АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2456/2014
02 февраля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 02 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Решетько В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Носочевой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению закрытого акционерного общества «Камчатское золото» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным решения от 16.12.2013 № 10-09/33883 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
при участии:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 08.04.2014 (сроком на три года);
от Инспекции: ФИО2 – представитель по доверенности от 12.01.2015 № 04-23/00031 (сроком до 31.12.2015),
установил:
закрытое акционерное общество «Камчатское золото» (юридический адрес: <...>, ОГРН <***>) (далее – заявитель, ЗАО «Камчатское золото», общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением (с последующими дополнениями от 26.01.2015) в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (юридический адрес: <...>, ОГРН <***>) (далее – Инспекция, налоговый орган) от 16.12.2013 № 10-09/33883 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
ЗАО «Камчатское золото» полагает, что оспариваемое решение вынесено с нарушением положений пункта 9.1 статьи 88, статей 337, 339 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и законодательства о драгоценных металлах по следующим основаниям.
Вывод Инспекции, что сплав Доре, получаемый обществом при добыче полезного ископаемого, является продукцией переработки золотосодержащей руды и поэтому не может быть объектом налогообложения НДПИ, по мнению заявителя, противоречит нормам действующего законодательства.
Выводы Инспекции основаны на том, что общество необоснованно приняло в качестве объекта налогообложения сплав Доре, а не золотосодержащую руду, что привело к неправильной оценке стоимости добытых полезных ископаемых и, как следствие, к занижению суммы НДПИ за май 2013 года. Данный вывод налогового органа общество считает неверным, основанным на ошибочном толковании норм налогового права и законодательства о драгоценных металлах, в том числе и самого понятия «добытое полезное ископаемое».
Объектом налогообложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ. «Добытое полезное ископаемое» (далее – ДПИ) относится именно к таким специфическим понятиям и определено в статье 337 НК РФ. Соответственно, любые другие нормативно-правовые акты не могут предопределить значение этого термина для целей налогообложения.
Налоговый кодекс РФ определяет ДПИ как продукцию горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащуюся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье, первую по своему качеству соответствующая национальному, региональному или международному стандарту. Законодатель не просто перечисляет виды ДПИ, а уточняет в ряде случаев ту кондицию полезного ископаемого, которая признается ДПИ.
Применительно к драгоценным металлам из рудных месторождений такой кондицией являются концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть при извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений.
Основным видом экономической деятельности заявителя является код 13.20.41, который согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 включает извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.
К продукции горнодобывающей промышленности и разработки карьеров отнесены руды и концентраты золотосодержащие, серебросодержашие руды и концентраты металлов платиновой группы.
Таким образом, согласно рассмотренным нормам добытым полезным ископаемым, определяющим объект обложения НДПИ при добыче драгоценных металлов, являются концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы.
В рамках договора, заключенного с ЗАО «Камголд», добытая руда перерабатывается на обогатительной фабрике ЗАО «Камголд» с целью получения концентрата – золота лигатурного (сплав Доре). То есть, продуктом добычи полезного ископаемого по рассматриваемому делу является концентрат – сплав Доре, соответствующий по своему качеству утвержденному стандарту. Руководствуясь нормами налогового законодательства, в качестве объекта налогообложения НДПИ за май 2013 год обществом принят концентрат – сплав Доре.
Налоговая база по ДПИ в отношении концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, определяется как стоимость добытых полезных ископаемых. Стоимость ДПИ определяется в соответствии со статьей 340 НК РФ.
Оценка стоимости ДПИ производителя налогоплательщиком, исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации ДПИ либо в случае, если такая реализация отсутствует, из расчетной стоимости ДПИ. При этом в целях определения налоговой базы по НДПИ следует определять количество произведенных из минерального сырья концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.
Оценка стоимости и драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, производится исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующий налоговый период цен химически чистого (аффинированного) металла (без учета НДС и расходов налогоплательщика по его аффинажу и доставке (перевозке) до получателя). Стоимость единицы ДПИ определяется как произведение доли (в натуральных измерителях) содержания химически чистого металла в единице ДПИ и стоимости единицы химически чистого металла. Таким образом, налоговая база по НДПИ в отношении драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, определяется исходя из стоимости содержащихся в концентратах и других полупродуктах химически чистого металла.
Возникновение объекта обложения НДПИ связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта.
К товарным рудам в качестве ДПИ относятся товарные руды черных металлов (железо, марганец, хром), цветных металлов (алюминий, медь, никель, кобальт, свинец, цинк, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, магний, другие цветные металлы, не предусмотренные в других группировках), редких металлов, образующих собственные месторождения (титан, цирконий, ниобий, редкие земли, стронций, литий, бериллий, ванадий, германий, цезий, скандий, селен, цирконий, тантал, висмут, рений, рубидий) многокомпонентные комплексные руды. Указанный список является закрытым, при этом золотосодержащая руда в названном перечне отсутствует.
Применительно к драгоценным металлам для целей налогообложения ДПИ признаются концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть при извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений.
Под добычей драгоценных металлов понимается извлечение драгоценных металлов из добытых руд, содержащих драгоценные металлы с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. При добыче драгоценных металлов добытым полезным ископаемым являются концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы. К продукции переработки подлежат отнесению аффинированные драгоценные металлы, драгоценные металлы, извлечённые из концентратов и других полупродуктов, лома и отходов, содержащих драгоценные металлы. При определении количества добытых драгоценных металлов при разработке коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений драгоценных металлов объектом налогообложения являются концентраты и иные полупродукты, содержащие драгоценные металлы. Поэтому для целей налогообложения НДПИ должно определяться количество концентратов (сплав Доре) и иных полупродуктов, полученных при добыче драгоценных металлов, передаваемых впоследствии на аффинаж.
Положение о том, что ДПИ признается продукция, которая содержится в минеральном сырье и соответствует определенным стандартам, означает, что вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренным соответствующим стандартом.
Сплав Доре является разновидностью концентрата. Поскольку общество производит концентраты в форме сплава Доре, то именно сплав Доре должен быть признан для общества добытым полезным ископаемым.
Общество не отрицает, что золотосодержащая руда является продукцией горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, однако она не является добытым полезным ископаемым в смысле статьи 337 НК РФ, поскольку не является первой по своему качеству соответствующей национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту в виду того, что добыча руды не является последней добычной операцией.
По указанным основаниям ЗАО «Камчатское золото» просило суд признать оспариваемое решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным.
Инспекция представила в суд отзыв на заявление, в котором заявление общества и изложенные в нем доводы считает не подлежащими удовлетворению.
В отзыве указало, что видами добытого полезного ископаемого являются руды. В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг по коду 1323100 позиционируются золотосодержащие руды (код 1323101). В соответствии с данным Классификатором золотосодержащие руды являются продукцией горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, следовательно, признаются полезным ископаемым.
При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
Данные нормы свидетельствуют, что не во всех случаях полезным ископаемым признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке.
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Поскольку не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности, не признается, по общему правилу, полезным ископаемым и продукция, в отношении которой были осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья.
Продукция, в отношении которой были осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого, не рассматривается как объект налогообложения по НДПИ.
Кроме того, содержащий драгоценный металл концентрат (минерального сырья) – это продукт обогащения содержащего драгоценный металл минерального сырья, пригодный для переработки, в котором содержание драгоценного металла выше, чем в исходном сырье.
Таким образом, содержащий драгоценный металл концентрат является продукцией, полученной при дальнейшем обогащении полезного ископаемого.
При этом с учетом указанных выше норм данные концентраты могут быть признаны полезными ископаемыми, только если технологические операции (обогащение), в результате которых данный концентрат был извлечен из руд, являются операциями по добыче в соответствии с техническим проектом разработки месторождения.
Вместе с тем, в данном случае полезным ископаемым, в отношении которого завершен весь комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, является золотосодержащая руда.
При этом налоговый орган указал, что дальнейшая переработка добытой золотосодержащей руды с целью извлечения из нее золота в концентрат, в результате которой создается новый продукт с иными полезными свойствами, представляет самостоятельный комплекс относительно основного технологического процесса по добыче руды.
Соответственно, в качестве добытого организацией в соответствии с техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого следует рассматривать золотосодержащую руду, а не концентрат (сплав Доре). С учетом указанного в лицензии вида деятельности, а также технического проекта разработки месторождения и положений статьи 337 НК РФ полезным ископаемым, составляющим объект налогообложения по НДПИ при осуществлении деятельности предприятия, является золотосодержащая руда.
Учитывая изложенное, заявленный ЗАО «Камчатское золото» вид деятельности по коду 13.20.41 включает в себя извлечение руд из коренных месторождений для последующей переработки, а также извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных) месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.
При названных обстоятельствах заявитель может осуществлять деятельность как по извлечению руд для последующей обработки, так и по извлечению драгоценных металлов с получением концентратов. Факт заявления организацией при государственной регистрации соответствующего вида деятельности не свидетельствует о том, что в проверяемом периоде объектом налогообложения НДПИ является сплав Доре.
Таким образом, Инспекцией по результатам проверки представленной декларации ЗАО «Камчатское золото» установлено занижение суммы НДПИ за май 2013 года.
Кроме того, Инспекцией не нарушены требования пункта 9.1 статьи 88 НК РФ, поскольку уточненная налоговая декларация за май 2013 года подана обществом 20.09.2013 после составления акта камеральной налоговой проверки первичной декларации за тот же налоговый период от 18.09.2013.
По указанным основаниям налоговый орган просил суд отказать обществу в удовлетворении заявленных требований, считая оспариваемое решение законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему. Просила признать оспариваемое решение налогового органа недействительным.
Представитель Инспекции требования заявителя не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве и оспариваемом решении, и просила в их удовлетворении отказать.
Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке 71 АПК РФ письменные доказательства по делу, арбитражный суд считает, что оспариваемое решение налогового органа не может быть признано законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество, являясь плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, 26.06.2013 представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДПИ за май 2013 года.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 18.09.2013 № 10-19/36291.
По результатам рассмотрения вышеуказанного акта, материалов камеральной проверки, документов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля и представленных обществом возражений, налоговым органом принято решение от 16.12.2013 № 10-09/33883 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1 007 940, 52 руб.
Этим же решением заявителю доначислен НДПИ за май 2013 года в сумме 2 971 420 руб., начислены пени по данному налогу в сумме 125 958, 78 руб. и предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением УФНС России по Камчатскому краю от 27.02.2014 № 06-17/01479 апелляционная жалоба общества на решение Инспекции от 16.12.2013 № 10-09/33883 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа в оспариваемой части, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд считает, что выводы налогового органа, содержащиеся в оспариваемом решении, не могут быть признаны законными и обоснованными в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что общество в соответствии со статьей 334 НК РФ является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Перечень видов полезных ископаемых предусмотрен пунктом 2 статьи 337 НК РФ, где в подпункте 13 в качестве вида добытого полезного ископаемого определены концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – Федеральный закон
№ 41-ФЗ) под добычей драгоценных металлов понимается извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.
При этом к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Настоящий перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.
Согласно классификации деятельности по добыче руд и песков драгоценных металлов, установленной Приложением А к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст, добыча полезных ископаемых (код по ОКВЭД 13.20.41) включает в себя извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с последующим получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.
Из совокупности понятия добычи драгоценных металлов, данного Федеральным законом № 41-ФЗ, в статье 337 НК РФ, и классификации этого вида деятельности в Приложении А к ОК 029-2001 следует, что получение недропользователем золотосодержащих концентратов (полупродуктов) из добытых им золотосодержащих руд рассматривается как неотъемлемая часть указанного процесса добычи.
Таким образом, продукты переработки минерального сырья, содержащего драгоценные металлы, рассматриваются в качестве объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых в отличие от других металлических полезных ископаемых.
К полупродуктам, содержащим драгоценные металлы, относятся шлиховые золото и платина (шлиховой концентрат), гравитационный, флотационный, обожженный (огарок) концентраты, лигатура, сплав Доре, черновое золото, катодный металл, цинковые осадки и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы. Качество концентратов регламентируется стандартами, утвержденными в установленном порядке.
Пункт 2 статьи 20 Федерального закона № 41-ФЗ предусматривает, что драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении. Порядок такого учета и отчетности устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 № 731, учет драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении осуществляется по массе и качеству, а также в стоимостном выражении. Учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья, при передаче на аффинаж (очистку от примесей) осуществляется в пересчете на массу химически чистых металлов.
Согласно пункту 7 статьи 339 НК РФ при определении количества полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, при этом учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
Технологический процесс по добыче конкретного полезного ископаемого на конкретном месторождении полезных ископаемых определяется в техническом проекте разработки данного месторождения полезных ископаемых и включает в себя помимо самой операции по извлечению минерального сырья из недр (отходов, потерь) комплекс технологических операций (процессов), осуществляемых, как правило, в границах горного отвода, по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества.
Указанный комплекс технологических операций (процессов) может в себя включать, в частности: операции по технологической подготовке до получения кондиционного продукта (сортового сырья); операции по отделению попутных компонентов и примесей; операции, необходимые для облегчения транспортировки и хранения товарного продукта; другие операции, имеющие целью получение товарного продукта, при условии, что они не изменяют основного характера продукта; иные операции, предусмотренные техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
В Постановлении Пленума от 18.12.2007 № 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из стоимости» Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что при применении пункта 7 статьи 337 Налогового кодекса РФ суды должны исходить из того, что данные нормы не могут быть истолкованы как означающие, что полезным ископаемым во всех случаях признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке.
Как следует из материалов дела, в проверяемом налоговом периоде общество осуществляло добычу золота путем проведения буровзрывных работ.
В комплекс работ по получению золота, в числе прочего входили работы по добыче золотосодержащей руды на месторождении Золотом, а также нарезные и очистные работы.
В соответствии с планом развития горных пород по добыче и переработки минерального сырья на месторождении «Золотое» на 2013 год, утвержденным управляющим директором ООО «Интерминералс менеджмент» от 09.10.2012, корректировкой ТЭО (проекта) строительства Агинского золотодобывающего предприятия целью разработки месторождения «Золотое» является добыча и получение золота из сырьевых ресурсов в виде сплава Доре, соответствующего требованиям установленных стандартов ТУ 117-2-7-75.
Так, полученная на месторождении «Золотое» (жильная зона №1) золотосодержащая руда для извлечения золота направлялась на Агинский ГОК на основании договора от 10.01.2013 № 2, заключенного ЗАО «Камчатское золото» с ЗАО «Камголд».
С учетом изложенного, технологический процесс по добыче сплава Доре на месторождении «Золотом» определен обществом в плане разработки данного месторождения полезных ископаемых и включает в себя, помимо самой операции по извлечению минерального сырья из недр (отходов, потерь), комплекс технологических операций (процессов), осуществляемых, в границах горного отвода на Агинском ГОК, по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества.
Таким образом, технологический цикл по добыче полезного ископаемого заканчивался получением золотосодержащего концентрата: сплава Доре, соответствующего ТУ 117-2-7-75 «Золото лигатурное», то есть после переработки минерального сырья (руды). При этом в соответствии с ГОСТ Р 52793-2007 руды коренных месторождений, пески россыпных месторождений, материалы техногенных месторождений и промежуточные продукты металлургического производства отнесены к содержащему драгоценный металл минеральному сырью.
Следовательно, добытым полезным ископаемым для целей налогообложения по НДПИ для общества является золото лигатурное (сплав Доре), а не золотосодержащая руда.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что поскольку принятой технологической схемой разработки месторождений предусмотрено доведение добытого полезного ископаемого до требований стандарта, в том числе путем измельчения, выщелачивания, грохочения и промывки, продукцией горнодобывающей промышленности для ЗАО «Камчатское золото», а, следовательно, и полезным ископаемым в целях налогообложения, является золото лигатурное (сплав Доре).
При этом суд отмечает, что налоговым органом в силу указаний части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено доказательств наличия стандартов или технических условий на золотосодержащую руду, которую Инспекция считает первым добытым полезным ископаемым.
Согласно классификации деятельности по добыче руд и песков драгметаллов, установленной Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 и утвержденной Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст, введенной в действие с 01.03.2003, добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (подраздел CB «Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических», код 13.20.41) включает в себя извлечение драгметаллов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с последующим получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгметаллы.
В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17, в группе 1323000 «Руды и концентраты благородных металлов» (раздел С «Продукция и услуги горнодобывающей промышленности и разработки карьеров») по коду 1323100 отражены как золотосодержащие руды (код 1323101), так и золотосодержащие концентраты (коды 1323102-1323104), включая и золото лигатурное (код 1323104), то есть сплав золота с химическими элементами, состав которого установлен нормативным документом, самородное золото и шлиховое золото, сплавленное в слитки или находящееся в натуральном состоянии.
Анализ вышеприведенных норм в совокупности с ГОСТ Р 52793-2007, в котором содержащий драгметаллы концентрат определен как продукт обогащения содержащего драгметаллы минерального сырья, пригодный для переработки, в котором содержание драгметалла выше, чем в исходном сырье, а также Техническими условиями ТУ 117-2-7-75 «Золото лигатурное. Технические условия», согласно которым золото лигатурное представляет собой сплав золота с примесью других металлов (в том числе и с серебром), позволяет прийти к выводу о том, что золото лигатурное представляет собой вид добытого полезного ископаемого и, соответственно, объект обложения НДПИ, поскольку является в соответствии с положениями пункта 1 статьи 337 НК РФ продукцией горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащейся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье (то есть, в руде и песках, содержащих драгметаллы), первой по своему качеству соответствующей техническим условиям организации-недропользователя (ТУ 117-2-7-75); и в соответствии с положениями подпункта 13 пункта 2 статьи 337 НК РФ – золотосодержащим концентратом, полученным при извлечении драгметаллов из коренного (рудного) месторождения.
Аналогичные выводы содержатся в письме Федеральной налоговой службы от 30.08.2012 № АС-4-3/15780@, размещенном на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами», из которого следует, что данная позиция согласована с Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 19.04.2013 № 03-06-05-01/13375), а также в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28.10.2013 № 03-06-06-01/45607.
Довод Инспекции, что золотосодержащие концентраты, указанные в подпункте 13 пункта 2 статьи 337 НК РФ, могут быть признаны добытым полезным ископаемым только в случае производства их в результате разработки месторождения с помощью специальных добычных работ – подземного выщелачивания в соответствии с пунктом 3 статьи 337 НК РФ, судом отклоняется, поскольку положение подпункта 13 пункта 2 статьи 337 НК РФ относит золотосодержащие концентраты к видам добытого полезного ископаемого независимо от метода разработки месторождения.
Ссылка налогового органа, что золотосодержащая руда относится к рудам цветных металлов, в связи с чем в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 337 НК РФ является полезным ископаемым и объектом обложения НДПИ, основан на неверном толковании норм материального права, поскольку к рудам цветных металлов относятся алюминий, медь, никель, кобальт, свинец, цинк, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, магний, другие цветные металлы, не предусмотренные в других группировках.
Вместе с тем, в силу подпункта 13 пункта 2 статьи 337 НК РФ к видам полезных ископаемых отнесены концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий).
Учитывая, что золотосодержащие концентраты прямо поименованы в пункте 2 статьи 337 НК РФ, оснований для отнесения золотосодержащей руды к рудам цветных металлов не имеется.
С учетом изложенного вывод налогового органа, что в рассматриваемом случае объектом налогообложения является золотосодержащая руда, представляется ошибочным и основанным на неправильном толковании норм права.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого.
В соответствии с пунктом 3 статьи 340 НК РФ оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых, определяемой на основании цен реализации с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, без налога на добавленную стоимость (при реализации на территории Российской Федерации и в государства - участники Содружества Независимых Государств) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.
Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом.
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.
В силу пункта 2 статьи 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Принимая во внимание вышеизложенные выводы относительно неправомерного определения налоговым органом объекта налогоообложения, коллегия соглашается с доводом заявителя, что он правомерно произвел оценку стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого.
По указанным основаниям суд считает, что решение Инспекции от 16.12.2013 № 10-09/33883 в части доначисления заявителю налога на добычу полезных ископаемых за май 2013 года в сумме 2 971 420 руб., а также в части начисления пеней по данному налогу в размере 125 958, 78 руб. и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату НДПИ в виде штрафа в размере 1 007 940, 52 руб. подлежит признанию недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушающее права и законные интересы общества.
Довод заявителя о нарушении Инспекцией положений пункта 9.1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашел, поскольку уточненная налоговая декларация за май 2013 года подана обществом в Инспекцию 20.09.2013 после составления акта камеральной налоговой проверки первичной декларации за тот же налоговый период от 18.09.2013.
В соответствии с правовой позицией, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.03.2010
№ 8163/09, при представлении уточненной налоговой декларации после составления акта налоговой проверки, но до принятия решения по ней, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе вынести решение без учета данных уточненной налоговой декларации.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд на основе полного, всестороннего, объективного и совокупного исследования всех обстоятельств по делу считает, что требования общества подлежат удовлетворению.
Выводы суда по настоящему делу соответствуют правовой позиции, содержащейся в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.10.2014 по делу № А24-5153/2013 по аналогичному спору между теми же лицами.
В связи с удовлетворением заявленных требований расходы общества по уплате государственной пошлины при подаче заявления в арбитражный суд подлежат возмещению Инспекцией в полном объеме.
Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 101, 110, 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
требования закрытого акционерного общества «Камчатское золото» удовлетворить.
Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому от 16.12.2013 № 10-09/33883 признать недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по
г. Петропавловску-Камчатскому устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по
г. Петропавловску-Камчатскому в пользу закрытого акционерного общества «Камчатское золото» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья В.И. Решетько