ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-2941 от 05.10.2011 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                         Дело № А24-2941/2011

12 октября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 12 октября 2011 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи  Довгалюка Д.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ягодиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению открытого акционерного общества «Камчатнефтепродукт» (ИНН 4101026789, ОГРН 1024101022230)

об оспаривании постановления Камчатского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 32-ГСН от 04.07.2011 года по делу об административном правонарушении

при участии:

от заявителя:

Соловяненко В.В. – представитель по доверенности № 01-10/91 от 21.12.2010 года (сроком по 31.12.2011);

Киселев И.Г. – представитель по доверенности от 15.08.2011 года (сроком по 31.12.2011);

Рублевкина Ю.А. – представитель по доверенности от 10.06.2011 года (сроком до 31.12.2011);

от административного органа:

Нефедьева Л.Ф. –  и.о. руководитель управления;

Кузнецова Е.В. – представитель по доверенности от 20.07.2011 года (сроком на один год)

установил:

открытое акционерное общество «Камчатнефтепродукт» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением об оспаривании постановления Камчатского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – административный орган, Управление) № 32-ГСН от 04.07.2011 года, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 750000 рублей.

            В обоснование заявленных требований заявитель указывает в заявлении, что Общество не было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, 30.06.2011 года законный представитель Общества был ознакомлен с уже составленным протоколом об административном правонарушении по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, одновременно законному представителю было вручено определение о назначении времени и места рассмотрения дела по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ на 04.07.2011 года. Заявитель указывает, что 04.07.2011 года у законного представителя Общества был изъят протокол об административном правонарушении, составленный  по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и вручен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ, одновременно была оглашена резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении. Общество полагает, что имевшая место переквалификация совершенного правонарушения повлекла за собой ухудшение положения заявителя, что недопустимо. Кроме того, Общество указывает в заявлении, что совершенное ОАО «Камчатнефтепродукт» правонарушение квалифицировано по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ неправомерно, поскольку нарушение не является грубым, носит организационный характер и не представляло непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Общество указывает, что взрыв, в результате которого погибли трое работников ООО «Камчатмонтажспецстрой» произошел в результате самовольного проведения данными работниками огневых работ на резервуаре № 8, где они не должны были находиться. Заявитель полагает, что ненадлежащая организация Обществом работ на резервуаре № 9 не находится в причинно-следственной связи с аварией, произошедшей на резервуаре № 8.

            23.08.2011 и 03.10.2011 года Обществом в арбитражный суд представлены письменные дополнения к заявлению, в которых Общество указывает о том, что причинами аварии, произошедшей на территории нефтебазы ОАО «Камчатнефтепродукт» явилась не неудовлетворительная организация производства работ повышенной опасности при капитальном ремонте резервуара № 9, зарегистрированного в составе опасного производственного объекта, а самовольные действия исполнителей огневых работ, основным мотивом которых послужило желание выполнить больший объем работы, так как оплата работы бригады зависела от объема выполненных работ, тоннажа демонтированного метала. Общество указывает, что причинно-следственная связь между основными организационными моментами подготовки объекта к проведению работ по демонтажу металлоконструкций резервуара № 9 и взрывом на резервуаре № 8, произошедшем вследствие самовольных действий работников ООО «Камчатмонтажспецстрой», отсутствует. 

            В судебном заседании 29.09.2011 года представители Общества заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему. Пояснили суду, что проводимые огневые работы на резервуаре № 9 не могли повлиять на взрыв резервуара № 8. Также пояснили, что в материалах дела имеются два варианта акта технического расследования причин аварии, один из которых содержит указание только на наличие организационных причин аварий, второй вариант акта указывает о наличии как организационных, так и технических причин аварии. Считают, что имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что взрыв на резервуаре № 8 произошел только из-за причин технического характера, на резервуаре № 8 производство работ запланировано не было.

            В судебном заседании представители Управления с требованиями Общества не согласились по основаниям, изложенным в ранее представленном отзыве на заявление и дополнениях к нему. Пояснили суду, что в определении о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении было ошибочно указано на часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ, как протокол об административном правонарушении, так и оспариваемое постановлением были составлены по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ, оспариваемое постановление после его вынесения было оглашено в полном объеме. Пояснили, что дата составления протокола – 30.04.2011 года также указана ошибочно, протокол был фактически составлен 30.06.2011 года. Полагают, что взрыв на резервуаре № 8 произошел в результате отсутствия надлежащего производственного контроля при выполнении огневых работ на резервуаре № 9. Пояснили суду, что в ходе работы комиссии по расследованию причин аварии было подготовлено два варианта соответствующего акта, один из которых содержал указание на наличие технических причин аварии, среди членов комиссии имелись некоторые разногласия, однако в результате был принят вариант акт, в котором технические причины аварии в разделе № 6 акта указаны не были, однако в данном акте технические причины аварии отражены в разделе № 5 «Обстоятельства аварии, допущенные нарушения требований законодательства».

            В судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 00 минут 05.10.2011 года для представления дополнительных доказательств.

            Во время перерыва Управлением в арбитражный суд представлены документы, подтверждающие повторность совершения Обществом административного правонарушения по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ.

            В судебном заседании после перерыва представители участвующих в деле лиц поддержали свои правовые позиции по делу, новых доводов, пояснений, доказательств суду не представили.

            Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

            Как следует из материалов дела, на основании приказа Камчатского управления Ростехнадзора № 78 от 31.05.2011 года проведено расследование причин аварии и группового несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего 30.05.2011 года с ремонтным персоналом подрядной организации – ООО «Камчатмонтажспецстрой» на подземном резервуаре № 8 объемом 1000 м. куб. казематного типа «площадки комплекса по хранению и перевалке нефтепродуктов ОАО «Камчатнефтепродукт». По результатам данного расследования комиссией составлен акт технического расследования причин аварии, произошедшей 30.05.2011 года, а также акты расследования группового несчастного случая.

            На основании данных актов и других материалов расследования причин аварии, 30.06.2011 года начальником отдела горного и строительного надзора Камчатского управления Ростехнадзора Макаренко С.В. в отношении Общества и в присутствии его законного представителя составлен протокол об административном правонарушении № 32-ГСН.

            04.07.2011 года исполняющим обязанности руководителя Камчатского управления Ростехнадзора Нефедьевой Л.Ф. вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 32-ГСН, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 750000 рублей.

            Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке, обратившись в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

            Частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

            При этом согласно пункту 1 Примечаний к приведенной норме Кодекса, под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

            В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Согласно статье 2 Закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 3 Закона № 116-ФЗ требования промышленной безопасности представляют собой  условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

Частью 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

Согласно требованиям статьи 11 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и не оспаривается представителями участвующих в деле лиц, топливные резервуары № 8 и № 9 являются техническими устройствами, зарегистрированы в составе опасного производственного объекта – «Площадка комплекса по хранению и перевалке нефтепродуктов» в государственном реестре опасных производственных объектов, о чем выдано свидетельство о регистрации № А75-00103 от 10.12.200 года (т. 3 л.д. 116-118).

15.03.2011 года между ОАО «Камчатнефтепродукт» (Заказчик) и ООО «Камчатмонтажспецстрой» (Подрядчик) заключены договоры подряда № 11/11 и 12/11 на капитальный ремонт (замена) днища, стенки, кровли резервуаров ТБ-8 и  ТБ-9 объемом 1000 м. куб. (т. 1, л.д. 225-228, т. 3 л.д. 111-114). Разделом XI названых договоров подряда установлены сроки выполнения работ – с 15.05.2011 по 15.07.2011 года.

В соответствии с пунктом 5.1 указанных договоров Заказчик передает Подрядчику строительную площадку на период проведения работ и резервуар, предварительно очищенный собственными силами Заказчика от пыли, грязи и топлива. Данным пунктом на Заказчика также возложена обязанность произвести дегазацию резервуара, осуществлять противопожарные мероприятия при производстве ремонтных работ.

23.05.2011 года строительная площадка для производства ремонтно-строительных работ по резервуарам ТБ-8 и ТБ-9 передана Подрядчику, о чем составлен соответствующий акт (т. 3, л.д. 119).

В соответствии с пунктом 1.7 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 20.05.2003 года № 33, организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты нефтебаз или складов нефтепродуктов, обязана, в том числе: соблюдать требования Закона № 116-ФЗ; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать защиту объектов от проникновения и несанкционированных действий посторонних лиц.

Пунктом 4.1 названных Правил установлено, что работы восстановительного характера, включающие строительные, монтажные, пусконаладочные, а также работы по диагностированию оборудования должны проводиться в соответствии с требованиями нормативных документов по промышленной безопасности и организации безопасного проведения ремонтных работ в организации.

В соответствии с пунктом 1.6  Положения о порядке безопасного проведения ремонтных работ химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих опасных производственных объектах, утвержденного Постановлением Госгортехнадзора РФ от 10.12.1998 года № 7, до начала ремонтных работ заказчик обязан составить план подготовительных работ.

Пунктами 7.18, 7.21 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 года № 232, установлено, что ремонт резервуара осуществляется в соответствии с планом производства работ, составленным производителем работ и утвержденным главным инженером (директором) нефтебазы; ремонт резервуаров с ведением огневых работ может быть начат только после оформления наряда-допуска на выполнение работ повышенной опасности и акта о готовности проведения ремонта резервуара с ведением огневых работ.

Согласно требованиям пунктов 2.9, 3.3 Типовой инструкции по общим правилам безопасности при проведении огневых работ на предприятиях нефтепродуктообеспечения (ТОИ Р-112-15-95) проведение огневых работ как внутри, так и снаружи резервуаров допускается только после соответствующей их подготовки при наличии оформленного акта о готовности проведения ремонта резервуара с ведением огневых работ; во время проведения огневых работ должен осуществляться постоянный контроль за состоянием воздушной среды на рабочем месте и в опасной зоне.

В соответствии с пунктами 6.2.1.9, 6.4.28 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 06.05.2002 № 33, для проведения ремонтных работ на резервуарах кроме наряда-допуска составляется акт о готовности резервуара на проведение ремонта с ведением огневых работ по установленной форме; готовность резервуара к ремонту с ведением огневых работ оформляется актом установленной формы.

Постановлением Госгортехнадзора РФ от 23.06.2000 № 38 утверждена «Типовая инструкция по организации безопасного проведения огневых работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах. РД 09-364-00» (далее – Типовая инструкция).

Пунктом 2.2 Типовой инструкции установлено, что руководитель подразделения, где проводятся огневые работы, или лицо, его замещающее, назначает лиц, ответственных за подготовку и проведение огневых работ, а также определяет объем и содержание подготовительных работ, последовательность их выполнения, меры безопасности при выполнении огневых работ, порядок контроля воздушной среды и средства защиты, что подтверждается его подписью в пункте 8 наряда - допуска.

Согласно пункту 2.3 Типовой инструкции наряд - допуск составляется в двух экземплярах и передается лицам, ответственным за подготовку и проведение огневых работ, для выполнения мероприятий, указанных в нем.

В соответствии с пунктом 2.3 Типовой инструкции подготовка объекта к проведению на нем огневых работ осуществляется эксплуатационным персоналом цеха под руководством специально выделенного ответственного лица, в том числе и при выполнении работ на объекте сторонней организацией.

Пунктами 3.4, 3.5 Типовой инструкции установлено, что при подготовке к огневым работам руководитель структурного подразделения, где проводятся огневые работы, или лицо, его замещающее, совместно с ответственными за подготовку и проведение этих работ определяют опасную зону, границы которой четко обозначаются предупредительными знаками и надписями; места сварки, резки, нагревания и т.п. отмечаются мелом, краской, биркой или другими хорошо видимыми опознавательными знаками.

Согласно пункту 4.1 Типовой инструкции для проведения огневых работ должно быть назначено ответственное лицо из числа инженерно - технических работников цеха, не занятых в данное время ведением технологического процесса и знающих правила безопасного ведения огневых работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах.

Согласно требованиям пункта 4.3 Типовой инструкции во время проведения огневых работ должен осуществляться периодический контроль за состоянием воздушной среды в аппаратах, коммуникациях, на которых проводятся указанные работы, и в опасной зоне.

В соответствии с пунктом 4.6 Типовой инструкции перед началом огневых работ лицом, ответственным за проведение огневых работ, проводится с исполнителями инструктаж по соблюдению мер безопасности при проведении огневых работ на данном объекте. Проведение инструктажа фиксируется в наряде - допуске подписями исполнителей и ответственного за проведение огневых работ.

В соответствии с пунктом 5.2 Типовой инструкции руководитель структурного подразделения, где проводятся огневые работы, или лицо, его замещающее, обязан:

- разработать мероприятия по безопасному проведению огневых работ и обеспечить их выполнение;

- назначить ответственных лиц за подготовку и проведение огневых работ из числа инженерно - технических работников, знающих условия подготовки и правила проведения огневых работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах;

- перед началом проведения огневых работ проверить выполнение разработанных мероприятий, предусмотренных нарядом - допуском;

- в период проведения огневых работ обеспечить контроль за соблюдением требований настоящей Типовой инструкции;

- организовать контроль за состоянием воздушной среды на месте проведения огневых работ и в опасной зоне и установить периодичность отбора проб воздуха;

- обеспечить согласование наряда - допуска на проведение огневых работ с пожарной службой и, при необходимости, с другими службами предприятия и руководителями взаимосвязанного цеха, участка.

В соответствии с требованиями пункта 5.3 Типовой инструкции лицо, ответственное за подготовку оборудования и коммуникаций к проведению огневых работ, обязано:

- организовать выполнение мероприятий, указанных в наряде - допуске;

- проверить полноту и качество выполнения мероприятий, предусмотренных нарядом - допуском;

- обеспечить своевременное проведение анализов воздушной среды на месте проведения огневых работ и в опасной зоне;

- уведомить  руководителя  смежного  (технологически  связанного) подразделения о времени проведения огневых работ, об отключении линий коммуникаций и т.п.

Пунктом 5.4 Типовой инструкции установлено, что лицо, ответственное за проведение огневых работ, обязано:

- организовать выполнение мероприятий по безопасному проведению огневых работ;

- провести инструктаж исполнителей огневых работ, предусмотренный в п. 9 наряда - допуска;

- проверить наличие квалификационных удостоверений и талонов по технике пожарной безопасности у исполнителей огневых работ (сварщиков, резчиков), исправность и комплектность инструмента и средств для их выполнения, а также наличие и соответствие спецодежды, спецобуви, защитных щитков условиям проведения работ;

- обеспечить место проведения огневых работ первичными средствами пожаротушения, а исполнителей - дополнительными средствами индивидуальной защиты (противогазы, спасательные пояса, веревки и т.д.) и проконтролировать их правильное использование;

- находиться на месте огневых работ, контролировать работу исполнителей;

- знать состояние воздушной среды на месте проведения огневых работ и в случае необходимости прекращать их;

- при возобновлении огневых работ после перерыва проверить состояние места их проведения и оборудования; разрешить проводить работы только после получения удовлетворительного анализа воздушной среды в помещении и аппаратах;

- после окончания огневых работ проверить место их проведения на отсутствие возможных источников возникновения огня.

Согласно требованиям пункта 5.6 Типовой инструкции исполнители огневых работ обязаны получить инструктаж по безопасному проведению огневых работ и расписаться в наряде - допуске, а исполнителям подрядной (сторонней) организации - дополнительно получить инструктаж по технике безопасности при проведении огневых работ в данном цехе.

Пунктом 7.1.10 «Правил пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообеспечения. ВППБ 01-01-94» установлено, что наряд-допуск выписывается в двух экземплярах и утверждается руководителем или главным инженером предприятия. Один экземпляр наряда-допуска вручается непосредственно руководителю работ, другой хранится в течение года на объекте.

   В соответствии с пунктами 5, 12 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263, ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации; работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обеспечивает, в том числе, контроль за строительством или реконструкцией опасных производственных объектов, а также за ремонтом технических устройств, используемых на опасных производственных объектах, в части соблюдения требований промышленной безопасности.

Согласно положениям пункта 5.3 Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.10.2002 года № 61-А, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, осуществляют производственный контроль, являющийся частью системы управления промышленной безопасностью (СУПБ), путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации и ликвидации их последствий.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно пункту 3 указанной статьи лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою вину.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указал, что выяснение виновности юридического лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26 КоАП РФ.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Имеющиеся в материалах дела доказательства (протокол об административном правонарушении № 32-ГСН от 30.06.2011 года, акт технического расследования причин аварии (т. 1 л.д. 34-52), акт о расследовании группового несчастного случая (т. 1 л.д. 53-77), копия наряда-допуска от 27.05.2011 года, письменные объяснения должностных лиц и работников ОАО «Камчатнефтепродукт» и ООО «Камчатмонтажспецстрой», протоколы допросов свидетелей) в своей совокупности подтверждают факт нарушения Обществом требований промышленной безопасности, выразившихся: в проведении ремонтных работ на резервуаре № 9 без плана (проекта) производства работ, без составления акта о готовности проведения ремонта резервуара № 9 с ведением огневых работ; не назначении ответственных лиц за подготовку и проведение огневых работ на строительной площадке; не указании в наряде-допуске мер безопасности при проведении работ повышенной опасности; составлении наряда-допуска в одном экземпляре; не определении опасной зоны с обозначением ее границ предупредительными знаками и надписями, мест резки и нагревания; не проведении дополнительного инструктажа рабочих ООО «Камчатмонтажспецстрой» по технике безопасности при проведении огневых работ; отсутствии надлежащего контроля за организацией и выполнением работниками ООО «Камчатмонтажспецстрой» огневых работ при капитальном ремонте резервуара № 9.  Отсутствие надлежащего производственного контроля привело к самовольному проведению работниками ООО «Камчатмонтажспецстрой» огневых работ на резервуаре № 8, что, в свою очередь, послужило причиной неконтролируемого взрыва, разрушение данного резервуара и гибели людей.

Протокол об административном правонарушении № 32-ГСН от 30.06.2011 года подписан законным представителем Общества без замечаний, с указанием на его согласие с вменяемым Обществу нарушением.

При этом суд учитывает, что расследование причин аварии произведено в соответствии с требованиями статьи 12 Закона № 116-ФЗ и Порядка проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 30.06.2009 года № 191.

Акт технического расследования причин аварии, происшедшей 30.05.2011 года, подписан без замечаний всеми членами комиссии по техническому расследованию, в состав которой также входили представители Общества. Сведений об отказе членов комиссии от подписания данного акта, наличии особых мнений членов комиссии по результатам проведенного расследования, суду не представлено.

Как следует из акта технического расследования причин аварии, происшедшей 30.05.2011 года, комиссией в результате расследования установлены как причины данной аварии, так и ответственные должностные лица, в том числе должностные лица ОАО «Камчатнефтепродукт». Оснований для переоценки выводов комиссии у суда не имеется.

Наличие в материалах дела копий двух вариантов акта технического расследования причин аварии, происшедшей 30.05.2011 года, с указанием и без указания в разделе 6 акта на наличие технической причины аварии, согласуется с пояснениями, данными представителями Управления в ходе судебного разбирательства, и не свидетельствует, само по себе, о проведении технического расследования с нарушением установленного порядка. Кроме того, суд учитывает, что техническая причина аварии фактически указана в обоих вариантах данного акта (в разных разделах акта).

Рассматривая доводы Общества в части неправильной квалификации совершенного правонарушения, суд приходит к выводу, что действия Общества были правомерно квалифицированы административным органом по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ.

По мнению суда, вышеперечисленные нарушения требований промышленной безопасности привели к возникновению непосредственной угрозы жизни и здоровью людей. При этом, для правильной квалификации деяния не имеет значение наличие либо отсутствие причинно-следственной связи между данными нарушениями и гибелью работников ООО «Камчатмонтажспецстрой». Допущенные нарушения в проведении ремонтных работ на резервуаре № 9 сами по себе представляли непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. Данное правонарушение считается совершенным с момента нарушения установленных требований промышленной безопасности, а не с момента наступления каких-либо негативных последствий для жизни и здоровья людей.

Доказательств невозможности соблюдения Обществом установленных требований промышленной безопасности при производстве ремонта опасного производственного объекта в материалах дела не содержится.

Из материалов дела следует, что административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении были соблюдены все необходимые процессуальные нормы КоАП РФ. Существенных нарушений процессуальных требований при производстве и при рассмотрении дела об административном правонарушении, которые не позволили всесторонне, полно и объективно административному органу рассмотреть дело, арбитражным судом не установлено.

Ошибочное указание в уведомлении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и в определении о времени и месте рассмотрения дела на часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ не является существенным нарушением установленных процессуальных норм и не привело к нарушению каких-либо прав привлеченного к ответственности юридического лица. Протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено в присутствии законного представителя Общества, который имел возможность заявить свои возражения относительно квалификации вменяемого правонарушения.

Довод Общества об объявлении 04.07.2011 года только резолютивной части оспариваемого постановления материалами дела не подтверждается.

Административное наказание назначено Обществу с учетом всех обстоятельств дела, с учетом наличия обстоятельств, как смягчающих, так и отягчающих административную ответственность Общества, в пределах санкции, установленной  частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ.

 В силу части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в судебном заседании проверена законность и обоснованность оспариваемого постановления, установлен факт законных оснований для привлечения Общества к административной ответственности, проверив соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности и сроков давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины судом не решался, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Камчатского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 32-ГСН от 04.07.2011 года по делу об административном правонарушении отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                   Д.Н. Довгалюк