ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-2852/09 от 21.08.2009 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2852/2009

26 августа 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 26 августа 2009 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Е.B. Вертопраховой, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Закрытого акционерного общества рыболовецкого предприятия «Акрос»

к

Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае

об оспаривании постановления № 30-1-09/177 от 25.06.2009 о назначении административного наказания

при участии:

от заявителя:

– Зуева В.В. представитель по доверенности
 № 02/510 от 19.12.2008 (сроком до 31.12.2009 );

от ТУ ФСФБН в Камчатском крае:

- Карулина О.Г. представитель по доверенности
 № 3 от 11.01.2009 (сроком до 31.12.2009);

- Коломиец И.Е. представитель по доверенности № 7 от 15.01.2009 (сроком до 31.12.2009)

установил:

Закрытое акционерное общество рыболовецкое предприятие «Акрос» (далее – ЗАО «Акрос»; общество; заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее – ответчик; Управление Росфиннадзора в Камчатском крае; административный орган) от 25.06.2009 № 30-1-09/177.

В соответствии с оспариваемым постановлением Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 руб.

Представитель заявителя поддержала требования по основаниям, изложенным в заявлении. Сообщила, что дисбурсментский счет от 31.10.08г. № 120795 с перечнем и стоимостью оказанных услуг вместе с документами, подтверждающими расходы Агента, получены Обществом капитанской почтой 20.11.08г. и зарегистрированы в журнале входящей корреспонденции за № 1214. После чего, вышеуказанные документы 21.11.08г. представлены в уполномоченный банк вместе со справкой о подтверждающих документах. Поскольку срок, исчисленный с 20.11.2008, с учетом требований пункта 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее – Положение № 258-П), истекал 15.12.2008, справка с документами представлена Обществом в уполномоченный банк 21.11.2008, то срок представления Обществом справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов не нарушен. Приобщила выписку из книги регистрации почты, факсов, телеграмм за 2008 год.

Административным органом представлены материалы административного дела.

Представители ответчика требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснили, что согласно п. 2.1, 2.2, 2.4 Положения № 258-П датой оформления документа следует считать дату, указанную в дисбурсментских счетах от 28.10.2008 № 120792, 31.10.2008 № 120795, поэтому обязанность по предоставлению в Уполномоченный банк справки о подтверждающих документах общество должно было исполнить до 15.11.2008.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) доказательства по делу, суд считает, что требования ЗАО «Акрос» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Как установлено судом, 01.09.2008 ЗАО «Акрос» (вледелец) и японская компания - нерезидент «Sanko Progress Mabis Corporation» (агент) заключили общее агентское соглашение № 467/08.

В соответствии с п.п. 1-5 части 1 соглашения нерезидент обязуется оказывать услуги судам, являющимся собственностью Общества, а также управляемым и/или зафрахтованным владельцем, когда владелец получит право назначить собственного агента, предпринимать все необходимые шаги для обеспечения максимально эффективной обработки судов в порту и своевременного получения необходимых документов по запросу руководства порта и др. юридических лиц; надлежащим образом выполнять погрузку/разгрузку судов владельца, обеспечивать суда топливом, продовольствием, водой запчастями, осуществлять выдачу наличных денег капитанам и др.

Согласно пункту 2 части 3 указанного соглашения перечень оказанных Агентом услуг и понесенных в связи с их выполнением расходов, а так же агентское вознаграждение указываются в дисбурсментских счетах Агента.

29 октября 2008 года на основании указанного выше соглашения в уполномоченном банке Общество оформило паспорт сделки (далее – ПС) №08100027/0545/0000/4/0.

28 октября 2008 оформлен дисбурсментский счет № 120792 (портовые расходы на оказанные услуги, связанным с заходом ТР «Амбон» в п. Кусиро 28.10.2008) на сумму 326 107,00 японских йен.

31 октября 2008 оформлен дисбурсментский счет № 120795 (портовые расходы на оказанные услуги, связанным с заходом ТР «Амбон» в п. Сиогама с 30.10.2008 по 31.10.2008) на сумму 305 915,00 японских йен.

Дисбурсментские счета № 120795 от 31.10.2008, № 120792 от 28.10.2008 на суммы 305 915,00 и 326 107,00 японских йен соответственно, с перечнем и стоимостью оказанных Агентом услуг по указанному соглашению вместе с документами, подтверждающими расходы Агента, получены обществом капитанской почтой 20.11.2008 и зарегистрированы в журнале входящей корреспонденции за № 1214.

21 ноября 2008 года ЗАО «Акрос» в Уполномоченный банк была представлена справка о подтверждающих документах. К справке о подтверждающих документах был представлен дисбурсментский счет № 120795.

Управлением Росфиннадзора в Камчатском крае проведена проверка Общества по вопросу соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного контроля, в ходе которой установлено, что обществом не соблюдены требования пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ), пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Положения № 258-П, а именно: нарушен срок представления в Уполномоченный банк справки о подтверждающих документах - формы учета и отчетности, оформленной в установленном порядке на документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг по дисбурсментскому счету № 120795, выставленному 31.10.2008. Также в ходе проведения проверки установлено, что справка о подтверждающих документах, оформленная на дисбурсментский счёт № 120792 представлена не была.

По данному факту административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 10.06.2009 № 30-1-09/177, по результатам рассмотрения которого 25.06.2009 вынесено постановление № 30-1-09/177 о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с указанным выше постановлением административного органа, ЗАО «Акрос» оспорило его в судебном порядке.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учёта и отчётности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учётных и отчётных документов или паспортов сделок.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации, являясь органом валютного регулирования в Российской Федерации, издает в пределах своей компетенции акты валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета, отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона № 173-ФЗ, резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Порядок и срок представления резидентами уполномоченным банкам форм учета и отчетности - справок о подтверждающих документах и подтверждающих документов, связанных с проведением валютных операций установлен Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».

Согласно пункту 2.1 Положения № 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля, за их проведением резидент в порядке установленном Положением, представляет в банк паспорта сделки (ПС) документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие в частности, выполнение работ, оказание услуг.

Согласно пункту 2.2 Положения № 258-П подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, предусмотренном приложением № 1 к Положению.

В соответствии с пунктом 2.4 Положения № 258-П подтверждающие документы и справка предоставляются резидентом в установленный банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, после окончания месяца, в котором были оформлены документы, (в случае выполнения работ, оказания услуг) подтверждающие выполнение работ, оказание услуг. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.

Признавая Общество виновным в совершении административного правонарушения, административный орган исходил из того, что в соответствии с п. 2.4 Положения № 258-П срок, в течение которого резидент обязан представить в Уполномоченный банк справку о подтверждающих документах, исчислялся с 31.10.2008, даты выставления дисбурсментского счета № 120795.

По мнению Управления Росфиннадзора, срок, в течение которого резидент обязан представить в Уполномоченный банк справку о подтверждающих документах, связан с моментом оформления документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, а не с моментом получения Обществом оригиналов этих документов.

В силу изложенного административный орган пришел к выводу, что Общество обязано было в срок, не позднее 15.11.2008 представить в Уполномоченный банк справку о подтверждающих документах - форму учета и отчетности, оформленную в установленном порядке на документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг по дисбурсментскому счету № 120795, выставленному 31.10.2008 г. Однако, справка о подтверждающих документах была представлена 21.11.2008 г., то есть с нарушением срока на 6 дней.

Данные выводы Управления Росфиннадзора по Камчатскому краю суд считает ошибочными, основанными на неправильном толковании действующего законодательства.

Как следует из смысла пункта 2.4 Положения № 258-П датой оформления подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.

Согласно пункту 2 приложения 1 к Положению № 258-П в графе 1 справки о подтверждающих документах указывается дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг, при этом в графах 4-7 справки должна быть отражена точная сумма по подтверждающим документам в единицах валюты (стоимость работ, услуг), в графе 2 справки указывается в соответствии с видом подтверждающих документов один из кодов (01-14). Коду 04 отвечает «документ, подтверждающий факт выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, по смыслу положений названных норм для целей валютного контроля имеет значение дата (время) оформления любых документов, позволяющих установить факт выполнения работ, оказания услуг, а также их точную стоимость.

Согласно условиям агентского соглашения от 01.09.2008 № 467/08 заключенного между ЗАО «Акрос» и японской компанией «Sanko Progress Mabis Corporation» перечень оказанных Агентом услуг и понесенных в связи с их выполнением расходов, а так же агентское вознаграждение указываются в дисбурсментских счетах Агента. Компания в свою очередь, обязана оплачивать все фактические расходы агента, понесенные им в связи с предоставленными услугами.

Оказание услуг по агентскому соглашению оформлялось сторонами на основании установленного документооборота, при котором Агент направлял Обществу капитанской почтой оригиналы документов (дисбурсментский счет или инвойс) с перечнем и стоимостью оказанных им услуг вместе с доказательствами расходов произведенных Агентом за счет Общества для утверждения и оплаты Обществом.

Дисбурсментский счет № 120795 от 31.10.2008 с перечнем и стоимостью оказанных Агентом услуг по указанному договору вместе с документами, подтверждающими расходы Агента, получены Обществом капитанской почтой 20.11.2008, что подтверждается записью в журнале входящей корреспонденции за № 1214.

Таким образом, именно с момента получения представленного Агентом дисбурсментского счета № 120795 от 31.10.2008 с перечнем и стоимостью оказанных услуг и документов, подтверждающих расходы Агента, они могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих факт оказания услуг и точную их стоимость, а следовательно, значимом для целей валютного контроля.

При таких обстоятельствах суд считает, что у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения ЗАО «Акрос» к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ за нарушение срока представления в Уполномоченный банк справки о подтверждающих документах - формы учета и отчетности, оформленной в установленном порядке на документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг ввиду отсутствия события вменяемого ему административного правонарушения, поскольку дисбурсментский счет № 120795, выставленный 31.10.2008, получен Обществом капитанской почтой 20.11.2008, а 21.11.2008 ЗАО «Акрос» в Уполномоченный банк была представлена справка о подтверждающих документах в соответствии с требованиями пункта 2.4 Положения № 258-П, то есть не позднее 15 календарных дней, после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие (в случае выполнения работ, оказания услуг) выполнение работ, оказание услуг.

В силу пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Кроме того, Управление Росфиннадзора в Камчатском крае, вынося оспариваемое постановление, установило факт совершения административного правонарушения доказанным при совокупности следующих доказательств: протокол от 10.06.2009 № 30-1-09/177, агентский договор от 01.09.2008 № 467/08; паспорт сделки № 08100027/0545/0000/4/0; ведомость банковского контроля по ПС; дисбурсментский счёт № 120795 от 31.10.2008; дисбурсментский счёт № 120792 от 28.10.2008; справка о подтверждающих документах от 21.11.2008; выписка из ЕГРЮЛ от 16.01.2009, при этом, отразив в оспариваемом постановлении и протоколе от 10.06.2009 № 30-1-09/177 то обстоятельство, что справка о подтверждающих документах по дисбурсментскому счету № 120795 представлена в уполномоченный банк с нарушением срока, а справка о подтверждающих документах по дисбурсментскому счёту № 120792 не представлена в уполномоченный банк. Таким образом, установив факты непредставления справки о подтверждающих документах и представления справки о подтверждающих документах с нарушением срока по разным дисбурсментским счетам, административным орган вынес одно постановление и назначил обществу наказание в виде штрафа в пределах минимальной санкции, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, что противоречит ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании изложенного постановление Управления Росфиннадзора в Камчатском крае от 25.06.2009 № 30-1-09/177 по делу об административном правонарушении, надлежит признать незаконным и отменить, как не соответствующее действующему законодательству.

Поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины в рассматриваемом случае судом не разрешается.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае о назначении административного наказания от 25.06.2009 № 30-1-09/177, вынесенное в отношении закрытого акционерного общества рыболовецкого предприятия «Акрос», признать незаконным и отменить.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья Вертопрахова Е.В.