АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2324/2022
13 июля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2022 года.
Полный текст решения изготовлен июля 2022 года .
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Лебедевой Е.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Канахиным Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 683006, <...>)
о признании недействительным предписания Министерства финансов Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 683040, <...>) от 16.02.2022 № 1
третьи лица:
Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 683040, <...>);
муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа «ТеплоЭлектроСетевая Компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 683017, <...>, нежилые помещение поз. 24-40);
открытое акционерное общество «Гостиница Авача» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 683003, <...>);
индивидуальный предприниматель ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>);
индивидуальный предприниматель ФИО2 (ИНН <***>, ОГРН <***>),
при участии:
от заявителя: ФИО3 – представитель по доверенности от 11.04.2022 № 179 (сроком на один год), диплом; ФИО4 – директор на основании приказа от 22.07.2020 № 41-л;
от заинтересованного лица: ФИО5 – представитель по доверенности от 09.03.2022 № 33.05-27/9 (сроком по 31.12.2022), диплом;
от Министерства социального благополучия: ФИО6 – представитель по доверенности от 05.04.2022 № 30.06/1996 (сроком до 31.12.2022), диплом;
от МУП «ТЭСК»: ФИО7 – представитель по доверенности от 21.03.2022 № б/н (сроком до 31.12.2022), диплом; ФИО8 – представитель по доверенности от 10.01.2022 № 1 (сроком до 31.12.2022), диплом;
от ИП Рим Б.Н.: Рим Б.Н. – лично, паспорт;
от иных лиц: не явились,
установил:
краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (далее – заявитель, КГКУ «Центр выплат», учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением признании недействительным предписания Министерства финансов Камчатского края (далее – заинтересованное лицо, Минфин Камчатского края, Министерство) от 16.02.2022 № 1.
Заявленные требования учреждение мотивирует тем, что при предоставлении выплат гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе при проведении кассовых выплат, заявитель руководствуется нормативными правовыми актами, установленными исполнительным органом государственной власти – Камчатского края, уполномоченным регулировать данные отношения, - Министерством социального благополучия и семейной политики Камчатского края. По доводам заявителя, приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 30.12.2014 № 1307-п утвержден Порядок оказания материальной помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающим в Камчатском крае, который предусматривает оказание материальной помощи на частичную оплату стоимости гостиницы и (или) оплату стоимости горячего питания гражданину в виде выдачи документов, гарантирующих организации, оказывающей соответствующую услугу, последующую оплату данных услуг. Также заявитель указывает, что КГКУ «Центр выплат» в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как получатель бюджетных средств, обеспечило результативность и целевой характер использования предусмотренных денежных средств на обеспечение граждан проживанием и горячим питанием, средства направлены в полной соответствии с целями, определенными бюджетной сметой учреждения, на основании приказов Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края. КГКУ «Центр выплат» не является стороной договорных и гражданско-правовых отношений с организациями и индивидуальными предпринимателями. В связи с чем заявитель полагает, что оспариваемым представлением на него необоснованно возложена обязанность по возврату средств в бюджет.
В отзыве на заявление Минфин Камчатского края требования заявителя полагало необоснованными и не подлежащими удовлетворению. По мнению Министерства, учреждение является казанным учреждением в связи с чем вправе расходовать ассигнования с вида расхода «321» только на выплату гражданам пособий, компенсаций и иных социальных выплат, не отнесенных к публичным нормативным обязательствам. Перечисление денежных средств юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в связи с оказанием ими гостиничных услуг или оплату стоимости горячего питания в отсутствие соответствующего нормативного регулирования не отвечает целям, определенным вышеуказанным Порядком № 1307-П, свидетельствует о нецелевом использовании средств краевого бюджета, что является нарушением статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 15.06.2022 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края (далее – Министерство социального благополучия), – муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа «ТеплоЭлектроСетевая Компания» (далее – МУП «ТЭСК»), открытое акционерное общество «Гостиница Авача» (далее – ОАО Гостиница «Авача»), индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП Рим Б.Н.), индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – ИП ФИО2).
Суд огласил, что до начала судебного заседания от заявителя поступили дополнительные письменные пояснения, из которых следует, что учреждение не является лицом, принимающим решение об оказании государственной услуги (ее виде и объеме); от ИП ФИО2 поступили письменные пояснения об обоснованном получении денежных средств в счет оплаты предоставленного гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, горячего питания.
На основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителей ОАО Гостиница «Авача», ИП ФИО2, извещенных надлежащим образом по правилам статей 121–123 АПК РФ и не явившихся в суд.
Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали
в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнительных письменных пояснениях.
Представитель заинтересованного лица требования заявителя не признала,
по доводам, изложенным в отзыве на заявление. Дополнительно пояснила, что в рассматриваемом случае основным критерием для определения кода вида расходов является именно целенаправленность таких расходов, поэтому учреждению вменено нарушение нецелевого использования бюджетных средств. Наличие решений Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края об оказании материальной помощи не освобождает учреждение как получателя бюджетных средств от обязанности обеспечить результативность и целевой характер использования таких средств в соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, заявителем вынесенное по итогам проверки представление в целях принятия мер по устранению причин и условий выявленных нарушений не обжаловано и исполнено в полном объеме, что подразумевает согласие заявителя с вмененными Министерством учреждению нарушениями. Представила дополнение к отзыву в письменном виде.
Представители Министерства социального благополучия, МУП «ТЭСК», ИП Рим Б.Н. поддержали правовую позицию заявителя и полагали выводы Минфин Камчатского края, приведенные в оспариваемом предписании, не обоснованными.
Представитель заинтересованного лица заявила устное ходатайство об отложении судебного разбирательства на более поздний срок до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации дела № А24-4916/2021 по заявлению КГКУ «Центр выплат» о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю, рассмотренному по аналогичным обстоятельствам дела.
Представители участвующих в деле лиц оставили решение относительно удовлетворения ходатайства заинтересованного лица об отложении судебного разбирательства, на усмотрение суда.
Рассмотрев ходатайство представителя заинтересованного лица об отложении судебного разбирательства в порядке статьей 158, 159 АПК РФ, суд полагает его не подлежащим удовлетворению, поскольку реализация Управлением Федерального казначейства по Камчатскому краю процессуальных прав на обжалование и проверку законности принятого судом кассационной инстанции постановления не может являться основанием для затягивания рассмотрения настоящего дела, кроме того, факт подачи жалобы на указанное постановление в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации участвующим в деле лицам не известен.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа и.о. министра от 12.10.2021 № 33/285, писем Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 26.08.2021 № 38-24-11/12-107, 38-24-11/12-110 в период с 25.10.2021 по 03.12.2021 Минфин Камчатского края в отношении КГКУ «Центр выплат» за проверяемый период с 01.01.2020 по 31.12.2020 проведена внеплановая камеральная выборочная проверка соблюдения положений правовых актов, обуславливающих публичные нормативные обязательства Камчатского края и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджета Камчатского края, в части исчисления размера пенсии за выслугу лет, дополнительного ежемесячного материального обеспечения неработающим гражданам, выплат материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, единовременной выплаты гражданам, которым присвоен статус «дети войны», а также проверка целевого использования бюджетных средств на указанные выплаты.
В ходе проверки Министерство пришло к выводам, что учреждением нарушены требования, установленные пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ); пунктом 48.3.2.1 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее – Порядок № 85н); частью 1.3 Порядка оказания материальной помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающим в Камчатском крае, утвержденного приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 30.12.2014 № 1307-п (далее – Порядок № 1307-п) в 2020 году, которые выразились в нецелевом использовании средств краевого бюджета, а именно:
перечислены денежные средства в размере 1 413 000 руб. на выплату материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на расчетные счета юридических лиц: МУП «ТЭСК», ОАО Гостиница «Авача», ИП Рим Б.Н. (частичная компенсация гостиничных услуг), что не предусмотрено вышеуказанными нормативными правовыми актами;
перечислены денежные средства в размере 435 640 руб. на выплату материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на расчетный счет ИП ФИО2 (оплата стоимости горячего питания), что не предусмотрено вышеуказанными нормативными правовыми актами;
Выявленные нарушения отражены в акте внеплановой камеральной проверки от 23.12.2021.
По результатам проверки Минфин Камчатского края вынесено предписание от 16.02.2022 № 1, согласно которому на КГКУ «Центр выплат» возложена обязанность:
1. Принять меры по восстановлению в доход краевого бюджета средств, использованных не по целевому назначению вследствие нарушения пункта 1 статьи 306.4 БК РФ, пункта 48.3.2.1 Порядка № 85н, части 1.3 Порядка № 1307-п в размере 1 413 000 руб. (частичная компенсация гостиничных услуг), в том числе меры, предусматривающие направление требований о возврате указанных средств к лицам, необоснованно их получившим, и (или) виновным должностным лицам и осуществление претензионно-исковой работы (срок исполнения – не позднее 31.03.2022);
2. Принять меры по восстановлению в доход краевого бюджета средств, использованных не по целевому назначению вследствие нарушения пункта 1 статьи 306.4 БК РФ, пункта 48.3.2.1 Порядка № 85н, части 1.3 Порядка № 1307-п в размере 435 640 руб. (оплата стоимости горячего питания), в том числе меры, предусматривающие направление требований о возврате указанных средств к лицам, необоснованно их получившим, и (или) виновным должностным лицам и осуществление претензионно-исковой работы (срок исполнения – не позднее 31.03.2022).
Полагая, что указанное предписание является недействительным и нарушающим права и законные интересы заявителя, учреждение обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).
При этом для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах 2 - 5 пункта 1 статьи 85 БК РФ, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 85 БК РФ).
Законом Камчатского края от 29.11.2019 № 396 «О краевом бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» Министерство социального развития и труда Камчатского края определено главным распорядителем бюджетных средств по реализации основного мероприятия 2.5 подпрограммы 2 «Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан» государственной программы Камчатского края «Социальная поддержка граждан в Камчатском крае», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 548-П.
В соответствии с абзацем 39 статьи 6 БК РФ казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Из сведений Единого государственного реестра юридических лиц видно, что учредителем КГКУ «Центр выплат» является Камчатский край, а органом государственной власти, который выступает от имени учредителя – Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края (запись от 08.12.2020), которое изменило название с Министерства социального развития и труда Камчатского края с 02.11.2020).
Согласно второму абзацу пункта 1 статьи 161 БК РФ взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 30.12.2014 № 1307-п утвержден Порядок оказания материальной помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающим в Камчатском крае.
Указанным Порядком установлено, что оказание материальной помощи на цели, указанные в части 1.3 настоящего Порядка, осуществляется Министерством социального развития и труда Камчатского края через Краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (пункт 1.4).
При этом рассмотрение заявлений граждан (их представителей) об оказании материальной помощи осуществляется Комиссией по социальным вопросам Министерства социального развития и труда Камчатского края, утвержденной приказом Министерства (далее – Комиссия), на основании представленных гражданами (их представителями) документов (пункт 1.5 Порядка № 1307-п).
Министерство на основании протокола Комиссии принимает решение об оказании материальной помощи и размере материальной помощи либо об отказе в ее оказании в течение 60 календарных дней со дня регистрации заявления гражданина (его представителя) в Министерстве (пункт 1.6 Порядка № 1307-п).
В случае принятия Министерством решения об оказании материальной помощи КГКУ «Центр выплат» в течение 5 рабочих дней со дня поступления средств на эти цели осуществляет перечисление денежных средств через учреждения и организации, осуществляющие доставку денежных средств в соответствии с заключенными Соглашениями, либо иным способом согласно заявлению гражданина (пункт 1.16 Порядка № 1307-п).
В случае принятия Министерством решения об оказании материальной помощи на частичную оплату стоимости услуг гостиницы гражданину выдается гарантийное письмо об оплате услуг гостиницы, в соответствии с которым ему предоставляются услуги гостиницы (пункт 4.7 Порядка № 1307-п).
В случае принятия Министерством решения об оказании материальной помощи гражданину в соответствии с заявлением выдается гарантийный талон на предоставление горячего питания из расчета 1 гарантийный талон в день в организациях общественного питания населения, предоставляющих горячее питание гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (пункт 5.4 Порядка № 1307-п).
Пунктом 1.21 Порядка № 1307-п предусмотрено предоставление государственной услуги по принятию решения об оказании материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проживающим в Камчатском крае, в порядке, установленном административным регламентом, утвержденным приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края.
Приложением к Приказу Министерства социального развития и труда Камчатского края от 30.06.2016 № 723-п утвержден Административный регламент предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по принятию решения об оказании материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проживающим в Камчатском крае (далее –Административный регламент).
Государственная услуга предоставляется Министерством. Решение о предоставлении государственной услуги (отказе в предоставлении государственной услуги) принимается Комиссией по социальным вопросам министерства (далее – Комиссия) (пункт 19 Административного регламента).
Основанием для начала административной процедуры по рассмотрению заявления и определению права гражданина на предоставление государственной услуги, формированию выплатного дела является поступление министру зарегистрированного заявления и прилагаемых документов для наложения резолюции (пункт 84 Административного регламента).
Рассмотренное руководителем заявление с резолюцией направляется секретарю Комиссии (пункт 85), секретарь Комиссии рассматривает заявление и документы гражданина, исходя из перечня, указанного соответственно в частях 34–44 и 46 настоящего Административного регламента, проверяет наличие и соответствие представленных гражданином документов требованиям настоящего Административного регламента, определяет право гражданина на предоставление государственной услуги, формирует выплатное дело получателя государственной услуги в электронном виде в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления в министерстве (пункт 86 административного регламента).
Пунктом 90 Административного регламента предусмотрено, что основанием для начала административной процедуры является результат рассмотрения секретарем Комиссии заявления и сведений (документов), предусмотренных в частях 34–44, 46 и 50 настоящего Административного регламента, и поступление их и проекта решения о предоставлении или отказе в предоставлении государственной услуги.
Комиссия в течение 55 календарных дней со дня регистрации заявления гражданина в Министерстве рассматривает представленные секретарем Комиссии проекты решений о предоставлении (в отказе в предоставлении) государственной услуги, и принимает соответствующее решение о предоставлении государственной услуги (об оказании материальной помощи и размере материальной помощи либо об отказе в ее оказании) (пункт 91 административного регламента).
На основании решения Комиссии о предоставлении государственной услуги, секретарь Комиссии в течение 3 рабочих дней после принятия решения Комиссии завершает оформление протокола заседания Комиссии, списков и выплатных дел получателей государственной услуги, готовит проект приказа министерства об оказании материальной помощи и направляет их министру для подписания (пункт 93), министр рассматривает представленные секретарем Комиссии проект приказа, списки и выплатные дела получателей материальной помощи, и принимает соответствующее решение в срок до 2 рабочих дней со дня их поступления к нему (пункт 94 административного регламента).
Из материалов дела следует, что приказом врио Министра от 28.05.2022 № 703-п «Об оказании материальной помощи на частичную оплату (компенсацию) стоимости услуг гостиницы» учреждению предписано произвести выплаты из средств, предусмотренных Законом Камчатского края от 29.11.2019 № 396 «О краевом бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» Министерству на реализацию основного мероприятия 2.5 подпрограммы 2 «Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан» государственной программы Камчатского края «Социальная поддержка граждан в Камчатском крае», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 548-П, на расчетный счет ОАО Гостиница «Авача», согласно личным заявлениям граждан.
Приказом врио Министра от 10.06.2020 № 777-п «Об оказании материальной помощи на частичную оплату (компенсацию) стоимости услуг гостиницы» учреждению предписано произвести выплаты из средств, предусмотренных Законом Камчатского края от 29.11.2019 № 396 «О краевом бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» Министерству на реализацию основного мероприятия 2.5 подпрограммы 2 «Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан» государственной программы Камчатского края «Социальная поддержка граждан в Камчатском крае», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 548-П, на расчетный счет МУП «ТЭСК», согласно личным заявлениям граждан.
Приказом врио Министра от 27.10.2020 № 1571-п «Об оказании материальной помощи на частичную оплату (компенсацию) стоимости услуг гостиницы» учреждению предписано произвести выплаты из средств, предусмотренных Законом Камчатского края от 29.11.2019 № 396 «О краевом бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» Министерству на реализацию основного мероприятия 2.5 подпрограммы 2 «Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан» государственной программы Камчатского края «Социальная поддержка граждан в Камчатском крае», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 548-П, на расчетный счет ИП Рима Б.Н., согласно личным заявлениям граждан.
В приложениях к указанным приказам – список граждан на получение материальной помощи на частичную оплату стоимости услуг гостиницы - указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, период проживания, размер материальной помощи, а также реквизиты получателя.
Приказами врио Министра от 13.05.2020 № 606-п, от 09.06.2020 № 749-п от 09.06.2020 «Об оказании материальной помощи на оплату стоимости горячего питания» учреждению предписано произвести выплаты из средств, предусмотренных Законом Камчатского края от 29.11.2019 № 396 «О краевом бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» Министерству на реализацию основного мероприятия 2.5 подпрограммы 2 «Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан» государственной программы Камчатского края «Социальная поддержка граждан в Камчатском крае», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 548-П, на расчетный счет ИП ФИО2 (кафе-бистро «Столовка») согласно личным заявлениям граждан.
В приложении к указанным приказам – список граждан на получение материальной помощи на оплату стоимости горячего питания - указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения граждан, адрес проживания, размер материальной помощи, а также реквизиты получателя.
Таким образом, поскольку основанием для перечисления учреждением бюджетных средств получателям явились вышеназванные приказы Министерства, вывод ФИО9 Камчатского края о нарушении учреждением положений Порядка № 1307-п в части перечисления денежных средств оказавшим услуги лицам, а не гражданам, нуждающимся в материальной помощи, противоречит положениям пунктов 1.16, 4.7, 5.4 Порядка № 1307-п.
Кроме того суды, оспариваемые расходы являются расходами именно самого Министерства, как главного распорядителя бюджетных средств, выдавшего указание учреждению на совершение финансовой операции с указанием конкретных реквизитов получателя.
Приведенные выводы, согласуются с правовой позицией Арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенной в постановлении от 30.06.2022 № Ф03-2208/2022 по делу № А24-4916/2021, рассмотренному по аналогичным обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, оспариваемым предписанием на КГКУ «Центр выплат», выполняющее непосредственное указание своего учредителя и распорядителя бюджетных средств (Министерства социального благополучия), необоснованно возложена обязанность по принятию мер по восстановлению в доход краевого бюджета спорных выплат и осуществлению претензионно-исковой работы.
Вопреки доводам Минфин Камчатского края исполнение предписания в целях принятия мер по устранению причин и условий выявленных нарушений не свидетельствует о согласии учреждения с вмененными нарушениями, а направлено на недопущение возможным негативных последствий в результате его неисполнения. Результат исполнения представления непосредственно на предмет спора об обжаловании предписания не влияет, поскольку исполнение представления и исполнимость предписания не тождественны.
С учетом изложенного, оспариваемое предписание Минфин Камчатского края от 16.02.2022 № 1 суд признает несоответствующим требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации. Несоответствующее закону предписание нарушило права и законные интересы заявителя.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявитель и заинтересованное лицо освобождены от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о ее распределении по рассматриваемому делу судом не разрешался.
Руководствуясь статьями 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявленные краевым государственным казенным учреждением «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (ИНН <***>, ОГРН <***>) требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание Министерства финансов Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 16.02.2022 № 1.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.Ю. Лебедева