ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-2409/09 от 10.08.2009 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2409/2009

17 августа 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 17 августа 2009 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

индивидуального предпринимателя Выборова Вячеслава Юрьевича

о признании незаконным и отмене в части решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому № 12-13/15/06971 от 31.03.2009

при участии:

от заявителя

не явились

от ответчика

Лисейко О.В. – представитель по доверенности № 04-48/00038 от 11.01.2009 (сроком до 31.12.2009)

Миголь С.В. – представитель по доверенности № 04-49/09317 от 23.04.2009 (сроком до 31.12.2009)

установил:

Индивидуальный предприниматель Выборов Вячеслав Юрьевич (далее – заявитель, Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене пунктов 1 и 2 решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому № 12-13/15/06971 от 31.03.2009 в части начисления пени и штрафов, ссылаясь на те обстоятельства, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов Предпринимателем за период с 01.01.2005 по 31.12.2007. По результатам проверки 31.03.2009 Инспекцией вынесено решение №12-13/15/06971 о привлечении к ответственности за совершение налогового преступления. С решением налоговой инспекции в части начисления пени за несвоевременное перечисление налога на добавленную стоимость за 2005 год не согласен, в связи с тем, что ущерба государству не нанесено, т.к. в соответствии с налоговыми декларациями за 2005, 2006, 2007 г.г. переплата по НДС перекрывает суммы пеней и штрафов, которые выставлены в решении. 10.06.2008 и 16.06.2008 были сданы корректирующие декларации по НДС за 2005, 2006, 2007 г.г., где: 2005 год - к доплате 159256,00 руб., на возмещение 105333,00 руб.; 2006 год - к доплате 365 268,00 руб., на возмещение 608461,00 руб.; 2007 год - к доплате 1824160,00 руб., на возмещение 1 364448,00 руб. 09.06.2008 оплатил НДС на сумму 241719,00 руб. и пеню на сумму 5000,00 руб. 16.06.2008 оплатил НДС на сумму 331 382,80 руб. и пеню на сумму 5000,00 руб.17.06.2008 подал в ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому корректирующие декларации по НДС. Решение о возмещении НДС налоговый орган обязан принять в течение семи дней по окончании проверки, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. Камеральная проверка в сроки, установленные законодательством, не была проведена.

Заявитель о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, явку представителя не обеспечил о причинах неявки не сообщил отзыв не направил.

Представители ответчика требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительно пояснив, что предприниматель правомерно привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, поскольку сверку предприниматель не проводил, и документов, подтверждающих переплату, не представил.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о нижеследующем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 12.05.2008 по 26.12.2008 Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Предпринимателя по вопросам правильного исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов: налога на доходы физических лиц, единого социального налога и др. за период с 01.01.2005 по 31.12.2007.

По результатам проверки составлен акт № 12-13/10 от 25.02.2009, на основании которого Инспекцией принято решение от 31.03.2009 № 12-13/15/06971 о привлечении Предпринимателя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на доходы физических лиц за 2006-2007 г.г. в результате занижения налоговой базы, за неполную уплату единого социального налога в результате занижения налоговой базы за 2006-2007 г.г., начислены пениза несвоевременную уплату сумм налога на доходы физических лиц за 2005-2007 г.г. и пениза несвоевременную уплату сумм единого социального налога за 2005-2007 г.г.

В проверяемом периоде предприниматель осуществлял предпринимательскую деятельность:

с 01.01.2005 по 31.12.2007 - оптово-розничная торговля промышленными группа­ми товаров через магазин «Морстройснаб», расположенный по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Озерновская коса, 11-по общепринятой системе налогообложения.

с 01.07.2005 по 31.12.2007 - по системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (розничная торговля) в магазине, расположенном по адресу: Быстринский район, с. Анавгай, ул. Ленинская, 47.

с 01.01.2006 по 01.10.2007 - по системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (розничная торговля) в павиль­оне, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Автомобилистов, 10.

с 01.01.2005 по 01.04.2006 - по системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (розничная торговля) в павильоне, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Фролова, 2.

Проверкой установлено, что в нарушение п. 1 ст. 221, п. 2 ст. 254 НК РФ предприниматель неправо­мерно завысил профессиональные налоговые вычеты за 2005 год в размере 1789609,13 руб., за 2006 год в размере 2013749,12 руб., за 2007 год в размере 543070,89 руб.

В нарушение пункта 8 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 № 86-Н БГ-3-04/430 представленные к проверке Книги учета доходов и расходов не заверены подписью налогового органа.

Предпринимателем в проверяемом периоде учет расходов и объектов налогообложения в Книге учета доходов и расходов и хо­зяйственных операций, в которой содержатся показатели, необходимые по исчислению налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц и отражаются ре­зультаты хозяйственной деятельности в хронологической последовательности на осно­ве первичных документов, велся с нарушением установленного порядка.

В книгах отсутствует регистрация счетов-фактур с указанием наименования документа, дата со­ставления документа, наименование продавца, учет товаров в количественном выра­жении по каждому виду товара не осуществлялся.

Пунктом 7 вышеназванного Порядка предусмотрено ведение в Книге учета товарно-материальных ценно­стей, как в количественном, так и в стоимостном выражении по каждому виду товаров (работ, услуг).

Из представленных к проверке регистров расходов, связанных с осуще­ствлением деятельности и первичных бухгалтерских документов установлено, что учет велся только в суммовом выражении, инвентаризационные описи, включающие наименования товарно-материальных ценностей, их количества по стоимости приобретения, нереализованных на конец налогового периода, пред­принимателем к проверке не представлены, поскольку при формировании финансовых результатов не составлялись и не учитывались.

В нарушение подп. 3 п. 1 ст. 23, ст. 221 НК РФ, п. 2 Порядка от 13.08.2002 № 86-Н БГ-3-04/430 предприниматель не обеспе­чил полноту, непрерывность и достоверность учёта всех производственных расходов и хозяйственных операций при осуществлении им предпринимательской деятельности.

18.12.2008 поступило заявление от Выборова В.Ю. о применении расчетного метода по определению расходов на приобретение товаров, учитывая представленную торговую наценку на основании первичных доку­ментов бухгалтерского учета в связи с невозможностью восстановления суммового и количественного учета товара, а также отсутствием достоверной информации об остат­ках товаров на конец отчетного периода.

В связи с тем, что предприниматель не обеспечил полноту и достоверность уче­та путем фиксирования в Книгах учета доходов и расходов сведений о полученных до­ходах и расходах, что привело к невозможности проверить правильность исчисления налогов, проверкой в соответствии с правом, установленным подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, сумма профессиональных налоговых вычетов в части определения материальных рас­ходов, понесенных предпринимателем при осуществлении им пред­принимательской деятельности в 2005, 2006, 2007 годах определена расчетным путем на основании имеющихся данных о проверяемом налогоплательщике.

Расчет материальных затрат произведен на основании данных о произведенных предпринимателем торговой наценке на закупленный им и реализован­ный товар без налога на добавленную стоимость, отраженных в представленных к на­стоящей проверке первичных бухгалтерских документах (счетов-фактур, полученных и выставленных, платежных поручений), а также на основании данных о полученных предпринимателем в проверяемом периоде доходов от осуществления предпринима­тельской деятельности по общей системе налогообложения.

Проверкой величина произведенной предпринимателем средней торговой на­ценки на товар и по данным, представленным предпринимателем, определена в размере 20%.

По данным предпринимателя согласно представленных первичных бухгалтер­ских документов, сводных реестров расходных документов к декларации о доходах по форме 3-НДФЛ, материальные расходы (расходы по приобретению товара) определе­ны:

- в 2005 году в сумме 26986294,51 руб.;

- в 2006 году в сумме 31207465,95 руб.;

- в 2007 году в сумме 38013264,56 руб.

Проверкой сумма материальных расходов, связанных с приобретением товаров и подлежащих учету в составе профессиональных налоговых вычетов предпринимателя определена расчетным путем в размере:

- за 2005 год - 25196685,38 руб. (ПТР=(30236022,46:120%*100%)=25196685,38);

- за 2006 год - 29363128,83 руб. (ПТР=(35235754,59:120%*100%)=29363128,83);

- за 2007 год - 37470193,67 руб. (ПТР=(44964232,40:120%* 100%)=37470193,67).

В нарушение п. 1 ст. 221 НК РФ предпринимателем необоснованно завыше­ны расходы за 2006 год на оплату труда наемным работникам в размере 169412,00 руб., при этом согласно представленных к проверке первичных бухгалтерских документов, а именно: налоговых карточек, ведомостей, а также представленной в Инспекцию декларации по единому социальному налогу с доходов, выплаченных наемным работникам за 2006 год, расходы на оплату труда определены в размере 262080 руб., в то время как предпринимателем задекларированы расходы на оплату труда в размере 431492,00 руб.

В нарушение подп. 1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 210 НК РФ предпринимателем занижена налоговая база для исчисления налога на доходы физических лиц:

за 2005 год в размере 1789609,13 руб.;

за 2006 год в размере 2013749,12 руб.;

за 2007 год в размере 543070,89 руб.

В нарушение подп.1 п. 1 ст. 23, ст. 54, ст. 210, ст. 227 НК РФ предприни­мателем не в полном объеме исчислен и уплачен, проверкой дополнительно исчислен налог на доходы физических лиц:

за 2005 год в сумме 232649 руб.;

за 2006 год в сумме 261788 руб.;

за 2007 год в сумме 70599 руб.

В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц за 2005, 2006, 2007 годы по состоянию на 31.03.2009 начислена пени в размере 150837,51 руб.

В нарушение подп. 1 п. 3 ст. 24, п. 6 ст. 226 НК РФ предпринимателем удержанный с заработной платы налог на доходы физических лиц в бюджет перечислен не в пол­ном объеме. Задолженность по налогу на доходы физических лиц перед бюджетом со­ставляет:

за 2005год -19412 руб.;

за 2006год – 37961 руб.;

за 2007 год - 62310 руб.

Предпринимателем 19.03.2009 года уплачен в бюджет налог на доходы физических лиц, удерживаемый с заработной платы работников за 2005, 2006, 2007 г.г., в размере в размере 111391,00 руб. платежными поручениями № 70, 71, 71. Уплаченная сум­ма налога на доходы физических лиц отражена в КРСБ предпринимателя.

Проверкой неперечисления НДФЛ с доходов, выплаченных работникам по состоянию на 31.03.2009 года, не установлено.

В соответствии со ст. 75 Кодекса за несвоевременную уплату в бюджет налога на доходы физических лиц за 2005, 2006, 2007 годы начислена пени по состоянию на 19.03.2009 в размере 33544,45 руб.

В нарушение п. 3 ст. 237, п. 3 ст. 241, п. 5 ст. 244 НК РФ предпринима­тель неправомерно занизил налоговую базу для исчисления единого социального на­лога за счет необоснованного завышения профессиональных налоговых вычетов за 2005 год в размере 1789609,13 руб. за 2006 год в размере 2013749,12 руб., за 2007 год в размере 543070,89 руб.

В нарушение подп. 1 п. 1 ст. 23, ст. 244 Кодекса предпринимателем не в полном объеме исчислен и уплачен в бюджет единый социальный налог в Федераль­ный бюджет:

за 2005 год в сумме 33992,29 руб.;

за 2006 год в сумме 38474,98 руб.;

за 2007 год в сумме 9061,34 руб.

В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременное перечисление единого со­циального налога в Федеральный бюджет за 2005, 2006, 2007 годы по состоянию на 31.03.2009 года начислена пеня в размере 21960,06 руб.

В соответствии со ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 названного Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют предприниматели без образования юридического лица сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций". Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 227 НК РФ исчисление и уплату налога физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности. Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 названного Кодекса. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу. Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные ст. 229 названного Кодекса.

В силу положений п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Пунктом 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

В соответствии с п. 5 ст. 244 НК РФ расчет налога по итогам налогового периода производится налогоплательщиками, предпринимателями, самостоятельно, исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, и ставок, указанных в пункте 3 статьи 241 названного Кодекса. При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговым период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 названного Кодекса.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа возможно лишь при совокупности двух условий, а именно несоответствия оспариваемого акта нормам закона и нарушения им прав заявителя.

Проверив в судебном заседании доводы заявителя, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение налоговых органов соответствует требованиям Налогового кодекса РФ, в связи с чем требование индивидуального предпринимателя Выборова Вячеслава Юрьевича о признании незаконным и отмене в части решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому № 12-13/15/06971 от 31.03.2009 удовлетворению не подлежит.

Довод заявителя о несоблюдении Инспекцией положений ст. 88 НК РФ, опровергается имеющимися в материалах дела документами. Кроме того, в период проведения выездной налоговой проверки Инспекцией в адрес предпринимателя 12.05.2008 направлено требование о предоставлении необходимых документов для её проведения, которое получено 12.05.2008 представителем предпринимателя по доверенности Фесенко Н.О.

Руководствуясь ст.ст. 1-3, 110, 167-171, 176, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Выборова Вячеслава Юрьевича о признании незаконным и отмене в части решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому № 12-13/15/06971 от 31.03.2009 отказать.

Обеспечительные меры, принятые определением от 22.06.2009 по настоящему делу, после вступления решения суда в законную силу отменить.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья И.Ю. Жалудь