ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-2724/2021 от 19.08.2021 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-2724/2021

19 августа 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 августа 2021 года.

Полный текст решения изготовлен августа 2021 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи М.В. Карпачева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.А.Канахиным, рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении акционерного общества «Почта России» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи  14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

третье лицо: ФИО1,

при участии:

от заявителя и третьего лица:

 не явились,

от лица, привлекаемого к административной ответственности:

ФИО2 – представитель по доверенности от 02.10.2019 № 41 АА 0660991 (сроком по 01.10.2022), диплом ИВС 0243213 №960 от 09.07.2002,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Камчатскому краю (далее – заявитель, Управление, Управление Роскомнадзора по Камчатскому краю) обратилось в арбитражный суд в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о привлечении акционерного общества «Почта России» (далее – Общество, АО «Почта России») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением суда от 08.06.2021 заявление принято к производству, рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства.

Определением суда от 28.07.2021 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ФИО1 и назначил предварительное судебное заседание на 19.08.2021.

В предварительное судебное заседание заявитель и третьего лицо не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В предварительном судебном заседании представить Общества требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. Указал на пропуск срока привлечения к административной ответственности.

Суд признал дело подготовленным к рассмотрению по существу и в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, перешел к рассмотрению дела в судебном заседании в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.

22.04.2021 в Управление поступило обращение гражданки ФИО1, согласно которому Общество отразило недостоверные сведения о весе почтового отправления

При рассмотрении вышеуказанного обращения административный орган установил, что  заказное письмо (без разряда) № 80092758502093 принято к пересылке 23.03.2021 в отделении почтовой связи (далее - ОПС) 683032 Петропавловск-Камчатский при весе 40 гр., поступило в доставочное ОПС 683006 Петропавловск-Камчатский - 25.03.2021, без нарушения контрольного срока пересылки. При получении в ОПС 683006 заказного письма №80092758502093 ФИО1 обратила внимание на небольшой вес отправления и попросила взвесить письмо. Фактический вес письма оказался 28 гр. Письмо было запечатано, никаких повреждений не было. При вскрытий конверта в нем оказался один документ на пяти листах, с указанными в нем приложениями, которых не было. По просьбе ФИО3 начальником ОПС 683006 составлен акт 51-в о разнице в весе при выдаче заказного письма № 80092758502093, масса которого при приеме составляла 40 гр., фактическая масса отправления при выдаче составила 28 гр.

Установив факт нарушения требований приказа ФГУП «Почта России» от 07.03.2019 № 98-п, подпункта «в» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи РФ от 31.07.2014 №234, 03.06.2021 должностным лицом Управления в отношении АО «Почта России» составлен протокол об административном правонарушении № АП-41/2/219, действия АО «Почта России» квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с положениями главы 25 АПК РФ данный протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность юридического лица за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Субъектами данного правонарушения являются граждане, юридические и должностные лица.

Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности. То есть, объективная сторона данного правонарушения образуется в результате совершения лицензиатом конкретных действий по осуществлению этой лицензируемой деятельности.

В соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона              от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.

В соответствии со статьей 3 Закона о лицензировании, лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

Лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Порядок оказания услуг почтовой связи на территории Российской Федерации регулируется Федеральными законами и Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон «О почтовой связи») операторы почтовой                 связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом «О связи».

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке. Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней; на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение тридцати дней (статья 37  Закона «О почтовой связи»).

Согласно статье 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон «О связи»), деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

В соответствии с пунктом 5 раздела XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 (действовавшего на дату совершения правонарушения), к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, АО «Почта Россия» имеет лицензию на осуществление услуг почтовой связи от 11.04.2018 № 162571 сроком до 11.04.2023.

Согласно пункту 4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 162571 лицензиат в соответствии с данной лицензией обязан обеспечить предоставление пользователю: приема почтовых отправлений,                     обработки почтовых отправлений, перевозки почтовых отправлений,                       доставки (вручения) почтовых отправлений, почтового перевода денежных средств.

Согласно пункту 5 лицензионных требований  лицензиат обязан оказывать услуги в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 46 Закона «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Согласно статье 2 Закона «О почтовой связи» почтовые отправления это адресованная письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры; письменная корреспонденция – это простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты.

В силу статьи 16 Закона «О почтовой связи» услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» (далее – Правила № 234) установлено, что операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

Приказом ФГУП «Почта России» от 07.03.2019 № 98-п утвержден порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, в соответствии с пунктом 5.4.1 которого вложение РПО должно соответствовать виду сдаваемого почтового отправления. Письменные сообщения пересылаются в письмах. Печатные издания, рукописи, деловые бумаги, фотографии - в бандеролях. Товарное вложение должно пересылаться в посылках и экспресс-отправлениях.

При единичном приеме РПО на операционном окне объекта почтовой связи или по месту нахождения отправителя почтовый работник должен выполнить следующие действия: взвесить РПО. РПО взвешивается со всеми сопроводительными бланками и самоклеящимся пакетом для документов (при пересылке бланков в самоклеящемся пакете для документов) (пункт 5.4.1.6 Порядка № 98-П).

При отсутствии оснований для отказа в приеме РПО в соответствии с п. 5.2.6 настоящего Порядка оператор взвешивает РПО, проставляет необходимые отметки (п.п. 4.3.10 - 4.3.11 настоящего Порядка), указывает на адресном ярлыке (сопроводительном бланке ф. Е1-в) фактический вес отправления; проводит операцию приема РПО на ПКТ (сканирует ШПИ (ШИ) почтового отправления, вводит величину веса, вид отправления, Ф.И.О. отправителя, реквизиты получателя РПО (индекс объекта почтовой связи - места вручения РПО, фамилия получателя/наименование организации), дополнительные услуги (при наличии), сумму объявленной ценности (при наличии), сумму наложенного платежа (при наличии), номера телефонов (при наличии)), при этом в ИС не вводятся адреса отправителя и адресата (пункт 5.4.2.1 Порядка № 98-п).

Вместе с тем, 23.03.2021 при приеме РПО № 80092758502093 в ОПС 683032 оператором взвешивание заказного письма № 80092758502093 не производилось, разница в весе не зафиксировалась.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу, что в деянии АО «Почты России» доказано событие вмененного административного правонарушения. При этом сам факт вменяемого правонарушения Общество фактически не оспаривается.

При таких обстоятельствах действия общества, образуют событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Факт совершения АО «Почта России» административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных административным органом доказательств.

Вместе с тем, заявление административного органа удовлетворению                          не подлежит в связи с истечением срока давности привлечения АО «Почта России» к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 03.06.2021 №АП-41/2/219 время и дата совершения административного правонарушения: 23.03.2021.

Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», учитывая, что данный срок привлечения к административной ответственности не подлежит восстановлению, суд в случае его пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).

Поскольку на день рассмотрения дела срок давности привлечения общества к административной ответственности истек, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении требований Управления о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, следует отказать.

Исходя из положений части 2 статьи 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается, поэтому в данном случае госпошлина в федеральный бюджет не взыскивается.

Руководствуясь статьями 167–170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в  Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                               М.В. Карпачев