ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-2472/13 от 18.10.2013 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2472/2013

25 октября 2013 года.

Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 25 октября 2013 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Вертопраховой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Слюсаревой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "ВЕРТЕКС и К"

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным и подлежащим отмене решения от 25.06.2013;

об обязании внести сведения в ЕГРЮЛ о том, что заявитель находится в процессе ликвидации

при участии:

от заявителя:

представитель не явился;

от Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю:

ФИО1 представитель по доверенности от 15.02.2013 № 04-04 (сроком до 31.12.2013);

ФИО2 представитель по доверенности от 07.03.2013 № 04-167 (сроком до 31.12.2013)

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ВЕРТЕКС и К" (далее – ООО «ВЕРТЕКС и К»; общество; заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России № 3 по Камчатскому краю; межрайонная инспекция; налоговый орган; регистрирующий орган) от 25.06.2013 об отказе во внесении сведений о формировании ликвидационной комиссии ООО «ВЕРТЕКС и К», назначении ликвидатора; об обязании налогового органа внести сведения в ЕГРЮЛ о том, что заявитель находится в процессе ликвидации. В обоснование заявления общество ссылается на положения статей 61, 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статей 9, 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ), и утверждает о несогласии общества с оспариваемым решением налогового органа, так как обстоятельства, послужившие основанием для его вынесения – в нотариальной надписи нотариус засвидетельствовал подлинность подписи ликвидатора, в то время как заявителем, принявшим решение о ликвидации юридического лица выступает его учредитель (участник) - не имеют правового значения, таким образом, оспариваемое решение межрайонной инспекции вынесено формально и незаконно.

От Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю в суд представлен отзыв на заявление общества, в котором налоговый орган, ссылаясь на пункты 1, 1.2 статьи 9, статьи 20, 23 Федерального закона № 129-ФЗ, статью 62 ГК РФ, пункты 4, 6 Методических разъяснений по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утвержденных Приказом ФНС РФ от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@, просит отказать в удовлетворении требований общества, в связи с необоснованностью, так как считает, что поскольку в представленном Уведомлении по форме Р15002 подпись заявителя была незаверенной, в связи с ненадлежащим оформлением нотариальной надписи, а именно: в нотариальной надписи нотариус засвидетельствовал подлинность подписи ликвидатора, хотя заявителем, согласно пункта 5 Уведомления выступает учредитель (участник) юридического лица, принявший решение о ликвидации, что явилось нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган обоснованно принял оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, в случае непредставления определенных Федеральным законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, посчитав не представленным уведомление по форме Р 15002.

Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в заседание суда не явился. 17.10.2013 от конкурсного управляющего ООО «ВЕРТЕКС и К» ФИО3 (определение Арбитражного суда Камчатского края от 15.08.2013 по делу № А24-2414/2013) факсимильной связью в суд направлено ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя заявителя, направлении последнему копии судебного акта по делу, здесь же содержится уведомление о том, что заявитель поддерживает требования в полном объеме.

Судебное заседание проводится в отсутствие представителя заявителя в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Представители межрайонной инспекции в судебном заседании требования заявителя не признали в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве. Просят отказать обществу в удовлетворении его требований. Сообщили о том, что заявитель с 10.09.2013 признан банкротом.

Выслушав доводы представителей налогового органа, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, согласно статье 71 АПК РФ, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 17.06.2013 единственным участником общества с ограниченной ответственностью «ВЕРТЕКС и К» ФИО4 принято решение № 5 о добровольной ликвидации общества, в котором решено: 1. ликвидировать общество с ограниченной ответственностью «ВЕРТЕКС и К» (зарегистрировано 02 июля 2008 года, ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождение: 683090, <...>, кв./оф. 72-77; 2. назначить ликвидатором ФИО4 – ликвидатор ООО «ВЕРТЕКС и К»; довести до сведения органа государственной регистрации юридических лиц в установленном законодательством порядке, что общество с ограниченной ответственностью «ВЕРТЕКС и К» находится в стадии ликвидации; 4. Поручить ликвидатору выполнять все необходимые действия, связанные с ликвидацией ООО «ВЕРТЕКС и К», в соответствии с требованиями действующего законодательства. Здесь же установлены порядок и сроки ликвидации юридического лица. Приказом ООО «ВЕРТЕКС и К» № 10 от 17.06.2013 ликвидатором юридического лица назначен ФИО4.

На основании уведомления по форме Р15002 о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего), поступившего в межрайонную инспекцию 18.06.2013 (вх. № 824) вместе с пакетом документов, налоговый орган принял решение от 25.06.2013 «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов», в связи с отсутствием среди представленных для регистрации документов, - уведомления (форма № Р15002) о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) (в представленной Уведомлении подпись заявителя считается незаверенной в связи с ненадлежащим оформлением установленной законодательством нотариальной надписи, а именно: в нотариальной надписи нотариус свидетельствует подлинность подписи ликвидатора, хотя заявителем согласно п. 5 Уведомления выступает учредитель (участник) юридического лица, принявший решение о ликвидации, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». В связи с чем уведомление считается непредставленным); - документа о назначении ликвидатора (Согласно Методическим разъяснениям по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденным приказом ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@, вместе с уведомлением о формировании ликвидационной комиссии юридического лица назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) в регистрирующий орган также представляется документ, подтверждающий формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора либо конкурсного управляющего, о чем в пунктах 2, 3 или 4 Уведомления указывается количество листов документа о формировании ликвидационной комиссии).

Не согласившись с указанным выше решением Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю, ООО «ВЕРТЕКС и К» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 4 Федерального закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы; государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

В силу статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе и сведения об учредителях (участниках) юридического лица; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность.

Выполняя функцию информационного ресурса и исходя из назначения государственной регистрации как публичного акта органа государственной власти, государственный реестр должен содержать достоверные сведения.

Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (п. 4 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ).

Статья 9 Федерального закона № 129-ФЗ предусматривает возможность предоставления таких документов в регистрирующий орган, в том числе и непосредственно. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1.1 статьи 9). Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее – заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (п. 1.2 статьи 9). При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель или учредители юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления (п.1.3 статьи 9). Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом (п. 3 статьи 9). Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом (п. 4 статьи 9).

Обязанность учредителей (участников) юридического лица или органа, принявших решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица установлена пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 129-ФЗ, а согласно пункту 3 данной статьи вышеназванные лица также уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр, моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Основания для отказа в государственной регистрации перечислены в пункте 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ, среди которых, в том числе имеются основания для отказа в государственной регистрации в случаях: непредставления заявителем определенных названным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ и др. Иных оснований для отказа в регистрации юридических лиц, кроме перечисленных в пункте 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ, названный Федеральный закон не содержит.

Как видно из материалов дела, установлено судом и не опровергнуто налоговым органом, 18.06.2013 в регистрирующий орган представителем ООО «ВЕРТЕКС и К» по доверенности ФИО5 сданы следующие документы: Уведомление по форме № Р15002 о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) с нотариально заверенной подписью лица, направившего такое уведомление – ФИО4 (л.д. 102); приказ ООО «ВЕРТЕКС и К» № 10 от 17.06.2013 (о назначении ликвидатором общества – ФИО4; бланк-заявка на публикацию сообщения юридического лица – ООО «ВЕРТЕКС и К », о принятии таких документов, зарегистрированных за входящим номером 824, представителю общества выдана расписка (л.д. 103).

Таким образом, ООО «ВЕРТЕКС и К» при обращении в регистрирующий орган с уведомлением о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего), такое уведомление по установленной форме Р15002 представило непосредственно 18.06.2013 названному органу, как и вместе с ним представило документ о назначении ликвидатора – приказ ООО «ВЕРТЕКС и К» № 10 от 17.06.2013. Отказ налогового органа в государственной регистрации юридического лица, выраженный в оспариваемом решений от 25.06.2013 по мотиву непредставления обществом уведомления по форме № Р15002 о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) и документа о назначении ликвидатора, необоснован, поскольку не соответствует фактическим обстоятельствам.

Ссылка налогового органа на то, что основанием для принятия оспариваемого решения, явилось установление того обстоятельства, что в уведомлении по форме Р15002 подпись заявителя была не заверена нотариусом, в связи с ненадлежащим оформлением установленной законодательством нотариальной надписи: в этой надписи нотариус засвидетельствовал подпись ликвидатора, вместо засвидетельствования подписи учредителя (участника) юридического лица, не принимается судом, поскольку нотариальная неточность при засвидетельствовании подписи уполномоченного лица (вместо «учредитель (участник) юридического лица» указано «ликвидатор ООО «ВЕРТЕКС и К»), не может быть вменена в вину юридическому лицу – ООО «ВЕРТЕКС и К», и расцениваться регистрирующим органом как непредставление обществом необходимых для государственной регистрации документов, кроме того, ФИО4, назначенный согласно приказа № 10 от 17.06.2013 ликвидатором ООО «ВЕРТЕКС и К», является одновременно и учредителем (участником) названного юридического лица и его руководителем, о чем Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю было известно в силу положений статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ.

Таким образом, оспариваемое решение межрайонной инспекции от 25.06.2013 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО «ВЕРТЕКС и К» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, требование заявителя о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю от 25.06.2013 об отказе в государственной регистрации юридического лица, вынесенного по результатам рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации юридического лица, полученных 18.06.2013 вх. № 824, подлежит удовлетворению.

При разрешении вопроса в отношении государственной пошлины, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 АПК РФ).

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

По смыслу приведенной нормы, налоговые органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, когда они выступают в суде как в качестве истцов или заявителей по делу, так и в качестве ответчиков.

Статья 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая основания и порядок возврата или зачета уплаченной государственной пошлины, не предусматривает возврат уплаченной при обращении с заявлением в арбитражный суд государственной пошлины стороне, в пользу которой принято решение, со стороны, освобожденной от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истца или ответчика.

Исходя из содержания указанных норм права, налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины в бюджет при обращении с исковым заявлением, ходатайством в арбитражный суд (в качестве истца), при обращении в арбитражный суд при подаче апелляционной, кассационной или надзорной жалоб (в качестве ответчика), то есть при совершении юридически значимого действия, предполагающего уплату государственной пошлины.

Вышеизложенное не означает, что налоговый орган должен быть освобожден от взыскания в пользу заявителя судебных расходов, понесенных последним в связи с уплатой государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.

Принимая во внимание указанное выше, а также правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 № 7959/08, с Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2000 руб., уплаченные 27.06.2013 при обращении ООО «ВЕРТЕКС и К» с заявлением в суд.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 29, 101-103, 110, 167- 170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

  признать недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю от 25.06.2013 «об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов», вынесенное по результатам рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации юридического лица, полученных 18.06.2013 вх. № 824.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью «ВЕРТЕКС и К» судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.B. Вертопрахова