ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-2636/09 от 14.07.2009 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2636/2009

14 июля 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 16 июля 2009 г.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Е.B. Вертопраховой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.Ю. Юдиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

индивидуального предпринимателя Волосухина Олега Владимировича

о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Елизовского городского поселения № 5 от 11.06.2009

при участии:

от заявителя:

–Волосухин О.В. предприниматель; паспорт

от Административной комиссии Елизовского городского поселения :

– представитель не явился

установил:

Индивидуальный предприниматель Волосухин Олег Владимирович (далее – ИП Волосухин О.В.; индивидуальный предприниматель; предприниматель; заявитель) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Елизовского городского поселения (далее – административная комиссия; административный орган) по делу об административном правонарушении № 5 от 11.06.2009 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по статье 10 Закона Камчатского края № 209 от 19.12.2008 «Об административных правонарушениях» (далее – Закон Камчатского края № 209). В обоснование заявитель ссылается на пункт 1.5, подпункт 1.5.1, пункт 2.2 Положения об организации благоустройства, обеспечении чистоты и порядка Елизовском городском поселении, утверждённого решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения № 162 от 30.03.2007 (далее – Положение об организации благоустройства), часть 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( далее – КоАП РФ), Закон Камчатского края № 209 и утверждает о незаконном привлечении его к административной ответственности за отсутствие договора на вывоз мусора и талона на приём мусора, поскольку уборка территорий, в том числе гражданами, производится на основании решения о передаче (закреплении) за ними земельных участков, которого заявитель не имеет; о нарушении права на защиту, в связи с поздним извещением предпринимателя о дате рассмотрения административной комиссией дела об административном правонарушении; об отсутствии в Законе Камчатского края № 209 и Положении об организации благоустройства понятия благоустройства.

В представленном отзыве административная комиссия возражает против заявленных требований предпринимателя. Считает, что поскольку индивидуальным предпринимателем не выполнена обязанность, предусмотренная пунктом 2.19 Положения об организации благоустройства, выразившаяся в отсутствии договора на вывоз мусора и талонов на приём мусора эксплуатирующей специальной организации, то действия последнего правильно квалифицированы по статье 10 Закона Камчатского края № 209. Кроме того, утверждает о том, что предприниматель добровольно не реализовал своё право на защиту, поскольку извещение от 05.06.2009 № 3 о дате и времени заседания административной комиссии направлялось по почте и поступило в адрес последнего 08.06.2009, о чём свидетельствует штамп на конверте, а также копия извещения была доставлена заявителю на дом, что подтверждается его подписью на втором экземпляре извещения.

В судебном заседании предприниматель полностью поддерживает требования по основаниям, изложенным в заявлении. В дополнение ссылается на пункт 5 Указа Президента Российской Федерации № 65 от 29.01.1992 и Указа Президента Российской Федерации № 657 от 23.06.1992, согласно которым местные органы власти и управления должны содействовать свободной торговле предприятий и граждан, при этом обратив особое внимание на оборудование мест торговли, поддержание в них общественного порядка и соблюдение норм и правил.

Административный орган, извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечил. 13.07.2009 заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Вместе с отзывом представил материалы административного дела.

Выслушав доводы заявителя, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) письменные доказательства по делу, арбитражный суд считает, что требование предпринимателя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 12.05.2009 старшим сержантом милиции ОВД по Елизовскому МР УВД по Камчатскому краю в присутствии двух свидетелей составлен протокол ПР № 034287 об отсутствии у индивидуального предпринимателя Волосухина О.В., в нарушение правил благоустройства территорий городских округов и поселений, установленных органами местного самоуправления городских округов и поселений в Камчатском крае, договора на вывоз мусора и талонов на приём мусора эксплуатирующей специальной организации. Данный протокол направлен председателю административной комиссии Елизовского городского поселения для решения вопроса о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности. Административная комиссия, рассмотрев дело об административной правонарушении, установила нарушение предпринимателем положения об организации благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Елизовского городского поселения, утверждённого решением Собрания Депутатов Елизовского городского поселения от 30.03.2007 № 162 и статьи 10 Закона Камчатского края № 209 от 19.12.2008 «Об административных правонарушениях», о чём составлен протокол № 5 от 11.06.2009. В этот же день вынесено постановление № 5 о привлечении ИП Волосухина О.В. К административной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона Камчатского края № 209, в виде взыскания штрафа в сумме 2500 руб. и представление исх. № 10 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении № 5, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 10 Закона Камчатского края № 209 от 19.12.2008 «Об административных правонарушениях» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) нарушение правил благоустройства территорий городских округов и поселений, установленных органами местного самоуправления городских округов и поселений в Камчатском крае – влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Правила благоустройства территории городских округов и поселений установлены, в том числе, Положением об организации благоустройства, обеспечении чистоты и порядка на территории Елизовском городском поселении, утверждённым решением собрания депутатов Елизовского городского поселения № 162 от 30.03.2007.

Пунктом 9.7 Положения об организации благоустройства установлено, что лица, нарушившие требования настоящего Положения привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Привлекая предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона № 209, административный орган сослался на нарушение ИП Волосухина О.В. правил благоустройства, содержащихся в Положении об организации благоустройства, но какой конкретно пункт данного Положения был нарушен предпринимателем, не имеющим договора на вывоз мусора и талона на приём мусора эксплуатирующей специальной организации, административный орган в своем постановлении не указал.

Согласно п. 1.5 Положения об организации благоустройства вся территория Елизовского городского поселения должна быть закреплена за предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовых норм и физическими лицами для регулярной или периодической уборки и контроля за соблюдением чистоты и порядка. Закрепление территории, находящейся в собственности муниципального образования, осуществляется на основании решения исполнительного органа местного самоуправления муниципального образования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 1.5.1 Положения). Пунктами 2.2 и 2.3 Положения предусмотрено, что уборка территории производится предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на основании решения о передаче (закреплении) за ними земельных участков целевым назначением на правах, предусмотренных законодательством. Благоустройство и уборка незакреплённых за юридическими и физическими лицами территорий производится эксплуатирующей организацией. Финансирование расходов по благоустройству и уборке указанной территории производится за счет средств местного бюджета.

Доказательств наличия решения о передаче (закреплении) за предпринимателем земельного участка целевым назначением, в связи с которым он обязан производить уборку территории, находящейся в собственности муниципального образования материалы дела не содержат. Обязанность для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (осуществляющих деятельность на территории городского поселения), иметь договор на вывоз мусора и талон на приём мусора Положением не установлена.

Как видно из материалов дела, в протоколе об административном правонарушении, в нарушение статьи 28.2 КоАП РФ не указаны место время и событие административного правонарушения, содержится указание только на то, что ИП Волосухин О.В. не имеет договора на вывоз мусора, а также талонов на приём мусора эксплуатирующей специальной организации. Каких-либо сведений о том, каким образом был установлен факт правонарушения – нарушение правил благоустройства территории – и какой территории, протокол об административном правонарушении не содержит. Не содержит протокол и ссылок на то, что 12.05.2009 производилась фотосъемка места совершения правонарушения, хотя материалы административного дела содержат фотокопию передвижного торгового киоска (фургона) на уличной территории. Кому именно принадлежит прилегающая территория также не представляется возможным выяснить, так как фотоснимок не содержит никаких опознавательных знаков.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения предпринимателем, выразившемся в нарушении Правил благоустройства территории городских округов и поселений, административной комиссией не установлен.

Кроме того, в нарушение части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, предусматривающей рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствии лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, только если имеются данные о надлежащем извещении такого лица о времени и месте рассмотрения дела, административный орган рассмотрел материалы дела об административном правонарушении в отсутствие индивидуального предпринимателя. Копия уведомления и копия конверта, представленные административной комиссией в качестве доказательства надлежащего извещения предпринимателя о времени и месте рассмотрения дела, не принимаются судом, поскольку на уведомлении с почтовым штампом г. Елизово 08.06.2009, нет отметки о вручении, адрес на уведомлении и конверте указан: город Елизово, улица 40 лет Октября, 163, тогда как адрес предпринимателя: город Елизово, улица 40 лет Октября, дом 1, квартира 63. Копия письма об извещении предпринимателя от 05.06.2009 исх. № 3, представленная административным органом в доказательство надлежащего извещения заявителя также не принимается судом в качестве доказательства, поскольку подпись, проставленная на данной копии с отметкой «получено 09.06.2009 «подпись имеется», отличается от подписи предпринимателя, проставленной в протоколе об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что привлекая заявителя к административной ответственности, административным органом не доказаны наличие события административного правонарушения, факт совершения предпринимателем административного правонарушения, выразившийся в нарушении правил благоустройства территории городских округов и поселений, а также нарушена процедура привлечения последнего к административной ответственности.

В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах, постановления административной комиссии Елизовского городского поселения по делу об административном правонарушении № 5 от 11.06.2009 подлежит признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление индивидуального предпринимателя Волосухина Олега Владимировича удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Елизовского городского поселения № 5 от 11.06.2009.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней с момента его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья Е.В. Вертопрахова