ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-2572/09 от 14.08.2009 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2572/2009

17 августа 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 августа 2009 года. Полный текст решения изготовлен 17 августа 2009 года

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Иванушкиной К.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Дальневосточное окружное управление геодезии и картографии

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Геострой» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии:

от заявителя

не явились

от лица, привлекаемого

к административной ответственности

Каëшкин А.А. – директор, приказ от 05.03.2007 №5;

ФИО2 – по доверенности от 14.09.2009

установил:

Дальневосточное окружное управление геодезии и картографии Федерального агентства геодезии и картографии Министерства транспорта РФ (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Геострой» (далее - Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Управление направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в связи с чем суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя на основании части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Представитель Общества в судебном заседании требования по заявлению не признал, просит в удовлетворении требований отказать. Полагает, что административным органом не доказан факт совершения административного правонарушения. Пояснил, что с ноября 2008 года геодезическую деятельность Общество не осуществляет. Считает, что Инструкция о порядке контроля и приемки геодезических, топографических и картографических работ ГКИНП (ГНТА)-17-004-99 касается только работ и продукции, подлежащих государственной приемке и указанных в Инструкции, а работы, не указанные в ней, могут исполняться и приниматься по техническим проектам заинтересованных организаций.

В отношении довода заявителя об отсутствии в штате Общества специалистов, выполняющих геодезические работы, пояснил, что специалисты привлекались на основании трудовых договоров. В подтверждение представил следующие документы: трудовой договор от 15.08.2005 № 20 с ФИО3 (на срок до 15.08.2010); квалификационный аттестат от 31.03.2005 № 156950 на имя ФИО3, согласно которому он обладает необходимыми профессиональными качествами для осуществления инженерно-геодезических изысканий в качестве горного инженера-маркшейдера ООО «Геострой»; диплом ЭВ № 699337. Кроме того, директор Общества является дипломированным специалистом по специальности «Прикладная геодезия» (диплом ЗВ № 296979).

Также представитель Общества не согласен с доводами административного органа об отсутствии приборов, принадлежащих ООО «Геострой» на праве собственности или других законных основаниях. Представил для приобщения к материалам дела доказательства, подтверждающие наличие у Общества на законных основаниях геодезических приборов.

Выслушав пояснения представителей Общества, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ доказательства по делу, суд считает, что заявление Управления о привлечении ООО «Геострой» к административной ответственности не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании геодезической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2006 года №705 (далее – Положение о лицензировании) геодезическая деятельность подлежит обязательному лицензированию.

ООО «Геострой» имеет лицензию на осуществление геодезической деятельности от 02.06.2005 № ДВГ-00494Г.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) руководителя Дальневосточного окружного управления геодезии и картографии ФИО4 от 04.06.2009 № 28-2/1225 в период с 25.06.2009 по 26.06.2009 заместителем главного государственного инспектора по геодезическому надзору Дальневосточной территориальной зоны ФИО5 проведена плановая проверка соблюдения Обществом лицензионных требований и условий осуществления геодезической деятельности.

В ходе проверки выявлены нарушения Обществом лицензионных требований и условий осуществления геодезической деятельности, установленных подпунктами «а», «г», «д» пункта 3 и подпунктами «а», «в» и «г» пункта 4 Положения о лицензировании, которые зафиксированы в акте проверки от 26.06.2009:

1.1. нарушаются требования п. 2.4.8 Перечня топографо-геодезических, картографических, аэросъемочных материалов и материалов космической съемки с указание сроков их хранения, ГКМНП-17-003-87, согласно которому полевые материалы (журналы или распечатки геодезических измерений, электронные файлы в ПЭВМ с записями полевых измерений), ведомости вычислений координат точек съемочных ходов, технические отчеты должны храниться согласно указанным в инструкции срокам (технический отчет «Топографическая съемка М 1:500 территории Тымлатского рыбокомбината» отсутствует (нарушен п. 3 «а» Положения о лицензировании);

1.2. технические отчеты (пояснительные записки по выполненным геодезическим работам) по объекту «Исполнительная съемка отсыпки жилого района с. Тиличики» оформляются с нарушением требований раздела 23 «Инструкции по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500» ГКИНП-02-033-82 (нарушен п. 3 «а» Положения о лицензировании);

1.3. в нарушение п. 3.1 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации, ГКИНП-17-002-93 геодезические работы не зарегистрированы;

1.4. нарушены требования в получении координат исходных пунктов на объекте «Исполнительная съемка отсыпки жилого района с. Тиличики», а именно пункт 5 Инструкции о порядке передачи сведений о координатах геодезических пунктов и географических объектов территории Российской Федерации иностранным государствам и международным организациям», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.02.1996 № 120; пункты 10.3, 10.7 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации, ГКИНП-17-002-93 и п. 2.5 Инструкции о порядке предоставления в пользование и использования материалов и данных Федерального картографо-геодезического фонда, ГКИНП (ГНТА)-17-267-02 (нарушен пункт 3 «г» Положения о лицензировании);

1.5. не представляются сведения о пунктах геодезической сети и их состоянии, используемых при выполнении геодезических работ, чем нарушены требования п. 5 Положения об охранных зонах и охране геодезических пунктов на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.1996 № 1170; п. 9.3 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации, ГКИНП-17-002-93 (нарушен пункт 3 «д» Положения о лицензировании);

1.6. отсутствует подтверждение о наличии специалистов, выполняющих геодезические работы (нарушен пункт 4 «а» Положения о лицензировании);

1.7. отсутствуют приборы, принадлежащие Обществу на праве собственности или других законных основаниях, чем нарушен пункт 4 «в» Положения о лицензировании;

1.8. не обеспечивается контроль над соответствием качества выполняемых геодезических работ (отсутствует на объекте «Исполнительная съемка отсыпки жилого района с. Тиличики) требованиям нормативно-технических документов в области геодезической деятельности, нарушены требования пунктов 3.1, 3.3, 3.4, 62, 6.3 Инструкции о порядке контроля и приемки геодезических, топографических и картографических работ, ГКИНП (ГНТА)-17-004-99 (нарушен пункт 4 «г» Положения о лицензировании).

29.06.2009 заместителем главного государственного инспектора по геодезическому надзору Дальневосточной территориальной зоны ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении № 9, в котором указано, что Обществом нарушены пункты 3 (а, г, д) и 4 (а, в, г) Положения о лицензировании. Действия Общества квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий.

В соответствии с пунктом 5 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30.09.2005 № 115 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федерального агентства геодезии и картографии и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» заместители руководителей территориальных органов Федерального агентства геодезии и картографии – заместители главных государственных инспекторов по геодезическому надзору за геодезической и картографической деятельностью на соответствующей территории уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

На основании изложенного суд считает, что протокол об административном правонарушении от 29.06.2009 № 9 составлен полномочным должностным лицом.

В соответствии со статьями 2, 6, 12 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензиатом обязательно выполнение требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретных видов деятельности.

В силу подпунктов «а», «г», «д» пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности, являются:

- соблюдение порядка организации геодезических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О геодезии и картографии»;

- соблюдение правил использования и обеспечения сохранности полученных во временное пользование геодезических материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, а также их возвращения в установленные сроки в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О геодезии и картографии»;

- соблюдение требований по охране пунктов государственных геодезических сетей в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О геодезии и картографии».

Кроме того, в соответствии с подпунктами «а», «в» «г» пункта 4 указанного Положения лицензионными условием осуществления геодезической деятельности является:

- наличие в штате юридического лица - соискателя лицензии (лицензиата) работников, имеющих высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по специальности «геодезия» и стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 3 лет;

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании геодезических приборов и оборудования, необходимых для проведения заявленных геодезических работ;

- обеспечение лицензиатом контроля за соответствием качества выполняемых геодезических работ требованиям нормативно-технических документов в области геодезической деятельности.

Нарушение указанных условий образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Поскольку именно протокол об административном правонарушении является необходимым основанием для привлечения к административной ответственности и именно он в силу закона предоставляет лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ряд гарантий защиты прав, он должен быть оформлен в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 28.2. КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Как установлено судом, в протоколе от 29.06.2009 четко не определено событие административного правонарушения, не указано, в чем конкретно выразилось нарушение требований лицензионного законодательства о геодезической деятельности, а именно подпунктов «а», «г» и «д» пункта 3, подпунктов «а», «в» «г» пункта 4 Положения о лицензировании.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении Управлением требований, закрепленных в статье 28.2 КоАП РФ, поскольку эти нарушения не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Кроме того, как видно из акта проверки (пункты 1.1, 1.2), в нарушение подпункта 3 «а» Положения о лицензировании Обществу вменяется отсутствие технического отчета «Топографическая съемка М 1:500 территории Тымлатского рыбокомбината» (нарушен п. 2.4.8 Перечня топографо-геодезических, картографических, аэросъемочных материалов и материалов космической съемки с указание сроков их хранения, ГКМНП-17-003-87), а также оформление е няетсянзировании выразиось административного органа, нарушение подпункта 3 "_________________________________________технических отчетов (пояснительные записки по выполненным геодезическим работам) по объекту «Исполнительная съемка отсыпки жилого района с. Тиличики» с нарушением требований раздела 23 «Инструкции по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500» ГКИНП-02-033-82.

Вместе с тем, пункт 2.4.8 вышеуказанного Перечня устанавливает срок хранения технического отчета о выполненных работах, а не ответственность за его отсутствие.

Раздел 23 «Инструкции по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500» ГКИНП-02-033-82 устанавливает требования к составлению технических отчетов.

Как видно из материалов дела, работы по объекту «Исполнительная съемка отсыпки жилого района с. Тиличики» выполнены в 2008 году в период с 20.04.2008 по 30.04.2008. Доказательств того, что пояснительные записки по выполненным геодезическим работам по данному объекту выполнены с нарушениями, материалы дела не содержат, сами пояснительные записки в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Пояснительные записки по выполненным геодезическим работам, как видно из акта, составлялись в апреле 2008 года. Таким образом, пропущен срок привлечения к административной ответственности по данному эпизоду.

В пункте 1.3 акта проверки указано, что в нарушение п. 3.1 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации, ГКИНП-17-002-93 геодезические работы не зарегистрированы. Однако, сведения о том, какие именно геодезические работы на зарегистрированы, в какие сроки такая регистрация должна быть осуществлена, нарушение какого пункта Положения о лицензировании допущено в данном случае, в акте проверки также отсутствуют.

Согласно пункту 1.4 акта нарушение Обществом пункта 3 «г» Положения о лицензировании выразилось в несоблюдении требований в получении координат исходных пунктов на объекте «Исполнительная съемка отсыпки жилого района с. Тиличики», а именно пункта 5 Инструкции о порядке передачи сведений о координатах геодезических пунктов и географических объектов территории Российской Федерации иностранным государствам и международным организациям», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.02.1996 №120; пункты 10.3, 10.7 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации, ГКИНП-17-002-93 и п. 2.5 Инструкции о порядке предоставления в пользование и использования материалов и данных Федерального картографо-геодезического фонда, ГКИНП (ГНТА)-17-267-02 (нарушен пункт 3 «г» Положения о лицензировании).

Как установлено ранее, работы по названному объекту выполнялись в апреле 2008 года, то есть и в данном случае пропущен двухмесячный срок на привлечение к административной ответственности.

Согласно пункту 1.5 акта проверки о несоблюдении Обществом пункта 3 «д» Положения о лицензировании, по мнению административного органа, свидетельствует не представление Обществом сведений о пунктах геодезической сети и их состоянии, используемых при выполнении геодезических работ, чем нарушены требования п. 5 Положения об охранных зонах и охране геодезических пунктов на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.1996 № 1170; п. 9.3 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации, ГКИНП-17-002-93.

Вместе с тем, в акте проверки отсутствуют данные о том, по каким именно геодезическим работам Обществом не представляются сведения.

В пункте 1.6 акта указано, что Обществом нарушен пункт 4 «а» Положения о лицензировании, а именно отсутствует подтверждение о наличии специалистов, выполняющих геодезические работы.

В силу подпункта 4 «а» Положения о лицензировании лицензионным условием осуществления геодезической деятельности является наличие в штате юридического лица – соискателя лицензии (лицензиата) работников, имеющих высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по специальности «геодезия» и стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 3 лет.

В акте проверки зафиксировано (пункт 4.1), что директор Общества ФИО1 имеет высшее образование по специальности «Прикладная геодезия» и стаж работы в области геодезии и картографии 14 лет, приказ о назначении №05 от 05.03.2007. Факт отсутствия в штате иных работников не свидетельствует о нарушении Обществом подпункта 4 «а» Положения о лицензировании. Помимо этого, Обществом представлен трудовой договор от 15.08.2005 № 20 с ФИО3, который отвечает требованиям Положения о лицензировании, что подтверждается дипломом ЭВ № 699337 от 14.06.1996, квалификационным аттестатом от 31.03.2005.

В пунктах 1.7-1.8 акта указано, что отсутствуют приборы, принадлежащие Обществу на праве собственности или других законных основаниях, а также не обеспечивается контроль над соответствием качества выполняемых геодезических работ (отсутствует на объекте «Исполнительная съемка отсыпки жилого района с. Тиличики) требованиям нормативно-технических документов в области геодезической деятельности, нарушены требования пунктов 3.1, 3.3, 3.4, 62, 6.3 Инструкции о порядке контроля и приемки геодезических, топографических и картографических работ, ГКИНП (ГНТА)-17-004-99, чем нарушены пункты 4 «в», «г» Положения о лицензировании.

Вместе с тем, пункт 4 Положения о лицензировании устанавливает лицензионные условия осуществления   геодезической деятельности, а как видно из акта проверки и административным органом не оспаривается, с ноября 2008 года такая деятельность Обществом не осуществлялась. В связи с чем, суд признает неправомерным вменение Обществу указанных нарушений пункта 4 Положения о лицензировании.

На основании изложенных выше обстоятельств суд пришёл к выводу, что Управление не доказало наличие оснований для привлечения Общества к административной ответственности.

Помимо этого, судом установлено существенное нарушение требований, закрепленных в статье 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, поскольку допущенные нарушения носят существенный характер и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах требования Управления удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья К.Ю. Иванушкина