АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2270/2010
26 июля 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 26 июля 2010 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Камчатский центр антикризисных технологий»
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю № 21-05/08-2010 АДА от 05.05.2010 о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя
ФИО1 – представитель на основании прав по должности
от административного органа
ФИО2 – представитель по доверенности № 2533/01 от 28.12.2009 (сроком до 31.12.2010)
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Камчатский центр антикризисных технологий» (далее – заявитель, Общество, ООО «Камчатский центр антикризисных технологий») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – УФАС по Камчатскому краю, административный орган) № 21-05/08-2010 АДА от 05.05.2010, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 400000,00 руб.
В заявлении Общество указало, что законом установлено право антимонопольного органа на получение информации и документов, необходимых для осуществления его деятельности, и обязанность хозяйствующего субъекта представить истребуемые документы, за неисполнение которой ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Должная реализация антимонопольным органом своих полномочий предполагает четкое и однозначное формулирование искомых сведений (информации), истребование которых связано не только с нормативно закрепленным перечнем властных полномочий, но и с необходимостью получения соответствующих сведений (информации) в силу определенных фактических обстоятельств (планируемых либо проводимых проверочных мероприятий, имеющих законные цели). С субъективной стороны деяние, предусмотренное ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, характеризуется намеренными непредставлением, искажением либо недостоверностью предоставляемой информации. По данному делу в рамках административного производства ответчиком не собрано и не представлено доказательств намеренного противоправного характера действий Общества, в связи с чем выводы антимонопольного органа не могут считаться законными и обоснованными. В действиях Общества не усматривается противоправного посягательства на охраняемые законом общественные отношения. Антимонопольным органом не доказан состав вмененного заявителю правонарушения.
В судебном заседании представитель ООО «Камчатский центр антикризисных технологий» поддержала изложенные в заявлении доводы, дополнительно представив письменные пояснения, согласно которым обжалуемое постановление УФАС по Камчатскому краю от 05.05.2010 года вынесено с нарушением порядка привлечения Общества к административной ответственности, установленного КоАП РФ. Так 05.04.2010 антимонопольный орган уведомил Общество о необходимости явиться 09.04.2010 на составление протокола об административном правонарушении по ст. 19.8 КоАП РФ. К указанному сроку Общество не смогло обеспечить явку своего представителя, поэтому ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом пояснило и приложило доказательство, почему не могла быть своевременно представлена вся «конкурсная документация». Однако копия протокола об административном правонарушении, составленного 09.04.2010, в нарушение статьи 28.2 КоАП РФ Обществу не направлялась, доказательств обратного в материалы дела антимонопольный орган не представил. Из имеющейся в деле распечатанной с сайта страницы нельзя сделать однозначный вывод, что Обществом было получено соответствующее почтовое отправление.
Представитель административного органа направил в суд отзыв на заявление, в соответствии с которым не признает требования Общества и просит в его удовлетворении отказать. Указывают, что 27.02.2010 вынесено определение о назначении антимонопольного дела № 21-05/05-2010А к рассмотрению. Согласно пункту 3 данного определения ООО «Камчатский центр антикризисных технологий» надлежало в срок до 25.03.2010 представить в УФАС по Камчатскому краю всю конкурсную документацию, включая извещения о торгах, проведенных 20.10.2009 и 24.11.2009 (продажа имущества сельскохозяйственного предприятия совхоз «Большерецкий»), а также надлежало сообщить в каком СМИ и когда размещалась информация о проведении таких торгов. Указанное определение вручено 05.03.2010 директору ООО «Камчатский центр антикризисных технологий» ФИО1
В сопроводительном письме о представлении вышеуказанных документов от 29.03.2010 указано о представлении информации, в том числе, копии газеты «Домашняя», в которой было опубликовано сообщение о торгах имущества сельскохозяйственного предприятия совхоз «Большерецкий». Действительно, вместе с остальными представленными копиями документов ООО «Камчатский центр антикризисных технологий» представил 29.03.2010 светокопию страницы 12 газеты «Всё для Вас. Камчатка. Домашняя», в левой части которой распространена информация о вышеуказанных торгах, а в правом верхнем углу данной светокопии указан номер газеты 42 (307) от 24.10.2009. При этом в силу договора поручения от 03.09.2009, заключенного с сельскохозяйственным предприятием совхоз «Большерецкий», именно ООО «Камчатский центр антикризисных технологий» организовывает публикацию информации и сообщений о проведении вышеуказанных торгов. В своем письменном объяснении от 31.03.2010 директор ООО «Камчатский центр антикризисных технологий» ФИО1 пояснила, что в УФАС по Камчатскому краю представила копию газеты «Всё для Вас. Камчатка. Домашняя» от 24.10.2009 № 42 (307), в которой была размещена информация о торгах имущества сельскохозяйственного предприятия совхоз «Большерецкий». Вместе с тем согласно письменной информации, поступившей от ООО «Камчатское Время», в газете «Всё для Вас. Камчатка. Домашняя» от 24.10.2009 № 42 (307) информация о торгах по продаже имущества сельскохозяйственного предприятия совхоз «Большерецкий» не размещалась, данная информация размещалась только в № 43 (308) в вышеуказанной газете. Согласно полученных УФАС по Камчатскому краю оригиналам газет «Всё для Вас. Камчатка. Домашняя» от 24.10.2009 № 42 (307) и от 31.10.2009 № 43 (308) выявлено, что представленная ООО «Камчатский центр антикризисных технологий» светокопия газеты «Всё для Вас. Камчатка. Домашняя» полностью идентична страницы 12 этой же газеты, но следующего выпуска, т.е. выпуска от 31.10.2009 № 43 (308). В газете «Всё для Вас. Камчатка. Домашняя» от 24.10.2009 № 42 (307) никакой информации о вышеуказанных торгах не имеется.
Представленные дополнительно в судебном заседании документы в соответствии со статьёй 66 АПК РФ приобщены к материалам дела.
Выслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы деда, оценив их в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд не находит оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления по следующим основаниям.
Пунктом 11 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») установлено, что антимонопольный орган проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона «О защите конкуренции» коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.
Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 300000,00 до 500000,00 руб. за представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).
Как следует из материалов дела, в УФАС по Камчатскому краю от ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому и конкурсного управляющего сельскохозяйственного предприятия совхоз «Большерецкий» поступили заявления о нарушении законодательства РФ при проведении торгов имущества должника. На основании приказа УФАС по Камчатскому краю от 26.02.2010 по признакам нарушения ООО «Камчатский центр антикризисных технологий» п. 2 и 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» возбуждено дело № 21-05/05-2010А, которое определением от 27.02.2010 назначено к рассмотрению на 31.03.2010.
Данным определением, полученным директором ООО «Камчатский центр антикризисных технологий» 05.03.2010, предписывалось заявителю в срок до 25.03.2010 представить в УФАС по Камчатскому краю всю конкурсную документацию, включая извещения о торгах, связанную с проведением торгов имущества сельскохозяйственного предприятия совхоз «Большерецкий», а также надлежало сообщить в каком средстве массовой информации и когда размещалась информация о проведении таких торгов.
Запрашиваемая в указанном определении информация была представлена в УФАС по Камчатскому краю нарочно лично директором ООО «Камчатский центр антикризисных технологий» ФИО1 29.03.2010. В сопроводительном письме о предоставлении вышеуказанных документов от 29.03.2010 указано о предоставлении, в том числе, копии газеты «Домашняя», в которой было опубликовано сообщение о торгах имущества сельскохозяйственного предприятия совхоз «Болтшерецкий».
Вместе с представленными копиями документов ООО «Камчатский центр антикризисных технологий» предоставил светокопию страницы 12 газеты «Всё для вас. Камчатка. Домашняя», в левой части которой распространена информация о проведении торгов, а в правом верхнем углу данной светокопии указан номер газеты - № 42 (307) от 24.10.2009.
Согласно письменной информации, поступившей от ООО «Камчатское Время», в газете «Всё для вас. Камчатка. Домашняя» в № 42 (307) от 24.10.2009 информация о торгах по продаже имущества сельскохозяйственного предприятия совхоз «Большерецкий» не размещалась, данная информация размещалась только в № 43 (308) от 31.10.2009.
По полученным УФАС по Камчатскому краю оригиналам газет «Всё для вас. Камчатка. Домашняя» № 42 (307) от 24.10.2009 и № 43 (308) от 31.10.2009 выявлено, что представленная 29.03.2010 ООО «Камчатский центр антикризисных технологий» светокопия газеты «Всё для вас. Камчатка. Домашняя» полностью идентична странице 12 этой же газеты, но следующего выпуска, т.е. выпуска № 43 (308) от 31.10.2010. В газете «Всё для вас. Камчатка. Домашняя» № 42 (307) от 24.10.2009 информации о торгах не имеется.
Поскольку в антимонопольный орган ООО «Камчатский центр антикризисных технологий» были представлены заведомо недостоверные сведения (информация) о дате и номере газеты опубликования объявления о проведении торгов, 09.04.2010 составлен протокол об административном правонарушении № 10 и вынесено постановление от 05.05.2010 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 000,00 руб.
Объективную сторону вменяемого административного правонарушения образует представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) (часть 5 статьи 19.8 КоАП РФ).
Факт представления ООО «Камчатский центр антикризисных технологий» в территориальный федеральный антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) подтверждается:
- письмом ООО «Камчатский центр антикризисных технологий», согласно которому в УФАС по Камчатскому краю представлена, в том числе, газета «Домашняя» об опубликованы сообщения о торгах (л.д. 9);
- газетой «Всё для вас. Камчатка. Домашняя» № 42 (307) от 24.10.2009, в которой информация о проведении открытых торгов отсутствует (л.д. 30);
- газетой «Всё для вас. Камчатка. Домашняя» № 43 (308) от 31.10.2009, в которой имеется информация о проведении открытых торгов (л.д. 32);
- страницей 12 газеты «Всё для вас. Камчатка. Домашняя» № 42 (307) от 24.10.2009, в которой содержится информация о проведении открытых торгов (л.д. 44);
- сообщением ООО «Камчатское Время, согласно которому в газете «Всё для вас. Камчатка. Домашняя» № 42 (307) от 24.10.2009 информация о проведении торгов по продаже имущества сельскохозяйственного предприятия совхоз «Большерецкий» не размещалась. Данная информация размещалась только в № 43 (308) от 31.10.2009 (л.д. 46);
- договором поручения, согласно которому ООО «Камчатский центр антикризисных технологий» приняло на себя обязательства совершить действия по организации и проведению торгов по продаже имущества сельскохозяйственного предприятия совхоз «Большерецкий» (л.д. 47);
- счётом на оплату № Р00001377 от 28.10.2009, согласно которому рекламные услуги должны были опубликованы в газете «Всё для вас. Камчатка. Домашняя» от 31.10.2009 (л.д. 74);
- платёжным получением № 132 от 06.11.2009 об оплате счёта № Р00001377 от 28.10.2009 (л.д. 75).
Являясь организатором по проведению торгов по продаже имущества сельскохозяйственного предприятия совхоз «Большерецкий» и, заведомо располагая достоверными и достаточными сведениями об опубликовании объявления в газете «Всё для вас. Камчатка. Домашняя» в № 43 (308) от 31.10.2009, ООО «Камчатский центр антикризисных технологий», представляя 29.03.2010 в УФАС по Камчатскому краю сведения о том, что данное объявление размещено в газете «Всё для вас. Камчатка. Домашняя» в № 42 (307) от 24.10.2009, представило заведомо недостоверные сведения (информацию) о дате и номере газеты, в связи с чем арбитражный суд приходит к выводу о том, что антимонопольный орган обоснованно принял оспаривание решение по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, назначив заявителю наказание в виде административного штрафа в размере 400 000,00 рублей.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как установлено при рассмотрении настоящего дела, на момент совершения административного правонарушения ООО «Камчатский центр антикризисных технологий» имело возможность для соблюдения правил и норм, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Наказание юридическому лицу назначено в пределе, предусмотренном санкцией ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, не в максимальном размере.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Из материалов дела следует, что административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении были соблюдены все необходимые процессуальные нормы КоАП РФ.
05.04.2010 заявителю вручено уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении на 09.04.2010 в 11 часов 00 минут, которое вручено законному представителю (л.д. 51).
09.04.2010 составлен протокол об административном правонарушении, в котором содержались сведения о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 05.05.2010 в 11 часов 00 минут (л.д. 54-56).
09.04.2010 заявителю направлен протокол об административном правонарушении, который получен ООО «Камчатский центр антикризисных технологий» 21.04.2010, о чём свидетельствует реестр рассылки заказной корреспонденции, а также данные официального Интернет сайта ФГУП «Почта» России из раздела «Отслеживание регистрируемых почтовых отправлений» с внутрироссийским почтовым идентификатором № 68300124791735. Данная информация предоставлена по состоянию на 04.05.2010 (л.д. 56, 57).
05.05.2010 вынесено оспариваемое постановление.
Материалы дел об административном правонарушении рассмотрены уполномоченным лицом, что нашло своё подтверждение в материалах дела.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, учитывая наличие полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, законных оснований для привлечения ООО «Камчатский центр антикризисных технологий» к административной ответственности, те обстоятельства, что установленный порядок привлечения к ответственности соблюден, арбитражный суд считает, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, в связи с чем требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Довод ООО «Камчатский центр антикризисных технологий» о том, что заявитель не представлял в УФАС по Камчатскому краю копию газеты «Домашняя», опровергается имеющимися в материалах настоящего дела доказательствами, в том числе сопроводительным письмом от 29.03.2010 (л.д. 9), а также объяснением самого директора ООО «Камчатский центр антикризисных технологий» ФИО1 от 31.03.2010, согласно которому объявление опубликовалось в газете «Домашняя», копия которой была предоставлена (л.д. 48).
Несостоятельным является довод заявителя о ненаправлении копии протокола об административном правонарушении, поскольку он опровергается вышеизложенным. Кроме того, как следует из докладной записки ведущего специалиста-эксперта от 04.05.2010, в целях выяснения наличия надлежащего извещения ООО «Камчатский центр антикризисных технологий» о рассмотрении дела об административном правонарушении им лично было посещёно названное юридическое лицо, где находилась директор ФИО1 Копия протокола об административном правонарушении была вручена ФИО1, которая, ознакомившись с ним, его вернула и пояснила, что этот протокол был получен ООО «Камчатский центр антикризисных технологий» по почте (л.д. 71-72).
Согласно ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Камчатский центр антикризисных технологий» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю № 21-05/08-2010 АДА от 05.05.2010 о привлечении к административной ответственности отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья И.Ю. Жалудь