АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2517/2010
17 августа 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 17 августа 2010 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Главного управления по Камчатскому краю
о признании незаконными отказов Управления Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, оформленных сообщениями № 01-003/2010/752 от 28.04.2010, № 01/003/2010-753 от 28.04.2010, № 01/003/2010-792 от 28.04.2010, № 01/003/2010-793 от 28.04.2010,
третьи лица: администрация Петропавловск-Камчатского городского округа; Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа
при участии:
от заявителя
ФИО1 – представитель по доверенности от 24.12.2007 (сроком 17.12.2010),
ФИО2 – представитель по доверенности от 13.07.2010 (сроком до 17.12.2010)
от ответчика
не явились
от третьих лиц
ФИО3 – представитель по доверенности № 01-02/88/10 от 11.01.2010 (сроком до 31.12.2010),
ФИО3 – представитель по доверенности № 08-01/51 от 11.01.2010 (сроком до 31.12.2010)
установил:
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Главного управления по Камчатскому краю (далее – заявитель, ГУ ЦБ по Камчатскому краю) обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании незаконными отказов Управления Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю (на момент рассмотрения дела Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю) (далее – Управление Росреестра по Камчатскому краю, регистрирующий орган) в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, оформленных сообщениями № 01-003/2010/752 от 28.04.2010, № 01/003/2010-753 от 28.04.2010, № 01/003/2010-792 от 28.04.2010, № 01/003/2010-793 от 28.04.2010, ссылаясь на те обстоятельства, что в связи с необходимостью государственной регистрации права собственности на созданные объекты недвижимого имущества ГУ ЦБ по Камчатскому краю обратилось к ответчику с соответствующими заявлениями о государственной регистрации права собственности на следующие объекты недвижимого имущества: сооружение Сети водоснабжения, расположенное в <...>; сооружение Сети канализации, расположенное в <...>; сооружение Силовые электросети 10 кВ от ТП 409 до здания гаража, расположенное в <...>; сооружение Силовые электросети 10 кВ (от ТП 509 до здания гаража), расположенное в <...>. Указанные сооружения (водоснабжения, канализации, электросетей) входят в состав гаражного комплекса ГУ ЦБ по Камчатскому краю, созданного по проектной документации: «Гараж на 20 автомашин в г. Петропавловск-Камчатский», расположенного в <...>. В соответствии с указанной проектной документацией сооружения созданы для обеспечения функционирования гаражного комплекса. Согласно положительному сводному заключению Управления Главгосэкспертизы России по Камчатской области № 1.11-180 от 25.12.2006 проектная документация по объекту «Гараж на 20 автомашин в г. Петропавловск-Камчатский», включающая, в том числе, сооружения водоснабжения, канализации, электросетей, выполнена в соответствии с действующими строительными нормами, правилами, инструкциями и государственными стандартами. К заявлениям о государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества были приложены необходимые для регистрации документы. 04.05.2010 от ответчика получены сообщения об отказе в государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества. Отказ в государственной регистрации права собственности ответчик мотивировал не предоставлением заявителем документов, подтверждающих права на земельные участки общего пользования, на территории которых осуществлялось строительство объектов.
ГУ ЦБ по Камчатскому краю считает, что созданные им объекты недвижимого имущества возведены с соблюдением требований закона, а решение ответчика незаконными, противоречащими действующему законодательству РФ по следующим основаниям.
Особенности государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимого имущества установлены статьей 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно пункту 1 указанной статьи право собственности на такой объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В обоснование того, что строительство объектов недвижимого имущества было осуществлено в соответствии с требованиями закона, заявителем были представлены ответчику для регистрации права собственности: кадастровые паспорта на вновь созданные объекты недвижимого имущества и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, выданные уполномоченным органом - Департаментом градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа. Основанием для государственной регистрации права собственности на объект капитального строительства является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое является юридическим фактом, подтверждающим выполнение всех правовых условий, необходимых для регистрации права собственности на созданные объекты недвижимого имущества.
В судебном заседании представители заявителя требование поддержали в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, явку представителя не обеспечил, направил отзыв, в котором выразил несогласие с заявленными требованиями, ссылаясь, в том числе, на ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), указывая на то, что заявителем на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие расположение заявленных объектов недвижимого имущества в пределах названного выше земельного участка. Заявленные объекты недвижимого имущества расположены частично вне земельного участка с кадастровым номером: 41:01:0101114:360, на земельных участках общего пользования. 30.03.2010 государственная регистрация права собственности приостановлена сроком на один месяц в связи с возникновением у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации. В период срока приостановления государственной регистрации причины, приведшие к приостановлению государственной регистрации, устранены не были, в связи с чем заявителю отказано в государственной регистрации права собственности.
Представитель третьих лиц в судебном заседании полагал требования заявителя обоснованными, указывая на то, что постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.09.2008 № 2593 заявителю предоставлен земельный участок общей площадью 0,8522 га кадастровый номер 41:01:010114:360 по ул. Ломоносова на праве постоянного бессрочного пользования для строительства здания гаража на 20 автомашин. Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет (кадастровый паспорт земельного участка от 01.09.2008 № С-01/08-2469). 15.09.2008 администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа заявителю выдано разрешение на строительство № 41 301 000-98. Наименование объекта капитального строительства - «Здание гаража на 20 автомашин по проектной документации «Гараж на 20 автомашин в г. Петропавловск-Камчатский». Согласно рабочему проекту «Общая пояснительная записка» 12125/06-ПЗ на объект «Гараж на 20 автомашин в г.Петропавловск-Камчатский» наружные сети водоснабжения, канализации, электрические кабельные линии являются составной частью данного проекта. В феврале 2010 года Департаментом градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округ истцу выданы разрешения на ввод в эксплуатацию здания гаража на 20 автомашин и иных объектов, построенных по проектной документации «Гараж на 20 автомашин в г.Петропавловск-Камчатский», в том числе наружные сети канализации - 273 м.п., наружные сети водопровода - 215 м.п., наружные электрические сети 10 кВ (от ТП-409 до здания гаража) - 694 м.п., наружные электрические сети 10 кВ (от ТП-509 до здания гаража) - 331 м.п. Представленными документами подтверждается, что строительство сетей водопровода, канализации, кабельных линий для энергоснабжения здания гаража (их возведение выдвигалось в качестве технических условий для строительства здания гаража) выполнено в соответствии с требованиями действующего законодательства. Все необходимые и достаточные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности ГУ ЦБ по Камчатскому краю на вышеуказанные объекты недвижимого имущества, ответчику были предоставлены и оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на вновь созданные объекты недвижимости не имелось.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о нижеследующем.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, 02.03.2010 ГУ ЦБ по Камчатскому краю для государственной регистрации права собственности на созданные объекты недвижимого имущества: сооружение Сети водоснабжения, расположенное в <...>; сооружение Сети канализации, расположенное в <...>; сооружение Силовые электросети 10 кВ от ТП 409 до здания гаража, расположенное в <...>; сооружение Силовые электросети 10 кВ (от ТП 509 до здания гаража), расположенное в <...>, входящие в состав гаражного комплекса заявителя, созданного по проектной документации: «Гараж на 20 автомашин в г. Петропавловск-Камчатский», расположенного в <...>, обратилось в Управление Росреестра по Камчатскому краю с заявлениями о государственной регистрации права собственности на вновь созданные вышеназванные объекты недвижимого имущества.
Уведомлениями Управления Росреестра по Камчатскому краю № 01-003/2010/752 от 30.03.2010, № 01/003/2010-753 от 30.03.2010, № 01/003/2010-792 от 30.03.2010, № 01/003/2010-793 от 30.03.2010 государственная регистрация права собственности на вышеприведённые объекты недвижимости приостановлена до 29.04.2010.
Сообщениями № 01-003/2010/752 от 28.04.2010, № 01/003/2010-792 от 28.04.2010, № 01/003/2010-793 от 28.04.2010 Управление Росреестра по Камчатскому краю отказало ГУ ЦБ по Камчатскому краю в регистрации права собственности на объекты недвижимости (сооружение Сети водоснабжения, сооружение Сети канализации, сооружение Силовые электросети 10 кВ (от ТП 409 до здания гаража)) на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) в связи с непредставлением в регистрирующий орган документов, подтверждающих права на земельные участки общего пользования, на территории которых осуществлялось строительство заявленных объектов недвижимого имущества.
Сообщением № 01/003/2010-753 от 28.04.2010 Управление Росреестра по Камчатскому краю отказало ГУ ЦБ по Камчатскому краю в регистрации права собственности на объект недвижимости (сооружение Силовые электросети 10 кВ (от ТП 509 до здания гаража)) на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 122-ФЗ в связи с тем, что представленные на государственную регистрацию документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также в связи с непредставлением в регистрирующий орган документов, подтверждающих права на земельные участки общего пользования, на территории которых осуществлялось строительство заявленных объектов недвижимого имущества.
ГУ ЦБ по Камчатскому краю, считая данные отказы Управления Росреестра по Камчатскому краю незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно абзацам 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Порядок государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости установлен статьей 25 Федерального закона № 122-ФЗ, согласно которой право регистрируется на основании документов, подтверждающих факт создания объекта.
В силу части 10 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства.
Как следует из части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, документом, удостоверяющим выполнение строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, и соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик в числе других документов должен представить правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешение на строительство (ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно постановлению главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 17.07.2008 № 2048 ГУ ЦБ по Камчатскому краю согласовано место размещения здания гаража на 20 автомашин на земельном участке площадью 0,8514 га по ул. Ломоносова (л.д. 91).
Постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.09.2008 № 2593 ГУ ЦБ по Камчатскому краю предоставлен земельный участок общей площадью 0,8522 га кадастровый номер 41:01:010114:360 по ул. Ломоносова в постоянное бессрочное пользование для строительства здания гаража на 20 автомашин (л.д. 92-93).
15.09.2008 администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа заявителю выдано разрешение на строительство № 41 301 000-98. Наименование объекта капитального строительства – «Здание гаража на 20 автомашин по проектной документации «Гараж на 20 автомашин в г. Петропавловск-Камчатский» (л.д. 94).
Согласно рабочему проекту «Общая пояснительная записка» 12125/06-ПЗ на объект «Гараж на 20 автомашин в г. Петропавловск-Камчатский» наружные сети водоснабжения, канализации, электрические кабельные линии являются составной частью данного проекта (л.д. 68-72).
04.02.2010 Департаментом градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа заявителю выдано разрешение № 41 301 000-8 на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Сооружение. Сети водоснабжения протяжённостью 215 пог.м» по проектной документации «Гараж на 20 автомашин в г. Петропавловск-Камчатский» (л.д. 26-27).
05.02.2010 Департаментом градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа заявителю выдано разрешение № 41 301 000-12 на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Сооружение. Силовые электросети 10 кВ (от ТП 509 до здания гаража)» протяжённостью 331 м» по проектной документации «Гараж на 20 автомашин в г. Петропавловск-Камчатский» (л.д. 30-31).
05.02.2010 Департаментом градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа заявителю выдано разрешение № 41 301 000-11 на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Сооружение. Силовые электросети 10 кВ (от ТП 409 до здания гаража)» протяжённостью 694 м» по проектной документации «Гараж на 20 автомашин в г. Петропавловск-Камчатский» (л.д. 34-35).
05.02.2010 Департаментом градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа заявителю выдано разрешение № 41 301 000-11 на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Сооружение. Сети канализации протяжённостью 273 пог.м» по проектной документации «Гараж на 20 автомашин в г. Петропавловск-Камчатский» (л.д. 38-39).
Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию выданы Департаментом градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского юродского округа, то есть органом, осуществляющим распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Таким образом, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные уполномоченным органом, осуществляющим распоряжение земельными участками, подтверждают право заявителя на использование земельного участка, на котором осуществлялось строительство спорных объектов недвижимости по настоящему делу.
Как следует из расписок регистрирующего органа от 02.03.2010, вышеназванные разрешения на ввод объектов в эксплуатацию были приложены заявителем к заявлениям, поданным в Управление Росреестра по Камчатскому краю, для регистрации права собственности на спорные объекты, а также были приложены кадастровые паспорта на спорные объекты недвижимости от 05.02.2010, выданные Камчатским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (л.д. 24-25, 28-29, 32-33, 36-37, 147, 148, 149, 150).
Изучив представленные заявителем на регистрацию документы, арбитражный суд приходит к выводу о том, что представленные документы по форме и содержанию соответствуют требованиям действующего законодательства, а также подтверждают факт создания спорных объектов недвижимости, в связи с чем у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации прав на вновь созданное имущество.
Следует также отметить, что ни сообщение об отказе в государственной регистрации № 01/003/2010-753 от 28.04.2010, ни уведомление о приостановлении государственной регистрации № 01/003/2010-753 от 30.03.2010 не содержат указание о том, какие из представленных на регистрацию документов не соответствуют каким нормативным актам по форме и содержанию.
Несостоятельной является ссылка ответчика на статью 222 ГК РФ, поскольку представленные на государственную регистрацию документы не свидетельствует о наличии у возведенных строений признаков самовольной постройки, предусмотренных названной нормой, согласно которой самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая, что ответчиком в судебное заседание не представлены доказательства наличия оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества по основаниям, предусмотренным абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», арбитражный суд приходит к выводу о том, что отказы Управления Росреестра по Камчатскому краю являются незаконными и не соответствующими Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», нарушающими права и законные интересы заявителя.
Статья 101 АПК РФ определяет, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно ст. 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу положений ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина организациями уплачивается в размере 2 000 рублей.
Поскольку главой 24 АПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.
При таких обстоятельствах, учитывая, что 4 самостоятельных требования заявителя удовлетворены, понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 8000,00 руб. подлежат возмещению с ответчика.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества:
- сооружение Сети водоснабжения Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Камчатскому краю, расположенный по адресу: <...>, оформленный в виде «Сообщения об отказе в государственной регистрации права» № 01-003/2010/752 от 28.04.2010;
- сооружение Сети канализации Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Камчатскому краю, расположенный по адресу: <...>, оформленный в виде «Сообщения об отказе в государственной регистрации права» № 01/003/2010-793 от 28.04.2010;
- сооружение Силовые электросети 10 кВ (от ТП 409 до здания гаража) Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Камчатскому краю, расположенный по адресу: <...>, оформленный в виде «Сообщения об отказе в государственной регистрации права» № 01/003/2010-792 от 28.04.2010;
- сооружение Силовые электросети 10 кВ (от ТП 509 до здания гаража) Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Камчатскому краю, расположенный по адресу: <...>, оформленный в виде «Сообщения об отказе в государственной регистрации права» № 01/003/2010-753 от 28.04.2010, признать незаконным, как не соответствующий Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю в пользу Центрального банка Российской Федерации (Банк России) расходы по уплате государственной пошлины в размере 8000,00 руб.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья И.Ю. Жалудь