ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-2487/13 от 23.10.2013 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-2487/2013

30 октября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена  23 октября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 30 октября 2013 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи  Вертопраховой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Слюсаревой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

 по заявлению

к

Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края

(ИНН 4101121312, ОГРН 4101000147 )

Управлению Федеральной  антимонопольной службы по Камчатскому краю

(ИНН <***>,   ОГРН <***>)

о признании недействительным решения   от 11.06.2013 по делу № 21-05/40-12А

третьи лица:

государственное унитарное предприятие Камчатского края «Камчатстройэнергосервис»;

Министерство финансов Камчатского края

при участии:

от заявителя:

 ФИО1 представитель по доверенности
от 27.12.2012  № 102  (сроком по 31.12.2013);

ФИО2 представитель по доверенности от 27.12.2012 № 113 (сроком до 31.12.2013);

от УФАС России по Камчатскому краю:

 ФИО3 представитель по доверенности от 10.01.2013 № 07/05 (сроком до 31.12.2013);

от ГУП Камчатского края «Камчатстройэнергосервис»:

от Министерства финансов Камчатского края:

представитель не явился;

ФИО4 представитель по доверенности от 07.10.2013 № 33.06-27/305 (сроком до 31.12.2013)

установил:

Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее – Министерство; заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – УФАС России по Камчатскому краю; антимонопольный орган; антимонопольная служба) от 11.06.2013 по делу № 21-05/40-12А, ссылаясь в обоснование заявления на часть 1 статьи 15, статью 45  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ), пункт 1 статьи 216, пункты 1, 2 статьи 299,  статьи 294, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Федеральный закон                     № 161-ФЗ),  Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О  закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон  № 223-ФЗ), Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»  (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ), приложение № 9 (строка 14.1) Закона Камчатского края от 24.12.2010 № 540 «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (далее – Закон Камчатского края № 540), Закон Камчатского края от 16.12.2009 № 378 «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Камчатского края» (далее – Закон Камчатского края № 378), Положение о Министерстве имущественных и земельных отношений Камчатского края, утвержденное постановлением Законодательного  Собрания Камчатского края от 17.02.2010 № 710 (далее – Положение о Министерстве), и утверждая о недоказанности антимонопольным органом факта создания  Министерством преимущественных условий для деятельности государственного унитарного предприятия Камчатского края «Камчатстройэнергосервис»  (далее – ГУП «Камчатстройэнергосервис»; ГУП «КСЭС»)  как хозяйствующего субъекта по отношению к другим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке строительных услуг, поскольку функции государственного заказчика названному лицу не передавались, но здание Правительства Камчатского края закреплено за ГУП «КСЭС» (целью создания этого предприятия является выполнение работ, оказание услуг по управлению и эксплуатации нежилого фонда, являющегося собственностью Камчатского края) на праве хозяйственного ведения, которому в целях выделенных бюджетных инвестиций в сумме 150233289 руб. на реконструкцию зданий, находящихся в хозяйственном ведений этого предприятия,  увеличен уставной фонд на указанную выше сумму, что является исполнением действующего бюджетного законодательства; кроме того, рассмотрение                         дела № 21-05/40-12А осуществлено  УФАС России по Камчатского краю за пределами срока, установленного статьей 45 Федерального закона № 135-ФЗ.  

            К участию в деле  в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственное унитарное предприятие Камчатского края «Камчатстройэнергосервис» (далее – ГУП Камчатского края «Камчатстройэнергосервис»; ГУП «КСЭС»), Министерство финансов Камчатского края.

            В представленном отзыве на заявление Министерства, УФАС России по Камчатскому краю просит отказать заявителю в удовлетворении его требований, при этом, ссылаясь на часть 4 статьи 8 Федерального закона № 161-ФЗ, Закон Камчатского края № 540, пункт 2.1  Положения о Министерстве, утверждает о том, что: реконструкция здания Правительства Камчатского края, необходимая для осуществления  функций и полномочий органов государственной власти Камчатского края, является государственной нуждой,  а Министерство, являясь государственным заказчиком, а также главным распорядителем и получателем  средств краевого бюджета, предусмотренных в частности на обеспечение полномочий собственника  здания Правительства Камчатского края,  обязано было самостоятельно разместить заказ на выполнение  работ по реконструкции такого здания, но не передавать  функции заказчика  на выполнение работ по реконструкции указанного здания  ГУП «КСЭС», совершив тем самым, действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительных услуг; вывод заявителя о рассмотрении дела № 21-05/40-12А за пределами срока неверен, так как  срок рассмотрения дела продлен антимонопольным органом до 21.08.2013.

            В представленном в суд письменном мнении, относительно предмета спора,  ГУП Камчатского края  «Камчатстройэнергосервис» полностью поддерживает доводы, изложенные Министерством в своем заявлении, и считает их подлежащими удовлетворению.

            Министерство финансов Камчатского края в представленном в суд письменном мнении также разделяет позицию заявителя,  полагая его требования подлежащими удовлетворению, ссылаясь на нормы права, аналогичные нормам права, указанным Министерством в своем  заявлении, указав  дополнительно статью  79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и постановление Правительства Камчатского края от 24.02.2011 № 76-П  «О долгосрочной краевой целевой программе «Комплексное благоустройство города Петропавловска-Камчатского на 2011 год», считает, что действия Министерства  полностью соответствуют нормам действующего законодательства Российской Федерации, нарушений Федерального закона № 135-ФЗ заявителем допущено не было.

   Представитель ГУП Камчатского края «Камчатстройэнергосервис», извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения  судебного заседания, в заседание суда не явился. 

Судебное заседание проводится в отсутствие представителя ГУП Камчатского края «Камчатстройэнергосервис» в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

            В судебном заседании представитель Министерства требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

            Представитель антимонопольного органа в судебном заседании требования заявителя не признал по доводам, изложенным в отзыве, кроме того,  устно заявил ходатайство об отложении дела до рассмотрения кассационной жалобы, поданной на судебные акты по делу № А24-335/2013, поскольку считает обстоятельства дела № А24-335/2013 и дела № А24-2487/2013 аналогичными.

            Представитель заявителя возражает против удовлетворения ходатайства антимонопольного органа об отложении дела.

            Представитель Министерства финансов Камчатского края полностью поддержала позицию заявителя, просит отменить оспариваемое решение антимонопольного органа по доводам, приведенным в письменном мнении третьего лица, также заявила возражения против удовлетворения ходатайства антимонопольного органа об отложении рассмотрения дела.

            В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлен перерыв до 15 час. 30 мин. до 23.10.2013

            После перерыва заседание продолжено в том же составе суда при участии представителей: от заявителя – ФИО1, ФИО2, от Министерства финансов Камчатского края – ФИО4

            Рассмотрев заявленное представителем антимонопольного органа ходатайство об отложении рассмотрения настоящего дела  до рассмотрения кассационной жалобы, поданной на судебные акты по делу № А24-335/2013, суд, руководствуясь частью 5 статьи 159 АПК РФ, определил в его удовлетворении отказать.

            Представители заявителя в судебном заседании настаивают на удовлетворении своих требований в полном объеме, дополнительно ссылаются на судебную практику – постановление третьего арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013 по делу № А33-1633/2013, и утверждают о том, что действия Министерства, выразившиеся в увеличении уставного фонда   ГУП «КСЭС» в  сумме 150233289 руб. не подпадают под понятие государственной нужды.

            Представитель Министерства финансов Камчатского края поддерживает позицию заявителя, утверждает о том, что положения Федерального закона                   № 94-ФЗ на рассматриваемые правоотношения не распространяется.

   Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд считает требования заявителя  подлежащими  удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании  рассмотрения поступившего обращения Прокуратуры  Камчатского края от 16.07.2012                                                                                 № 7/9-12-2012, акта от 14.08.2012 № 05/05 внеплановой проверки ГУП Камчатского края  «Камчатстройэнергосервис», приказом антимонопольного органа от 20.11.2012 № 204-П возбуждено дело № 21-05/40-12А, по результатам рассмотрения которого 11.06.2013  УФАС России по Камчатскому краю вынесено решение : 1. о признании Министерства  имущественных и земельных отношений  Камчатского края нарушившим часть  1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем передачи  государственному унитарному предприятию  Камчатского края «КамчатСтройЭнергоСервис»  функций государственного заказчика на выполнение работ  по реконструкции здания  Правительства  Камчатского края, что явилось необоснованным препятствованием  осуществлению хозяйствующими субъектами деятельности на рынке строительства; этим же ненормативным правовым актом  антимонопольный орган решил: предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать, в связи с завершением финансирования из бюджета Камчатского края во исполнение пункта 4.6 Долгосрочной краевой целевой программы  «Комплексное благоустройство Петропавловска-Камчатского  на 2011 год реконструкции здания Правительства Камчатского края; передать материалы о выявленном нарушении должностному лицу, уполномоченному  рассматривать дела  об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства  в соответствии с Кодексом Российской Федерации  об административных правонарушениях в отношении должностного лица Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (пункты 2 и 3 решения).

 Не согласившись с вынесенным  решением   УФАС России по Камчатскому краю от 11.06.2013 по делу № 21-05/40-12А, Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края  обратилось  в арбитражный суд с настоящим заявлением

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ими являются, в том числе предупреждения и пресечения:  1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущения, ограничения, устранения  конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти  субъектов Российской Федерации, органами  местного самоуправления, иными осуществляющими функции  указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации  Целями указанного Федерального  закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 135-ФЗ антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее - антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой  конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением  монополистической деятельности  и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные  осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также  государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе  индивидуальные предприниматели.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным  осуществляющие функции указанных органов органам или организациям,  организациям, участвующим  в предоставлении  государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным  фондам, Центральному банку  Российской Федерации принимать акты  и (или)  осуществлять действия  (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления  таких действия (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Исходя из содержания указанной  нормы права, разъяснений, данных в пункте 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», для квалификации в качестве нарушения статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ Министерству подлежат доказыванию обстоятельства возможного ограничения или устранения конкуренции на товарном рынке в виде необоснованного препятствования осуществления деятельности хозяйствующими субъектами в результате принятия названным лицом правового акта, совершения действий и наличие (отсутствие) прямо закрепленного федеральным законом  полномочия  Министерства принять соответствующий правовой акт, совершить действия.  

На основании статьи 3 Закона Камчатского края «О системе исполнительных органов государственной власти Камчатского края» № 30 от 29.03.2012 (далее – Закон Камчатского края № 30), правовой основой принятия которого является Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ), заявитель – исполнительный орган государственной власти Камчатского края.

В статье 5 Закона Камчатского края № 378 указаны субъекты, участвующие в управлении и распоряжении государственным имуществом Камчатского края, которые от имени Камчатского края осуществляют полномочия собственника по вопросам управления и распоряжения государственным имуществом Камчатского края в пределах их компетенции, установленной федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Камчатского края, и к которым в том числе относятся Правительство Камчатского края и Законодательное Собрание Камчатского края.

Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 17.02.2010 № 710 утверждено Положение о Министерстве имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее – Положение о Министерстве), пунктом 2.1 которого установлен перечень осуществляемых  названным органом полномочий, где предусмотрено, в том числе: осуществление полномочий собственника в отношении государственного имущества Камчатского края, переданного в хозяйственное ведение, оперативное управление, а также составляющего казну Камчатского края, за исключением случаев, когда полномочия собственника  в соответствии с Законом Камчатского края  № 378 осуществляют иные субъекты, участвующие в управлении и распоряжении государственным имуществом Камчатского края; осуществление контроля за деятельностью государственных унитарных предприятий Камчатского края и краевых государственных учреждений по распоряжению, использованию по целевому назначению и обеспечению сохранности государственного  имущества Камчатского края, закрепленного в их хозяйственном ведении или в оперативном управлении; согласование с учетом мнения исполнительного органа государственной власти Камчатского края, уполномоченного в соответствующей сфере деятельности, вопроса распоряжения унитарными предприятиями Камчатского края государственным имуществом Камчатского края, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в том числе списания унитарными предприятиями Камчатского края такого имущества.

Согласно Закону Камчатского края от 24.12.2010 № 540 «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»  в качестве краевых инвестиционных мероприятий на 2011 год, в частности на реконструкцию здания Правительства Камчатского края выделено 150233289 руб., главным распорядителем выделенных средств указано Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края.

Данное здание закреплено за ГУП «Камчатстройэнергосервис» на праве хозяйственного ведения распоряжением Министерства от 19.05.2011 № 02 (приложение к такому распоряжению), о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права  41 АВ 116002 от 05.07.2011.

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 27.07.2011 № 135-р ГУП «Камчатстройэнергосервис»  увеличен уставной фонд   на  указанную выше сумму 150233289 руб. за счет средств бюджета Камчатского края 2011 года.

Порядок предоставления бюджетных инвестиций предусмотрен положениями статьи 79 БК РФ, пунктом 5 которой установлено, что предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, влечет соответствующие увеличения уставного фонда государственного (муниципального) унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях.

Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ также предусмотрена возможность увеличения уставного фонда государственного или муниципального предприятия.

Таким образом, Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, увеличив уставной фонд  ГУП «КСЭС», действовало в пределах своих полномочий и в соответствий с действующим законодательством. Доказательств того, что выделенные в качестве инвестиционных мероприятий денежные средства, направлены главным распорядителем не в соответствии в целевой программой «Комплексное благоустройство города Петропавловска-Камчатского на 2011 год», и без согласования с высшим исполнительным органом Камчатского края – Правительством Камчатского края (статья 3 Закона  № 30), антимонопольным органом не представлено. Напротив, Постановлением Правительства Камчатского края от 21.10.2011 № 459-П внесены изменения в долгосрочную краевую целевую программу «Комплексное благоустройство города Петропавловска-Камчатского на 2011 год», в соответствии с которыми наименование мероприятия с «Реконструкция здания Правительства Камчатского края» изменена на «Предоставление бюджетных инвестиций ГУП Камчатского края  «Камчатстройэнергосервис» на реконструкцию зданий, находящихся в хозяйственном ведении предприятия, в том числе, расположенного по адресу: <...>».

Поскольку, антимонопольный орган в качестве установленного нарушения заявителем части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ   указал увеличение Министерством уставного фонда ГУП «КСЭС», с целью проведения реконструкции здания Правительства Камчатского края и обеспечения, таким образом государственных нужд без размещения заказа в порядке определенном Федеральным законом № 94-ФЗ, арбитражный суд, проанализировав положения статьи 3 Федерального закона № 94-ФЗ, дающей понятия государственным нуждам, муниципальным нуждам и нуждам бюджетных учреждений, приходит к выводу, что действие заявителя в виде увеличения уставного фонда ГУП, не подпадают по понятие государственной нужды.

Учитывая вышеизложенные установленные по делу обстоятельства, суд считает, что антимонопольный орган не доказал нарушение Министерством  имущественных и земельных отношений Камчатского края  части 1статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, следовательно решение УФАС России по Камчатскому краю от 11.06.2013 по делу № 21-05/40-12А не соответствует Федеральному закону № 135-ФЗ, вышеуказанному действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.

Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешался, поскольку стороны по настоящему делу освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 29, 101-103, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

ненормативный правовой акт Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по делу № 21-05/40-12А – решение от 11.06.2013                № 1232/05     признать недействительным как несоответствующее Федеральному закону  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                   Е.B. Вертопрахова