АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2751/2013
01 ноября 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 01 ноября 2013 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Вертопраховой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Слюсаревой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению
открытого акционерного общества «Дальневосточный научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации»
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к
Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконными действий по включению в справку № 74 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.06.2013 задолженности по налогам и пеням на сумму 165697,26 руб. без указания сведений об утрате возможности ее взыскания, в связи с пропуском срока
при участии:
от заявителя:
ФИО1 представитель по доверенности
от 20.07.2012 (сроком на два года), приказы заявителя от 26.04.2010 №№ 1,4
от ИФНС России по городу Петропавловску-Камчатскому:
ФИО2 представитель по доверенности
от 09.01.2013 № 04-39/00007 (сроком до 31.12.2013)
установил:
открытое акционерное общество «Дальневосточный научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации» (далее – ОАО «ДальНИИГиМ»; общество; институт; заявитель; налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому (далее – ИФНС России по городу Петропавловску-Камчатскому; налоговый орган; инспекция) по включению в справку № 74 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.06.2013 задолженности по налогам и пеням на сумму 165697,26 руб. без указания сведений об утрате возможности ее взыскания, в связи с пропуском срока; о взыскании с налогового органа судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. В обоснование заявления институт ссылается на подпункт 10 пункта 1 статьи 32, подпункт 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), пункты 3, 4 Методических указаний по заполнению справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, утвержденных Приказом ФНС РФ от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@, Приказ МНС РФ от 10.08.2004 № САЭ-3-27/468@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками», Приказ ФНС РФ от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138@, и утверждает о том, что суммы задолженности, указанные в справке налогового органа № 74 по состоянию на 01.06.2013, в общем размере 165697, 27 руб., в том числе по: налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент в сумме 86245,86 руб. и 47865 руб.; налогу на прибыль в сумме 1108, 53 руб.; налогу на пользователей автодорог в сумме 10187,66 руб.; прочим местным налогам и сборам в сумме 4473,78 руб.; в Пенсионный фонд в сумме 4599,57 руб.; в ФСС в сумме 2553 руб.; ЕСН, зачисляемому в Федеральный бюджет в сумме 8663,86 руб., сложились у заявителя за период с 2004 года, право на принудительное взыскание которых инспекцией утрачено, следовательно, сведения о состоянии расчетов с бюджетом, указанные в справке последней, не отражают реального размера существующих налоговых обязательств общества, а действия налогового органа по отражению в справке № 74 задолженности, возможность взыскания которой утрачена и является безнадежной к взысканию, не соответствуют налоговому законодательству и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
В представленном в суд отзыве ИФНС России по городу Петропавловску-Камчатскому, ссылаясь на статью 59 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 № 16507/04, пункты 2.4, 4 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержденного Приказом ФНС РФ от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@, Приказ ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@, считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, в связи с их необоснованностью, сообщая о том, что: задолженность, отраженная в справке № 74 по состоянию на 01.06.2013 образовалась у налогоплательщика в результате передачи сальдовых остатков от Камчатского представительства Федерального государственного унитарного предприятия «Дальневосточного научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации согласно баланса № 114341 от 26.04.2010; после передачи сальдовых остатков в адрес налогоплательщика направлялось требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 35755 от 10.08.2012, налоговым органом вынесено решение о взыскании задолженности за счет денежных средств № 17885 от 24.09.2012 и этой же датой выставлены инкассовые поручения, частично исполненные 09.08.2013; требования заявителя о выдаче справки с указанием информации об утрате возможности взыскания сумм задолженности, указанной в ней, не основаны на нормах права; у налогового органа отсутствует обязанность по требованию налогоплательщика представлять справки, содержащие искаженную и недостоверную информацию; наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, поскольку не устанавливает каких-либо обязанностей по их уплате, не является основанием для взыскания платежей, то есть не влечет за собой негативных последствий для налогоплательщика.
21.10.2013 от заявителя вместе с сопроводительным письмом в суд поступили: возражения на отзыв от 30.08.2013, где налогоплательщик, ссылаясь на пункт 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 № 381-О-П, Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4381/09, полагает, что порядок и сроки процедуры принудительного взыскания задолженности четко регламентированы действующим законодательством и не могут носить произвольный характер, а действия налогового орган по выдаче справки № 74 от 01.06.2013, отражающей задолженность по обязательным платежам и пени в общей сумме 165697,26 руб., образовавшуюся в 2004 году, без указания информации об утрате возможности взыскания такой задолженности, являются незаконными; экземпляр решения Арбитражного суда Приморского края от 28.02.2013 по делу № А51-33061/2012.
В судебном заседании представитель ОАО «ДальНИИГиМ» поддержала требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, возражениях на отзыв налогового органа, представленных 21.10.2013.
Представитель ИФНС России по городу Петропавловску-Камчатскому в судебном заседании требования заявителя не признала в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд установил следующее.
ОАО «ДальНИИГиМ» обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому с запросом о предоставлении справки о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, взносам, на основании которого инспекцией выдана справка № 74 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.06.2013, где, в том числе, отражена задолженность налогоплательщика по уплате налогов (налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент) и пеней на общую сумму 165697,26 руб., сложившаяся из недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент в сумме 47865 руб. и пени по этому налогу - 86245,86 руб.; пеней по налогу на прибыль в сумме 1108, 53 руб.; пеней налогу на пользователей автодорог в сумме 10187,66 руб.; пеней по прочим местным налогам и сборам в сумме 4473,78 руб.; пеней по страховым взносам в Пенсионный фонд в сумме 4599,57 руб.; пеней по задолженности в ФСС в сумме 2553 руб.; пеней по ЕСН, зачисляемому в Федеральный бюджет в сумме 8663,86 руб.
Полагая, что действия налогового органа, выразившиеся в выдаче обществу справки № 74, содержащей сведения о задолженности налогоплательщика перед бюджетом, возможность взыскания которой утрачена, а именно о задолженности по уплате налогов и пеней на общую сумму 165697,26 руб., не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права, ОАО «ДальНИИГиМ» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Часть 1 статьи 198 АПК РФ предоставляет право гражданам, организациям и иным лицам обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ установлена обязанность налоговых органов представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Порядок выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам (выданной ИФНС России по городу Петропавловску-Камчатскому заявителю) содержится в приложении № 2 к Административному регламенту Федеральной налоговой службы по представлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н (Приказ Минфина России от 02.07.2012 № 99н вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования - 28.11.2012 в «Российской газете»).
Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.
Как указывает Высший Арбитражный суд Российской Федерации в Постановлении Президиума от 01.09.2009 № 4381/09, исходя из необходимости баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату налоговым органом возможности её взыскания.
Наличие или отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам, сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и финансовой стабильности. Поэтому включение без правовых оснований в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам сумм в качестве задолженности, в том числе по пени влечет негативные последствия для заявителя: нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности, создает ему препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, установлено судом и не опровергнуто налоговым органом, в оспариваемую заявителем задолженность, указанную в справке № 74, входит задолженность по уплате налогов на общую сумму 165697,26 руб., в том числе: недоимка по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент в сумме 47865 руб. и пени по этому налогу - 86245,86 руб.; пени по налогу на прибыль в сумме 1108, 53 руб.; пени налогу на пользователей автодорог в сумме 10187,66 руб.; пени по прочим местным налогам и сборам в сумме 4473,78 руб.; пени по страховым взносам в Пенсионный фонд в сумме 4599,57 руб.; пени по задолженности в ФСС в сумме 2553 руб.; пени по ЕСН, зачисляемому в Федеральный бюджет в сумме 8663,86 руб., являющаяся задолженностью прошлых лет, образовавшаяся в результате отражения сальдовых остатков Камчатского представительства ФГУП «Дальневосточный научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации», начиная с 2004 года по 18.08.2010, согласно информации, отраженной в сопроводительном письме налогового органа от 26.06.2013 № 100220 и данных налогового обязательства налогоплательщика на дату создания 25.06.2013 и 26.06.2013, данных о начислении пени на дату создания 26.06.2013 (л.д. 36-61), а также - пояснениям представителя ИФНС России по городу Петропавловску-Камчатскому, данным в судебном заседании – определение суда от 02.09.2013 по настоящему делу (л.д. 157).
На основании установленных выше фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что сроки для взыскания указанной выше задолженности, отраженной в справке № 74 по уплате налогов и пени на общую сумму 165697,26 руб., сложившейся из недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент в сумме 47865 руб. и пени по этому налогу - 86245,86 руб.; пеней по налогу на прибыль в сумме 1108, 53 руб.; пеней налогу на пользователей автодорог в сумме 10187,66 руб.; пеней по прочим местным налогам и сборам в сумме 4473,78 руб.; пеней по страховым взносам в Пенсионный фонд в сумме 4599,57 руб.; пеней по задолженности в ФСС в сумме 2553 руб.; пеней по ЕСН, зачисляемому в Федеральный бюджет в сумме 8663,86 руб., предусмотренные статьями 46, 47, 48 НК РФ истекли и налоговым органом утрачена возможность взыскания в бесспорном порядке такой задолженности. Доказательством обратного не могут служить представленные в материалы дела ненормативные правовые акты инспекции: требование № 35755 по состоянию на 10.08.2012 об уплате пеней на сумму 36790,50 руб., решение № 17885 от 24.09.2012 о взыскании налогов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках на сумму пеней в размере 36790,50 руб., исходя из указанных дат создания таких актов (10.08.2012 и 24.09.2012), и периода образования сумм задолженности, указанной в справке инспекции № 74 по состоянию на 01.06.2013 (с 2004 года по 18.08.2010).
Факт утраты возможности взыскания спорных сумм вышеуказанной задолженности, отраженной в справке № 74, налоговым органом не опровергнут и не оспаривается.
В тоже время в справке № 74 по состоянию на 01.06.2013, выданной налогоплательщику, содержатся данные о задолженности в указанных выше суммах, без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком – заявителем, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Форма справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (выданной ИФНС России по городу Петропавловску-Камчатскому заявителю), не предусматривающая указание в ней информации об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Таким образом, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов с бюджетом в данном случае в справке должны содержаться не только сведения о реально существующей и подтвержденной задолженности, но и указание на утрату налоговым органом возможности ее взыскания.
Поскольку материалами дела подтверждено, что сведения, отраженные в справке, выданной налоговым органом, не отвечают вышеуказанным требованиям, то требования заявителя о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому по включению в справку № 74 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.06.2013 задолженности по налогам и пеням на сумму 165697,26 руб. без указания сведений об утрате возможности ее взыскания в принудительном порядке, в связи с пропуском срока, подлежат удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, требования заявителя о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому, выразившихся в выдаче справки № 74 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам по состоянию на 01.06.2013, содержащей данные о задолженности без указания на невозможность ее взыскания в принудительном порядке, в части отражения в этой справке задолженности по налогам и пеням на общую сумму 165697,26 руб. подлежат удовлетворению.
В целях устранения недостатков суд считает необходимым обязать налоговый орган дополнить справку № 74 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам по состоянию на 01.06.2013, информацией об утрате возможности взыскания задолженности а именно: задолженности по уплате налогов на общую сумму 165697,26 руб., сложившейся из недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент в сумме 47865 руб. и пени по этому налогу - 86245,86 руб.; пеней по налогу на прибыль в сумме 1108, 53 руб.; пеней налогу на пользователей автодорог в сумме 10187,66 руб.; пеней по прочим местным налогам и сборам в сумме 4473,78 руб.; пеней по страховым взносам в Пенсионный фонд в сумме 4599,57 руб.; пеней по задолженности в ФСС в сумме 2553 руб.; пеней по ЕСН, зачисляемому в Федеральный бюджет в сумме 8663,86 руб.
При разрешении вопроса о распределении между сторонами судебных расходов в виде уплаченной заявителем при обращении в арбитражный суд государственной пошлины, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 АПК РФ).
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
По смыслу приведенной нормы, налоговые органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, когда они выступают в суде как в качестве истцов или заявителей по делу, так и в качестве ответчиков.
Статья 333.40 НК РФ, устанавливающая основания и порядок возврата или зачета уплаченной государственной пошлины, не предусматривает возврат уплаченной при обращении с заявлением в арбитражный суд государственной пошлины стороне, в пользу которой принято решение, со стороны, освобожденной от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истца или ответчика.
Исходя из содержания указанных норм права, налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины в бюджет при обращении с исковым заявлением, ходатайством в арбитражный суд (в качестве истца), при обращении в арбитражный суд при подаче апелляционной, кассационной или надзорной жалоб (в качестве ответчика), то есть при совершении юридически значимого действия, предполагающего уплату государственной пошлины.
Вышеизложенное не означает, что налоговый орган должен быть освобожден от взыскания в пользу заявителя судебных расходов, понесенных последним в связи с уплатой государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Принимая во внимание указанное выше, а также правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 № 7959/08, с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2000 руб., уплаченные, согласно платежному поручению от 16.07.2013 № 118, при обращении общества с заявлением в суд.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 29, 101-103, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому, выразившиеся во включении в выданную справку № 74 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам по состоянию на 01.06.2013 задолженности по налогам и пеням на общую сумму 165697,26 руб., без указания сведений об утрате возможности её взыскания в принудительном порядке, в связи с пропуском срока.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому дополнить справку № 74 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.06.2013 информацией об утрате возможности взыскания задолженности по налогам и пеням на общую сумму 165697,26 руб.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому в пользу открытого акционерного общества «Дальневосточный научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации» судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.B. Вертопрахова