АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2868/2014
11 сентября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 сентября 2014 года.
Полный текст решения изготовлен сентября 2014 года .
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Довгалюка Д.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пантяшиной Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным предписания от 19.03.2014 № 1;
об обязании возместить 260705,32 рублей
при участии:
от заявителя: | до перерыва: не явились; после перерыва: ФИО1 – представитель по доверенности № 23 от 16.06.2014 (сроком до 31.12.2014); ФИО2 – представитель по доверенности № 29 от 11.08.2014 (сроком до 31.12.2014); |
от заинтересованного лица: | ФИО3 – представитель по доверенности от 29.07.2014 (сроком до 31.12.2015); ФИО4 – представитель по доверенности от 29.07.2014 (сроком до 31.12.2015) |
установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1» (далее – заявитель, Учреждение, ГБУЗ «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края (далее – заинтересованное лицо, Территориальный фонд) от 19.03.2014 № 1, а также об обязании возместить денежные средства в сумме 260705,32 рублей, оплаченные Учреждением во исполнение оспариваемого предписания.
В обоснование заявленных требований Учреждение указывает, что в период с 17.02.2014 по 06.03.2014 в ГБУЗ «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1» была проведена комплексная проверка поступления и целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2013 по 31.12.2013. В ходе проверки Территориальным фондом был установлен факт нецелевого использования средств в части приобретения оборудования (холодильник, утюг, пылесос профессиональный и т.д.) стоимостью менее 100000 рублей, что явилось основанием для выдачи оспариваемого предписания.
Не соглашаясь с выводами о нецелевом использовании денежных средств, заявитель указывает, что пункт 7 Соглашения об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию № 1/2013, содержащий запрет на покупку основных средств, противоречит части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и пункту 5.4 «Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Камчатского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
Учреждение явку своего представителя в судебное заседание 28.08.2014 не обеспечило, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
В судебном заседании представители Территориального фонда с требованиями Учреждения не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, представили копию Соглашения об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 31.01.2013 № 1/2013 (далее – Соглашение № 1/2013).
Представители Территориального фонда пояснили суду, что приобретенные Учреждением в магазинах бытовой техники холодильник, утюги и пылесос согласно «ОК 013-94 Общероссийского классификатора основных фондов» относятся к разделу 16 0000000 «Инвентарь производственный и хозяйственный» и, соответственно, не могут быть оборудованием. Также пояснили, что в силу пункта 7 Соглашения № 1/2013 расходы на приобретение инвентаря производственного и хозяйственного не включены в структуру тарифа.
В судебном заседании 28.08.2014 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 04.09.2014.
В судебном заседании после перерыва представители Учреждения поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, а также в письменном уточнении к заявлению от 27.08.2014.
Представители заявителя пояснили суду, что Соглашением № 1/2013 установлен лишь тариф на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в то время как структура данного тарифа установлена частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», которая не содержит запрета на приобретение основных средств за исключением оборудования, стоимость которого превышает 100000 рублей.
Представители Территориального фонда в судебном заседании после перерыва поддержали свою правовую позицию по делу, считают оспариваемое предписание законным и обоснованным.
Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края от 11.02.2014 № б-р должностными лицами Территориального фонда в период с 17.02.2014 по 06.03.2014 проведена плановая комплексная проверка поступления и целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования денежных средств в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1» за период с 01.01.2013 по 31.12.2013.
В ходе проверки выявлено нецелевое использование Учреждением средств обязательного медицинского страхования в сумме 237004,84 рублей, выразившееся в приобретении основных средств (нарушение пункта 7 Соглашения № 1/2013 «Об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию»).
Результаты проверки отражены в акте б/н от 06.03.2014.
По итогам проведенной проверки 19.03.2014 Территориальным фондом выдано предписание № 1, которым ГБУЗ «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1» предписано в срок до 02.04.2014 восстановить средства обязательного медицинского страхования, израсходованные не по целевому назначению в сумме 237004,84 рублей, а также уплатить штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств в сумме 23700,48 рублей.
Не согласившись с полученным предписанием, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из содержания оспариваемого предписания, отзыва на заявление и пояснений представителей заинтересованного лица, данных в ходе судебного разбирательства по делу, выводы Территориального фонда о нецелевом использовании Учреждением денежных средств в сумме 237004,84 рублей основаны на том, что приобретенные на вышеуказанные средства штампы, печати, жалюзи, электрочайники, кофеварка, утюги, стенд, баннер и холодильник являются основными средствами, приобретение которых за счет средств обязательного медицинского страхования не предусмотрено Соглашением № 1/2013. По мнению Территориального фонда, приобретенные ГБУЗ «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1» основные средства являются «инвентарем производственным и хозяйственным» и не относятся к оборудованию, поименованному в части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Вместе с этим, Территориальным фондом не учтено следующее.
Права и обязанности медицинских организаций в области медицинского страхования установлены статьей 20 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 вышеуказанной статьи, медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частями 1 и 9 статьи 35 Закона № 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
В соответствии с положениями части 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ (в редакции действовавшей в проверяемый период) структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно частям 1 и 2 статьи 30 Закона № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования и устанавливаются тарифным соглашением.
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию установлена Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» (далее – Методика расчета).
В соответствии с пунктом 156 вышеуказанной Методики расчета, тарифы включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой. Постановлением Правительства Камчатского края от 28.12.2012 № 604-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Камчатского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее – Территориальная программа).
Порядок формирования тарифов на медицинскую помощь установлен пунктом 5.4 Территориальной программы, согласно которому формирование тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании и с учетом нормативов, определенных Территориальной программой ОМС.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы, включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других организациях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до 100000 рублей за единицу.
Тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются соглашением между Министерством здравоохранения Камчатского края, территориальным фондом обязательного медицинского страхования Камчатского края, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.
Из системного анализа вышеприведенных нормативных актов следует, что ни часть 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ, ни пункт 5.4 Территориальной программы не содержат запрета на приобретение медицинским учреждением основных средств. Действующей структурой тарифа на оплату медицинской помощи ограничены лишь расходы медицинских учреждений на приобретение оборудования стоимостью 100000 рублей и выше без какой-либо конкретизации относительно видов (типов) приобретаемого оборудования.
Из названных нормативных правовых актов не следует, что возможность отнесения расходов на приобретение оборудования стоимостью до 100000 рублей за единицу за счет средств обязательного медицинского страхования поставлена в зависимость от отнесения приобретаемого оборудования к тому или иному разделу «Общероссийского классификатора основных фондов», в частности к разделу 14 0000000 «Машины и оборудование».
Согласно Методическим указаниям по применению инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н, в учреждениях здравоохранения Российской Федерации, в учреждениях здравоохранения к производственному инвентарю относятся, например: мебель медицинская, холодильники и морозильные камеры, электроприборы для приготовления пищи, машины и приборы для механизации кухонных работ, электроприборы для нагрева жидкостей, электроприборы для отопления, электроприборы мягкой теплоты и излучатели (электроодеяла, электроподушки, электрогрелки, электробинты, электроковрики, электроматрасы и др.), машины посудомоечные, машины стиральные, электроприборы для глажения, электроприборы санитарно-гигиенические, емкости для хранения жидкостей и т.п.; к хозяйственному инвентарю - предметы конторского и хозяйственного обзаведения, непосредственно не используемые в производственном процессе, - мебель для административных помещений, изделия текстильные швейные (кроме одежды), ковры и ковровые изделия, часы, сейфы, несгораемые шкафы, бронированные двери и камеры, приборы бытовые электрообогревательные, предметы противопожарного назначения, спортивный инвентарь.
По мнению суда, отнесение спорных основных средств к инвентарю производственному и хозяйственному, отражение затрат на тех или иных счетах бухгалтерского учета, равно как и фактическая принадлежность приобретенных основных средств к различным учетным группам, само по себе не свидетельствует о нецелевом использовании Учреждением средств обязательного медицинского страхования.
Так, в соответствии с пунктом 158 Методики расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (в редакции, действовавшей в проверяемый период), в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В силу пункта 159 Методики расчета, к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), относятся: затраты на оплату труда персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; материальные запасы, полностью потребляемые в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с табелем оснащения медицинской организации (ее структурного подразделения) медицинским инструментарием, мягким инвентарем, изделиями медицинского назначения для оказания данного вида медицинской помощи (по профилю), нормами лечебного и профилактического питания; затраты (амортизация) оборудования, используемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с табелем оснащения медицинской организации (ее структурного подразделения) медицинским оборудованием.
В соответствии с пунктом 160 Методики расчета, к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся: затраты на оплату труда персонала учреждения, не участвующего непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); хозяйственные расходы; затраты на уплату налогов (кроме начислений на выплаты по оплате труда), пошлины и иные обязательные платежи; затраты (амортизация) зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Сведений о том, что спорные основные средства не используются Учреждением в целях оказания медицинской помощи и (или) в целях обеспечения деятельности данной медицинской организации в целом и не могут быть отнесены к хозяйственным расходам, ни материалы настоящего дела, ни акт проверки от 06.03.2014 не содержат.
Довод представителей Территориального фонда о том, что запрет на приобретение основных средств прямо предусмотрен Соглашением № 1/2013 (в редакции Соглашения № 3/2013) судом не принимается, поскольку указанным соглашением устанавливается тариф, то есть ставка оплаты за медицинские услуги, предоставляемые медицинской организацией, в то время как стороны соглашения не наделены полномочиями по редактированию содержания структуры тарифа, содержащей перечень расходов, установленных частью 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ и пунктом 5.4 Территориальной программы.
Суд также считает необходимым отметить, что действующая с 01.01.2014 редакция части 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ прямо предусматривает, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, расходы на приобретение основных средств стоимостью до 100000 рублей. При этом названная норма относит к основным средствам как оборудование, так и производственный и хозяйственный инвентарь.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В связи с вышеизложенным, принимая во внимание ошибочность выводов Территориального фонда о нецелевом использовании Учреждением денежных средств в сумме 237004,84 рублей, затраченных на приобретение основных средств, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае у Территориального фонда отсутствовали правовые основания для выдачи оспариваемого предписания и возложения на Учреждение обязанности по восстановлению данной денежной суммы как необоснованно израсходованной, а также по уплате штрафа в размере 10 % от указанной суммы.
При таких обстоятельствах, требования заявителя о признании недействительным предписания от 19.03.2014 № 1 подлежат удовлетворению.
С учетом выводов суда о недействительности оспариваемого предписания, принимая во внимание, что Учреждением во исполнение данного предписания на лицевой счет Территориального фонда платежными поручениями № 81782 от 27.03.2014 и № 86172 от 28.03.2014 перечислены денежные средства в обшей сумме 260705,32 рублей, суд считает необходимым обязать Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Камчатского края в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу возвратить заявителю вышеуказанные денежные средства.
Решая вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при подаче заявлений о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для организаций составляет 2000 рублей.
Как установлено подпунктом 5 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ, при подаче заявлений о возврате (возмещении) из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы в размерах, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 25.11.2009 № ВАС-13085/09 по делу № А56-46381/2008, в том случае, когда фактической целью заявителя является взыскание из бюджета денежных средств, такого рода интерес носит имущественный характер независимо от способа защиты нарушенного права.
По смыслу норм, содержащихся в части 1 статьи 171, части 1 статьи 174, пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, в их взаимосвязи взыскание (возмещение) из бюджета денежных средств должно осуществляться на основании решения суда о взыскании этих средств, а решение суда, признающее ненормативный акт органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа недействительным, а решение, действие (бездействие) указанных органов незаконным и обязывающее совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя не может быть связано со взысканием денежных средств.
Поэтому если заявитель имеет намерение возвратить (возместить) из бюджета денежные средства он вправе обратится в суд с заявлением о возврате (возмещении) указанных сумм. Такое требование носит имущественный характер.
При обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением Учреждением заявлено требование неимущественного характера (о признании недействительным предписания), а также требование имущественного характера (об обязании возвратить уплаченные денежные средства).
Исходя из рассмотренных судом требований неимущественного характера и размера заявленных имущественных требований, общий размер государственной пошлины составляет 10214,10 рублей.
Из материалов дела следует, что Учреждением при обращении в суд уплачена государственная пошлина в размере 8214,10 рублей, рассчитанная исходя из размера заявленного имущественного требования. В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ данные судебные расходы подлежат взысканию с Территориального фонда в пользу заявителя.
Поскольку государственная пошлина за рассмотрение судом требования о признании недействительным предписания, подлежащая уплате в размере 2000 рублей, Учреждением при обращении в суд не уплачивалась, а Территориальный фонд в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, у суда отсутствуют основания для взыскания неуплаченной государственной пошлины с заинтересованного лица.
Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 110, 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявленные требования удовлетворить.
Предписание Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края от 19.03.2014 № 1 признать недействительным, как несоответствующее законодательству Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Обязать Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Камчатского края в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу возвратить государственному бюджетному учреждению здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1» денежные средства в сумме 260705,32 рублей.
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края в пользу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1»8214,10 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Д.Н. Довгалюк