ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-2242/14 от 22.07.2014 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                         Дело № А24-2242/2014

29 июля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2014 года.

Полный текст решения изготовлен июля 2014 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Иванушкиной К.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Реснянской М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью  «Камакфес-Инторг» (ИНН 4101031370, ОГРН 1024101038378)

к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю

о признании недействительным предписания от 11.03.2014  № 30/3,

при участии:

от заявителя: Кравченко М.Н. – по доверенности от 16.06.2014, до 31.12.2014;

от административного органа: Крылова М.С. – по доверенности от 10.06.2014 № 4318-1, до 31.12.2014,

установил:

общество с ограниченной ответственностью  «Камакфес-Инторг»  (далее – заявитель, Общество, ООО «Камакфес-Инторг») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю (далее – Управление, ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю) от 11.03.2014  № 30/3.

По мнению заявителя, статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища. Таким образом, отсутствие паспорта убежища на данное сооружение свидетельствует о том, что здание не относится к объектам гражданской обороны.

 Общество также указывает, что  здание по ул. Чубарова, 16, в отношении которого вынесено оспариваемое предписание, не является защитным сооружением гражданской обороны, так как не находится в федеральной собственности.

Кроме того, заявитель считает, что работники Общества не должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях, представил копию выписки из ЕГРП от 16.06.2014                                       № 01/001/2014-8028, согласно которой здание заглубленный склад (убежище), расположенный по ул. Чубарова, 16, принадлежит Обществу на праве собственности.

ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю направило отзыв на заявление и дополнение к нему, в которых не признало заявленные требования. Считает, что объект недвижимого имущества, расположенный ул. Чубарова, 16, является защитным сооружением гражданской обороны (далее – ЗС ГО) и, ссылаясь на положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), указывает, что ограниченно оборотоспособное имущество в виде указанного объекта недвижимости находится у Общества в незаконном владении.

В судебном заседании представитель ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление и дополнении к нему.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел следующему.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Камчатскому краю от 24.02.2014 № 30/3 в отношении ООО «Камакфес-Инторг» в г. Петропавловске-Камчатском, по ул. Чубарова, 16 проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля выполнения ранее выданного предписания от 30.01.2013                     № 9/3/1-2.

В ходе проверки установлено, что предписание от 30.01.2013 в установленный законом срок не выполнено.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 11.03.2014 № 30/3.

В целях устранения выявленных при проверке нарушений                            ООО «Камакфес-Инторг» выдано новое предписание от 11.03.2014 № 30/3, в силу которого Обществу необходимо выполнить следующие мероприятия:

- разработать документацию на защитное сооружение. Состояние защитного сооружения гражданской обороны проверять руководством Общества при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных проверках и инвентаризации. Провести проверки состояния герметичности защитного сооружения, состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, состояния систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств. Провести ревизию имущества гражданской обороны, хранящегося в убежище, установить подпорные клинья под двери в целях предупреждения возникновения перекоса полотна (пункт 1);

- обеспечить работников ООО «Камакфес-Инторг» средствами индивидуальной защиты в полном объеме (из расчета 100% штатной численности организации) (пункт 2).

Общество, считая оспариваемое предписание не соответствующим действующему законодательству, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данного акта закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В статье 13 данного Закона закреплено, что соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны в целях реализации государственной политики в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, которым, согласно Указу Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее – Порядок № 1309), к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 № 327, защитное сооружение определяет как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт 2.3.10); убежище – как защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).

Согласно пункту 13 Порядка 1309 в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

В целях сохранения имеющегося фонда ЗС ГО, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила № 583).

Согласно подпунктам 1.3, 1.7 и 1.8  указанных Правил, организации, на учете которых находятся ЗС ГО, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту – в разделе V Правил).

Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении № 5 (пункт 2.1 Правил № 583).

В рассматриваемом случае факт того, что спорный объект недвижимости – заглубленный склад (убежище), расположенный по адресу г. Петропавловск-Камчатский, ул. Чубарова, 16, относится к ЗС ГО подтвержден материалами дела, в частности, паспортом убежища от 10.01.1979 № 6, а также выпиской из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны Камчатского края по состоянию на 01.11.2006.

Доводы заявителя о том, что представленный Управлением в материалы дела паспорт убежища от 10.01.1979 № 6 не относится к спорному помещению, так как данный паспорт составлен в отношении здания с датой приемки в эксплуатацию 05.01.1979, в то время, как из приложения № 1 к плану приватизации и технического паспорта следует, что год ввода в эксплуатацию спорного помещения – 1973, судом не принимаются.

Представленные в материалы дела доказательства в своей совокупности подтверждают тот факт, что паспорт убежища от 10.01.1979 № 6 содержит сведения именно в отношении спорного объекта недвижимости – Заглубленный склад (убежище), расположенного по ул. Чубарова, 16. Таким образом, данный паспорт убежища является документом, определяющим статус спорного объекта как ЗС ГО.

Согласно пункту 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 (далее – Положение № 804) организации, наряду с иными субъектами, в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

В силу пункта 10 Положения № 804 указано, что одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемым в целях предоставления населению убежищ, являются поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание ЗС ГО и их технических систем.

Факт наличия на территории, занимаемой ООО «Камакфес-Инторг», убежища, относящегося к объектам гражданской обороны, подтверждается материалами дела (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 28.01.2011 № 41 АВ 107504, акт проверки содержания и использования защитного сооружения от 01.07.2008 № 6, выписка из инвентаризационной ведомости убежищ гражданской обороны, находящихся на территории Камчатского края по состоянию на 01.11.2006).

Доказательств снятия спорного объекта ЗС ГО с учета в материалы дела не представлено.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество фактически является организацией, ответственной за содержание спорного ЗС ГО.

Таким образом, суд находит несостоятельным довод заявителя в отношении отсутствия у него обязанности по содержанию спорного объекта недвижимости как ЗС ГО, поскольку Правила № 583 подлежат применению всеми организациями, эксплуатирующими защитные сооружения гражданской обороны.

Довод заявителя об отсутствии обязанности обеспечивать персонал Общества средствами индивидуальной защиты судом отклоняется по следующим основаниям.

Вопросы организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты определены в Положении об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденном Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.12.2005 № 993 (далее – Положение № 993).

Согласно пунктам 2, 3 Положения № 993 предоставление населению средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – в военное и мирное время). Накопление СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – запасы (резервы)) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Пунктами 6, 7 Положения № 993 установлен перечень территорий, население которых подлежит обеспечению средствами индивидуальной защиты в мирное и военное время.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 № 1149 город Петропавловск-Камчатский относится к группе территорий по гражданской обороне.

На основании абзаца 4 пункта 4 Положения № 993 обеспечение населения СИЗ осуществляется организациями – работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

Таким образом, обязанность по обеспечению работников Общества СИЗ возложена на заявителя.

По правилам абзаца 4 пункта 8 Положения № 993 накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения – для работников организаций противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций. При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.

В соответствии с пунктом 25 Положения № 993 организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.

Как следует из пункта 2 оспариваемого предписания, Управление предписывает Обществу обеспечить работников ООО «Камакфес-Инторг» средствами индивидуальной защиты в полном объеме (из расчета на 100% обеспеченности от общего числа сотрудников).

Поскольку на момент проверки у Общества средств индивидуальной защиты из расчета на 100% обеспеченности от общего числа сотрудников не имелось, вынесенное предписание является законным и обоснованным.

Доводы Управления о принадлежности спорного объекта к федеральной собственности и незаконности владения Обществом данным объектом в рамках настоящего дела рассмотрению не подлежат, поскольку указанные обстоятельства не относятся к предмету заявленных Обществом требований.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный суд считает, что оспариваемое предписание Управления соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 110, 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                             К.Ю. Иванушкина