АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2648/2012
25 июля 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 25 июля 2012 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Е.B. Вертопраховой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сюртуковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению
Потребительского гаражно-строительного кооператива «Северный» в лице председателя ФИО1
к
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
- об отмене решения от 28.10.2011 № 907,
- о признании незаконными действий налогового органа,
- об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и о восстановлении его в ЕГРЮЛ
при участии:
от заявителя
– ФИО1 председатель кооператива; выписка из протокола общего собрания членов кооператива от 12.04.2009, паспорт;
от Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю:
- ФИО2 специалист 1 разряда юридического отдела по доверенности от 29.12.2011 № 02-83 (сроком до 31.12.2012)
установил:
Потребительский гаражно-строительный кооператив «Северный» (далее – ПГСК «Северный»; кооператив; заявитель) в лице председателя ФИО1 обратился в суд с заявлением об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России № 3 по Камчатскому краю; межрайонная инспекция; налоговый орган; ответчик; регистрирующий орган) от 28.10.2011 № 907 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) как не соответствующего Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю, связанных с исключением ПГСК «Северный» из ЕГРЮЛ и об обязании Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПГСК «Северный», и восстановить последнего в ЕГРЮЛ. В обоснование требований ссылается на статьи 21.1, 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ), пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), и утверждает о том, что оспариваемое решение налогового органа и его действия, связанные с исключением ПГСК «Северный» из ЕГРЮЛ, не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы кооператива и создают препятствия для осуществления последним экономической деятельности. Регистрирующий орган в рассматриваемом случае не учёл, что из положений Федерального закона № 129-ФЗ не следует, что наличие совокупности признаков, свидетельствующих о признаках недействующего юридического лица, а именно: непредставление ПГСК «Северный» налоговой отчетности и отсутствие сведений об открытых им банковских счетах, императивно влечёт исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Нормы данной статьи направлены на исключение из реестра юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность. Кроме того, межрайонной инспекцией в нарушение закона, при размещении информации в журнале «Вестник государственной регистрации», не указаны сведения предусмотренные статьей 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, в том числе сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Также, указывает, что об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц ПГСК «Северный» заявитель узнал 23.04.2012 при участии в судебном заседании по заявлению ФИО3 о признании права собственности на гараж.
От Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю в суд поступил отзыв, в котором налоговый орган считает заявление ПГСК «Северный» не подлежащим удовлетворению, в связи с его необоснованностью. При этом, ссылаясь на положения статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, полагает, что действия налогового органа в части исключения ПГСК «Северный» из ЕГРЮЛ правомерны, поскольку оспариваемое решение принято на основании справок от 26.10.2011 № 181-О «о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах», № 957-С «об отсутствии в течение 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов». В представленном отзыве указано, что оспариваемое решение о предстоящем исключении было опубликовано 25.11.2009 в журнале «Вестник государственной регистрации». В связи с отсутствием заявлений от заинтересованных лиц ПГСК «Северный» исключен из ЕГРЮЛ 24.04.2012. Вместе с тем в адрес кооператива направлялось письмо от 02.05.2012 о принятии решения налогового органа о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Представитель кооператива в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Полагает, что межрайонная инспекция при вынесении оспариваемого решения и совершении обжалуемых действий не учла, что из буквального содержания пункта 3 статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ следует, что открытие счета в банке не является для некоммерческого объединения обязательным. Представила для приобщения к материалам дела письмо межрайонной инспекции от 07.04.2010 № 04-16/08430.
Представитель налогового органа требования не признал по доводам, изложенным в отзыве. Просит отказать в удовлетворении требований заявителя. Также сообщил о том, что кроме решения о предстоящем исключении, никакого больше решения межрайонная инспекция не принимала, а по прошествии трех месяцев исключила кооператив из ЕГРЮЛ.
Арбитражный суд, рассмотрев пояснения представителя заявителя о дате извещения его об исключении кооператива из ЕГРЮЛ, представленные документы, учитывая отсутствие доказательств со стороны налогового органа, опровергающих данное утверждение заявителя, считает заявление о признании недействительным решения межрайонной инспекции о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, а также о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, поданным в срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ), арбитражный суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Администрации Елизовского районного муниципального образования от 27.08.1981 № 335 создан ПГСК «Северный».
17.07.2000 ПГСК «Северный» поставлен на учет в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, с присвоением ИНН/КПП <***>/410501001.
28.10.2011 Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю принято решение № 907 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Данное решение опубликовано в Вестнике государственной регистрации часть 2 № 43 (350) от 02.11.2011.
Не получив каких-либо заявлений от заинтересованных лиц, ответчик 24.02.2012 произвел в ЕГРЮЛ запись за Государственным регистрационным номером 2124177006050 об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
ПГСК «Северный», посчитав, что указанное решение налогового органа и действия межрайонной инспекции, выразившиеся в исключении кооператива из ЕГРЮЛ, не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.
В силу положений пунктов 8, 9 статьи 22 Федерального закона № 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
ПГСК «Северный» обратился в арбитражный суд в течение указанного срока.
Федеральный закон от 02.07.2005 № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» регламентирует процедуру исключения недействующих юридических лиц по решению регистрирующего (налогового) органа из единого государственного реестра юридических лиц.
Исключение недействующих юридических лиц из государственного реестра представляет собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, фактически прекратившего деятельность, по решению регистрирующего (налогового) органа, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.
Статья 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ предусматривает исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (пункт 2 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ).
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Пунктом 7 статьи 22 Федерального закона № 129-ФЗ определено, что если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 названного Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
В соответствии с Методическими рекомендациями по организации работы регистрирующих (налоговых) органов по реализации положений Федерального закона от 02 июля 2005 № 83-ФЗ, приведенными в письме Федеральной налоговой службы от 09.08.2005 года № ЧД-6-09/668@, доказательством, свидетельствующим о фактическом неосуществлении юридическим лицом деятельности, является одновременное наличие в регистрирующем (налоговом) органе:
документа соответствующего структурного подразделения налогового органа по месту нахождения юридического лица, подтверждающего факт непредставления юридическим лицом в течение последних двенадцати месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
документа банка, в котором открыт счет недействующего юридического лица, подтверждающего отсутствие операций по банковскому счету, или документа налогового органа по месту нахождения юридического лица, подтверждающего факт отсутствия в налоговом органе информации о наличии у юридического лица открытых банковских счетов.
Перечисленные документы также указаны как основания для внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица в Правилах ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 «О едином государственном реестре юридических лиц».
Как установлено арбитражным судом, оспариваемое решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ от 28.10.2011 принято Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю на основании справок от 26.10.2011 № 957-О «о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах», № 957-С «об отсутствии в течение 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов».
Вместе с тем на момент принятия налоговым органом решения о признании ПГСК «Северный» недействующим лицом заявитель осуществлял хозяйственную (уставную) деятельность, о чём свидетельствуют представленные в материалы дела: договор энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) от 01.11.2007 № 1058Е с приложениями, соглашение от 01.12.2009 о внесении изменений в договор энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) № 1058Е, распоряжение от 24.02.2010 № 4 «О допуске на территорию котельных №№ 1, 2», акт об осуществлении технологического присоединения от 13.01.2011, соглашение от 05.07.2011 о внесении изменений в договор энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) от 01.11.2007 № 1058Е, ведомости электропотребления за октябрь-декабрь 2011 года, январь-май 2012 года, квитанции об оплате электроэнергии от 28.10.2011, от 28.11.2011, от 26.12.2011, от 06.02.2012, от 28.02.2012, от 29.03.2012, от 04.05.2012, от 29.05.2012.
При этом расчёты велись в наличной форме из средств ПГСК «Северный», в связи с чем, открытие банковских счетов не требовалось.
Таким образом, отсутствие у регистрирующего органа сведений об открытых банковских счетах, не может являться основанием для признания заявителя недействующим юридическим лицом.
При таких обстоятельствах и с учетом вышеизложенного, ПГСК «Северный» не мог считаться недействующим юридическим лицом, в связи с чем, оспариваемый ненормативный правовой акт Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю и действия межрайонной инспекции, выразившиеся в исключении ПГСК «Северный» из ЕГРЮЛ, противоречат положениям Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, требования заявителя о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю № 907 от 28.10.2011 «о предстоящем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц» и о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в исключении Потребительского гаражно-строительного кооператива «Северный» из единого государственного реестра юридических лиц, подлежат удовлетворению.
При разрешении вопроса в отношении государственной пошлины, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 АПК РФ).
Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен подпунктом 1.1, согласно которому от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
По смыслу приведенной нормы, налоговые органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, когда они выступают в суде как в качестве истцов или заявителей по делу, так и в качестве ответчиков.
Статья 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая основания и порядок возврата или зачета уплаченной государственной пошлины, не предусматривает возврат уплаченной при обращении с заявлением в арбитражный суд государственной пошлины стороне, в пользу которой принято решение, со стороны, освобожденной от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истца или ответчика.
Исходя из содержания указанных норм права, налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины в бюджет при обращении с исковым заявлением, ходатайством в арбитражный суд (в качестве истца), при обращении в арбитражный суд при подаче апелляционной, кассационной или надзорной жалоб (в качестве ответчика), то есть при совершении юридически значимого действия, предполагающего уплату государственной пошлины.
Вышеизложенное не означает, что налоговый орган должен быть освобожден от взыскания в пользу заявителя судебных расходов, понесенных последним в связи с уплатой государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Принимая во внимание указанное выше, а также правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 № 7959/08, с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 400 руб., уплаченные при обращении кооператива с заявлением в суд.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 29, 101-103, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю № 907 от 28.10.2011 «о предстоящем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц» признать недействительным, как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю, выразившиеся в исключении Потребительского гаражно-строительного кооператива «Северный» из единого государственного реестра юридических лиц признать незаконными, как несоответствующие Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю в пользу Потребительского гаражно-строительного кооператива «Северный» в лице председателя ФИО1 судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.B. Вертопрахова