АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2556/2010
03 сентября 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 03 сентября 2010 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «БАС»
о признании незаконным отказа первого заместителя главы Петропавловск-Камчатского городского округа, оформленного письмом № 01-02/1382/10 от 02.06.2010, в предоставлении земельного участка под строительство недвижимого имущества без проведения торгов (конкурсов, аукционов)
при участии:
от заявителя
ФИО1 – представитель по доверенности от 08.08.2010 (сроком на три года)
от ответчика
не явились
установил:
общество с ограниченной ответственностью «БАС» (далее – заявитель, Общество, ООО «БАС») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа первого заместителя главы Петропавловск-Камчатского городского округа, оформленного письмом № 01-02/1382/10 от 02.06.2010, в предоставлении земельного участка под строительство недвижимого имущества без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В обоснование данного требования заявитель указал, что ООО «Бас» на правах арендатора владеет и пользуется земельным участком кадастровый номер 41:01:010119:0019, переданным последнему по договору аренды № 688 от 21.12.2006. Целевое использование земельного участка в означенном договоре аренды определено как эксплуатация движимого имущества АЗС, расположенного в <...>. ООО «БАС», реализуя предоставленную законодателем возможность получить сформированный земельный участок, минуя процедуру торгов, непосредственно под строительство, обратилось 07.04.2010 с заявлением на имя главы Петропавловск-Камчатского городского округа. Письмом первого заместителя главы Петропавловск-Камчатского городского округа № 01-02/1382/10 от 02.06.2010 ООО «БАС» отказано в предоставлении земельного участка под строительство недвижимого имущества без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Представитель заявителя в судебном заседании в порядке ст. 49 АПК РФ уточнила заявленные требования и просила арбитражный суд признать незаконным отказ первого заместителя главы Петропавловск-Камчатского городского округа, оформленного письмом № 01-02/1382/10 от 02.06.2010, в предоставлении земельного участка под строительство недвижимого имущества без проведения торгов (конкурсов, аукционов), по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснив, что земельный участок кадастровый номер 41:01:0101 19:19 предоставлен ООО «БАС» для эксплуатации АЗС. Органом местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа документы для строительства за земельном участке не издавались и ООО «БАС» не выдавались. Полагает, что земельный участок кадастровый номер 41:01:010119:19 должен быть предоставлен ООО «БАС» под строительство недвижимого имущества без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Ответчик о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд приходит к следующему выводу.
Как установлено арбитражным судом, индивидуальным предпринимателем ФИО2 на основании договора подряда от 20.09.1999 с ООО «МАТИ» построено временное сооружение – автозаправочная станция по улице Академика Королева в г. Петропавловске–Камчатском (л.д. 114-116).
В 2005 году указанное временное сооружение передано ФИО2 в уставной капитал ООО «БАС». На основании архитектурно-планировочного задания № 397 от 16.04.2004 ООО «БАС» выполнило капитальный ремонт автозаправочной станции (л.д. 110).
Постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 03.04.2006 № 334 ООО «БАС» предоставлен земельный участок в районе улицы Академика Королева площадью 0,1354 га, кадастровый номер 41:01:010119:19, в пользование на условиях аренды сроком на 6 месяцев для эксплуатации АЗС стационарного типа (л.д. 95-96).
21.12.2006 между Комитетом по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа (арендодатель) и ООО «БАС» (арендатор) заключен договор аренды № 688, по условиям данного которого арендодатель предоставляет арендатору земельный участок площадью 0,1354 га, кадастровый номер 41:01:01 01 19:0019, по адресу: <...> кольцо) (л.д. 100-103).
Согласно п. 1.3 договора № 688 от 21.12.2006 земельный участок предоставляется для эксплуатации движимого имущества – АЗС по целевому назначению. При этом приведенное описание целей использования земельного участка является окончательным.
07.04.2010 Общество обратилось с заявлением к главе Петропавловск-Камчатского городского округа о согласовании места размещения объекта сооружение автозаправочной станции (АЗС), предоставленный по договору аренды № 688 от 21.12.2006, и предоставить его на основании п. 6 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) (л.д. 10).
02.06.2010 первый заместитель главы Петропавловск-Камчатского городского округа отказал в предоставлении земельного участка под строительство недвижимого имущества, поскольку земельный участок 41:01:010119:19 предоставлен ООО «БАС» для эксплуатации АЗС стационарного типа, о чем свидетельствует выписка из государственного кадастра недвижимости (л.д. 12).
Общество, не согласившись с названным отказом, оформленным письмом № 01-02/1382/10 от 02.06.2010, оспорило его в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 30 ЗК РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В свою очередь, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 41:01:010119:19 был сформирован под фактическое пользование на условиях аренды для эксплуатации движимого имущества АЗС стационарного типа (л.д. 25-27), а не для строительства, в связи с чем, учитывая вышеназванные нормы права, арбитражный суд приходит к выводу о том, что основания для применения к рассматриваемым правоотношения пункта 6 статьи 30 ЗК РФ отсутствуют.
Документы, свидетельствующие о том, что земельный участок кадастровый номер 41:01:010119:19 сформирован под строительство, материалы дела не содержат, в судебное заседание ООО «БАС» не представлены.
Довод заявителя о том, что земельный участок кадастровый номер 41:01:010119:19 должен быть предоставлен ООО «БАС» под строительство недвижимого имущества без проведения торгов (конкурсов, аукционов), основан не неверном толковании норм действующего законодательства по вышеизложенным основаниям.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого АПК РФ предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложена на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
На основании установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, арбитражный суд считает, что оспариваемый отказ, оформленный письмом № 01-02/1382/10 от 02.06.2010, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества на предоставление земельного участка в аренду для эксплуатации АЗС стационарного типа, в связи с чем требование заявителя удовлетворению не подлежит в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, согласно которой в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
ООО «БАС» при подаче заявления уплачена в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 4000,00 руб., из которой 2000,00 руб. в соответствии со статьей 104 АПК РФ подлежит возврату, поскольку уплачена в большем размере, чем это предусмотрено при рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (глава 24 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 104, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
отказать в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «БАС» о признании незаконным отказа первого заместителя главы Петропавловск-Камчатского городского округа, оформленного письмом № 01-02/1382/10 от 02.06.2010, в предоставлении земельного участка под строительство недвижимого имущества без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Выдать обществу с ограниченной ответственностью «БАС» справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 2000,00 руб., как ошибочно уплаченной при подаче заявления платежным поручением № 50 от 15.06.2010.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья И.Ю. Жалудь