АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-3006/2012
15 августа 2012 года.
Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 15 августа 2012 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Сакун А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к
Военному комиссариату Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 1049 руб. 34 коп.
при участии:
от заявителя:
ФИО1 – представитель по доверенности от 30.12.2011 № 04-33/00010 (сроком до 31.12.2012),
от ответчика:
ФИО2 – представитель по доверенности от 17.06.2010 № Ю/856 (сроком на три года),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (далее – Инспекция, налоговый орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о взыскании с Военного комиссариата Камчатского края (далее – ответчик) 1049 руб. 34 коп. составляющих задолженность по уплате налога на доходы физических лиц, целевого сбора на содержание милиции и благоустройства города и начисленных пеней, одновременно заявив ходатайство в восстановлении пропущенного срока на взыскание сумм обязательных платежей в судебном порядке.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылаясь на положения статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) указал, что за Военным комиссариатом Мильковского и Быстринского районов Камчатского края числится задолженность по уплате налога на доходы физических лиц за 2004 год в сумме 640 руб., целевого сбора на содержание милиции и благоустройства города Петропавловска - Камчатского в сумме 275 руб. 32 коп. и начисленных пеней по целевому сбору в сумме 134 руб. 02 коп. Для взыскания задолженности Инспекцией в порядке статей 46,47 НК РФ решения о взыскании задолженности за счет имущества предприятия (и денежных средств) не принимались. Поскольку в настоящее время числится задолженность налоговый орган обратился с заявлением о взыскании данной задолженности в судебном порядке.
Ответчик направил возражения на заявление, в которых требования заявителя отклонил. Указал, что является бюджетной организацией, не является плательщиком целевого сбора на содержание милиции и благоустройства города. Расчеты по целевому сбору не представлял в налоговый орган и не целевой сбор не исчислял. Доводы заявителя о наличии задолженности в связи с присоединением в 2008 году Военного комиссариата Мильковского и Быстринских районов Камчатского края отклонил, поскольку целевой сбор являлся местным налогом и был установлен на территории города Петропавловска- Камчатского, а не на территории других муниципальных образований. Указанное выше учреждение не осуществляло свою деятельность на территории города Петропавловска- Камчатского как непосредственно, так и через обособленные структурные подразделения. Требований об уплате целевого сбора комиссариату не предъявлялось и взыскание его в судебном порядке не производилось. Наличие недоимки по налогу на доходы физических лиц отрицает, в связи с ее уплатой в 2004 году платежным поручением от 15.12.2004 № 213 в сумме 640 руб.
В судебном заседании представитель заявителя представила для приобщения к материалам дела копию списка получателей средств бюджета Камчатского края и бюджетов муниципальных образований, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства на территории Камчатского края на 1 листе. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на взыскание задолженности в судебном порядке поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснила суду, что уважительных причин пропуска срока налоговый орган не имеет.
Представитель ответчика в удовлетворении ходатайства просила отказать за необоснованностью и в связи с отсутствием задолженности по целевому сбору и налогу на доходы физических лиц.
Ходатайство судом рассмотрено.
Представитель заявителя заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика требования заявителя не признала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Выслушав доводы представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что требования по заявлению не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ответчик – Военный комиссариат Камчатского края зарегистрирован в качестве юридического лица регистрирующим органом – Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
Наличие числящейся в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому по оперативно-бухгалтерскому учету за Военным комиссариатом Камчатского края задолженности по налогу на доходы физических лиц, целевому сбору на содержание милиции и благоустройства города и начисленных пеней в общей сумме 1049 руб. 34 коп. явилось основанием для обращения налогового органа с заявлением в арбитражный суд.
При этом Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому ссылается на имеющиеся у нее требования об уплате налогов, сборов и пеней в отношении Военного комиссариата Мильковского и Быстринского районов Камчатского края, а именно от 22.08.2004 № 94, от 23.08.2004 № 148.
В силу подпункта 1 части 2 статьи 45 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ), с 01.01.2007 года с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится только в судебном порядке.
Пунктом 6 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.
Из материалов дела следует, что Военным комиссариатом Камчатского края в отделении федерального казначейства открыт лицевой счет.
Следовательно, взыскание задолженности по налогам, сборам и пеням производится в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому выставила требование от 23.08.2004 № 148 об уплате целевого сбора и пени в общей сумме 409 руб. 34 коп., в котором указано в качестве задолженности налог на содержание милиции и срок его уплаты - 01.01.2004.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
При несвоевременной уплате налога в соответствии со статьей 75 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего дня за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
До введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей производилась Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
Подпунктом «ж» пункта 1 статьи 21Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели отнесены к местным налогам.
Решением Городской Думы города Петропавловска-Камчатского от 12.04.1994 № 926 в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» было утверждено Положение о целевых сборах с предприятий, учреждений, организаций и граждан – предпринимателей на содержание милиции, транспорта, благоустройство территории, нужды образования.
С введением в действие с 01.01.1999 части первой НК РФ, пунктами 4 и 5 статьи 12 НК РФ было установлено, что местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований; не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ статьи 12 и 15 НК РФ вводятся в действие со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» признан утратившим силу с 01.01.2005 Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ, а подпункт «ж» пункта 1 статьи 21 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 утратил силу в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 07.07.2003 № 117-ФЗ с 01.01.2004.
Следовательно, дата 01.01.2004 (указанная в требовании) является не сроком уплаты целевого сбора с предприятий, учреждений, организаций и граждан – предпринимателей на содержание милиции, транспорта, благоустройство территории, нужды образования, а датой, с которой данный сбор отменен.
В соответствии с пунктом 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платеже и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно пункта 1 Положения о целевых сборах с предприятий, учреждений, организаций и граждан – предпринимателей на содержание милиции, транспорта, благоустройство территории, нужды образования, утвержденного Решением Городской Думы города Петропавловска-Камчатского от 12.04.1994 № 926 (далее – Положение) плательщиками целевого сбора являются юридические лица – предприятия и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющие свою деятельность на территории города Петропавловска-Камчатского.
В тоже время, как видно текста Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, местонахождением государственного учреждения - Военного комиссариата Мильковского и Быстринских районов до его реорганизации в 2008 году являлось с. Мильково Милькоского района, ул. Ленинская, д. 32. (л.д. 18), а не город Петропавловск- Камчатский. Соответственно свою деятельность комиссариат осуществлял на территории Мильковского и Быстринских районов Камчатской области (Камчатского края), а не на территории города Петропавловска-Камчатского.
Доказательств наличия у Военного комиссариата Камчатского края задолженности по целевому сбору на содержание милиции, на которую начислялись пени, а также непосредственно расчет пени налоговым органом не представлено.
Не представлено и доказательств наличия задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 640 руб. («начисление 2004 года»), с учетом уплаты Военным комиссариатом Мильковского и Быстринского районов Камчатского края налога платежным поручением № 213 от 14.12.2004 в сумме 640 руб. В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком или плательщиком сбора.
Кроме того, взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя (до 01.01.2007) производилось в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 и 48 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ (в редакции действовавшей до 01.01.2007) решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не установлено частью 2 данной статьи.
Согласно пунктам 9 и 10 статьи 46 НК РФ положения данной статьи применяются также при взыскании пеней и штрафов.
Таким образом, меры, направленные на взыскание налога (сбора, пени, штрафа), должны быть предприняты налоговым органом в срок, не превышающий шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В силу статьи 75 НК РФ за уплату налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, налогоплательщику начисляются пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего дня за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Как установлено судом, следует из текста заявления и пояснений представителя заявителя в судебном заседании решения о взыскании задолженности в порядке статьи 46 НК РФ за счет денежных средств находящихся на счетах налогоплательщика налоговым органом не принимались.
Сроки добровольного исполнения требований истекли:
- № 94 от 22.06.2004 - 22.06.2004;
- № 149 от 22.06.2004 – 22.06.2004.
Срок для обращения в суд установлен статьей 48 НК РФ, является универсальным как для физических, так и для юридических лиц – составлял шесть месяцев, имел применительно к пункту 3 статьи 46 НК РФ пресекательный характер и восстановлению не подлежал.
Срок для обращения в суд с иском (заявлением) о взыскании причитающихся к уплате по указанным выше требованиям сумм налога на доходы физических лиц и целевого сбора истек 29.12.2004.
При этом согласно правовой позиции, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 № 8241/07, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Учитывая изложенное, ходатайство заявителя удовлетворению не подлежит.
Не подлежит удовлетворению ходатайство налогового органа в полном объеме также и по следующим основаниям.
Заявление о взыскании задолженности предъявлено налоговым органом 25.06.2012, о чем свидетельствует штамп арбитражного суда входящей корреспонденции на заявлении, то есть за пределами срока, установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ спустя более 7 лет.
Согласно статьи 117 АПК РФ пропущенный процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле. Одновременно с подачей ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока совершаются необходимые процессуальные действия.
Следовательно, срок подачи заявления, может быть восстановлен только при наличии доказательств подтверждающих пропуск срока по уважительным причинам.
Поскольку заявитель не представил суду аргументов и объективных доказательств в подтверждение факта пропуска им срока по уважительным причинам, в удовлетворении ходатайства судом отказано.
Пропуск срока по неуважительной причине является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителю.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении требований заявителю в судебном заседании, отказать.
Учитывая, что заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о ее взыскании судом не рассматривался.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 100,110, 115, 117, 167-171, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску - Камчатскому, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А. М. Сакун