ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-2722/10 от 24.08.2010 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2722/2010

27 августа 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 27 августа 2010 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Довгалюка Д.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Белоусовой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Елизовского городского поселения

о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю № 16/98 от 24.06.2010 года о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя:

ФИО1 – представитель по доверенности № 226 от 11.03.2010 года (сроком на один год);

от административного органа:

ФИО2 – представитель по доверенности № 2563 от 23.08.2010 года (сроком до 25.08.2010 года);

ФИО3 – представитель по доверенности № 2563 от 23.08.2010 года (сроком до 25.08.2010 года)

установил:

Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Елизовского городского поселения (далее – заявитель, Управление ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю (далее – административный орган, Управление) № 16/98 от 24.06.2010 года, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, ссылаясь на те обстоятельства, что Управление ЖКХ как структурное подразделение Администрации Елизовского городского поселения не выступает в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления и не является надлежащим субъектом административного правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ.

Заявитель указывает, что функции по организации сбора и вывоза мусора на территории Елизовского городского поселения Управление ЖКХ, как уполномоченный орган, осуществляет в полном объеме, в течение года заключаются муниципальные контракты и договоры на осуществление работ и по уборке и благоустройству общегородских территорий Елизовского городского поселения, придомовые территории укомплектованы контейнерами для сбора мусора, управляющие организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, ежедневно осуществляют уборку придомовой территории. Кроме того, 01.05.2010 года между Управлением ЖКХ и ООО «Восток» был заключен бессрочный договор № 17 на безвозмездное оказание услуг по очистке территории Елизовского городского поселения от металлических отходов, кузовов автомобильных и других отходов черных металлов. 01.06.2010 года между Управлением ЖКХ и ООО «Благоустройство города» заключен договор № 9 на выполнение работ по вывозу мусора с территорий несанкционированных свалок Елизовского городского поселения. 08.06.2010 года между Управлением ЖКХ и ФИО4 заключен бессрочный договор № 13 на безвозмездное оказание услуг по очистке территории Елизовского городского поселения от металлических отходов, кузовов автомобильных и других отходов черных металлов.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Указала, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении свалки были убраны. Данные свалки были выявлены только в ходе проведения Управлением проверки, при этом Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Елизовского городского поселения о местах несанкционированных свалок известно не было. В связи с чем, полагает, что на момент рассмотрения дела отсутствовал предмет административного правонарушения. Также считает, что уборку мусора с обнаруженных мест свалок должны были производить пользователи земельных участков.

Представители административного органа требования заявителя отклонили, полагают оспариваемое постановление законным и обоснованным, просят в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в представленном ранее отзыве. Пояснили, что тот факт, что до рассмотрения дела об административном правонарушении Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Елизовского городского поселения вывезло мусор с обнаруженных мест свалок, был учтен при назначении наказания в качестве смягчающего вину обстоятельства.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ доказательства по делу, суд считает, что оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.04.2010 года должностными лицами Управления на основании распоряжения Департамента федерального округа от 19.03.2010 года № 76 и приказа Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю от 08.04.2010 года № 61-пр в границах Елизовского городского поселения с целью обеспечения безопасного прохождения весеннего половодья 2010 года проведена предпаводковая рейдовая проверка. В ходе которой, при обследовании реки Авача на правом берегу, на расстоянии около 400 метров от территории гаражных кооперативов (34 км) по направлению в сторону автостанции, обнаружена очаговая свалка бытового и строительного мусора, общей площадью около 7 м2. На всем протяжении участка от улицы Береговой до перехода через реку Авача отмечены факты захламления береговой полосы реки Авача бытовыми отходами (пластиковые и стеклянные бутылки, полиэтиленовая пленка, мешкотара, картонная тара) и брошенными автомобильными кузовами. В частности была обнаружена очаговая свалка бытовых отходов, площадью около 5 м2 в районе гаражей, находящуюся на расстоянии около 100 м от перехода водовода через реку Авача. В ходе осмотра проведена фотосъемка, составлен акт от 22.04.2010 года № 1962/10-2.

Определением № 1962/10-8 от 18.05.2010 года в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Елизовского городского поселения возбуждено дело об административном правонарушении и проведении расследования.

10.06.2010 года государственным инспектором РФ по охране природы по Камчатскому краю ФИО5 в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Елизовского городского поселения составлен протокол об административном правонарушении № 1962/10-17 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

По рассмотрению указанного протокола, а также иных материалов дела об административном правонарушении вышеуказанным должностным лицом Управления вынесено постановление от 24.06.2010 года № 16/98, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке, обратившись в установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ срок в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как следует из текста оспариваемого постановления и протокола об административном правонарушении № 1962/10-17 несоблюдение заявителем экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами выразилось в нарушении требований природоохранного законодательства, в частности, части 1 статьи 7, части 1 и части 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 8, части 1 и части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», части 18 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 22 Федерального закона от 20.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучие населения».

Согласно части 1 статьи 8 и частям 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений.

В соответствии с частями 1, 2 стати 51 названного закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесены к вопросам местного значения.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Положению об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации Елизовского городского поселения Управление ЖКХ является юридическим лицом, входит в структуру Елизовского городского поселения и организует работы по благоустройству, обеспечению чистоты и порядка на территории Елизовского городского поселения.

Исходя из толкования вышеперечисленных правовых норм суд приходит к выводу, что Управление ЖКХ Администрации Елизовского городского поселения, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны – органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Таким образом, объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).

Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

Поскольку из материалов дела не усматривается, что загрязнение и захламление отходами береговой полосы реки Авача явилось результатом деятельности самого заявителя как юридического лица, суд приходит к выводу, что Управление ЖКХ является ненадлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения и у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения его к административной ответственности.

Кроме того, из содержания оспариваемого постановления и протокола об административном правонарушении следует, что Управлению ЖКХ Администрации Елизовского городского поселения фактически ненадлежащая организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с береговой полосы реки Авача, что по мнению суда, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Согласно положениям части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю № 16/98 от 24.06.2010 года о привлечении Управления ЖКХ Администрации Елизовского городского поселения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, надлежит признать незаконным и отменить полностью.

Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины судом не решался, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 110, 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю № 16/98 от 24.06.2010 года по делу об административном правонарушении признать незаконным и отменить полностью.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.



 Судья Д.Н. Довгалюк