АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2988/2009
25 сентября 2009 года.
Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 25 сентября 2009 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи В.П. Березкиной, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску
Войсковой части 28611
к ответчику
Камчатскому краю в лице Министерства финансов Камчатского края
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора
Администрация Корякского автономного округа
о взыскании 9 713 936, 43 руб.
при участии:
от истца
Лынов А.В. – представитель по доверенности
№ 503 от 21.05.2009 (сроком на 1 год),
от ответчика
Березина М.Г. – представитель по доверенности
от 31.12.2008 (сроком по 31.12.2009),
от третьего лица
Скворцова Ю.В. – представитель по доверенности от 11.01.2009 (сроком по 31.12.2009),
установил:
Войсковая часть 28611 обратилась в арбитражный суд с иском к Камчатскому краю в лице Министерства финансов Камчатского края о взыскании в субсидиарном порядке долга Администрации Корякского автономного округа (далее – Администрация КАО) в размере 9 713 936, 43 руб.
Требование заявлено со ссылкой на ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал по доводам и основаниям иска.
Представитель ответчика исковые требования не признал по тем основаниям, что промежуточный ликвидационный баланс Администрации КАО на момент судебного заседания не составлен и не утвержден.
Представитель третьего лица полагал иск необоснованным, поддержал правовую позицию ответчика.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Камчатской области от 20.07.2007 по делу № А24-685/07-17 с Администрации КАО в пользу войсковой части 28611 взыскано 9 656 155,65 руб. долга, 59 780,78 руб. судебных расходов.
21.08.2007 указанное решение вступило в законную силу, выдан исполнительный лист, который предъявлен истцом в Отделение пгт. Палана Управления Федерального казначейства по Камчатскому края.
08.12.2008 в адрес истца поступило уведомление № 11768/1094 о неисполнении должником требований исполнительного документа. При этом взыскателю сообщено о возможности отзыва исполнительного документа и предъявления исковых требований к главному распорядителю средств бюджета.
Невозможность удовлетворения требований за счет основного должника послужила основанием для обращения истца с иском о взыскании долга по обязательствам администрации КАО в порядке субсидиарной ответственности с Камчатского края в лице Министерства финансов Камчатского края.
С 01.07.2007 года образован новый субъект Камчатский край в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации - Камчатской области и Корякского автономного округа.
Постановлением губернатора Камчатского края от 25.10.2007 № 130 «О временной системе управления Камчатским краем и временной структуре органов исполнительной власти Камчатского края» установлено, что Администрация КАО подлежит упразднению.
Распоряжением губернатора Камчатского края от 26.12.2007 № 1060-р образована ликвидационная комиссия упраздняемой администрации КАО.
Распоряжением губернатора Камчатского края от 25.06.2009 № 328-р срок действия ликвидационной комиссии установлен до 31.12.2009.
Распоряжением губернатора Камчатского края от 21.07.2008 №574-р совершение действий по утверждению промежуточных ликвидационных балансов и ликвидационных балансов, в том числе администрации КАО возложено на руководителя Агентства по управлению государственным имуществом Камчатского края.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Пунктом 2 статьи 62 ГК РФ предусмотрено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.
В силу пункта 4 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Согласно пункту 6 статьи 63 ГК РФ требования кредиторов ликвидируемого учреждения могут быть удовлетворены путем взыскания с собственника его имущества при недостаточности у должника денежных средств.
Специальные нормы ст.ст. 63, 64 ГК РФ предусматривают возможность кредитора обратиться в суд только в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требования, либо уклонения от дачи ответа.
Вместе с тем, достаточных доказательств, подтверждающих отказ ликвидационной комиссии Администрации КАО в удовлетворении требования об оплате 9 713 936, 43 руб. истцом в порядке ст. 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ основанием для привлечения к ответственности субсидиарного должника по обязательствам учреждения является установление факта недостаточности у учреждения денежных средств, позволяющих удовлетворить заявленные требования кредитора. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.
В силу п. 1 ст. 399 ГК РФ кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование.
Ликвидационная комиссия КАО не отказывала истцу в удовлетворении требований.
Из сообщения ликвидационной комиссии Администрации КАО от 06.04.2009 № 47 следует, что требования войсковой части 28611 о взыскании долга и судебных расходов учтены ликвидационной комиссией в реестре требований кредиторов Администрации КАО.
По смыслу пунктов 2, 5, 6 статьи 63, пунктов 2, 3 статьи 64 ГК РФ факт недостаточности денежных средств у ликвидируемого должника может быть установлен только после утверждения промежуточного ликвидационного баланса учреждения и удовлетворения требований кредиторов соответствующей очереди.
Вместе с тем промежуточный ликвидационный баланс Администрации КАО уполномоченным органом не утвержден, в том числе и на момент рассмотрения спора по существу, что подтверждается письмом Агентства по управлению государственным имуществом Камчатского края от 16.09.2009 № 01/2812-01-06.
В связи с этим, в материалах дела отсутствуют сведения о составе имущества должника и возможности удовлетворить требования кредиторов за счет его денежных средств и иного имущества, которым должник может самостоятельно распоряжаться.
На основании изложенного, суд считает недоказанным факт недостаточности у основного должника – Администрации КАО денежных средств, для удовлетворения требований истца.
При таких обстоятельствах требования войсковой части о взыскании с Камчатского края в лице Министерства финансов Камчатского края в субсидиарном порядке долга Администрации Корякского автономного округа в размере 9 713 936, 43 руб. удовлетворению не подлежат.
Государственная пошлина по иску составляет 60 069,68 руб., в силу ст. 110 АПК РФ относится на истца и подлежит взысканию в доход федерального бюджета, поскольку при обращении в суд истцу была предоставлена отсрочка по ее уплате.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-28, 101-103, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований.
Взыскать с войсковой части 28611 в доход федерального бюджета
60 069,68 руб. госпошлины.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья В.П. Березкина