АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2857/2009
24 августа 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 24 августа 2009 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Е.B. Вертопраховой, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению
Закрытого акционерного общества рыболовецкого предприятия «Акрос»
к
Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае
об оспаривании постановления № 30-1-09/173 от 25.06.2009 о назначении административного наказания
при участии:
от заявителя:
–Зуева В.В. представитель по доверенности
№ 02/510 от 19.12.2008 (сроком до 31.12.2009);
от ТУ ФСФБН в Камчатском крае:
-Карулина О.Г. представитель по доверенности
№ 3 от 11.01.2009 (сроком до 31.12.2009);
- Коломиец И.Е. представитель по доверенности № 7 от 15.01.2009 (сроком до 31.12.2009)
установил:
Закрытое акционерное общество рыболовецкое предприятие «Акрос» (далее – ЗАО рыболовецкое предприятие «Акрос»; общество; заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее – ответчик; административный орган; Управление Росфиннадзора в Камчатском крае) от 25.06.2009 № 30-1-09/173.
В соответствии с оспариваемым постановлением Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 руб.
Представитель заявителя поддержала требования по основаниям, изложенным в заявлении. Утверждает о том, что инвойс № RM2K8-0924-1A от 24.09.08г. с перечнем и стоимостью оказанных Агентом услуг по договору вместе с документами, подтверждающими расходы Агента, получены Обществом капитанской почтой 30.10.2008, зарегистрированы в журнале входящей корреспонденции за № 1004. После чего, вышеуказанные документы 13.11.2008 были представлены в уполномоченный банк вместе со справкой о подтверждающих документах. Поскольку, срок исчисленный с 30.10.08г., с учетом требований пункта 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее – Положение № 258-П), истекал 15.11.08г., справка с документами представлена Обществом в уполномоченный банк 13.11.2008, то срок представления Обществом справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов не нарушен. Приобщила выписку из книги регистрации почты, факсов, телеграмм, инвойс № RM2K8-0924-1A от 24.09.08г., полученный заявителем 30.10.2008.
Представители ответчика требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве. Считают, что согласно п. 2.1, 2.2, 2.4 Положения № 258-П Общество обязано было в срок, не позднее 15.10.2008 г. представить в Уполномоченный банк справку о подтверждающих документах - форму учета и отчетности, оформленную в установленном порядке на документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг по инвойсу № RM2K8-0924-1A, выставленному 24.09.2008 г. Справка о подтверждающих документах была представлена 13.11.2008 г., то есть, с нарушением срока на 29 дней.
Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) доказательства по делу, суд считает, что требования ЗАО «Акрос» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Как установлено судом, 01 мая 2008 года ЗАО «Акрос» (Компания) и корейская компания «RainbowMaritimeCo., LTD» (далее по тексту – нерезидент, агент) заключили агентский договор.
Согласно п.п. а, б указанного договора, основная деятельность Агента заключается в осуществлении агентского обслуживания судов при заходах в иностранные порты и на рыбном промысле, поставках судового снабжения, импортно-экспортных операциях, как в пределах Кореи, так и в других странах, судоремонте и наблюдении за судоремонтом, а также иной деятельности, связанной с оказанием работ и услуг. Основная деятельность Компании заключается в производстве высококачественной рыбопродукции и ее экспорта, а также других импортно-экспортных операциях, связанных с эксплуатацией и ремонтом судов Компании.
Согласно пункту 1.3. указанного договора Агент принял на себя обязательство оплачивать все статьи расходов, связанные с агентированием флота Компании. Компания в свою очередь, обязана по получению почтой или нарочным оригинальных документов, подтверждающих эти расходы, возместить их Агенту.
Согласно пункту 2.1 указанного договора перечень оказанных Компании услуг, понесенных в связи с их выполнением расходов, а также агентское вознаграждение указываются в дисбурсментских и других счетах Агента.
04 июля 2008 года на основании указанного выше договора в уполномоченном банке Общество оформило паспорт сделки (далее – ПС) №08070005/0545/0000/4/0.
24 сентября 2008 года корейская компания «RainbowMaritimeCo., LTD» выставила инвойс № RM2K8-0924-1A за услуги по обработке груза на сумму 6827,79 дол. США.
Инвойс № RM2K8-0924-1A от 24.09.08г. с перечнем и стоимостью оказанных Агентом услуг по указанному договору вместе с документами, подтверждающими расходы Агента, получены обществом капитанской почтой 30.10.2008 и зарегистрированы в журнале входящей корреспонденции за № 1004.
13 ноября 2008 года ЗАО «Акрос» в Уполномоченный банк была представлена справка о подтверждающих документах. К справке о подтверждающих документах был представлен вышеуказанный инвойс.
Управлением Росфиннадзора в Камчатском крае проведена проверка Общества по вопросу соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного контроля, в ходе которой установлено, что обществом не соблюдены требования пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ), пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Положения № 258-П, а именно: нарушен на 29 дней срок представления в Уполномоченный банк справки о подтверждающих документах - формы учета и отчетности, оформленной в установленном порядке на документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг по инвойсу № RM2K8-0924-1A, выставленному 24.09.2008 г.
По данному факту административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 10.06.2009 № 30-1-09/173, по результатам рассмотрения которого 25.06.2009 вынесено постановление № 30-1-09/173 о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным выше постановлением административного органа, ЗАО «Акрос» оспорило его в судебном порядке.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учёта и отчётности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учётных и отчётных документов или паспортов сделок.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации, являясь органом валютного регулирования в Российской Федерации, издает в пределах своей компетенции акты валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета, отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона № 173-ФЗ, резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Порядок и срок представления резидентами уполномоченным банкам форм учета и отчетности - справок о подтверждающих документах и подтверждающих документов, связанных с проведением валютных операций установлен Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее по тексту – Положение № 258-П).
Согласно пункту 2.1 Положения № 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля, за их проведением резидент в порядке установленном Положением, представляет в банк паспорта сделки (ПС) документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие в частности, выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пункту 2.2 Положения № 258-П подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, предусмотренном приложением № 1 к Положению.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения № 258-П подтверждающие документы и справка предоставляются резидентом в установленный банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие (в случае выполнения работ, оказания услуг) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
Признавая Общество виновным в совершении административного правонарушения, административный орган исходил из того, что в соответствии с п. 2.4 Положения № 258-П срок, в течение которого резидент обязан представить в Уполномоченный банк справку о подтверждающих документах, исчислялся с 24.09.2008, даты выставления инвойса № RM2K8-0924-1A.
По мнению Управления Росфиннадзора, срок, в течение которого резидент обязан представить в Уполномоченный банк справку о подтверждающих документах, связан с моментом оформления документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, а не с моментом получения Обществом оригиналов этих документов.
В силу изложенного административный орган пришел к выводу, что Общество обязано было в срок, не позднее 15.10.2008 г. представить в Уполномоченный банк справку о подтверждающих документах - форму учета и отчетности, оформленную в установленном порядке на документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг по инвойсу № RM2K8-0924-1A, выставленному 24.09.2008 г. Однако, справка о подтверждающих документах была представлена 13.11.2008 г., то есть с нарушением срока на 29 дней.
Данные выводы Управления Росфиннадзора по Камчатскому краю суд считает ошибочными, основанными на неправильном толковании действующего законодательства.
Как следует из смысла пункта 2.4 Положения № 258-П датой оформления подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
Согласно пункту 2 приложения 1 к Положению № 258-П в графе 1 справки о подтверждающих документах указывается дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг, при этом в графах 4-7 справки должна быть отражена точная сумма по подтверждающим документам в единицах валюты (стоимость работ, услуг), в графе 2 справки указывается в соответствии с видом подтверждающих документов один из кодов (01-14). Коду 04 отвечает «документ, подтверждающий факт выполнения работ, оказания услуг).
Таким образом, по смыслу положений названных норм для целей валютного контроля имеет значение дата (время) оформления любых документов, позволяющих установить факт выполнения работ, оказания услуг, а также их точную стоимость.
Согласно условиям агентского договора от 01.05.2008 заключенного между ЗАО «Акрос» и корейской компанией «RainbowMaritimeCo., LTD» Агент принял на себя обязательство оплачивать все статьи расходов, связанные с агентированием флота Компании. Компания в свою очередь, обязана по получению почтой или нарочным оригинальных документов, подтверждающих эти расходы, возместить их Агенту.
Оказание услуг по Агентскому договору оформлялось сторонами на основании установленного документооборота, при котором Агент направлял Обществу капитанской почтой оригиналы документов (дисбурсментский счет или инвойс) с перечнем и стоимостью оказанных им услуг вместе с доказательствами расходов произведенных Агентом за счет Общества для утверждения и оплаты Обществом.
Инвойс № RM2K8-0924-1A от 24.09.08г. с перечнем и стоимостью оказанных Агентом услуг по указанному договору вместе с документами, подтверждающими расходы Агента, получены Обществом капитанской почтой 30.10.2008, что подтверждается записью в журнале входящей корреспонденции за № 1004.
Таким образом, именно с момента получения представленного Агентом инвойса № RM2K8-0924-1А от 24.09.08 с перечнем и стоимостью оказанных услуг и документов, подтверждающих расходы Агента, они могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих факт оказания услуг и точную их стоимость, а следовательно, значимом для целей валютного контроля.
При таких обстоятельствах суд считает, что у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения ЗАО «Акрос» к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ за нарушение срока представления в Уполномоченный банк справки о подтверждающих документах - формы учета и отчетности, оформленной в установленном порядке на документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг ввиду отсутствия события вменяемого ему административного правонарушения, поскольку инвойс № RM2K8-0924-1A, выставленный 24.09.2008, получен Обществом капитанской почтой 30.10.2008, а 13.11.2008 ЗАО «Акрос» в Уполномоченный банк была представлена справка о подтверждающих документах в соответствии с требованиями пункта 2.4 Положения № 258-П, то есть не позднее 15 календарных дней, после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие (в случае выполнения работ, оказания услуг) выполнение работ, оказание услуг.
В силу пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного постановление Управления Росфиннадзора в Камчатском крае от 25.06.2009 № 30-1-09/173 по делу об административном правонарушении, надлежит признать незаконным и отменить, как не соответствующее действующему законодательству.
Поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины в рассматриваемом случае судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае о назначении административного наказания от 25.06.2009 № 30-1-09/173, вынесенное в отношении закрытого акционерного общества рыболовецкого предприятия «Акрос», признать незаконным и отменить.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья Е.B. Вертопрахова