, в сумме 1 000 руб., и с Комитета по управлению государственным имуществом, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул.

Пограничная, 19, в сумме 1 000 руб.

Решение арбитражного суда подлежит немедленному исполнению. Датой

принятия решения считается дата изготовления решения   в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд

апелляционной инстанции.

Судья  О.В.Сотникова