АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2315/2011
19 июля 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 19 июля 2011 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Довгалюка Д.Н. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ягодиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению
Закрытого акционерного общества «Энергия»
о признании незаконным и отмене постановления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае № 30-1-11/32 от 10.05.2011 года о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя:
ФИО1 – представитель по доверенности от 01.07.2011 года (сроком на три года);
от административного органа:
ФИО2 – представитель по доверенности № 38-01-05/5 от 11.01.2011 года (сроком до 31.12.2011);
ФИО3 – представитель по доверенности № 38-01-05/11 от 12.01.2011 года (сроком до 31.12.2011)
установил:
Закрытое акционерное общество «Энергия» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании незаконным и отмене постановления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее – Росфиннадзор, Управление) № 30-1-11/32 от 10.05.2011 года которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
В обоснование заявленных требований Общество указывает в заявлении, что действия Общества не носят виновный характер и не образуют состав административного правонарушения, поскольку Общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям. Общество указывает, что день окончания срока, установленного пунктом 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 года № 258-П, пришелся на нерабочий день. При этом справка о подтверждающих документах была представлена в уполномоченный банк в следующий рабочий день.
В предварительном судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители Управления в предварительном судебном заседании требования заявителя не признали по основаниям, изложенным в ранее представленном отзыве на заявление. Считают оспариваемое постановление законным и обоснованным, пояснили суду, что наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной за данное правонарушение.
С учетом мнения представителей участвующих в деле лиц, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству и в соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ продолжил рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали свои правовые позиции по делу, новых доводов, пояснений, доказательств суду не представили.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав и оценив доказательства по делу, суд считает, что оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании заключенного между закрытым акционерным обществом «Энергия» и фирмой «DONGHACORPORATION» контракта № DH/EG 100210-01 от 15.02.2010 года, в ОАО «Камчатпромбанк» оформлен паспорт сделки № 1002003/1194/0000/2/0 (далее - ПС), который был переоформлен 19.05.2010 года в связи с имевшей место реорганизацией ОАО «Камчатпромбанк» в форме присоединения к ОАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (далее – Уполномоченный банк). Переоформленному паспорту сделки присвоен номер 10050022/1810/0020/2/0.
30.04.2010 года в рамках заключенного контракта Обществом на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар и оформлена грузовая таможенная декларация № 10705030/230410/П000501 на сумму 13280,00 долларов США (штамп Камчатской таможни «выпуск разрешен 30.04.2010 года»).
Справка о подтверждающих документах, оформленная на указанную грузовую таможенную декларацию, с приложением ГТД 10705030/230410/П000501 представлена Обществом в Уполномоченный банк 17.02.2010 года, что подтверждается ведомостью банковского контроля Уполномоченного банка.
10.05.2011 года временно исполняющий обязанности руководителя ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае советник гражданской службы Российской Федерации 1 класса ФИО4, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 03.05.2011 года № 30-1-11/32 и иные материалы по делу, возбужденному контролером-ревизором отдела валютного контроля Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае 10.05.2011 года вынесла постановление № 30-1-11/32, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ и ему назначено административного наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке, обратившись в установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ срок в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон о валютном регулировании №173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, которые предусмотрены статьей 23 названного Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям (пункты 1, 2 части 2 статьи 24 и пункта 9 части 4 статьи 23 вышеуказанного Федерального закона).
Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления устанавливает Центральный банк Российской Федерации (часть 4 статьи 5 Федерального закона о валютном регулировании № 173-ФЗ).
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, осуществляемых резидентами с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, установлен Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П (далее – Положение № 258-П).
Пунктом 2.1 названного Положения определено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением, представляет в Банк России, регулирующий порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (далее - банк ПС), документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
Абзацем 2 пункта 2.1 Положения установлено, что в случае наличия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент в качестве подтверждающих документов представляет в банк ПС таможенные декларации, за исключением временных таможенных деклараций.
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению (пункт 2.2 Положения).
Согласно пункту 2.4 Положения № 258-П резидент предоставляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 Положения № 258-П, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий, в частности, 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации.
Как следует из материалов дела, 30.04.2010 года в рамках заключенного контракта Обществом оформлена грузовая таможенная декларация № 10705030/230410/П000501 на сумму 13280,00 долларов США, выпуск товара разрешен таможенным органом 30.04.2010 года.
Таким образом, исходя из требований Положения № 258-П Общество обязано было представить в Уполномоченный банк справку о подтверждающих документах на вышеназванную ГТД в срок не позднее 15.05.2010 года.
Вместе с этим, судом установлено, что 15.05.2010 года являлось нерабочим днем (суббота). Согласно имеющегося в материалах дела письма Уполномоченного банка от 18.04.2011 года Камчатский филиал «Азиатско-Тихоокеанский Банк» осуществляет операции с юридическими лицами в рабочие дни с понедельника по пятницу, в субботу и воскресенье указанные операции не осуществляются.
В соответствии с положениями части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Правило исчисления процессуальных сроков закреплено в ряде процессуальных норм (в частности, в части 2 статьи 108 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 128 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 7 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации).
Поскольку КоАП РФ данный вопрос не регулирует, суд полагает, что при исчислении процессуальных сроков следует руководствоваться общим принципом, закрепленным в вышеуказанных нормах, который предусматривает, что если истечение срока приходится на выходной или праздничный день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае последним днем срока представления в Уполномоченный банк справки о подтверждающих документах по ГТД 10705030/230410/П000501, с учетом выходных дней, следует считать 17.05.2010 года.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что справка о подтверждающих документах была представлена Обществом в уполномоченный банк 17.05.2010 года и данное обстоятельство сторонами не оспаривается, суд приходит к выводу о надлежащем выполнении Обществом требований пункта 2.4 Положения № 258-П и отсутствии события административного правонарушения по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Довод представителей Управления, согласно которому Общество, зная о том, что последний день срока представления справки о подтверждающих документах приходится на нерабочий день, было обязано представить данную справку заблаговременно, судом не принимается, поскольку административная ответственность по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ наступает и может быть применена к резиденту только в случае неисполнения предельного срока представления документов отчетности.
Согласно положениям части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вывод суда об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 1525 КоАП РФ и, соответственно, отсутствие оснований для привлечения Общества к административной ответственности, постановление постановления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае № 30-1-11/32 от 10.05.2011 года надлежит признать незаконным и отменить полностью.
Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины судом не решался, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-28, 101-103, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявленные требования удовлетворить.
Постановление территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае № 30-1-11/32 от 10.05.2011 года по делу об административном правонарушении признать незаконным и отменить полностью.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья Д.Н. Довгалюк