ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-2925/20 от 10.09.2020 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2925/2020

10 сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2020 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи М.В. Карпачева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Магруд» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к

Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора

ФИО1, общество с ограниченной ответственностью «Моргидростой-Холдинг» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, выраженного письмом от 22.05.2020 № 41,

при участии:

от заявителя:

ФИО2 представитель по доверенности от 02.07.2020 (сроком на 1 год), диплом № 2836/2 от 08.07.2009, справка о заключении брака № 642-М; ФИО3 представитель по доверенности от 15.05.2020 (сроком на 1 год), диплом № 1855/6 от 20.06.2005, справка о заключении брака,

от заинтересованного лица:

ФИО4 представитель по доверенности №13 от 09.01.2020 (сроком по 31.12.2020), диплом № 77683 от 14.07.2004,

от ФИО1:

от ООО «Моргидрострой-Холдинг»:

ФИО3 представитель по доверенности от 03.07.2019 (сроком на 3 года), диплом № 1855/6 от 20.06.2005, справка о заключении брака,

не явились,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Магруд» (далее – заявитель, ООО «Магруд») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае (далее – заинтересованное лицо, Росимущество, управление) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, выраженного письмом от 22.05.2020 № 41.

Требование мотивированы со ссылками на пункт 1 статьи 29.20, подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Из текста заявления также следует, что управление не указывает с кем именно необходимо произвести согласование схемы. В части необходимости обоснования площади и границ образуемых земельных участков из текста заявления следует. что согласно схеме, направленной в адрес Росимущества, общество просит к выкупу земельный участок площадью 7 485 кв.м., т.к. площадь эквивалентную ранее предоставленной по договору аренды для эксплуатации здания (7320, 38 кв.м.).

Определением суда от 23.06.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1 и общество с ограниченной ответственностью «Моргидростой-Холдинг» (ИНН <***>, ОГРН <***>).

В судебное заседание представитель общества с ограниченной ответственностью «Моргидростой-Холдинг» не явился. О времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представители заявителя требования поддержали.

Представитель заинтересованного лица требования не признал. Заявил ходатайство об отложении судебного заседания, которое судом, с учетом мнения представителей заявителя и ФИО1, рассмотрено и не удовлетворено.

Представитель третьего лица поддержал требования заявителя.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, земельный участок, с кадастровым номером 41:01:0010127:85 площадью 37041 +/- 71 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации от 23.09.2005 № 41-41-01/038/2005-426.

Разрешенное использование определено – фактически занимаемый производственной базой.

Согласно выписке из ЕГРН от 19.11.2018 ООО «Магруд» является собственником объекта недвижимости (кадастровый номер 41:01:0010127:457).

ООО «Магруд» обратилось в Росимущество в Камчатском крае с заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с кадастровым номером 41:01:0010127:85:ЗУ1 для эксплуатации административного здания. К заявлению были приложены схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, согласованная с ФИО1 и копия выписки из ЕГРН в отношении здания. Указанное заявление зарегистрировано в управлении 21.04.2020.

Управление Росимущества в Камчатском крае 22.05.2020 подготовило письмо исх. № 41-ДБ-04/1584 по вопросу раздела земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010127:85, в соответствии с которым указало на то, что была представлена общая схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с целью образования трех земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010127:85. Вместе с тем, не представлено письменное согласие о разделе согласно схеме указанного земельного участка всех правообладателей всех объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке, а также отсутствует полное обоснование площади и границ образуемых участков, отсутствуют сведения о доступе к образуемым участкам. На основании изложенного раздел земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010127:85 не может быть осуществлен.

Не согласившись с отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, 4 незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №6/8 от 01.07.1996 и статья 201 АПК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекс (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).

Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение установлены статьей 39.20 ЗК РФ.

В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (пункт 2 статьи 39.20 ЗК РФ).

Статьей 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В соответствии с пунктам 1, 2 части 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

Статьей 11.4 ЗК РФ установлено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах: в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности; для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (пункт 6 статьи 11.4 ЗК РФ).

Пунктом 7 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Статьей 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (статья 11.10 ЗК РФ).

В силу части 12 статьи 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 утверждены требования к формату схемы расположения земельного участка (далее - Приказ № 762), которые детально приведены в Приложениях № 1 и № 2 к приказу.

В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ установлен перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Из содержания заявления, а также из данных в ходе судебного разбирательства пояснений заявителя следует, что необходимость в утверждении схемы расположения земельного участка обусловлена намерением ООО «Магруд» приобрести на основании статьи 39.20 ЗК РФ земельный участок, на котором расположен объект недвижимости (кадастровый номер 41:01:0010127:457.

Как следует из оспариваемого письма, обществу указано на то, что была представлена общая схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с целью образования трех земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010127:85. Вместе с тем, не представлено письменное согласие о разделе согласно схеме указанного земельного участка всех правообладателей всех объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке, а также отсутствует полное обоснование площади и границ образуемых участков, отсутствуют сведения о доступе к образуемым участкам. На основании изложенного, раздел земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010127:85 не может быть осуществлен.

Факт нахождения на спорном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего другим юридическим лицам, в том числе ООО «Моргидрострой-Холдинг», подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Вместе с тем, схема расположения земельного участка, представленная обществом в управление вместе с заявлением от 21.04.2020, с собственников недвижимости – ООО «Моргидрострой-Холдинг», расположенной на подлежащем разделу земельном участке, не согласовывалась.

При этом факт согласование заявителем с ООО «Моргидрострой-Холдинг» схемы расположения земельного участка в ходе рассмотрения настоящего дела и направления в адрес управления нового заявления не имеет правого значения для рассмотрения настоящего спора.

Таким образом, поскольку заявителем не представлено надлежащих доказательств получения согласия других правообладателей недвижимого имущества на земельном участке с кадастровым номером 41:01:0010127:85 на схеме раздела земельного участка при обращении в ТУ Росимущества в Камчатском крае, отказ признан судом не противоречащим действующему законодательству.

Ссылка заявителя об отсутствии необходимости согласования схемы расположения земельного участка с ООО «Моргидрострой-Холдинг», подлежит отклонению, как противоречащий пункту 4 статьи 11.2 ЗК РФ.

Относительно содержащихся в оспариваемом отказе ссылок на отсутствие полного обоснования площади и границ образуемых участков, отсутствие сведений о доступе к образуемым участкам суд исходит из положений статьи 11.9 ЗК РФ в разрезе обстоятельств настоящего спора. Как следует из договора аренды земельного участка и сторонами не оспаривается, для эксплуатации административного здания площадью 2849,1 кв.м. предоставлена часть земельного участка площадью 7320,38 кв.м. Вместе с тем, из текста заявления следует, что заявитель просит к выкупу земельный участок площадью 7 485 кв.м., указывая на эквивалентность площади, ранее предоставленной по договору аренды. При этом судом не установлена равнозначность указанных площадей земельного участка.

Как следует из оспариваемого отказа, один из оснований послужило отсутствие сведений о доступе к образуемым участкам, вместе с тем, из публичной кадастровой карты следует, что земельный участок, который ООО «Магруд» собирается приобрести на основании статьи 39.20 ЗК РФ расположен вдоль дороги и имеет подъезд.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая, что совокупность двух условий, при наличии которых оспариваемый отказ подлежит признанию судом недействительным, в данном случае отсутствует, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителей.

Руководствуясь статьями 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья М.В. Карпачев