ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-3061/07-18 от 15.01.2008 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОЙ  ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский                                                              Дело № А24-3061/07-18

Резолютивная часть решения объявлена  15 января 2008 года

Решение в полном объеме изготовлено    22 января 2008 года

Арбитражный суд Камчатской области в составе судьи Алексеевой Ж.П., при ведении протокола судебного заседания судьей Алексеевой Ж.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску: Открытого акционерного общества «Дальневосточная компания электросвязи»

к ответчику: Петропавловск-Камчатский городской округ в лице Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Камчатской области

Управление Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю

Государственное унитарное предприятие «Камчатское областное бюро технической инвентаризации»

ФИО1

о понуждении принять в муниципальную собственность жилое помещение

при участии:

от истца: ФИО2  -   представитель  по  доверенности  № ДСВ-9/КФ   от  21.12.2006  года  (до 31.01.2008  г.)

от ответчика: ФИО3  -  представитель  по  доверенности   № 06010006-59/2   от 09.01.2008  г.

от третьих  лиц:

Территориальное  управление Федерального  агентства  по управлению  федеральным  имуществом  по  Камчатской   области -  не  явились

Управление Федеральной  регистрационной  службы  по  Камчатскому  краю – не  явились

Государственное  унитарное  предприятие «Камчатское  областное  бюро   технической   инвентаризации» - ФИО4  -  представитель  по   доверенности  от 10.01.2008  г.

ФИО1 -   ФИО1

установил:

Истец, ОАО «Дальсвязь» в лице Камчатского филиала ОАО «Дальсвязь», обратился в Арбитражный суд Камчатской области с иском к ответчику, Петропавловск-Камчатский городской округ в лице Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского, в котором просит суд обязать Администрацию Петропавловск-Камчатского муниципального округа принять в муниципальную собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <...>.

Определениями от 10 августа 2007 года, от 28 сентября 2007 года суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Камчатской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю, Государственное унитарное предприятие «Камчатское областное бюро технической инвентаризации», ФИО1.

Определением от 22 ноября 2007 года суд принял уточнение истцом исковых требований в следующей редакции: «Прошу обязать Петропавловск-Камчатский городской округ в лице Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа принять в муниципальную собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <...>».

До начала судебного заседания и рассмотрения спора по существу от третьих лиц, Территориального  управления Федерального  агентства  по управлению  федеральным  имуществом  по  Камчатской   области и  Управления Федеральной  регистрационной  службы  по  Камчатскому  краю поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Судебное заседание в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) проводится в отсутствие надлежаще извещенных лиц.

Суд в порядке ст. 49 АПК РФ принял уточнений истцом исковых требований в части наименования объекта – жилые помещения (квартира), общей площадью 53,3 кв.м.

Представитель истца поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Считает, что, поскольку согласно Плану приватизации жилой фонд подлежал передаче в муниципальную собственность, у истца право собственности на квартиру не возникло. Однако истец является правопреемником ГПСИ «Россвязьинформ» и квартира находится на балансе истца. Решениями суда истцу и ФИО1 было отказано в признании права собственности. Поскольку в отношении квартиры право собственности не установлено, ФИО1 лишена возможности реализовать право на приватизацию квартиры. Целью заявленного иска является устранение препятствий для реализации ФИО1 права на приватизацию квартиры.

Представитель ответчика исковые требования не признала в полном объеме, по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Пояснила, что поскольку спорная квартира по причине регистрации договора дарения после утверждения Актов оценки стоимости имущества по состоянию на 01.07.1992 год не вошла в уставный капитал созданного акционерного общества и не была поименована в качестве имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность, данная квартира является собственностью РФ и подлежит передаче в муниципальную собственность в порядке, определяемом п. 11 ст. 154 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в ФЗ «об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а именно по решению соответствующего федерального органа исполнительной власти. В удовлетворении иска просила отказать.-

Представитель  ГУП «Камчатское областное бюро технической инвентаризации» исковые требования считает подлежащими удовлетворению. Пояснила, что собственником квартиры, расположенной по адресу: <...> является ГПСИ «Россвязьинформ» на основании договора дарения от 03 декабря 1993 года. ФИО5 являлся собственником данной квартиры на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 21 сентября 1993 года.

ФИО1 считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку после передачи квартиры в муниципальную собственность появится возможность ее приватизировать. Пояснила, что проживает в спорной квартире по адресу: <...>.

В своем мнении на иск Управление Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю указывает на то, что в государственной регистрации заявителю было отказано, поскольку согласно справке ГУП «камчатское областное бюро технической инвентаризации» № 1696 от 23.09.05 г. право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...> было зарегистрировано за ГУП «Россвязьинформ». То есть, ОАО «Камчатсвязьинформ» не было уполномочено распоряжаться правом на вышеуказанный объект недвижимости имущества, переданный им ОАО «Электросвязь» передаточным актом от 17.06.2001 г., совершенным в соответствии с договором о присоединении от 22.06.2001 г. Считает, что обстоятельством, имеющим юридическое значение при рассмотрении дела, является наличие права собственности на спорный объект недвижимости у истца.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Камчатской области в мнении на иск считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Считает, что спорный объект является объектом муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

Выслушав объяснений представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит  к   выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим снованиям.

Из  материалов  дела   судом   установлено.

12  мая 1994  года  Распоряжением   Государственного   комитета    Российской  Федерации   по  управлению  государственным  имуществом   № 1018-р  была  разрешена  приватизация   государственного   предприятия    связи   и  информатики  «Россвязьинформ»  Камчатской   области     путем  преобразования   в  акционерное  общество   открытого   типа «Камчатсвязьинформ».

19 июня 1994 года Комитетом по управлению государственным имуществом Камчатской области был утвержден План приватизации ГПСИ «Россвязьинформ» Камчатской области, согласованный с Администрацией Камчатской области 27 сентября 1994 года и Акт оценки стоимости зданий и сооружений данного предприятия. Согласно Плану приватизации имущество предприятия в целом до приватизации находилось в федеральной собственности.

В соответствии с п. 8 Плана приватизации ГПСИ «Россвязьинформ» Камчатской  области весь жилищный фонд подлежал передаче в муниципальную собственность.

Истец просит суд обязать ответчика принять в  муниципальную  собственность  объект  недвижимого  имущества: нежилое  помещение (квартира),  расположенное  по  адресу  <...>,  площадью   квартиры 53,3  квадратных  метров. При этом истец ссылается на то, что истцу было отказано в государственной регистрации права собственности на квартиру на основании абз. 6, 8, п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года (сообщение Главного управления Федеральной регистрационной службы по Камчатской области и Корякскому автономному округу от 18 октября 2005 года № 01/022/2005-813).

При этом в отказ был обусловлен тем, что согласно Справке ГУП «Камчатское областное бюро технической инвентаризации» № 1696 от 23 сентября 2005 года право собственности на квартиру зарегистрировано за Государственным предприятием связи и информатики «Россвязьинформ». В соответствии с п. 9 Плана приватизации ГПСИ «Россвязьинформ» жилищный фонд предприятия подлежал передаче в муниципальную собственность.

12 февраля 2007 года истец обратился к ответчику  с просьбой о принятии в муниципальную собственность объекта недвижимого  имущества: жилое  помещение (квартира),  расположенное  по  адресу  <...>,  площадью   квартиры 53,3  квадратных  метров.

Как  следует   из  пояснений     истца, целью  такого   обращения  (как  и  настоящего  иска)     является   предоставление    гражданке  ФИО1      возможности    приватизировать     спорную  квартиру  в  свою  собственность.

Однако, на обращение истца было дано сообщение, что данная квартира была приобретена государственным предприятием «Россвязьинформ» и не вошла в уставный капитал ОАО «Камчатсвязьинформ», а также не была своевременно передана в собственность города в соответствии с разделом 9 Плана приватизации, утвержденного 19 июня 1994 года, данное имущество продолжает оставаться в федеральной собственности (письмо № 01-01/812 от 15 мая 2007 года).  По  существу  истцу  было  отказано  в  принятии  в  муниципальную  собственность  спорной    квартиры.

Как  следует  из  материалов  дела,  ФИО5   на  основании  договора   на  передачу   жилого  помещения в  собственность   граждан  от 21   сентября  1993  года  с Администрацией  города  Петропавловска-Камчатского   стал  собственником   жилого  помещения  -  2-хкомнатной  квартиры  площадью 53,3 кв.метров (жилая  площадь 28,1   кв.м)  по    адресу    <...>. (далее  именуется  также  «квартира»,  «спорная  квартира»).  Названный  договор    был  зарегистрирован Муниципальным предприятием «Бюро технической инвентаризации г. Петропавловска-Камчатского» 21   сентября 1993  года.

В  дальнейшем  указанную     квартиру ФИО5 (даритель  по  договору)  подарил  ГПСИ «Россвязьинформ»  (одаряемый    по  договору)   на основании договора дарения  от 03.12.1993  года.     Данный договор дарения  был удостоверен 03 декабря 1993 года нотариусом г. Петропавловска-Камчатского ФИО6 за № 2157 и зарегистрирован в реестровую книгу МП «Бюро технической инвентаризации г. Петропавловска-Камчатского» 04 мая 1994 года под № 9-3175, инвентарное дело № 13173,   что  соответствовало  требованиям   ст.ст. 239, 257   Гражданского   кодекса РСФСР (действовавшего в  указанное  время).

Постановлением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского № 2206 от 11 июля 1994 года указанной квартире присвоен статус «служебная» и выдан ордер на имя ФИО1 (третье  лицо  по  делу), работавшей в ГПСИ «Россвязьинформ» с 1981 года и состоявшей в очереди на улучшение жилищных условий.

В момент заключения и регистрации 04  мая  1994  года договора дарения от 03.12.1993  года ГПСИ «Россвязьинформ» находилось в стадии приватизации путем преобразования вакционерное  общество  открытого  типа.

АООТ «Камчатсвязьинформ»  было  зарегистрировано Постановлением Градоначальника г. Петропавловска-Камчатского № 3281 от 22 сентября 1994 года.

В результате приватизации правопреемником ГПСИ «Россвязьинформ» Камчатской  области  стало АООТ «Камчатсвязьинформ» в соответствии с п. 2 Постановления Градоначальника г. Петропавловска-Камчатского № 3281 от 22 сентября 1994 года (в дальнейшем – ОАО «Камчатсвязьинформ»).

В  дальнейшем ОАО «Камчатсвязьинформ» было реорганизовано в форме присоединения к ОАО «Электросвязь» Приморского края (которое  стало  правопреемником ОАО «Камчатсвязьинформ») на основании договора о присоединении от 29 июня 2001 года и передаточного акта от 17 июня 2001 года,  что  подтверждается   представленным  в  материалы  дела   договором  присоединения,  уставом  истца. В приложении к передаточному акту от 17 июня 2001 года «Опись передаваемого имущества (здания)» указана спорная квартира.

ОАО «Электросвязь» Приморского края в дальнейшем было переименовано в ОАО «Дальневосточная компания электросвязи».

На  основании  изложенного,  истец   является    правопреемником  ГПСИ «Россвязьинформ» Камчатской области.

Как  следует  из  материалов  дела, план приватизации ГПСИ «Россвязьинформ» Камчатской   области   был утвержден 19 июня 1994 года Комитетом по управлению государственным имуществом Камчатской области,    27  сентября  1994  года   согласован  с  Администрацией  Камчатской    области.

В пункте  8  Плана  приватизации  ГПСИ «Россвязьинформ»    установлен  порядок   и  условия  использования объектов,  не  включенных в  уставный  капитал,  объектов,  не  подлежащих  приватизации  и  объектов,  для  которых  установлен  иной  режим  приватизации.  В  частности  в  отношении  жилищного  фонда    указано  -  передать  в  муниципальную  собственность.

Таким  образом,  образом    материалами  дела  подтверждается,  что квартира  была  приобретена   ГПСИ «Россвязьинформ»  04 мая 1994 года  в  период   приватизации  государственного  предприятия: то есть после подписания Акта оценки стоимости зданий и сооружений предприятия, Акта оценки стоимости имущества предприятия, являющихся Приложениями № 1 и № 9 к Плану приватизации ГПСИ «Россвязьинформ» и составленных по состоянию на 01 июля 1992 года и  до   создания   в  результате   приватизации  АООТ «Камчатсвязьинформ». В связи с чем, спорная квартира не была   указана  в  плане приватизации ГПСИ «Россвязьинформ»  и  приложениях  к  нему.

В соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 1 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятия, относятся исключительно к федеральной собственности. Согласно п. 6 раздела 4 данного приложения предприятия связи отнесены к объектам федеральной собственности, вследствие чего имущество ГПСИ «Россвязьинформ» в момент приватизации находилось в федеральной собственности.

Согласно положениям ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 1 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» № 4218-1 от 24 декабря 1992 года, действовавших в вышеуказанный период времени, жилые помещения,  включая  спорную  квартиру, относятся к жилищному фонду.

Порядок приватизации государственных и муниципальных предприятий регулировался Законом РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» № 1531-1 от 03 июля 1991 года. В соответствии с п. 5 ст. 2 данного закона приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации».

В п. 2 раздела 2 «Основных положений программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 341, указано, что данный правовой акт не регулирует приватизацию жилищного фонда.

Согласно п. 5 раздела 1 «Положения  о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 июля 1992 года № 721, стоимость объектов, в отношении которых предусмотрен особый режим приватизации, не подлежит включению в уставной капитал акционерного общества, и порядок дальнейшего использования таких объектов определяется планом приватизации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» жилищный фонд предусмотрен в перечне объектов, которые не подлежат включению в состав приватизируемого имущества.

Пунктом 6.14. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284 (в редакции, действовавшей на момент приватизации) предусмотренная обязанность органов местного самоуправления принять на баланс объекты, в том числе и жилищного фонда, не включенные в уставной капитал приватизируемого предприятия.

Согласно    п.3.  Постановления Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 235  утверждение плана  приватизации предприятия является решением о передаче таких объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

В  данном  случае  в    п.8  Плана    приватизации   ГПСИ  «Россвязьинформ»  Камчатской     области     указано    на  передачу  жилого  фонда в  муниципальную  собственность.

Материалами  дела    подтверждается,  что  спорная  квартира  действительно  не  вошла   в  уставный   капитал  АООТ  «Камчатсвязьинформ»     при  приватизации  ГПСИ  «Росвязьинформ» Камчатской   области.  Однако,  в  силу  действующего  на      момент    приватизации  законодательства, спорная  квартира  и  не  могла   войти  в  уставный  фонд   предприятия,  как   и  не  могла  быть   указана  в    качестве   имущества  ГПСИ «Росвязьинформ» Камчатской   области  в  приложениях  к   Плану  приватизации,  поскольку    была  приобретена  после  1   июля  1992  года.

Из представленных истцом документов следует, что договор дарения от 03.12.1993 года объекта недвижимого  имущества:  жилое  помещение (квартира),  расположенное  по  адресу  <...>,    был  зарегистрирован 04.05.1994 года, тогда как в Акте оценки стоимости здания и сооружений и Акте оценки стоимости имущества предприятия составлены (приложение  №  9), в соответствии с действующим в тот период  законодательством о приватизации,  указано    имущество по состоянию на 01.07.1992 года.

Как  уже  указано  в  решении согласно действующему   в  1994  году   законодательству  о приватизации  предприятий  объекты жилищного фонда не подлежали приватизации, оставались в государственной собственности и должны были передаваться в муниципальную собственность.

В соответствии с Приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 жилищный фонд отнесен к объектам муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 5 информационного письма ВАС РФ от 11 июня 1997 года № 15 объекты, указанные в Приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

В  данном  случае  не  имеет  правового значения     тот  факт,  что  квартира    длительное  время  (с сентября 1994  года)  не  была  передана  в  муниципальную  собственность.

Таким  образом, исследовав   материалы  дела,  оценив  представленные   суду  доказательства  в  их  совокупности,   суд  приходит  к   выводу,  что  требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно  ст. 333.21   Налогового кодекса Российской Федерации (НК  РФ)   размер  государственной   пошлины  по данному иску составляет   2 000 рублей.

При  обращении с иском в суд истец оплатил государственную пошлину в размере 2000 рублей, что подтверждается платежным поручением № 000025779 от 25.07.2007 года.

В  соответствии  с  положениями  ст.  110  АПК  РФ, поскольку в иск подлежит удовлетворению, государственная  пошлина   относится    на  ответчика и подлежит взысканию с него в пользу истца.

Руководствуясь статьями 1-3, 5-12, 17, 27, 28, 49, 65,  71,  101-103, 110, 156, 167-171, 176Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Исковые  требования  удовлетворить.

Обязать  Петропавловск-Камчатский   городской  округ  в   лице  Комитета  по  управлению  имуществом  Петропавловск-Камчатского  городского  округа  принять  от  Открытого акционерного  общества «Дальневосточная  компания электросвязи»  в  муниципальную  собственность  объект  недвижимого  имущества:  жилое  помещение (квартира),  расположенное  по  адресу  <...>,  площадью   квартиры 53,3  квадратных  метров.

Взыскать  с  Комитета  по  управлению  имуществом  Петропавловск-Камчатского   городского округа  в  пользу   Открытого акционерного  общества «Дальневосточная  компания электросвязи»   расходы  по  государственной    пошлине  в размере  2000  рублей.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев  со дня его вступления в законную силу.

Судья                                                                                                                       Ж.П.Алексеева