ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-2553/2021 от 03.08.2021 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-2553/2021

09 августа 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2021 года.

Полный текст решения изготовлен августа 2021 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Ищук Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рязановым С.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М» (ИНН 4101111297, ОГРН 1064101061375)

к Камчатскому краю в лице Министерства финансов Камчатского края (ИНН 4101121129, ОГРН 1074101008376)

о взыскании 32 888 руб.,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика:  Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края (ОГРН 1084101000048), Государственное учреждение – Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1024101024012),

при участии:

от истца:

не явился,

от ответчика:

Сафронов С.В. – представитель по доверенности от 02.08.2021 (сроком по 31.12.2021), диплом,

от третьих лиц:

не явились,

установил:

муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М» (далее – МУП «Лотос-М», Предприятие, истец, адрес: 683049, г. Петропавловск-Камчатский, пр-т Циолковского, д. 9) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Камчатскому краю в лице Министерства финансов Камчатского края (далее – ответчик, Министерство финансов, адрес: 683040 г. Петропавловск-Камчатский, пл. Ленина, д. 1) о взыскании 32 888 руб. убытков в виде невозмещенной стоимости услуг по захоронению.

Требования заявлены истцом со ссылками на статьи 1, 9, 12 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении), статью 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и мотивированы отказом в возмещении стоимости услуг по захоронению в 2021 году умерших невостребованных новорожденных детей.

От ответчика поступил отзыв на иск, в котором, ссылаясь на пункт 3 статьи 9 Закона о погребении, Министерство финансов указывает на зависимость определения источников расходов на захоронение от наличия или отсутствия обязательного социального страхования родителей умерших детей; на отсутствие доказательств волеизъявления матери в отношении захоронения второго ребенка силами истца; на отсутствие документов, подтверждающих захоронение второго ребенка силами МУП «Лотос-М». Также ответчик полагает, что истцом не представлены документы, подтверждающие осуществление полного перечня услуг при захоронении новорожденных детей. Ответчик полагает, что надлежащим процессуальным ответчиком должно выступать Министерство социального развития и труда Камчатского края (переименовано вМинистерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края).

Определением суда от 08.07.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечены:  Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края (далее – Министерство социального благополучия), Государственное учреждение – Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд).

На основании статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца и третьих лиц.    

От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. До начала судебного заседания истец направил в суд возражения на отзыв ответчика.

В поступившем в суд отзыве Министерство социального благополучия со ссылками на пункт 3 статьи 9, пункты 1, 3 статьи 12  Закона о погребении полагает требования истца обоснованными при наличии доказательств, подтверждающих понесенные убытки.

В судебном заседании представитель Министерства финансов поддержал изложенные в отзыве возражения.

Заслушав пояснения представителя ответчика, изучив доводы истца и позицию третьего лица, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований на основании следующего.

Из материалов дела следует, что на основании обращения ГБУЗ «Камчатская краевая детская больница» от 16.03.2021 в связи с отказом матери от захоронения истец осуществил погребение двух умерших детей 06.02.2021 года рождения, что подтверждается выпиской из книги учета невостребованных умерших.

Полагая, что возмещение понесенных Предприятием расходов в размере 32 888 руб. должно осуществляться из бюджета Камчатского края истец направил в Министерство социального благополучия письмо от 08.04.2021 № 152 с заявлением о возмещении понесенных на погребение расходов с приложением подтверждающих документов.

Министерство социального благополучия письмом от 05.05.2021
№ 30.07/3570 отказало Предприятию в возмещении расходов, указав, что погребение умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей, осуществляется за счет средств Фонда.

Ссылаясь на то, что в связи с отказом Министерства социального благополучия в возмещении расходов на погребение несовершеннолетних детей Предприятие понесло убытки в размере 32 888 руб., МУП «Лотос-М» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона о погребении гарантируется предоставление материальной и иной помощи для погребения умершего.

Пунктами 1 и 2 статьи 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Данные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В соответствии с абзацем 8 пункта 3 статьи 9 названного Закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.

Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок

со дня обращения этой службы за счет средств:

 - Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

  - федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;

 -  Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;

 - бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

            Статьей 12 Закона о погребении предусмотрены гарантии погребения умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребения, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.

Однако в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов на погребение умерших, которые не востребованы, не указаны.

В то же время пункт 2 статьи 1 Закона о погребении устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в том числе, предоставление материальной и иной помощи для погребения.

На основании вышеизложенного, дети, умершие 17.02.2021, при отсутствии лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, являются невостребованными умершими, и, в силу позиции, изложенной выше, расходы на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших.

Данный подход к финансированию таких расходов сформулирован в Определении Верховного Суда РФ от 29.04.2016 № 303-ЭС15-18506 по делу № А51-775/2015.

Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 09.10.2020 № 1778 (далее – Постановление № 1778) утверждена стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению специализированной службой по вопросам похоронного дела МУП «Лотос-М» на 2021 год при погребении умершего (погибшего), у которого отсутствует супруг, близкие родственники, иные родственники, либо законный представитель умершего, или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение; умершего, личность, которого не установлена органами внутренних дел на 2021 год в размере 16 444 руб. при захоронении в могилу размерами 1,0 м*0,6 м*1,5 м (приложение № 2).

Согласно расчету истца сумма расходов по захоронению составила
32 888 руб. (16 444 руб. х 2). Расчет выполнен с учетом стоимости услуг, установленной Постановлением № 1778.  Расчет истца ответчиком документально не опровергнут, оснований для признания расчета неверным по материалам дела не имеется.

Из материалов дела следует, что Предприятию для осуществления захоронения  тела умерших детей были переданы медицинским учреждением  на основании заявления матери. В дело представлены справки о смерти от 26.02.2021 № С-01162 и № С-01164. Выпиской из книги учета невостребованных умерших подтверждается факт захоронения детей истцом. Предприятием составлен акт от 31.03.2021 № 441, подписанный со стороны Министерства социального благополучия без замечаний.

Доводы ответчика об отсутствии документов, подтверждающих захоронение второго ребенка силами МУП «Лотос-М» опровергаются указанной выше выпиской из книги учета невостребованных умерших. Его же доводы о том, что истцом не представлены документы, подтверждающие осуществление полного перечня услуг при захоронении новорожденных детей не основаны на доказательствах и опровергаются представленным в дело актом от 31.03.2021 № 441.

В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Таким образом, ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы в рамках реализации предусмотренных законом социальных гарантий, является непосредственно публично-правовое образование, за счет средств которого подлежат соответствующие возмещения.

В рассматриваемом случае невозмещение истцу расходов на погребение, свидетельствует о наличии у Предприятия убытков в виде недополученных доходов, подлежащих возмещению публично-правовым образованием Камчатским краем, органом которого (Министерство социального благополучия) было принято решение об отказе в возмещении расходов на погребение вышеуказанных лиц. 

Материальным ответчиком по иску выступает Камчатский край в лице главного распорядителя бюджетных средств Камчатского края.

Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 423-П утверждено Положение о  Министерстве социального благополучия и семейной политики Камчатского края (в действовавшей редакции), в соответствии с пунктом 55 которого Министерство социального благополучия осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета, главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности Министерства.

Непосредственно Положением о Министерстве социального благополучия полномочия, связанные с выплатой пособий или предоставлением средств для возмещения расходов на погребение невостребованных умерших, не предусмотрены.

Законом Камчатского края от 26.11.2020 №  521 «О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» не предусматривает ассигнований на возмещение расходов по погребению указанной категории умерших Министерству социального благополучия.  

При этом согласно пункту 89 Положения о Министерстве финансов Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 436-П (в действовавшей редакции), Министерство финансов исполняет судебные акты по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны Камчатского края.

Учитывая вышеизложенное, Камчатский край в лице Министерства финансов обязан нести расходы  по возмещению 32 888 руб. на погребение в 2021 году умерших новорожденных детей.  

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные по делу доказательства, арбитражный суд приходит к выводу об удовлетворении требований МУП «Лотос-М» на основании статей 16, 1069 ГК РФ,  статей 1, 9, 12  Закона о погребении.

В силу статьи 110 АПК РФ понесенные истцом расходы по уплате 2 000 руб. государственной пошлины возмещаются истцу за счет ответчика.

Руководствуясь статьями 167–171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Камчатского края в лице Министерства финансов Камчатского края за счет казны Камчатского края в пользу муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М» 32 888 руб. убытков и 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, всего 34 888 руб.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                                   Ю.В. Ищук