ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-2503/16 от 05.08.2016 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-2503/2016

12 августа 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 августа 2016 года.

Полный текст решения изготовлен августа 2016 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Лебедевой Е.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маршалкиной О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

акционерного общества рыболовецкое предприятие «Акрос» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривание предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 28.03.2016  № 5/3-1

при участии:

от заявителя:

ФИО1 – представитель по доверенности от 21.08.2015 № 02/125-д (сроком до 31.12.2016);

от заинтересованного лица:

ФИО2 – представитель по доверенности от 14.01.2016 № 154-1 (сроком до 31.12.2016),

установил:

акционерное общество рыболовецкое предприятие «Акрос» (далее – заявитель, АО «Акрос», общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю (далее – заинтересованное лицо, ГУ МЧС России по Камчатскому краю, Управление) от 28.03.2016  № 5/3-1.

Заявленные требования общество мотивирует тем, что ГУ МЧС России по Камчатскому краю возлагает на АО «Акрос» дополнительные обязанности, которые не подлежат исполнению, поскольку лицо, ответственное по гражданской обороне, с целью управления гражданской оборонной в обществе назначено. Какие-либо дополнительные обязанности, не связанные с выполнением работы в области ГО и ЧС, на указанное лицо не возложены.

В отзыве на заявление Управление указало, что в нарушение требований законодательства в штатном расписании АО «Акрос» отсутствует должность специалиста по гражданской обороне, но предусмотрена должность заместителя главного инженера по специальной, мобилизационной работам, ГО и ЧС. На указанное лицо должностной инструкцией возложены дополнительные обязанности по обеспечению безопасности на опасных производственных объектах, транспортной безопасности, безопасности предприятия при чрезвычайных ситуациях, военно-учетная работа. При этом освобожденный работник по гражданской обороне должен исполнять функции, предписанные действующим законодательством. На основании изложенного, ГУ МЧС России по Камчатскому краю в удовлетворении заявленных обществом требований просит отказать. 

До начала судебного заседания от заинтересованного лица поступили копии материалов проверки.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Представила для приобщения к материалам дела копию должностной инструкции заместителя главного инженера по специальной, мобилизационной работам, ГО и ЧС ЗАО «Акрос», утвержденной 12.01.2015, и копию обязанностей специалиста, утвержденных 18.12.2015.

Представитель заинтересованного лица требования заявителя не признал, поддержал правовую позицию, изложенную в отзыве на заявление.

По ходатайству заинтересованного лица в судебное заседание вызвана свидетель ФИО3, ведущий специалист гражданской обороны Краевого государственного казенного учреждения «Центр обеспечения действий по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности в Камчатскому крае», которая являлась должностным лицом ГУ МЧС России по Камчатскому краю, проводившим плановую выездную проверку состояния работы АО «Акрос», по результатам которой вынесено оспариваемое предписание от 28.03.2016 № 5/3-1.   

В судебном заседании свидетель ФИО3 пояснила, что в ходе проверки АО «Акрос» установлено, что в обществе назначен работник, на которого возложены обязанности не только по реализации задач в области гражданской обороны, а также по обеспечению безопасности на опасных производственных объектах, транспортной безопасности, безопасности предприятия при чрезвычайных ситуациях, военно-учетной работе. Ранее эти функции были возложены в обществе на отдельный отдел. Сейчас перечисленные обязанности возложены на одно должностное лицо. Указанный работник в нарушение требований законодательства в области гражданской обороны не является работником, освобожденным от других должностных обязанностей.  

В судебном заседании объявлен перерыв до 12 часов 15 минут 05 августа 2016 года.

После перерыва в судебном заседании представили лиц, участвующих в деле, поддержали ранее изложенные правовые позиции.

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения ВрИО начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Камчатскому краю от 24.02.2016 № 5/3 в период с 10.03.2016 по 31.03.2016 проведена плановая выездная проверка деятельности АО «Акрос» по соблюдению обязательных требований в области гражданской обороны.   

В ходе проведенной проверки Управлением установлено, что в АО «Акрос» не назначен работник по гражданской обороне с целью управления гражданской обороной в нарушение требований подпункта «а» пункта 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделениях (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 № 782.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 28.03.2016 № 5/3.

По результатам проверки 28.03.2016 должностным лицом Управления выдано предписание № 5/3-1, возлагающее на общество обязанность в срок до 30.06.2016, устранить допущенные нарушения.

Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28-ФЗ).

Статьей 1 Закона № 28-ФЗ предусмотрено, что гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона № 28-ФЗ органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» утверждено Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (далее – Положение № 782).

Данное Положение, разработанное в соответствии с Законом № 28-ФЗ, определяет порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (далее именуются – структурные подразделения (работники) по гражданской обороне).

Пунктом 4 Положения № 782 установлено, что количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм:

а) в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек –                                        1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек – 2–3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек – 3–4 освобожденных работника, свыше 5000 человек – 5–6 освобожденных работников;

б) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек – 1 освобожденный работник;

в) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек – работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.

Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений исполнительного органа (органа управления) организации, имеющей дочерние и зависимые хозяйственные общества, определяется в соответствии с нормами, предусмотренными в положении об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (пункт 4 Положения № 782).

На должности работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку (пункт 5 Положения № 782).

Организации осуществляют укомплектование структурных подразделений (назначение работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание (пункт 6 Положения № 782).

Как следует из материалов дела, численность работников АО «Акрос» на момент проверки составляло 490 человек.

Данное обстоятельство не оспаривается сторонами и в силу части 3.1 статьи 70 АПК считается установленным.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1998 № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» отнесение организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется в целях сохранения этих организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем заблаговременной разработки и реализаций мероприятий по гражданской обороне.

Названным постановлением устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: особой важности, первой категории, второй категории. 

АО «Акрос» включено в Перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне на территории Камчатского края, утвержденный Губернатором Камчатского края 15.07.2013.

В соответствии с названным Перечнем обществу присвоена первая категория по гражданской обороне.

Данное обстоятельство не оспаривается сторонами и в силу части 3.1 статьи 70 АПК считается установленным.

Статьей 1 Закона № 28-ФЗ установлено, что организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, – организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты.

Таким образом, на АО «Акрос» как на организацию, представляющую высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, отнесенную в установленном порядке к категории по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек, предъявляются особые требования к работнику, уполномоченному на решение задач в области гражданской обороне.

В такой организации должен быть назначен 1 работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороне, при этом данный работник должен быть освобожден от исполнения других обязанностей, т.е. работа по гражданской обороне не может выполняться по совместительству одним из работников организации, в силу прямого указания закона.

Согласно выписке из штатного расписания работников АО «Акрос» от 11.01.2016 № 02 в штате общества утверждена должность заместителя главного инженера по специальной, мобилизационной работам, ГО и ЧС.

 Обязанности специалиста, уполномоченного на решение задач в области ГО и ЧС, утверждены генеральным директором общества 18.12.2015.

 Должностной инструкцией заместителя главного инженера по специальной, мобилизационной работам, ГО и ЧС, утвержденной генеральным директором общества 12.01.2012, на указанное должностное лицо возлагаются следующие обязанности:

– контроль, осуществление мероприятий по предотвращению локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, эксплуатируемых предприятием и их планирование, ведение документации (пункт 3.1);

– организация, контроль соблюдения требований транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, транспортных средствах предприятия (пункт 3.2);

– организация работы по выполнению требований законодательных и иных нормативных актов РФ, нормативных правовых актов МЧС России по вопросам в области защиты населения и территории от ЧС и контроля их выполнения на предприятии (пункт 3.3);

– организация, выполнение мероприятий ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на предприятии (пункт 3.4);

– защита сведений, составляющих государственную тайну (пункт 3.5);

– организация, ведение военно-учетной работы, мобилизационная работа (пункт 3.6);

– соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, требований по охране труда, правил пожарной безопасности и охраны окружающей среды (пункт 3.7);

– взаимодействие с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам (пункт 3.8);

– осуществление иных действий по поручению генерального директора и главного инженера (пункт 3.9).

Так, Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (абзац второй статьи 1).

В соответствии с пунктом 5 статьи 9 указанного Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

Согласно статье 3 данного Федерального закона, требования промышленной безопасности – это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

Из приведенных положений указанного Федерального закона видно, что требования промышленной безопасности, в том предъявляемые к опасным производственным объектам, распространяются на более широкую область применения (охрана труда, строительства и т.п.), чем предусмотрено положениями Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне». 

Следовательно, предусмотренные пунктом 3.1 рассматриваемой должностной инструкции обязанности представляют собой обеспечение должностным лицом безопасности на опасных производственных объектах, т.е. являются для работника, уполномоченного в соответствии с Положением № 782 на решение задач в области гражданской обороны, дополнительными обязанностями.

Кроме того, в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон о транспортной безопасности) транспортная безопасность представляет собой состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1, части 1 статьи 2 Закона о транспортной безопасности под обеспечением транспортной безопасности следует понимать реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства в целях устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, в том числе террористического характера.

Следовательно, предусмотренные пунктом 3.2 должностной инструкции обязанности возлагают на лицо, уполномоченное в соответствии с Положением № 782 на решение задач в области гражданской обороны, дополнительные обязанности по организации контроля за обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе террористического характера, не связанных с решением задач в области гражданской обороны.

Также следует отметить, что в соответствии с частью 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – Закон № 31-ФЗ) под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Обязанности организаций в области мобилизационной подготовки перечислены в статье 9 Закона № 31-ФЗ. В частности, организации обязаны: организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности (подпункт 1 пункта 1 статьи 9); разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий (подпункт 3 пункта 1 статьи 9); проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время (подпункт 4 пункта 1 статьи 9); выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации (подпункт 5 пункта 1 статьи 9); создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию (подпункт 11 пункта 1 статьи 9).

Таким образом, из содержания положений Закона № 31-ФЗ следует, что обязанности организации в области мобилизационной подготовки представляют собой комплекс мероприятий, в который входят также работы по воинскому учету.

Следовательно, предусмотренные в пункте 3.6 должностной инструкции обязанности по организации, ведению военно-учетной работы, мобилизационной работы, являются для лица, уполномоченного в соответствии с Положением № 782  на решение задач в области гражданской обороны, дополнительными обязанностями.

Кроме того, суд приходит к выводу, что на лицо, уполномоченное в соответствии с Положением № 782 на решение задач в области гражданской обороны, не могут быть возложены обязанности, предусмотренные пунктом 3.4 рассматриваемой должностной инструкции, по организации ликвидации чрезвычайных ситуаций на предприятии, которое не охватывается понятием «гражданская оборона», приведенным в статье 1 Закона № 28-ФЗ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что лицо, назначенное обществом на должность заместителя главного инженера по специальной, мобилизационной работам, ГО и ЧС, не может являться работником, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, поскольку указанное лицо не освобождено от выполнения других должностных обязанностей как этого требует подпункт «а» пункта 4 Положения № 782.

На основании изложенного у суда отсутствуют основания для признания оспариваемого предписания недействительным.

Вместе с тем, суд считает необходимым отклонить довод заинтересованного лица о том, что на работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, не могут быть возложены обязанности по обеспечению безопасности предприятия при чрезвычайных ситуациях, предусмотренных пунктами 3.3, 3.4 рассматриваемой должностной инструкции (за исключением организации ликвидации ЧС), поскольку указанные обязанности следуют из определения понятия «гражданская оборона», приведенного в статье 1 Закона № 28-ФЗ, которая представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения от опасностей, возникающих, в том числе при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Следует отметить, что отклонение указанного довода заинтересованного лица не влечет признание обжалуемого предписания недействительным.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в ходе проведенной проверки Управлением установлен факт не назначения работника, уполномоченного по гражданской обороне, который освобожден от выполнения других обязанностей, должностное лицо Управления правомерно и в пределах предоставленных полномочий выдало обществу оспариваемое предписание.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд считает, что требования              общества удовлетворению не подлежат.

В силу правовых положений, содержащихся в части 5 статьи 96 АПК РФ, принятые определением от 30.06.2016 по делу обеспечительные меры подлежат отмене после вступления настоящего решения в законную силу.

Государственная пошлина по заявленным требованиям составляет 3 000 рублей и в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ относится на заявителя. Поскольку при обращении в суд с заявлением общество уплатило государственную пошлину в полном размере, ее взыскание в доход федерального бюджета не производится.

Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 97, 110, 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Отменить обеспечительные меры, принятые определением суда от 30.06.2016 по делу № А24-2503/2016, после вступления в законную силу данного судебного акта.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                             Е.Ю. Лебедева