АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-271/2011
02 марта 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 02 марта 2011 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Довгалюка Д.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белоусовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению прокурора закрытого административно-территориального образования г. Вилючинска
о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии:
от заявителя:
не явились;
от лица, привлекаемого
к административной ответственности:
не явились
установил:
прокурор закрытого административно-территориального образования г. Вилючинска (далее – прокурор, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при осуществлении предпринимательской деятельности.
Заявитель и предприниматель своих представителей для участия в предварительном и судебном заседаниях не направили, о месте и времени предварительного и судебного заседаний извещены надлежащим образом. В силу положений части 3 статьи 205 АПК РФ арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие заявителя и лица, привлекаемого к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о нижеследующем.
Как следует из материалов дела, предприниматель имеет лицензию № АСС-41-101797 от 08.07.2008 года на право осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.
22.01.2011 года прокуратурой закрытого административно-территориального образования г. Вилючинска и сотрудниками ОГИБДД ОВД закрытого административно-территориального образования г. Вилючинска проведена совместная проверка деятельности предпринимателя по вопросу соблюдения требований транспортного законодательства, в ходе которой установлено осуществление деятельности по перевозке пассажиров на автобусе «SsangYongIstana» государственный регистрационный знак АА 595 с нарушениями лицензионных требований и условий, а именно отсутствие у водителя паспорта маршрута, графика движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населённых пунктов и других ориентиров, схемы маршрута с указанием опасных участков.
Прокурором 27.01.2011 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое в соответствии с положениями главы 25 АПК РФ вместе с заявлением направлено в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 128-ФЗ) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.
Согласно статье 2 названного Федерального закона выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензионные требования и условия представляют собой совокупность требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензиатом лицензируемого вида деятельности.
К лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров, в частности, согласно подпунктов «б» и «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 (далее - Положение о лицензировании) относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
К таким требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, в соответствии со ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» относится обязанность организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения (абзац 2 пункта 1).
К нормативным актам, регламентирующим безопасность дорожного движения при осуществлении перевозок пассажиров относятся Положение «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 2 от 08.01.1997, Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса № 15 от 30.03.1994, Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта № 27 от 09.93.1995.
В силу пунктов 5.7.2, 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утверждённого приказом Министра транспорта Российской Федерации № 27 от 09.03.1995, на каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должен быть составлен паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест; в указанные документы должны своевременно вноситься данные об изменении дорожных условий. Каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков.
Пунктами 1.3, 5.2.1, 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого приказом Министра транспорта Российской Федерации № 2 от 08.01.1997 (в редакции приказа Минтранса РФ от 18.07.2000 № 75), установлено, что владельцы автобусов обязаны: составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков; обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности). При этом под опасными участками понимаются участки автомобильных дорог, проезд по которым сопряжен с повышенным риском вовлечения в дорожно-транспортные происшествия либо повышенной тяжестью их последствий: участки, движение по которым связано с существенным изменением режимов движения; участки, на которых установлены или должны быть установлены предупреждающие дорожные знаки или проведены иные организационно - технические мероприятия (пункт 1.2.5 данного Положения).
В соответствии с пунктом 18 приказа Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» службой эксплуатации в порядке, определенном Инструкцией по заполнению паспорта автобусного маршрута, составляется паспорт маршрута по установленной форме, разрабатывается расписание движения автобусов, которое утверждается в установленном порядке.
Инструкцией по заполнению паспорта автобусного маршрута определено, что в паспорт включаются сведения, характеризующие маршрут: наличие линейных сооружений, остановочных пунктов, расстояния между ними, стоимость проезда, состояние дороги и др. В папке вместе с паспортом маршрута должно храниться как действующее расписание движения автобусов, так и все последующие.
Согласно рапорту помощника прокурора им, совместно с сотрудниками ОГИБДД ОВД закрытого административно-территориального образования г. Вилючинска, установлено, что 22.01.2011 с 10 часов 30 минут до 12 часов 40 минут индивидуальным предпринимателем ФИО1 осуществлялась перевозка пассажиров автомобильным транспортом марки «SsangYongIstana» государственный регистрационный знак АА 595, оборудованным для перевозки более 8 человек, по автобусному маршруту № 204 «г. Вилючинск – г. Петропавловск-Камчатский (КП)», при отсутствии у водителя паспорта маршрута, графика движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемы маршрута с указанием опасных участков (л.д. 14).
Из объяснения предпринимателя от 22.01.2011 следует, что 22.01.2011 он в 10 часов 00 минут выехал на маршрут № 204 «г. Вилючинск – г. Петропавловск-Камчатский (КП)» на автобусе «SsangYongIstana» государственный регистрационный знак АА 595 для осуществления предпринимательской деятельности. Паспорт маршрута на 2011 год находился у бригадира ФИО2 (л.д. 19).
Предприниматель не опроверг тот факт, что, выполняя 22.01.2011 регулярные автобусные перевозки, он не имел при себе графика движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, а также схему маршрута с указанием опасных участков.
В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1).
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2).
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), квалифицируется по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доказательств соблюдения предпринимателем требований подпунктов «б», «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, абзаца 2 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также пункта 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого приказом Министра транспорта Российской Федерации № 2 от 08.01.1997, материалы дела не содержат.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что нарушение, выразившееся в использовании транспортного средства в отсутствие графика движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, а также схемы маршрута с указанием опасных участков, является нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а, поэтому, учитывая наличие полномочий административного органа и оснований для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, заявление прокурора о привлечении предпринимателя к административной ответственности подлежит удовлетворению.
При этом суд приходит к выводу, что предприниматель за часть вменяемого деяния, а именно за отсутствие при себе паспорта маршрута, не может быть привлечен к административной ответственности по следующим основаниям.
В материалах дела имеется паспорт автобусного маршрута № 204 «г. Вилючинск – г. Петропавловск-Камчатский (КП)», и расписание автобусов движения по маршруту № 204, 206 утверждённое руководителем Агентства транспорта Камчатского края (л.д. 23, 24) а, следовательно, требования пункта 5.2.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого приказом Министра транспорта Российской Федерации № 2 от 08.01.1997, предпринимателем выполнены.
Названное Положение не предусматривает обязанности владельцев автобусов иметь паспорт маршрута при себе.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ФИО1, судом не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания, определяя его размер и вид, арбитражный суд учитывает характер совершённого правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, степень его вины, а также цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим ФИО1, так и другими лицами, и приходит к выводу о возможности назначить ФИО1 наказание в виде административного штрафа в размере 3200 рублей.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, имеющего основной государственный регистрационный номер 308414109800011, проживающего в <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 3200 рублей.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:
УФК по Камчатскому краю (Прокуратура Камчатского края)
Счет № 40101810100000010001
ИНН <***>
КПП 410101001
ОКАТО 30401000000
БИК 043002001
КБК 41511690010010000140
ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский.
Документ, свидетельствующий об оплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.
Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется копия настоящего решения на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства (нахождения) лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и принудительное исполнение производится непосредственно на основании такого решения.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья Д.Н. Довгалюк