АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-1886/2014
14 июля 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен июля 2014 года .
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (ИНН 1096962 , ОГРН 4100651484 )
об оспаривании предписания от 26.03.2014 № 3 в части суммы в размере 11 321,95 руб.
при участии:
от заявителя: | ФИО1 – представитель по доверенности от 07.04.2014 № 8/13-929 (сроком до 31.12.2014), ФИО2 – представитель по доверенности от 24.04.2014 № 8/13-771 (сроком до 31.12.2014); |
от ответчика: | не явились, |
установил:
федеральное государственное казенное учреждение «Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю» (далее – заявитель, ОВО УМВД РФ по Камчатскому края) обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее – ответчик, Камчатское управление Росфиннадзора) от 26.03.2014 № 3 в части выводов о неправомерных расходах, связанных с выплатой денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные дни, на сумму 11 321,95 руб., ссылаясь на те обстоятельства, что оспариваемое в части предписание не соответствует Федеральному закону от 1.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приказу МВД России от 31.01.2013 № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (далее – Порядок обеспечения денежным довольствием).
В судебном заседании представители ОВО УМВД РФ по Камчатскому края требования поддержали в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.
Камчатское управление Росфиннадзора о времени и месте судебного заседания извещено, представитель которого в судебном заседании участия не принимал, что согласно части 2 статьи 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела. В письменном отзыве ссылалось на те обстоятельства, что Порядком обеспечения денежным довольствием не предусмотрен учет премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей при исчислении дневного денежного довольствия, которое применяется для расчета размера денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные дни. Отделом вневедомственной охраны по г. Петропавловску-Камчатскому (далее – ОВО по г. Петропавловску-Камчатскому) – филиалом ОВО УМВД РФ по Камчатскому краю возмещены и перечислены в доход федерального бюджета неправомерные расходы в сумме 1790,34 руб., связанные с выплатой денежной компенсации в результате включения в расчеты выплаты за совмещение обязанностей. С учетом возмещенных средств неправомерная денежная компенсация составила 11 321,95 руб. Полагают, что оспариваемое в части предписание является законным и обоснованным и правомерно возлагает на заявителя обязанность по возмещению неправомерных расходов, связанных с выплатой денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные дни на сумму 11 321,95 руб.
Заслушав объяснение представителей заявителя, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о нижеследующем.
Как следует из материалов дела, Камчатским управлением Росфиннадзора на основании плана контрольной работы на 2014 год в период с 13.01.2014 по 21.02.2014 проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ОВО по г. Петропавловску-Камчатскому за 2013 год, в ходе которой, среди прочего, установлено, что ОВО по г. Петропавловску-Камчатскому нарушило бюджетное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, выразившееся в неправомерной выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные дни на сумму 13 112,29 руб. В нарушение пункта 60 Порядка обеспечения денежным довольствием для определения размера денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные дни в расчет дневного денежного довольствия ОВО по г. Петропавловску-Камчатскому неправомерно включена премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей, выплата за совмещение обязанностей, не входящие в перечень «ежемесячных дополнительных выплат», определенных разделом III названного Порядка.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 03.03.2014 № 4 (л. д. 100–131).
На основании данного акта проверки Камчатским управлением Росфиннадзора выдано оспариваемое в части предписание от 26.03.2014 № 3, которым ОВО по г. Петропавловску-Камчатскому – филиалу ОВО УМВД РФ по Камчатскому краю предписано в срок до 30.05.2014 возместить в добровольном или судебном порядке неправомерные расходы на сумму 13 908,62 руб., связанные с выплатой денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные дни на сумму 13 112,29 руб., с выплатой премий за добровольное выполнение служебных обязанностей на сумму 796,33 руб., с последующим их перечислением в доход федерального бюджета.
Заявитель, полагая предписание от 26.03.2014 № 3 в части требований возместить в добровольном или судебном порядке неправомерные расходы, связанные с выплатой денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные дни, на сумму 11 321,95 руб. с последующим их перечислением в доход федерального бюджета, не соответствующее федеральному законодательству, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 № 77, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».
Подпунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, предусмотрено, что в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
С 01.01.2012 вступил в силу Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 247-ФЗ», который регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а также с предоставлением им социальных гарантий.
В соответствии с частью 3 статьи 2 данного Федерального закона денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В силу части 6 статьи 2 Федерального закона № 247-ФЗ сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время; коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
При этом часть 12 указанной нормы устанавливает, что премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год выплачиваются в порядке, который определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом МВД России от 31.01.2013 № 65 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее – Порядок обеспечения денежным довольствием).
Пунктами 25–29 Порядка обеспечения денежным довольствием определено, что сотрудникам выплачиваются премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год. Премия выплачивается ежемесячно из расчета двадцати пяти процентов оклада денежного содержания, установленного сотруднику на первое число месяца, за который производится выплата. Премия выплачивается пропорционально времени выполнения сотрудником служебных обязанностей в соответствующем календарном месяце. В расчетный период для выплаты премии включается время обучения, отпусков с сохранением денежного довольствия, освобождения от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью. Размер премии за каждый календарный день службы определяется делением полной суммы премии за месяц, определенной в соответствии с пунктом 26 названного Порядка, на количество календарных дней в этом месяце.
Разделом IX Порядка обеспечения денежным довольствием предусмотрен порядок выплат денежных компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (пункт 56 Порядка обеспечения денежным довольствием).
Согласно пункту 60 Порядка обеспечения денежным довольствием дневное денежное довольствие определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия сотрудника за тот месяц, в котором производится выплата, на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, ОВО по г. Петропавловску-Камчатскому – филиал ОВО УМВД РФ по Камчатскому на основании пункта 60 Порядка обеспечения денежным довольствием в 2013 году при расчете денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные дни в расчет дневного денежного довольствия включал премии за добровольное выполнение служебных обязанностей. Общая сумма начисленной и выплаченной компенсации, в которую включены премии, за спорный период составила сумму – 11 321,95 руб.
Учитывая вышеизложенное, поскольку премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей являются ежемесячными обязательными выплатами, входящими в состав денежного довольствия сотрудников, арбитражный суд приходит к выводу о том, что названные премии должны учитываться при исчислении дневного денежного довольствия для расчета денежных компенсаций за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
То обстоятельство, что премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей не поименованы в разделе III Порядка обеспечения денежным довольствием, не означат, что названные премии не должны учитываться при исчислении дневного денежного довольствия для расчета денежных компенсаций, предусмотренных разделом IX указанного Порядка.
Кроме того, как указано в самом пункте 60 Порядка обеспечения денежным довольствием, дневное денежное довольствие определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия сотрудника, к которым, среди прочего, относятся и премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей.
На основании установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, арбитражный суд считает, что ОВО по г. Петропавловску-Камчатскому – филиалом ОВО УМВД РФ по Камчатскому при расчете дневного денежного довольствия для расчета денежных компенсаций за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни правомерно включены премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, в связи с чем ОВО по г. Петропавловску-Камчатскому в данной части не были допущены нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание Камчатского Управления Росфиннадзора от 26.03.2014 № 3 в части требований возместить в добровольном или судебном порядке неправомерные расходы, связанные с выплатой денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные дни, на сумму 11 321,95 руб. с последующим их перечислением в доход федерального бюджета, не соответствует бюджетному законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем требование заявителя подлежит удовлетворению в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая, что заявителю предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения дела по существу, а Камчатское управление Росфиннадзора в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождено от её уплаты, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешался.
Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 110, 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае от 26.03.2014 № 3 в части требований возместить в добровольном или судебном порядке неправомерные расходы, связанные с выплатой денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные дни, на сумму 11 321,95 руб. с последующим их перечислением в доход федерального бюджета, признать недействительным, как несоответствующее бюджетному законодательству.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья И.Ю. Жалудь