АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2855/2021
17 декабря 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2021 года.
Полный текст решения изготовлен декабря 2021 года .
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи О.Н. Бляхер, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Р. Беловой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску | акционерного общества «Тепло Земли» (ИНН <***>, ОГРН <***>) |
к | администрации Быстринского муниципального района (ИНН <***>, ОГРН <***>) |
о взыскании 1 046 333, 98 руб. |
при участии:
от истца: | ФИО1 – представитель по доверенности от 21.09.2021 (сроком по 31.12.2021); |
от ответчика: | ФИО2 – представитель по доверенности от 02.04.2021 (сроком по 31.12.2021). |
установил:
акционерное общество «Тепло Земли» (далее – истец, АО «Тепло Земли») обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Быстринского муниципального района (далее – ответчик, Администрация) о взыскании 2 937 563,98 руб. неосновательного обогащения.
Требования заявлены истцом со ссылкой на статьи 606, 623, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и мотивированы неисполнением ответчиком обязанности по зачету стоимости произведенного капитального ремонта имущества, арендованного по договору аренды сетей теплоснабжения от 15.10.2015,в счет арендной платы по договору, в результате чего на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение, составляющее стоимость произведенного истцом капитального ремонта.
В судебном заседании истец представил суду акт сверки взаимных расчетов по договору аренды сетей теплоснабжения от 15.10.2015 за период с 01.01.2016 по 30.11.2021, подписанный сторонами, и ходатайство об уменьшении исковых требований до суммы 1 046 333, 98 руб. неосновательного обогащения.
В порядке статьи 49 АПК РФ суд принял уменьшение размера исковых требований до указанной суммы.
Ответчик в судебном заседании иск не признал по доводам ранее представленного отзыва на иск, в котором указал, что часть стоимости работ по капитальному ремонту, выполненных во исполнение условий договора аренды от 15.10.2015, зачтена администраций по условиям договора в счет арендной платы по договору за 2018 год, часть стоимости выполненных работ по капитальному ремонту арендованного имущества не была принята к зачету, поскольку вид и стоимость работ не были согласованы сторонами. Полагал, что поскольку истец платежных документов о внесении арендной платы по договору аренды от 15.10.2015 за 2018 год ответчику не представил, оснований для определения расходов истца на капитальный ремонт арендованного имущества в качестве неосновательного обогащения ответчика не имеется.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к следующим вывода.
Как следует из материалов дела, 15.10.2015 между Эссовским сельским поселением в лице администрации Эссовского сельского поселения (арендодатель) и публичным акционерным обществом «Тепло Земли» (арендатор, в настоящее время – АО «Тепло земли») заключен договор аренды сетей теплоснабжения, по условиям которого арендодатель обязуется передать арендатору за плату и во временное пользование муниципальное имущество Эссовского сельского поселения, сведения о котором, включая технико-экономические показатели, техническое состояние, срок службы, балансовая и остаточная стоимость приведены в приложении №1 к договору (далее – договор аренды от 15.10.2015).
В соответствии с пунктом 1.2 договора арендатор обязуется принять имущество во временное пользование для организации теплоснабжения на территории Эссовского сельского поселения с условием, что все товары, работы, услуги, поставляемые в рамках договора, должны соответствовать требованиям ГОСТа 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, иным нормативным актам Российской Федерации, устанавливающим порядок и качество предоставления коммунальных услуг.
Целью передачи имущества является его содержание и эксплуатация арендодателем для осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению потребителям (населению и предприятиям) с. Эссо Быстринского района Камчатского края услуг теплоснабжения в объеме, полностью удовлетворяющем потребности потребителей, по тарифам, установленным нормативными актами Камчатского края (пункт 1.3). Целевым назначением имущества является оказание услуг по теплоснабжению потребителям (население и предприятия) с. Эссо Быстринского района Камчатского края (пункт 1.5).
В пункте 3.2.2 договора установлена обязанность арендатора эксплуатировать имущество в целях и в порядке, установленных пунктами 1.2, 1.3 договора, оказывать потребителям услуги в сфере теплоснабжения, при осуществлении деятельности с использованием имущества обеспечивать возможность получения потребителями соответствующих услуг, а также подключать потребителей к отдельным объектам имущества и (или) новым объектам теплоснабжения.
В соответствии с пунктами 3.2.3, 3.2.4 договора арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, проводить его текущий ремонт, нести расходы на его содержание, вносить арендодателю арендную плату в объеме и в сроки, предусмотренные пунктом 4.3. договора.
Согласно пункту 3.2.7 договора арендатор также обязан производить капитальный ремонт в пределах средств, согласованных с арендодателем и включенных в расчет тарифа, утвержденного Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края на территории Быстринского муниципального района на год, в том числе в счет арендной платы, согласно пункту 4.2. договора.
В разделе 4 договора стороны согласовали размер, сроки и порядок внесения арендной платы, в соответствии с которыми арендатор уплачивает арендодателю арендную плату размере 3 141 342,65 руб. в год (без учета НДС) ежегодно в срок до 25 декабря текущего года (пункты 4.1, 4.3).
Согласно пункту 4.2 договора арендатор вносит арендую плату путем проведения капитального ремонта имущества в пределах средств, согласованных с арендодателем и включенных в расчет тарифа, утвержденного Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края на территории Быстринского муниципального района на год, в соответствии со сметой, письменно согласованной с арендодателем.
В пункте 4.4 договора установлено, что датой внесения арендной платы является дата подписания сторонами актов выполненных работ по форме № КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме № КС-3.
В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 договора договор вступает в силу с момента государственной регистрации. Течение срока по договору наступает с момента подписания сторонами акта приема-передачи. Срок действия договора и срок аренды истекают 30.12.2020.
Во исполнение принятых на себя обязательств по акту приема-передачи от 15.10.2015 Администрация передала обществу в аренду согласованное договором имущество.
Дополнительным соглашением от ноября 2016 года № 1 раздел 4 договора дополнен пунктом 4.5, согласно которому, если по состоянию на 20 декабря текущего года сумма арендной платы, указанная в пункте 4.1 договора, превышает стоимость выполненных арендатором работ, указанных в пункте 4.2 договора, арендатор в срок до 25 числа текущего года оплачивает образовавшуюся разницу путем перечисления денежных средств на расчетный счет арендодателя. Если сумма арендной платы меньше стоимости выполненных работ в текущем году, то образовавшаяся разница засчитывается арендодателем в счет уплаты арендной платы арендатором в следующем году. При отсутствии в отчетном году произведенных арендатором работ по капительному ремонту имущества, сумма арендной платы, указанная в пункте 4.1, оплачивается арендатором в срок до 25 декабря оплачиваемого периода.
Дополнительным соглашением от 01.08.2017 № 2 из общего перечня переданного в аренду имущества исключена часть объектов, в связи с чем пункты 4.1, 4.3 договора изложены в новой редакции, согласно которой размер арендной платы снижен до 3 057 945,05 руб. в год без учета НДС, которая вносится арендатором ежегодно в срок до 25 декабря текущего года.
Дополнительным соглашением от 09.01.2018 № 3 внесены изменения в преамбулу договора и раздел 10 договора «Адреса, реквизиты и подписи» в части наименования и реквизитов арендодателя путем замены администрации Эссовского сельского поселения на администрацию Быстринского муниципального района.
Дополнительным соглашением от 08.02.2019 № 4 пункт 4.2 договора изложен в новой редакции – арендатор ежегодно в срок до 25 декабря текущего года перечисляет арендную плату за текущий год на лицевой счет администратора доходов бюджета (указаны реквизиты), то есть фактически исключен пункт о проведении зачета затрат на капитальный ремонт в счет арендной платы. Также исключены пункты 4.3, 4.4 и 4.5 договора; дополнен перечень имущества согласно приложению к соглашению, документы по имуществу и акт приема-передачи.
Дополнительным соглашением от 07.03.2019 № 5 пункт 4.1 изложен в новой редакции – арендная плата установлена 3 141 342, 65 руб. на весь период действия договора и изменению не подлежит; уточнены реквизиты платежа.
Дополнительным соглашением от 16.12.2020 № 6, которое вступает в силу с 31.12.2020 согласно пункту 3, внесены изменения в пункт 5.2 договора – срок действия договора истекает 30 ноября 2021 года. Пункт 4.1 содержит указание на размер арендной платы 3 141 342, 65 руб.
На момент рассмотрения дела договор прекратил свое действие.
Как указывает истец, в рамках договора аренды от 15.10.2015 стороны пришли к соглашению, что сдаваемое в аренду имущество, а именно: тепловые сети по ул. Тундровая № 4, № 2, по ул. Ленина к дому № 9, требуют капитального ремонта, который был выполнен истцом за счет собственных средств в счет арендной платы по договору.
Согласно иску ООО «Тепло земли» выполнило работы по капитальному ремонту арендованных сетей на сумму 2 937 563,98 руб., в том числе: капитальный ремонт тепловой сети по ул. Тундровая от дома № 4 к дому № 2 на сумму 2 231 651,40 руб.; капитальный ремонт тепловой сети <...> к дому № 9 с. Эсо на сумму 554 085,52 руб.; капитальный ремонт тепловой сети по ул. Комсомольской, 3-А-4, с. Эссо на сумму 151 827,06 руб.
Работы на сумму 2 231 651,40 руб. за капитальный ремонт тепловой сети по ул. Тундровая от дома № 4 к дому № 2 приняты ответчиком в полном объеме, о чем сторонами подписаны акты по форме КС-2 от 15.11.2018 и справка по форме КС-3 от 14.11.2018 на сумму 2 231 651,40 руб.
Работы по капитальному ремонту тепловой сети <...> к дому № 9 с. Эссо на сумму 554 085,52 руб. и по капитальному ремонту тепловой сети по ул. Комсомольской, 3-А-4, с. Эссо на сумму 151 827,06 руб. ответчиком не приняты, однако претензий по объему и качеству работ Администрацией не предъявлено.
Истец выставил в адрес ответчика счета и счета-фактуры на оплату капитального ремонта от 14.11.2018 № 1754, от 14.11.2018 № 1755, от 14.11.2018
№ 1756.
Вместе с тем Администрация в соответствии с условиями пункта 4.4 договора аренды от 15.10.2015 зачет стоимости работ по капитальному ремонту в счет уплаты арендной платы за 2018 год по договору не произвела. Как следует из иска, с учетом отказа ответчика в названном зачете, общество оплатило арендную плату по договору аренды от 15.10.2015 за 2018 год в полном объеме.
Претензией от 11.09.2020 № 1997 истец обратился к ответчику с требованием об оплате стоимости произведенного капитального ремонта в сумме 2 937 563,98 руб., которое было оставлено ответчиком без удовлетворения.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 046 333,98 руб. (с учетом принятого судом уточнения истцом размера исковых требований).
Судом установлено, что в решении Арбитражного суда Камчатского края от 17.08.2020 по делу № А24-9278/2019 между теми же сторонами, вступившим в законную силу, дана оценка договору аренды сетей теплоснабжения от 15.10.2015.
Суд пришел к выводу, что, исходя из содержания условий договора от 15.10.2015, правоотношения сторон по поводу использования спорного имущества являются арендными и регулируются нормами главы 34 ГК РФ. При этом учитывая специфику арендованного ответчиком имущества (объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности), к возникшим правоотношениям сторон также подлежат применению нормы Федерального закона от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены следующие вопросы: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Часть 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении предусматривает, что договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 настоящей статьи, является ничтожным.
В материалах рассматриваемого дела отсутствуют какие-либо доказательства того факта, что находящиеся в аренде ООО «Тепло земли» объекты теплоснабжения введены в эксплуатацию более 5 лет назад. В этой связи суд приходит к выводу о том, что правоотношения сторон по поводу использования спорного имущества являются арендными и регулируются нормами главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
Пунктом 2 статьи 623 ГК РФ установлено, что в случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды.
Вместе с тем, муниципальное теплосетевое имущество, которое предоставляется во временное пользование и владение арендатору в целях организации качественного и бесперебойного теплоснабжения, имеет специальный режим и регулируется положениями Закона о теплоснабжении.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.3 Закона о теплоснабжении арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.
При этом передача в аренду указанного имущества направлена не на его использование в целях удовлетворения потребностей самого арендатора, а на осуществление арендатором своей хозяйственной, деятельности в целях извлечения прибыли при эксплуатации этих объектов.
Кроме того, расходы арендатора на осуществление ремонта объектов теплоснабжения учитываются при формировании его необходимой валовой выручки, определяемой регулирующим тарифным органом при утверждении соответствующего тарифа ресурсоснабжающей организации (Приказ Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения»).
Таким образом, общество, приняв в аренду муниципальные тепловые сети по договору аренды от 15.10.2015, обязано осуществлять их содержание, производить не только текущий, но и капитальный ремонт и нести соответствующие затраты за свой счет.
Следовательно, обязанность компенсировать затраты общества на ремонт и содержание арендованного имущества, и, соответственно, производить зачет стоимости этих работ в счет арендной платы по договору аренды от 15.10.2015 у администрации отсутствует.
При таких обстоятельствах, исковые требования ООО «Тепло земли» о взыскании с администрации 1 046 333,98 неосновательного обогащения являются необоснованными и не подлежат удовлетворении.
Поскольку в иске отказано расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме 23 463 руб. относятся на истца. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 14 225 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 49, 104, 110, 167–170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в иске отказать.
Выдать акционерному обществу "Тепло Земли" справку на возврат из федерального бюджета 14 225 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья О.Н. Бляхер