ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-2285/14 от 25.07.2014 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2285/2014

25 июля 2014 года

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело

по заявлению федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Камчатскому краю» (ИНН 4101107220, ОГРН 1064101041784)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края

о признании недействительным решения от 26.03.2014 № 051 001 14 РК 0000429

установил:

федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Камчатскому краю» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края (далее – Пенсионный фонд) от 26.03.2014 № 051 001 14 РК 0000429, которым заявитель привлечён к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде штрафа в размере 98 787,12 руб., ссылаясь на отсутствие вины, указывая на те обстоятельства, что ввиду технического сбоя программного обеспечения автоматизированного рабочего места, на котором установлено программное обеспечение для отправки отчетности посредством программы СБИС, отчетность по РСВ-1 ПФР заявителем была отправлена 20.02.2014. Вместе с тем 15.02.2014 – последний день сдачи отчетности представитель учреждения Меренкова Р.Р. прибыла в Пенсионный фонд для сдачи отчетности на флэш-носителе, которая была сформирована заранее. Инспектор пенсионного фонда зафиксировал ее прибытие в журнале регистрации. Поскольку инспектор обнаружила ошибки в отчетности, вернула отчет для исправления ошибок. Представитель учреждения Меренкова Р.Р., полагая, что факт ее прибытия зафиксирован в журнале регистрации, то у нее имеется время для исправления ошибок в отчетности. Вместе с тем у заявителя отсутствовала возможность исправления и отправки отчета, что является чрезвычайным, неподконтрольным плательщику страховых взносов обстоятельством, что в силу пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) исключает вину учреждения в совершении правонарушения. Программное обеспечение для проверки и отправки предоставляется ФГУП «ЦентрИнформ». Заявитель обращался в службу поддержки программного обеспечения «СБИС» для устранения неполадок в период с 12.02.2014 по 20.02.2014 для восстановления работы программы «СБИС», что подтверждается справкой названной организации. Фактически неполадки были устранены 20.02.2014. Пенсионный фонд в оспариваемом решении о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности ни учел ни одно из обстоятельств, приведенным заявителем, ни в качестве полностью исключающего вину учреждения, ни в качестве смягчающего обстоятельства. Правонарушение учреждением совершено впервые. Заявитель работает с 2010 года и ни разу не привлекался к ответственности органами Пенсионного фонда. В оспариваемом решении Пенсионного фонда в нарушение пунктов 6 и 9 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ не установлены и не изучены обстоятельства совершенного правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Более того, в предмет доказывания при привлечении к публичной ответственности входят обстоятельства, подтверждающие, что правонарушение совершено в результате виновных противоправных действий (бездействия) лица, привлекаемого к ответственности, свидетельствующие о наличии в его действиях состава правонарушения. В оспариваемом решении содержится лишь констатация факта, а именно непредставление сведений в срок, но не установлено и не описано, в чем именно заключается противоправность деяния, и в какой форме выражена вина учреждения.

В дополнении к заявлению от 25.06.2014 учреждение просило, в случае установления вины заявителя, снизить размер штрафных санкций до 1000 рублей.

При рассмотрении вопроса о принятии заявления учреждения к производству арбитражный суд установил, что дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 227 АПК РФ.

В установленный определением суда срок Пенсионный фонд направил отзыв на заявление, из которого следует, что отчетность учреждением представлена 20.02.2014, при установленном сроке 17.02.2014.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу.

При таких обстоятельствах суд признал возможным в соответствии со статьёй 228 АПК РФ рассмотреть дело в порядке упрощенного производства по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Как следует из материалов дела, учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов.

В ходе проведения Пенсионным фондом камеральной проверки представленного заявителем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – РСВ-1) за отчетный период – 2013 год выявлено нарушение положений Федерального закона № 212-ФЗ, выразившееся в нарушении срока его представления. Расчет представлен в Пенсионный фонд 20.02.2014 при установленном сроке представления РСВ-1 за 2013 год – не позднее 17.02.2014.

Названные обстоятельства зафиксированы в акте камеральной проверки от 25.02.2014 № 051001300000298.

По данному факту Пенсионным фондом в отношении заявителя вынесено оспариваемое решение от 26.03.2014 № 051 001 14 РК 0000429, которым заявитель привлечён к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Федерального закона № 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 98 787,12 руб.

Решением отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю от 24.04.2014 № 2 оспариваемое решение Пенсионного фонда от 26.03.2014 № 051 001 14 РК 0000429 оставлено без изменения, жалоба учреждения – без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенным решением Пенсионного фонда от 26.03.2014 № 051 001 14 РК 0000429, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ о признании его незаконным.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу частей 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ).

Частью 1 статьи 3 названного Федерального закона предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся и организации.

В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных – для плательщиков страховых взносов – физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Частями 1 и 2 статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными – первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Пунктом 3 части 2 статьи 28 Федерального закона № 212-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В силу положений части 1 статьи 46 Федерального закона № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов, в установленный указанным Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000,00 руб.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной проверки Пенсионным фондом выявлено нарушение срока представления учреждением РВС-1 по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2013 год. РСВ-1 за 2013 год должен был представлен не позднее 17.02.2014 (с учетом выходного дня 15.02.2014), фактически расчет представлен в Пенсионный фонд 20.02.2014.

В соответствии с частью 5 статьи 38 Федерального закона № 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями органа контроля за уплатой страховых взносов представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В силу части 1 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 этого Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно части 6 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов: устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного названным законом устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного указанным законом; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного этим законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного названным законом.

В силу части 8 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.

Частью 1 статьи 40 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что нарушением законодательства РФ о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов, за которое Федеральным законом № 212-ФЗ установлена ответственность.

Таким образом, частью 1 статьи 40 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что для признания действий плательщика страховых взносов правонарушением необходимо установить наличие (или отсутствие) его вины.

Статьей 42 Федерального закона № 212-ФЗ определены формы вины при совершении правонарушения.

Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона № 212-ФЗ виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения (часть 4 статьи 42 названного Федерального закона).

Из материалов дела с очевидностью следует, что отчетность была получена Пенсионным фондом 20.02.2014 по причине некорректной работы программного обеспечения.

Так, из докладной от 13.02.2014 главного бухгалтера учреждения следует, что 12.02.2014 при работе на автоматизи­рованном рабочем месте бухгалтера Красильниковой И.Е. наблюдались сбои в работе компьютера, «подписания» при работе с программами 1С-бухгалтерия, Континент АП, СУФД (администратор доходов), СБиС. 13.02.2014 компьютер не включился. В связи с ограниченными сроками сдачи отчетности в Пенсионный Фонд и налоговую инспекцию, просила дать указание начальнику эксплуатационно-технического отдела майору в/с Федорову С.А. о скорейшем устранении техниче­ских неисправностей и восстановлении работы автоматизированного рабочего места (л. д. 23).

Согласно рапорту заместителя начальника центра (по связи) от 20.02.2014 в результате заражения паразитической вредоносной программой, выразившееся частыми зависаниями и сбоями в работе, 14.02.2014 вышло из строя автоматизированное рабочее место бухгалтерии учреждения. Устранить последствия заражения, восстановить данные, работу операционной системы и всего программного обеспечения (Бухгалтерия - 1С, СБИС, СУФД (администратор доходов) и т.д.) удалось только 20.02.2014 (л. д. 24).

Как видно из ответа ФГУП «ЦентрИнформ» от 15.04.2014, заявитель имеет действующую электронную подпись с 19.11.2013 по 19.11.2014 для сдачи отчетности посредством телекоммуникационных систем. В период с 12.02.2014 по 20.02.2014 учреждение обращалось в службу технической поддержки ПКФ ФГУП «ЦентрИнформ» по телефону для устранения неполадок в программном комплексе «СБИС++». 20.02.2014 неполадки были устранены специалистами технической поддержки ПКФ ФГУП «ЦентрИнформ» совместно с клиентом (л. д. 28).

Как следует из оспариваемого решения, оно не содержит сведений о наличии либо отсутствии вины учреждения.

Статьей 43 Федерального закона № 212-ФЗ перечислены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, однако данный перечень не является исчерпывающим, о чем прямо указано в пункте 4 части 1 статьи 43 Федерального закона № 212-ФЗ.

Обстоятельствами, исключающими вину в совершении правонарушения, фактически признаются любые обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, учитывая пропуск срока на 2 дня, и пропуск данного срока произошел в результате работы оборудования, поставленного ФГУП «ЦентрИнформ» в рамках заключенного с ним договора, арбитражный суд признает вышеназванные обстоятельства, исключающими вину учреждения в совершении правонарушения.

Кроме, того из заявления учреждения в арбитражный суд, а также из объяснения заместителя главного бухгалтера Меренковой Р.Р. от 25.02.2014 следует, что 15.02.2014 – последний день сдачи отчетности представитель учреждения Меренкова Р.Р. прибыла в Пенсионный фонд для сдачи отчетности на флэш-носителе, которая была сформирована заранее. Инспектор Пенсионного фонда зафиксировал ее прибытие в журнале регистрации. Поскольку инспектор обнаружила ошибки в отчетности, вернула отчет для исправления ошибок.

Арбитражный суд Камчатского края в определении от 27.05.2014 о принятии заявления учреждения к производству предложил Пенсионному фонду подтвердить либо опровергнуть довод заявителя о том, что отчет в Пенсионный фонд был представлен 15.02.2014, но вследствие ошибок был возвращен инспектором на доработку, а также предложил представить надлежащим образом заверенную копию журнала регистрации посетителей за 15.02.2014.

Какие либо возражения на указанные обстоятельства Пенсионным фондом в арбитражный суд не представлено.

Согласно части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

В силу положений части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При таких обстоятельствах, учитывая, что требования заявителя удовлетворены, понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. подлежат возмещению с ответчика.

Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 110, 167–170, 176, 226–229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края от 26.03.2014 № 051 001 14 РК 0000429, как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края в пользу федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Камчатскому краю» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Судья И.Ю. Жалудь